Общая характеристика юношества как стадии развития.
Основным новообразованием подростково юношеского возраста являются притязания на взрослость. Новообразованием юношеского возраста являются пассивные и активные притязания на внутреннюю взрослость. Положение Л.С. Выготского о единстве внешнего и внутреннего, о переходе интерпсихического в интрапсихическое является ключевым для понимания формирования внутренней взрослости как ведущей для юношеского возраста из внешней, являющейся уже базовой для юношеского возраста. Притязания на взрослость в юношеском возрасте связаны с умением личности самостоятельно определять свой жизненный путь и свое место в обществе, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, а также со стремлением личности к творческой активности, расширению границ своего «Я» и самореализации. Исследованием притязаний на взрослость в подростковом и юношеском возрасте занимается в данный момент О.И. Пашкевич. Результаты ее исследований позволили подтвердить, что доминирующую позицию в юношеском возрасте занимает активное стремление юношей строить свое поведение на основе интериоризованного образца взрослости (внутренняя взрослость). Наряду с этим в данном возрасте сохраняется подростковое желание выглядеть и считаться взрослым в глазах у сверстников (внешняя взрослость). Таким образом, юноши, с одной стороны, интегрируют требования, выдвигаемые обществом, а, с другой стороны, учитывают свои возможности и желания для построения личностного поведения в конкретных объективных условиях. Юношеский период является именно тем периодом развития, когда «взрослость» начинает доминировать над «детскостью» и постепенно вытесняет ее. Юность – период стабилизации личности. Складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Центральным личностным новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. В юношеском возрасте наблюдается бурное развитие всех познавательных процессов. Процесс запоминания постепенно сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям (т.н. «логическая» или «смысловая» память). При этом развитие механической памяти (при условии отсутствия ее специальной тренировки) замедляется.
Юношеский возраст характеризуется взаимопроникновением мышления и речи.
50)Самосознание,самоопредел-ние и личностн. самосоверш-вание в юности. Юношеский возраст характеризуется взаимопроникновением мышления и речи. Юноши и девушки стремятся мыслить логически, заниматься теоретич. рассуждениями и самоанализом, относительно свободно размышляют на нравственные, религиозные, политич. и др.темы. Им легко дается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок (индуктивный и дедуктивный тип мышления). Бурное разв.и становление абстрактно-логич.мышления приводит к тому, что в юношеском возрасте начинает доминировать потребность оперировать абстрактными категориями, которые в этом возрасте легко усваиваются. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познават. процессов. Данный феномен, у юношей выступает более рельефно, что обусловлено спецификой гендерных (межполовых) психич. различий. Нередко актуализация данной потребности проявл. в т.н. "юношеск. философствовании" Последнее характеризуется стремлением юношей к мудрствованию, "философским" рассуждениям на темы добра и зла, религии, переустройства общества на фоне выраженной юношеск. иронии, служащей ср-вом проверки и психологич.противовесом безоглядному принятию соц. норм, правил и знаний.
Учитывая, что в раннем юношеском возрасте активное разв. получает чтение, юноши начинают увлекаться чтением фантастич. и философской литературы, при этом их восприятие прочитанного носит излишне эмоц. характер, а высказываемые автором идеи часто принимаются с недостаточной долей критики. Указанные феномены лежат в основе того, что в подростковом и юношеском возрасте часто возникает любопытство к факторам, меняющим обычное состояние сознания. Юноши нередко начинают проявлять интерес к медитативным техникам, аутогенной тренировке, гипнозу, а также действию наркотических веществ. Именно по этой причине лиц данного возраста следует рассматривать как наиболее чувствительных к различного рода негативным влияниям со стороны представителей религиозных сект, а также носителей психоделической культуры (например, лиц употребляющих наркотические вещества).
Развитие письменной и монологической речи, учит юношей и девушек формулировать мысли, передавать собеседнику при помощи рассказа свои мысли и чувства, свою "картину мира". Именно в этом возрасте они чаще всего начинают пробовать писать стихи, вести личный дневник и т.п.
Бурный рост сознания и самосознания приводит к расширению сферы осознаваемого и углублению знаний о себе, людях и окруж. мире. Следствием этого явл.изменении мотивации осн. видов деят-сти: те виды деят-сти, которые прежде выполняли ведущую роль, например, игра, начинают себя изживать и отождествлять на второй план, возникают новые виды деят-сти, меняется их иерархия, начинается новая стадия психич. развития.
Рост самосознания, определяет рост требований лиц юношеского возраста к окружающим людям и к самим себе, усиление степени их критичности и самокритичности, повышения требований к моральному облику и нравственным качествам своего микроокружения. Последнее, особенно характерно для девушек.
В самооценке лица юношеского возраста охотнее высказываются о своих недостатках, чем о добродетелях. И девушки и юноши отмечают у себя вспыльчивость, грубость, эгоизм. Среди положительных черт наиболее часто встречаются такие самооценки: "верен в дружбе", "не подвожу друзей", "помогаю в беде", то есть на первый план выступают те качества, которые важны для установления контактов со сверстниками, или те, которые этому мешают (вспыльчивость, грубость, эгоизм).
На фоне становления самосознания происходит выраженная полоролевая дифференциация, то есть развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек, что свидетельствует о быстром усвоении юношами и девушками половых социальных стереотипов поведения.
В общении, у юношей и девушек формируются коммуникативные способности - умение вступить в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей.
В процессе трудовой деятельности свое развитие получает профессионально-личностное общение, т.е. идет активное становление тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.
В ходе самоопределения, попыток разобраться в окружающем мире и в самом себе, лицами юношеского возраста осуществляется поиск смысла жизни вообще и своей жизни в частности. В результате у них формируются не только убеждения и взгляды, но и мировоззрение - взгляд на мир в целом, система убеждений, выражающих отношение человека к миру и его главные ценностные ориентации. В юношеском возрасте созревают когнитивные и личностные предпосылки мировоззрения. И от того насколько этот процесс будет благополучно протекать, зависит то, насколько мировоззрение будет правильно и глубоко отражать объективный мир, будет истинным или ложным, научным или религиозным, материалистическим или идеалистическим, прогрессивным или реакционным, оптимистическим или пессимистическим, насколько личность сможет определить свою социальную ориентацию.
Высокий уровень самосознания побуждает юношей и девушек систематизировать и обобщать свои знания о себе, что в свою очередь, приводит к самоопределению через самовоспитание. Последнее проходит через ряд психологических препятствий, свойственных данному возрастному периоду:
стремление проявлять волевые усилия в самовоспитании и в то же время не всегда положительное отношение к конкретным приемам самовоспитания, которые рекомендуют взрослые;
чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со стороны коллектива и стремление показать равнодушие к этой оценке, действовать по-своему ("Подумаешь, дают советы, я и сама знаю, как поступить");
стремление к идеалу и принципиальности в больших, ответственных делах и беспринципность в малом, незначительном;
желание формировать стойкость, выдержку, самообладание и в то же время проявление старшеклассниками ребячьей непосредственности, импульсивности в поведении речи, тенденции к преувеличению личного горя, незначительной неприятности.