Охарактериз. наблюдение как метод исследов. в психологии развития.

Метод наблюдения предполагает планомерное и целенаправленное фиксирование психологич.фактов в естественных условиях повседневной жизни. Где применяетсяНаучное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX в., в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей повед.чел. в различн.условиях, - в клинической, социальной, педагогич. психологии, психологии разв., а с начала XX в. - в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Виды наблюденияОно бывает осознанным и нет, внешним и внутренним, сплошным и выборочным, систематическим и нет.

Особенности методаНаблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия чел.со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.Главными особенностями метода наблюдения являются:непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.

В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирич. исследования: эксперимент и измерение. Предмет наблюденияПредметами наблюдения выступают различн.особенности поведения. Объектами исследования могут быть:Вербальное поведение, в том числе содержание, продолжительность и интенсивность речи,Невербальное поведение - выразительные движения и др., Перемещения людей - дистанция между людьми, физические воздействия (касания, толчки, удары и др.).цель - научное объяснение причин того или иного явления. требования: постановка цели; разработка плана; выбор объекта и ситуации наблюдения; поддержание естественных условий жизни; невмешательство в деятельность испытуемого; объективность и систематичность наблюдений. Трудности: чрезвычайная трудоемкость; большие временные затраты; пассивная, выжидательная позиция исследователя, если какой-то момент в наблюдении упустишь, то есть вероятность что больше этот момент не повториться. Ценность:не существует возрастных ограничений для испытуемых; длительное прослеживание жизни ребенка позволяет выявить переломные моменты - так были получены знания о критических периодах и переходах в развитии.




Сравните методы поперечных и продольных срезов в псих.развития.

Метод поперечных срезов отличается от продольного исследования тем, что разработан с целью изучения переменной в единственный определённый момент времени. Продольное исследование же подразумевает несколько измерений в течение длительного периода времени. Исследование методом поперечных срезов используется в экспериментах, связанных с психологией развития. Также данный метод часто используется во многих других областях науки, например, в социологии.

«Поперечные срезы» – наиболее часто используемый путь исследования. Сутью этого метода является параллельное сравнение разных возрастных групп испытуемых. Так, например, можно сравнивать моральные суждения 5, 10 и 16 летних детей, получая усреднённые данные, свойственные моральному развитию абстрактного ребёнка одного из указанных возрастов. При таком измерении процесс развития выглядит как равномерно возрастающая прямая линия.

Метод продольных срезов или лонгитюдный путь предполагает изучение одного человека или группы людей в разные моменты их жизни. Экспериментальные наблюдения повторяются через определённые промежутки времени и фиксируют изменения в развитии личности. Испытуемые в продольном исследовании сравниваются сами с собой в разные периоды жизни, позволяя исследователям выявлять закономерности роста или научения в таких областях, как например, физическое, социальное или интеллектуальное развитие.

Наши рекомендации