Психическое развитие в младенчестве и раннем детстве

I. Вопросы для обсуждения

  1. Общая характеристика пренатального развития, особенности перехода к постнатальному периоду развития.
  2. Общая характеристика периода новорожденности.
  3. Эмоциональное общение со взрослым и его роль с психическом развитии детей младенческого возраста.
  4. Орудийная и предметная деятельность, этапы развития предметной деятельности в раннем возрасте (П.Я. Гальперин).
  5. Развитие познавательной сферы детей, становление восприятия и мышления (Выготский, Пиаже, Запорожец, Венгер).
  6. Развитие пассивной и активной речи ребенка (К.Бюлер, В. Штерн, Швачкин, Гвоздев, Сохин).
  7. Особенности развития игровой деятельности.
  8. Становление эмоций и личности в раннем возрасте.

II. Решение психологических задач

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2000. – 624 с.

2. Абрамченко В.В.Перинатальная психология: Теория, методология, опыт / В.В. Абрамченко. Н.П. Коваленко. – Петрозаводск: ИнтелТек, 2004. – 350 с.

3. Айванхов О. М. Воспитание, начинающееся до рождения / О.М. Айванхов. – М.: Просвета, 2007 – 158 с.

  1. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития – М., «Когито – Центр», 2000. – 350 с.

5. Бауэр, Т. Психическое развитие младенца / Т. Бауэр. – М.: Прогресс, 1985. –320 с.

6. Выготский, Л. С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

7. Девятьмесяцевивсяжизнь: Родыновоготысячелетия / А. Акин, Д. Стрельцова. – Москва :Генезис, 2007. – 637 с.

8. Крайг, Д. Психология развития / Д. Крайг, Д Бокум. – СПб: Питер, 2005 – 940 с.

9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.

10. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для вузов / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2000. – 456 с.

11. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Высшее образование, 2004. – 464 с.

12. Психология от рождения до смерти. /Под ред. А.А. Реана. – СПбСПб.: Прайм-Еврознак, 2002 - 656 с.

13. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб.заведений/ Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352 с.

14. Психология человека от рождения до смерти; Младенчество, детство, юность, взрослость, старость/ В.А. Аверин, Ж.К. Дандарова, А.А. Деркач; Под ред. А.А. Реана. — СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК: Олма-Пресс, 2002. — 656 с.

Занятие 5

Психология дошкольника

I. Вопросы для обсуждения.

  1. Общая характеристика познавательного развития дошкольников.
  2. Развитие эмоциональной сферы дошкольника, появление эмоциональной децентарции.
  3. Развитие самосознания в дошкольном возрасте. Развитие самооценки и «образа-я» в дошкольном возрасте
  4. Формирование воли в дошкольном возрасте (развитие произвольности поведения, развитие отдельных волевых свойств, типичные недостатки воли дошкольника).
  5. Формирование индивидуального своеобразия личности дошкольника (особенности проявления темперамента, формирование характера, формирование индивидуального стиля деятельности.
  6. Проблема готовности дошкольника к обучению в школе.

II. Решение психологических задач.

Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2000. – 624 с.

2. Кошелева, А.Д.Эмоциональное развитие дошкольников / А.Д. Кошелева, В.И. перегуда, О.А. Шаграева; под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. - М. :Academia, 2003. – 176 с.

3. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.

  1. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 160 с.
  2. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е. О. Смирновой. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.– 240 с.

6. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Высшее образование, 2004. – 464 с.

  1. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е. О. Смирновой. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.– 240 с.
  2. СмирноваЕ.О. Развитиеволиипроизвольностивраннемидошкольномвозрастах / Е.О. Смирнова. Москва-Воронеж, НПО «МОДЭК», 2001, – 256 с.

9. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. – М., Владос, 2001. – 368 с.



  1. Шаграева, О.А. Детский практический психолог: Программы и методические материалы/ О.А. Шаграева, С.А. Козлова. – М., Академия, 2001.- 256 с.
  2. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста / Г.А. Широкова. – Ростов: Феникс, 2005 – 304 с.

12. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.: Академический проект, 2000. – 184 с.

13. КравцовГ.Г., КравцоваЕ.Е. Шестилетнийребенок. Психологическаяготовностькшколе Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М.: Знание, 1987. – 80 с.

14. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.

15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.

16. Палагина, Н. Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / Н.Н. Палагина – М.: МПСИ, 2005. – 287 с.

17. Психологиядошкольника: Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2000. – 408 с.

18. Психология человека от рождения до смерти; Младенчество, детство, юность, взрослость, старость/ В.А. Аверин, Ж.К. Дандарова, А.А. Деркач; Под ред. А.А. Реана. — СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК: Олма-Пресс, 2002. — 656 с.

19. Волков, Б.С. Готовим ребенка к школе / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.

Занятие 6

Наши рекомендации