Психическое развитие в младенчестве и раннем детстве
I. Вопросы для обсуждения
- Общая характеристика пренатального развития, особенности перехода к постнатальному периоду развития.
- Общая характеристика периода новорожденности.
- Эмоциональное общение со взрослым и его роль с психическом развитии детей младенческого возраста.
- Орудийная и предметная деятельность, этапы развития предметной деятельности в раннем возрасте (П.Я. Гальперин).
- Развитие познавательной сферы детей, становление восприятия и мышления (Выготский, Пиаже, Запорожец, Венгер).
- Развитие пассивной и активной речи ребенка (К.Бюлер, В. Штерн, Швачкин, Гвоздев, Сохин).
- Особенности развития игровой деятельности.
- Становление эмоций и личности в раннем возрасте.
II. Решение психологических задач
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2000. – 624 с.
2. Абрамченко В.В.Перинатальная психология: Теория, методология, опыт / В.В. Абрамченко. Н.П. Коваленко. – Петрозаводск: ИнтелТек, 2004. – 350 с.
3. Айванхов О. М. Воспитание, начинающееся до рождения / О.М. Айванхов. – М.: Просвета, 2007 – 158 с.
- Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития – М., «Когито – Центр», 2000. – 350 с.
5. Бауэр, Т. Психическое развитие младенца / Т. Бауэр. – М.: Прогресс, 1985. –320 с.
6. Выготский, Л. С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
7. Девятьмесяцевивсяжизнь: Родыновоготысячелетия / А. Акин, Д. Стрельцова. – Москва :Генезис, 2007. – 637 с.
8. Крайг, Д. Психология развития / Д. Крайг, Д Бокум. – СПб: Питер, 2005 – 940 с.
9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
10. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для вузов / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2000. – 456 с.
11. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Высшее образование, 2004. – 464 с.
12. Психология от рождения до смерти. /Под ред. А.А. Реана. – СПбСПб.: Прайм-Еврознак, 2002 - 656 с.
13. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб.заведений/ Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352 с.
14. Психология человека от рождения до смерти; Младенчество, детство, юность, взрослость, старость/ В.А. Аверин, Ж.К. Дандарова, А.А. Деркач; Под ред. А.А. Реана. — СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК: Олма-Пресс, 2002. — 656 с.
Занятие 5
Психология дошкольника
I. Вопросы для обсуждения.
- Общая характеристика познавательного развития дошкольников.
- Развитие эмоциональной сферы дошкольника, появление эмоциональной децентарции.
- Развитие самосознания в дошкольном возрасте. Развитие самооценки и «образа-я» в дошкольном возрасте
- Формирование воли в дошкольном возрасте (развитие произвольности поведения, развитие отдельных волевых свойств, типичные недостатки воли дошкольника).
- Формирование индивидуального своеобразия личности дошкольника (особенности проявления темперамента, формирование характера, формирование индивидуального стиля деятельности.
- Проблема готовности дошкольника к обучению в школе.
II. Решение психологических задач.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2000. – 624 с.
2. Кошелева, А.Д.Эмоциональное развитие дошкольников / А.Д. Кошелева, В.И. перегуда, О.А. Шаграева; под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. - М. :Academia, 2003. – 176 с.
3. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
- Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 160 с.
- Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е. О. Смирновой. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.– 240 с.
6. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Высшее образование, 2004. – 464 с.
- Смирнова, Е.О. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е. О. Смирновой. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.– 240 с.
- СмирноваЕ.О. Развитиеволиипроизвольностивраннемидошкольномвозрастах / Е.О. Смирнова. Москва-Воронеж, НПО «МОДЭК», 2001, – 256 с.
9. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. – М., Владос, 2001. – 368 с.
- Шаграева, О.А. Детский практический психолог: Программы и методические материалы/ О.А. Шаграева, С.А. Козлова. – М., Академия, 2001.- 256 с.
- Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста / Г.А. Широкова. – Ростов: Феникс, 2005 – 304 с.
12. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.: Академический проект, 2000. – 184 с.
13. КравцовГ.Г., КравцоваЕ.Е. Шестилетнийребенок. Психологическаяготовностькшколе Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М.: Знание, 1987. – 80 с.
14. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.
15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
16. Палагина, Н. Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / Н.Н. Палагина – М.: МПСИ, 2005. – 287 с.
17. Психологиядошкольника: Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2000. – 408 с.
18. Психология человека от рождения до смерти; Младенчество, детство, юность, взрослость, старость/ В.А. Аверин, Ж.К. Дандарова, А.А. Деркач; Под ред. А.А. Реана. — СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК: Олма-Пресс, 2002. — 656 с.
19. Волков, Б.С. Готовим ребенка к школе / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.
Занятие 6