Диагностика и профилактика синдрома эмационального выгорания у психолога

Описание методики:

Методика представляет собой опросник, предназначенный для диагностики синдрома профессионального выгорания. Создана Бойко В.В. в 1996 году.

Теоретические основы:

В отличие от западных исследователей, В.В. Бойко предлагает классифицировать синдром эмоционального выгорания по стадиям; в свою очередь для каждой стадии характерны те или иные симптомы. Это отличает опросник Бойко, например от опросника Маслач.

Профессиональное выгорание - относительно устойчивое состояние, симптомами которого являются снижение мотивации к работе, повышенная конфликтность и возрастающее недовольство от выполняемой работы, постоянная усталость, скука, эмоциональное истощение, раздражительность и нервозность и т.д. Также как реакция на стрессовые ситуации различна у разных людей, являясь индивидуальной реакцией, симптомы синдрома выгорания строго индивидуальны и не проявляются все одновременно, представляя собой индивидуальные вариации. Развитие синдрома зависит от комбинации профессиональных, организационных и личностных факторов стресса. В зависимости от доли той или иной составляющей процесса будет различаться и динамика развития синдрома. Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще

В.В. Бойко рассматривает профессиональное выгорание с позиций общего адаптационнаго синдрома Г.Селье. Выделяют 3 стадии развития выгорания, каждая из которых проявляется в виде 4 симптомов:

Фаза напряжения.

Наличие напряжения служит предвестником развития и запускающим механизмом формирования синдрома профессионального выгорания. Тревожное напряжение включает следующие симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, чувство безысходности, тревога и депрессия.

Фаза резистентности.

Выделение этой фазы в самостоятельную, весьма условно. При осознании наличия тревожного напряжения, человек стремится избегать действия эмоциональных факторов с помощью ограничения эмоционального реагирования: неадекватного избирательного эмоционального реагирования, эмоционально-нравственная дезориентации, расширения сферы экономии эмоций, редукции профессиональных обязанностей.

Фаза истощения.

Характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстранённость, личностная отстранённость (деперсонализация), психосоматические и вегетативные проявления.

Развитие синдрома эмоционального выгорания зависит от внешних и внутренних факторов. К группе внешних факторов относятся условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности. Среди них доминирующую роль в развитии синдрома эмоционального выгорания играют: дестабилизирующая организация деятельности (нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация); повышенная ответственность за исполняемые функции и результат труда; неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности; психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал (у педагогов и воспитателей - это дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития; у врачей - тяжёлые, неизлечимые больные и т.д.).

К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, относятся: склонность к эмоциональной ригидности; интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности (данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело); слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности; нравственные дефекты и дезориентация личности.

Внутренняя структура:

Опросник состоит из 84 пунктов, группирующихся в 12 шкал. В свою очередь, шкалы группируются в три фактора, соответствующих трём выделенным Бойко стадиям эмоционального выгорания:

· «НАПРЯЖЕНИЕ»

1. Переживание психотравмирующих обстоятельств

2. Неудовлетворённость собой

3. «Загнанность в клетку»

4. Тревога и депрессия

· «РЕЗИСТЕНЦИЯ»

1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование

2. Эмоционально-нравственная дезориентация

3. Расширение сферы экономии эмоций

4. Редукция профессиональных обязанностей

· «ИСТОЩЕНИЕ»

1. Эмоциональный дефицит

2. Эмоциональная отстранённость

3. Личностная отстранённость (деперсонализация)

4. Психосоматические и психовегетативные нарушения

Интерпретация результатов.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (СКАЗКОТЕРАПИЯ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР, ФОРУМ-ТЕАТР, ШКОЛЬНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ)

Понятие насилие многозначно, оно используется не только в психологии, но и в юриспруденции. В разных науках насилие отождествляют с физическим, психологическим, экономическим ущербом, который люди наносят друг другу: насилие представляет собой целенаправленное ограничение свободы поведения, подчинение, нарушение прав и нанесения ущерба людям. Существует много форм насилия: домашнее насилие, война, террористические акты, захват в заложники, пленение и так далее.

Одним из частых явлений настоящего времени становится домашнее насилие. Домашнее насилие - это ситуация, когда один человек контролирует или пытается контролировать поведение и чувства другого члена семьи. Домашнее насилие это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, словесного, духовного, экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха.

Домашнее насилие включает случаи жестокого обращения с детьми, насилие, направленное на супруга (или партнера в отношениях), на родителя (например, в случае престарелых родителей). Оно включает: Физическое - пощечины, удары, побои, пинки, применение оружия. Сексуальное - принуждение к интимности, действия сексуального характера, нежелательное для партнера. Психологическое - изоляция от окружающего мира, угрозы, критика в адрес партнера, игнорирование. Экономическое - материально зависимому члену семьи выделяется ограниченная сумма денег, о которой он должен полностью отчитываться, лишение партнера права голоса при рассмотрении проблем семьи, запрещение работать.

Для людей, подвергшихся насилию, характерны: низкая самооценка, извращенное представление о семье, о роли женщины в обществе, оправдание действий обидчика, чувство вины и отрицание чувства гнева, которые они испытывают по отношению к обидчику, уверенность, что никто не может помочь им в решении проблемы насилия, вера в миф о насильственных отношениях в семье как нормальных отношениях между партнерами.

Оказывается, сказки могут не только сопровождать детей в неведомые волшебные страны и пространства, но и лечить.

Сказкотерапия— метод воздействия на детей с целью корректировки их проблем. Пользуются таким способом лечения педагоги, психологи, врачи. После консультации со специалистами такую методику могут применять и родители.

При помощи сказкотерапии помогают малышам, детям более старшего возраста и даже взрослым избавиться от страхов, нервных тиков, нервозности и др. Дети под целительны воздействием сказок излечиваются от энуреза, перестают вести себя не так, как все сверстники (девиантное поведение), начинают лучше учиться.

Сказкотерапия самым благотворным способом действует на детей, приводя к таким положительным результатам: Научит детей без трудностей общаться со сверстниками и со взрослыми. Расширит понимание ребёнком своего «Я» и окружающей действительности. Поднимет на более высокий уровень духовно-нравственные ценности малыша. Изменит речь детей в лучшую сторону. Скорректирует поведение ребёнка в социуме. Станет толчком для психофизического и эмоционального прорыва в развитии.

Если кратко охарактеризовать суть сказкотерапии, то это придумывание ребёнком/взрослым (или совместно) такой сказки, в которой бы встречались похожие трудности, что у малыша, и посредством сказочных персонажей или сюжета решение этих проблемы. Нередко родители или педагоги замечают, что ребёнок увлекается одной сказкой в течение долгого периода времени. Он не хочет слушать никакие другие повествования. Это говорит о том, что в этом фольклорном или авторском произведении есть моменты, сходные с теми, которые волнуют в этот момент малыша. Это может быть сюжет сказки или её главный герой, волшебство или умения победителя злодеев и т. п. Психологическая трактовка говорит о запрограммированности жизни ребёнка в любимых сказках, т. е. сказка — своего рода матрица жизни детей в этот возрастной период. Естественный процесс взросления и развития ребёнка «уводит» его от одной сказки к другой — это нормальное явление, ведь и его жизнь не стоит на месте.

Терапевтические сказки — какие они Все ли сказочные мотивы могут лечить детей? Какие сказки воздействуют на ребёнка самым лучшим образом? Такая терапия обладает целым арсеналом полезных сказок, действующих на детей как лекарство. Вид сказки Воздействие на ребёнка

Народная = художественная Учит детей сочувствовать, сопереживать, помогать друг другу, тем самым поднимая его духовно-нравственное развитие на более высокий уровень

Обучающая = развивающая Помогает ориентироваться в окружающем мире и правилах существования в нём, способствует быстрой адаптации к меняющимся условиям жизни Диагностическая Выявляет характер ребёнка, его проблемы, отношение к внешним «раздражителям» Психологическая Делает возможным преодоление своих страхов, неуверенности. Ребёнок вместе с главным героем учится справляться с проблемами

Художественные сказки знакомы всем с детства. Подчас мы не замечаем того терапевтического воздействия, которое они могут оказать. Например, сказка А. Н. Толстого «Приключения Буратино» поможет слишком доверчивым ребятишкам распознавать зло под личиной хитрости, покажет, к чему может привести непослушание. А в сказке А. С. Пушкина некоторые жадные малыши могут увидеть себя и своё поведение (сколько ни купи игрушек и угощений — всё время мало!). Ганс Христиан Андерсен в сказке «Принцесса на горошине» выставляет напоказ капризных и своенравных детей.
Форма сказочного повествования тоже может быть очень разнообразной. Притчи, легенды, анекдоты, басни, детективы, мифы и собственно сама сказка используются специалистами или родителями для достижения тех или иных целей.

Используя сказку для коррекции детских проблем, необходимо не только рассказывать, но и визуально подкреплять все действия, происходящие в повествовании. Для отражения персонажей сказки можно воспользоваться такими дополнительными средствами, как: рисование; лепка; аппликация; шитьё; вязание и др. Как интересно будет ребёнку проигрывать сказку, если персонажи будут сделаны его умелыми ручками или совместно со взрослыми! Наиболее продуктивной сказкотерапия будет, если использовать пальчиковый театр (вязаный, шитый, бумажный, из ложек и т. п.). Инсценировка сказки запомнится детям надолго, если они сами будут «превращаться» в тех или иных персонажей.

Из чего же состоит «Форум – театр»? Прежде всего – это короткая сцена (или несколько сцен) в основе которых ставится проблемный вопрос, затрагивающий и актеров и зрителей. За всем процессом следит человек, который не является частью представления, и стоит за его пределами. При этом он может разговаривать как с актерами, так и со зрителями. В большинстве случаев его называют Джокер или модератор. Сами зрители занимают центральное место в форум-театре. Важно отметить, что в данном случае зрители не просто созерцают происходящее на сцене, а являются непосредственными участниками действия. Так как актеры и зрители являются взаимозаменяемыми. Чтобы лучше понять технологию проведения форум-театра нужно разобраться в его структуре.

Сначала проигрываются одна или несколько сцен (с проблемной ситуацией). Затем ситуация воспроизводится еще несколько раз. Это делается для того, чтобы зрители в любой момент времени могли сказать «стоп». Сцена останавливается таким образом и актеры замирают. Затем, тот зритель, который остановил действие (почувствовав, что у него есть идея как решить данную проблему) заменяет одного из актеров на сцене и пробует изменить ситуацию. Получается, что зрители активно влияют на ход развития событий.

Ситуация, проигрываемая на сцене может быть остановлена в любой момент форум-театра и «перемотана» до точки, где зритель чувствует, что может вмешиваться. Важно обратить внимание, что не допускается замена такого игрока, который является ключевой фигурой в создании проблемы. Например, если человек является главным действующим лицом в проблеме, не допускается решение проблемы просто заменой этого человека или превращение его в более дружелюбного и любящего. Так как в реальной жизни мы вряд ли можем убрать или изменить человека как по мгновению волшебной палочки. Форум – театр – это реальные жизненные ситуации, которые происходили с актерами или зрителями. Следовательно, решение данных проблем также должны быть реальными и осуществимыми.

Перед тем, как начать разрабатывать сценарий форум-театра стоит ответить на несколько вопросов:

· Что происходит? Что именно показывает и о чем рассказывает данная ситуация.

· Где это происходит? Определить место действия, условия, в которых происходит событие.

· Кто участвует? Какие герои в данной ситуации.

· Когда это происходит? Важно определить место и время действия, что происходит вокруг ситуации, кто за ней наблюдает.

· Что каждый участник хочет, чтобы произошло?

После того, как найдены ответы на главные вопросы, и выбрана ситуация для «форум – театра», сцена должна быть отрепетирована. Как уже говорилось в начале, зрители в любой момент времени могут говорить «стоп» и «перематывать» события. Следовательно, выбранная постановка должна быть повторяемой.

В любой ситуации, разыгрываемой в «форум-театре» должно быть создано некоторое напряжение. Так, было бы идеально, если у ситуации будет завязка сюжета, развитие, кульминация и развязка. Но при этом, проигрывать на сцене нужно только до самого кульминационного момента, чтобы дальнейший ход развития событий был хоть и понятен, но оставался за кадром происходящего. Но, не смотря на создание напряжения на сцене, джокер, актеры и зрители должны быть уверены в том, что проблема будет решена.

Психологический театр – это метод психотерапии, основанный на воспроизведении разнообразных сцен и значимых ситуаций из жизни клиента в процессе совместного творчества. Основой метода является театрализованная форма оказания психологической помощи с использованием танцевально-двигательной терапии, технологий плейбек-театра и других методов творческого самовыражения. Психологический театр – это форма исцеляющего творчества, проявляющая внутренний мир человека, стереотипы его поведения, его жизненный сценарий, дающая возможность сделать важные шаги на пути к изменениям: оздоровлению отношений, налаживанию коммуникации и взаимопонимания, раскрытию внутреннего потенциала человека, гармонизации телесных и эмоциональных аспектов личности.

Для подростка ситуация межличностного взаимодействия связана с большим количеством факторов, которые необходимо учесть, чтобы найти оптимальный вариант ее разрешения. В условиях недостатка у юной личности опыта противостояния негативным предложениям (попробовать табак, наркотики, алкоголь в больших количествах, секс, правонарушения и др.) и зависимости подростка от метакультуры молодежной среды принятое им решение бывает неадекватным.

В настоящее время психологи получили возможность применять новые методы в сфере профилактики негативных явлений в обществе. Исследования в этом направлении привели к созданию в 1998 г. Из числа студентов-психологов черкасского государственного университета театра профилактического направления (социально-психологического театра "лик" "личность и конфликт"). Наше ознакомление в 2000 г. С подобными формами работы в сша в штате калифорния показало, что опыт создания подобных театров в школах показывает их высокую профилактическую эффективность.

Социально-психологический театр выполняет профилактическую функцию, решая 2 основные задачи: участие проблемных подростков в работе театра позволяет осуществить коррекцию, предоставить возможность для их творческой самореализации; а также проводить широкую информационно-просветительскую деятельность во время выступлений театра перед зрителями - школьниками, родителями, учителями.

Психокоррекция методами искусства (в том числе театрального) позволяет субъекту экспериментировать со своими чувствами, исследовать их, выражая в символической, образной форме. Занятия в социально-психологическом театре помогают самораскрытию и самоосознанию своего "Я", освобождению от страха перед своими переживаниями, позволяют молодому человеку войти в более широкое взаимодействие с реально существующим миром, другими людьми. Кроме того, театр обладает огромным арсеналом способов выражения отношений человека и его переживаний благодаря пластичности образных форм, поэтому подросток, склонный к уходу в "иную" реальность, может создавать в нем различные воображаемые ситуации общения, где он мог бы вновь и вновь проиграть, отреагировать беспокоящие его чувства и проблемы.

Сценарии для постановок создаются самой театральной группой методом мозгового штурма. Открытое дружеское взаимодействие с руководителем, диалог с разными участниками, самоанализ направляются на поиск наиболее точных образов для выражения своих отношений к разным сторонам действительности, выводит актеров театра на новый уровень личностного развития. Такие занятия дают участникам способность быть творческими и спонтанными на сцене, искренне передавать те чувства, которые могут быть проблемными как для зрителя, так и для самого молодого человека - исполнителя роли.

Постановки в социально-психологическом профилактическом театре связаны с отражением таких сложных тем, как алкоголизм, наркомания, насилие и др. Для их отражения используются разные формы: пантомима, театральные миниатюры, психологические комментарии, танцевальные номера, что вызывает значительный интерес зрителей-подростков и самих участников театра.

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ С ПОЗИЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА

Вопрос предупреждения ситуаций насилия в системе образования очень актуален во всем мире. По данным Организации Объединенных Наций насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире

Насилие и дискриминация в школе негативно сказываются на социально-психологическом климате школы, посещаемости и успеваемости учащихся. В итоге, дети, подвергшиеся насилию в школе, лишаются возможности в полной мере реализовать свое право на образование. Гендерные стереотипы часто оказываются причиной отдельных насильственных действий, буллинга и дискриминации в школе.

Исследования, проведенные в странах Восточной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА), в том числе и в России, показывают, что от 20 до 60 процентов учащихся сталкиваются с насилием в школе. Однако большинство случаев насилия в школе никак не регистрируется и часто проходит незамеченным. В то же время предотвращение насилия и дискриминации в школе является важнейшей задачей органов управления образованием, образовательных учреждений, педагогов, учащихся и их родителей, а также других органов и учреждений государственной власти и общественных организаций.

Методическое пособие для педагогических работников «Предотвращение насилия в образовательных учреждениях» (Л.А. Глазырина, М.А. Костенко; под ред. Т.А. Епояна) разработано в помощь руководителям и работникам образовательных учреждений при поддержке региональной программы ЮНЕСКО по образованию в области здоровья и профилактики ВИЧ* (До сентября 2015г. Региональная программа ЮНЕСКО по образованию в области здоровья и профилактики ВИЧ базировалась в Бюро ЮНЕСКО в Москве. С октября 2015 г. и по настоящее время Региональная программа базируется в Институте ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСКО).) и при участии ведущих экспертов, представителей министерств образования, общественных и международных организаций из Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана, Республики Молдова, России и Украины.

В пособии рассматриваются различные виды насилия, его причины и факторы, анализируется его последствия для вовлеченных сторон и образовательного учреждения в целом. Особое внимание уделяется гендерному насилию. В пособии представлен краткий обзор ситуации с насилием в школах в некоторых странах ВЕЦА (в Казахстане, России, Беларуси, Украине, Республике Молдова, Армении и Кыргызстане), их национального законодательства по вопросу обеспечения безопасности учащихся и существующих практик предотвращения насилия и реагирования на его случаи.

Пособие носит практический характер и предлагает комплексный подход к профилактике насилия в образовательном учреждении, затрагивающий все аспекты его деятельности. В пособии описаны организационные и воспитательные меры, а также алгоритмы действий руководства и персонала образовательного учреждения по реагированию на факты насилия и оказанию помощи пострадавшим.

В пособии приведены рекомендации по оценке образовательной среды и формированию положительного социально-психологического климата, взаимодействию образовательного учреждения с другими организациями в целях профилактики насилия и оказания помощи его участникам, а также обучению руководителей и педагогов, учащихся и родителей.

Региональное пособие также послужило основой для разработки методического пособия «Предотвращение насилия в образовательных организациях Кыргызской Республики».

Методическое пособие предназначено для руководителей и сотрудников (учителей, психологов, социальных педагогов и др.) общеобразовательных школ. В нем представлена информация о природе и причинах насилия в образовательных организациях, его формы и последствия; вовлеченные стороны; способы предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций. Особое внимание уделяется гендерному насилию. В пособии представлены практические советы по организационным и воспитательным мерам, алгоритмы действий руководства и персонала образовательной организации по реагированию на факты насилия и оказанию помощи пострадавшим. Кроме этого, оно содержит информацию, которая может быть использована для разработки политики и регламентов образовательных организаций по предотвращению насилия в отношении детей и подростков. Составители пособия: Г. К. Абдылдаева, В. А. Горкина.

Пособие разработано при технической и финансовой поддержке Кластерного Бюро ЮНЕСКО в Алматы и рекомендовано Министерством образования и науки Кыргызской Республики для проведения работы по созданию доброжелательной, безопасной образовательной среды и снижения насилия в отношении детей и подростков в общеобразовательных школах.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ПСИХОЛОГА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ВИКТИМИЗАЦИИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога. Как сказал один студент, «у тех людей, которых я считаю по-настоящему профессиональными психологами, я всегда замечал необыкновенное слияние профессии и жизни, включенность внутренних переживаний и напряженного духовного поиска в контекст профессиональной деятельности и, наоборот, включенность профессиональной деятельности в общий контекст всей жизни. Это для меня идеальная ситуация – чтобы все, что я делаю как профессионал, становилось частью моего духовного поиска».

Трудно найти личностные качества, одинаково важные для таких разных сфер деятельности психолога как научная психология, практическая психология, преподавание психологии. Каждая из них предъявляет к личности психолога целый ряд специфических требований.

Как считает К.А. Рамуль, для каждого ученого, в том числе и психолога необходимы следующие черты личности:

1. энтузиазм по отношению к работе и ее задачам,

2. прилежание – способности и наклонности к продолжительному и усидчивому труду,

3. дисциплинированность,

4. способность к критике и самокритике,

5. беспристрастие,

6. умение ладить с людьми.

Важными нравственными качествами психолога считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.

Большое знание для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понять другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют «талантом общения».

Общее отношение к жизни и деятельности проявляется в таких значимых для психолога личностных качествах как ответственность, организованность, оптимизм, открытость, любознательность, наблюдательность, самостоятельность суждений, креативность, гибкость поведения, способность к рефлексии своих переживаний.

Для психолога важны такие эмоциональные проявления личности как непринужденность, естественность и искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.

К необходимым волевым качествам психолога относятся настойчивость, терпеливость, самообладание.

К числу необходимых личностных свойств практического психолога относят способность к эмпатии (сопереживанию), умение понять состояние клиента. Однако важно и умение сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у психолога может возникнуть синдром сгорания и коммуникативной перегрузки.

Необходимое качество практического психолога – уверенность в поведении с клиентом. В противном случае он не заслужит доверия клиента.

В то же время важным оказывается отсутствие чрезмерной самоуверенности и веры в непогрешимость своих психологических выводов. Нетактичность психолога проявляется в его склонности приписывать своей профессии сверхзначимость и исключительность. Демонстративность поведения и самолюбование психолога отталкивает клиента.

Профессиональному психологу важно иметь адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера. При этом полезно знать способы компенсации собственных личностных недостатков.

В профессиональной деятельности психолог не может быть успешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются одинаково хорошо. Не ко всем видам деятельности проявляется интерес и склонность. Поэтому психологу важно формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индивидуальных личностных особенностей.

Перечисленные выше характеристики отражают мнения авторитетных ученых и практиков о том, какими личностными свойствами должен обладать профессиональный психолог. Эмпирических исследований, посвященных этой теме, еще очень мало. Особого интереса заслуживает работа Т.А. Верняевой, в которой она изучила мнения психологов по этому вопросу.

Наши рекомендации