Скмодуль 3. психология развития
СкМодуль 3. Психология развития
План семинарских и практических занятий
№ | Темы | Кол-во часов |
1. | Предмет, задачи и проблемы психологии развития. Методы психологии развития | |
2. | Закономерности и динамика психического развития. Отечественные теории психического развития. | |
3. | Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития | |
4. | Психическое развитие в младенчестве и раннем детстве | |
5. | Психология дошкольника | |
6. | Психологические особенности младшего школьника | |
7. | Психология подростка | |
8. | Психология старшеклассника | |
Всего |
Занятие 1
Предмет, задачи и проблемы психологии развития. Методы психологии развития
План проведения занятия
I. Вопросы для обсуждения.
1. Предмет и задачи психологии развития. Разделы.
2. Основные проблемы психологии развития как науки.
3. Связи возрастной психологии с другими отраслями психологической науки и со смежными научными дисциплинами.
4. Методологические основы психологического исследования.
5. Методы организации исследования в возрастной психологии. Их характеристика.
II. Решение психологических задач.
Список литературы
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб.пособ. для вузов / Г.С. Абрамова – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 624 с.
2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб.пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2010. – 811с.
3. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2007. – 368 с.
4. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979. – 286 с.
5. Гамезо, М.В.Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003 – 512 с.
6. Крайг, Д. Психология развития / Д. Крайг, Д Бокум. – СПб: Питер, 2005 – 940 с.
7. Миллер, С. Психология развития: методы исследования / С. Миллер. – СПб.: Питер, 2002. –464 с.
Занятие 2
Закономерности и динамика психического развития. Отечественные теории психического развития
План проведения занятия
I. Вопросы для обсуждения.
1. Характеристика биогенетической и социогенетической концепций развития психики.
2. Основные факторы и предпосылки психического развития человека. Понятие о врожденных особенностях психики. Социальные факторы как условие и источник психического развития.
3. Теория конвергенции двух факторов В. Штерна.
4. Движущие силы психического развития.
5. Отечественные теории психического развития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.В. Петровский, Д. И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин)
II. Решение психологических задач
Список литературы
1. Асмолов. А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, Академия, 2002. – 416 с.
2. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития – М., «Когито – Центр», 2000. – 350 с.
3. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2007. – 368 с.
4. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2007. – 368 с.
5. Гамезо, М.В.Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо,Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003 – 512 с.
6. Крайг, Д. Психология развития / Д. Крайг, Д Бокум. – СПб: Питер, 2005 – 940 с.
7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
8. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для вузов / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2000. – 456 с.
9. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Высшее образование, 2004. – 464 с.
10. Психология развития. Хрестоматия. – СПб: Питер, 2001. – 512 с.
Занятие 3
Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития
План проведения занятия
Вопросы для обсуждения:
1. Принципы периодизации возрастного развития. Критерии деления жизненного пути на периоды.
2. Генетическая и функциональная периодизации.
3. Первые периодизации психического развития (Штратце, А.Гезелл, П.П.Блонский и др.)
4. Выделение литических и критических периодов Л.С. Выготским.
5. Периодизации развития личности и интеллектуальной сферы (психоанализ, генетическая психология).
6. Современные периодизации (Д.Б. Эльконин, А.В. Петровский).
7. Психические механизмы перехода от одного возрастного периода к другому. Психические новообразования.
8. Критические периоды детства. Проявления и характерные особенности кризисов.
9. Критические периоды взрослости. Особенности проявления. Значение.
Список литературы
1. Асмолов. А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, Академия, 2002. – 416 с.
2. Баттерворт Дж. Принципы психологии развития. / Дж. Баттерворт, М. Харрис. – М.: Когито – Центр, 2000. – 350 с.
3. Гамезо, М.В.Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо,Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России,2003. – 512 с.
4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия . / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2001. – 368 с.
5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
6. Крайг, Д. Психология развития / Д. Крайг, Д Бокум. – СПб: Питер, 2005 – 940 с.
7. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для вузов / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2000. – 456 с.
8. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Высшее образование, 2004. – 464 с.
9. Психология развития. Хрестоматия. – СПб: Питер, 2001. – 512 с.
10. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб.заведений/ Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352 с.
11. ЭльконинД.Б. Психическое развитиевдетскихвозрастах / Под редакцией Д.И. Фельдштейна; Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. — 3-е изд. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «Модек», 2004.- 416с.
Занятие 4
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2000. – 624 с.
2. Абрамченко В.В.Перинатальная психология: Теория, методология, опыт / В.В. Абрамченко. Н.П. Коваленко. – Петрозаводск: ИнтелТек, 2004. – 350 с.
3. Айванхов О. М. Воспитание, начинающееся до рождения / О.М. Айванхов. – М.: Просвета, 2007 – 158 с.
- Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития – М., «Когито – Центр», 2000. – 350 с.
5. Бауэр, Т. Психическое развитие младенца / Т. Бауэр. – М.: Прогресс, 1985. –320 с.
6. Выготский, Л. С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
7. Девятьмесяцевивсяжизнь: Родыновоготысячелетия / А. Акин, Д. Стрельцова. – Москва :Генезис, 2007. – 637 с.
8. Крайг, Д. Психология развития / Д. Крайг, Д Бокум. – СПб: Питер, 2005 – 940 с.
9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
10. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для вузов / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2000. – 456 с.
11. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Высшее образование, 2004. – 464 с.
12. Психология от рождения до смерти. /Под ред. А.А. Реана. – СПбСПб.: Прайм-Еврознак, 2002 - 656 с.
13. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб.заведений/ Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 352 с.
14. Психология человека от рождения до смерти; Младенчество, детство, юность, взрослость, старость/ В.А. Аверин, Ж.К. Дандарова, А.А. Деркач; Под ред. А.А. Реана. — СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК: Олма-Пресс, 2002. — 656 с.
Занятие 5
Психология дошкольника
I. Вопросы для обсуждения.
- Общая характеристика познавательного развития дошкольников.
- Развитие эмоциональной сферы дошкольника, появление эмоциональной децентарции.
- Развитие самосознания в дошкольном возрасте. Развитие самооценки и «образа-я» в дошкольном возрасте
- Формирование воли в дошкольном возрасте (развитие произвольности поведения, развитие отдельных волевых свойств, типичные недостатки воли дошкольника).
- Формирование индивидуального своеобразия личности дошкольника (особенности проявления темперамента, формирование характера, формирование индивидуального стиля деятельности.
- Проблема готовности дошкольника к обучению в школе.
II. Решение психологических задач.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2000. – 624 с.
2. Кошелева, А.Д.Эмоциональное развитие дошкольников / А.Д. Кошелева, В.И. перегуда, О.А. Шаграева; под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. - М. :Academia, 2003. – 176 с.
3. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
- Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 160 с.
- Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е. О. Смирновой. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.– 240 с.
6. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Высшее образование, 2004. – 464 с.
- Смирнова, Е.О. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е. О. Смирновой. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.– 240 с.
- СмирноваЕ.О. Развитиеволиипроизвольностивраннемидошкольномвозрастах / Е.О. Смирнова. Москва-Воронеж, НПО «МОДЭК», 2001, – 256 с.
9. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. – М., Владос, 2001. – 368 с.
- Шаграева, О.А. Детский практический психолог: Программы и методические материалы/ О.А. Шаграева, С.А. Козлова. – М., Академия, 2001.- 256 с.
- Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста / Г.А. Широкова. – Ростов: Феникс, 2005 – 304 с.
12. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.: Академический проект, 2000. – 184 с.
13. КравцовГ.Г., КравцоваЕ.Е. Шестилетнийребенок. Психологическаяготовностькшколе Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М.: Знание, 1987. – 80 с.
14. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.
15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
16. Палагина, Н. Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / Н.Н. Палагина – М.: МПСИ, 2005. – 287 с.
17. Психологиядошкольника: Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2000. – 408 с.
18. Психология человека от рождения до смерти; Младенчество, детство, юность, взрослость, старость/ В.А. Аверин, Ж.К. Дандарова, А.А. Деркач; Под ред. А.А. Реана. — СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК: Олма-Пресс, 2002. — 656 с.
19. Волков, Б.С. Готовим ребенка к школе / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.
Занятие 6
Занятие 7
Психология подростка
План проведения занятия
Семинар проводится в форме дискуссии по группам (командам).
Вопросы для обсуждения:
1. а) Кризис в подростковом возрасте обусловлен биологическим фактором развития - внутренним изменением в самом ребенке, половым созреванием.
б) Кризисность подросткового возраста объясняется тем, что изменяются социальные условия жизни и деятельности подростка.
2. а) Основными особенностями личности подростка являются: направленность на внутренний мир, противопоставление себя взрослым, бунтарство, конфликт со взрослыми.
б) Подросткам характерны: общительность, активность, любознательность, стремление к сотрудничеству со взрослыми.
3. а) Подростки способны к адекватной самооценке.
б) Подростки недооценивают или переоценивают свои реальные возможности.
4. а) В подростковом возрасте явно прослеживаются различия в поведении старших и младших подростков.
б) Средства самоутверждения в подростковом возрасте зависят от половой принадлежности.
5. а) Большое значение для воспитания подростков играет знание общих для данного возраста особенностей психики.
б) В процессе воспитания подростка большое внимание надо уделять индивидуальным особенностям психики.
6. а) Педагогическая запущенность это причина, а не характеристика личности подростка.
б) Педагогическая запущенность - качественная характеристика состояния объекта воспитательных воздействий.
7. а) Главную роль в перевоспитании «трудных» подростков играет воспитатель, учитель, семья.
б) Перевоспитание «трудных подростков» происходит только под влиянием коллектива.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.:Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2000. – 624 с.
2. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2007. – 368 с.
3. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979.- 286 с.
4. Кле,М. Психологияподростка: Психосексуальное развитие: пер. с фр. - М.: Педагогика, 1991. – 172 с.
5. Крайг, Д. Психология развития / Д. Крайг, Д Бокум. – СПб: Питер, 2005 – 940 с.
6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
7. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. 5-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1999. –176с.
8. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для вузов / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2000. – 456 с.
9. Палагина, Н. Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / Н.Н. Палагина – М.: МПСИ, 2005. – 287 с.
10. Психология человека от рождения до смерти; Младенчество, детство, юность, взрослость, старость/ В.А. Аверин, Ж.К. Дандарова, А.А. Деркач; Под ред. А.А. Реана. — СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК: Олма-Пресс, 2002. — 656 с.
11. Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). – СПб.: «Речь», 2006. – 320 с.
12. Харламенкова, Н. Е. Самоутверждение подростка / Н. Е. Харламенкова; Российская академия наук, Институт психологии. – М.: Ин-т психологии РАН, 2007. – 384 с.
Занятие 8
План проведения занятия
I. Характеристика юношеских субкультур (байкеры, геймеры, готы, металлисты, панки, сатанисты, скинхеды, толкиенисты, хиппи, эмо, фанаты) – сообщения по подгруппам
План сообщения:
1. История возникновения молодежной субкультуры;
2. Идеология;
3. Символика и внешний вид;
4. Социальная значимость
II. Деловая игра
Список литературы
1. Беличева, С.А. Основыпревентивнойпсихологии С.А. Беличева. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 291 с.
2. Воронов, В. Что нужно знать о молодежной субкультуре?/ В. Воронов, Е. Черничкина // Воспитание школьников. – 2001. – № 5. – С. 23-26.
3. Галин,С.А. Отечественная культура 20 века: Учеб.пособие для вузов/ С.А. Галин.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 479с.
4. Культурология: Хрестоматия / Сост. П.С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2000. –592с.
5. Социология молодежи: Учебное пособие /Ю.Г.Волков, В.И.Добреньков, Ф.Д.Кадарин и др. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 576с.
6. Суртаев, В.Я. Социология молодежного досуга/ В.Я. Суртаев. – СПб., Ростов н/д.: Гефест, 1998. – 224с.
7. Суртаев,В.Я. Социокультурное пространство молодежи: методология, теория, практика/В.Я.Суртаев. – СПб.: Санкт-Петербургский университет культуры и искусств, 2006. – 272с.
8. Федотова, А.В. Неформальные молодежные группы в современной подростковой субкультуре// Нач. шк.: Плюс до и после. – 2004. – №3. – С. 11.
9. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2007. – 368 с.
10. Юношеские субкультуры Урала [Текст] /сост., введение, аннотирован.библиогр. Ю. В. Шинкаренко. – Екатеринбург : Союз юнкоров, 2005. – 208 с.
11. Организация самостоятельной работы студентов
Темы самостоятельной работы | Кол-во часов | Ключевые вопросы | Формы самостоятельной работы | Методическое обеспечение | Формы отчетности |
Предмет, задачи и методы психологии развития | Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки | Изучение психолого-педагогической литературы Письменное выполнение заданий Психологическое исследование Конспектирование Подготовка презентации в программе PowerPoint | См. список литературы | Письменная работа | |
Исторический анализ понятия детство | Презентация в программе PowerPoint | ||||
Особенности исследования в детской психологии | Конспект |
Закономерности психического развития и формирования личности в онтогенезе. Проблема отклонений в психическом развитии | Подходы к трактовке психического развития в трудах зарубежных ученых | Изучение психолого-педагогической литературы Заполнение таблиц. Подготовка презентации в программе PowerPoint | См. список литературы | Таблица | |
Генотипическая и следования обусловленность психического развития | Письменная работа | ||||
Понятие ведущей деятельности (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) | Письменная работа | ||||
Неравномерность психического развития детей. Дети Индиго | Эссе | ||||
Развитие способностей детей | Презентация в программе PowerPoint | ||||
Возрастная периодизация психического развития | Основные структурные компоненты возраста | Изучение психолого-педагогической литературы Заполнение таблиц | См. список литературы | Письменная работа | |
Взгляды представителей зарубежной и отечественной психологической теории на периодизацию жизненного цикла человека | Таблица | ||||
Проблема «критических точек» в развитии человека | Таблица | ||||
Психическое развитие в младенчестве и раннем детстве | Значение пренатального периода в развитии ребенка | Изучение психолого-педагогической литературы Заполнение таблиц. Подготовка презентации в программе PowerPoint и буклета в программе Publisher Написание эссе | См. список литературы | Текст беседы и презентация в программе PowerPoint | |
Рекомендации для родителей, буклет в программе Publisher | |||||
Психологическое значение колыбельных и пестушек для развития ребенка | Тексты колыбельных и пестушек. Эссе | ||||
Взаимодействие с ребенком в период кризиса 1 года | Рекомендации для родителей в виде буклета в программе Publisher | ||||
Рол игрушки в развитии ребенка | Развивающая игрушка, инструкция по использованию игрушки Рекомендации по выбору игрушек для детей раннего возраста в виде буклета в программе –Publisher | ||||
Взаимодействие с ребенком в период кризиса 3 лет | Рекомендации для родителей в виде буклета в программе –Publisher | ||||
Психология дошкольника | Формирование сенсорных процессов | Изучение психолого-педагогической литературы Подготовка презентации в программе PowerPoint и буклета в программе Publisher | См. список литературы | Письменная работа | |
Текст лекции для родителей и презентация в программе PowerPoint | |||||
Подготовка к обучению в школе | Игры и упражнения | ||||
Взаимодействие с ребенком в период кризиса 7 лет | Рекомендации для родителей виде буклета в программе Publisher | ||||
Психологические особенности младшего школьника | Адаптация ребенка к обучению в школе | Изучение психолого-педагогической литературы Разработка и решение ситуационных задач Подготовка буклета в программе Publisher | См. список литературы | Ситуационная задача и ее решение | |
Социально-педагогическое управление адаптацией ребенка к обучению в школе | Рекомендации педагогу в виде буклета в программе Publisher | ||||
Формирование положительной мотивации учения | Ситуационная задача и ее решение | ||||
Адаптация к основной школе | Рекомендации родителям в виде буклета в программе Publisher | ||||
Психология подростка | Проблема «кризиса» подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии | Изучение психолого-педагогической литературы Подготовка презентации в программе PowerPoint и буклета в программе Publisher | См. список литературы | Письменная работа | |
Психологические особенности подростковых возрастных групп | Таблица | ||||
Взаимодействие с ребенком в период подросткового кризиса | Рекомендации педагогам в виде буклета в программе Publisher | ||||
Текст сообщения и презентация в программе PowerPoint для родительского собрания | |||||
Проблема полового развития | Текст беседы с подростками и презентация в программе PowerPoint | ||||
Психология старшеклассника | Проблема перехода от подросткового к юношескому возрасту | Изучение психолого-педагогической литературы Подготовка презентации в программе PowerPoint Разработка деловой игры | См. список литературы | Письменная работа | |
Пути развития научного мировоззрения в юношеском возрасте | Письменная работа | ||||
Проблема профессионального самоопределения в ранней юности | Текст сообщения и презентация в программе PowerPoint для родительского собрания Деловая игра |
Задания для самостоятельной работы
Самостоятельная работа по теме «Предмет, задачи и методы психологии развития»
I. Охарактеризуйте факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки;
II. Подготовьте презентацию в программе PowerPoint главы «Исторический анализ понятия детство» из книги Л.Ф. Обуховой Детская (возрастная) психология.
III. Законспектируйте основные положения статьи: Особенности исследования в детской психологии из книги Г.А. Урунтаевой Практикум по детской психологии (с. 5-27).
Список литературы
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб.пособ. для вузов / Г.С. Абрамова – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 624 с.
- Адамчук, Д.В. Активные методы в работе школьного психолога: сборник научных трудов /Д.В. Адамчук; Отв. ред. Дубровина И.В. - М.: изд. АПН СССР, 1989. - 165 с.
3. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979. – 286 с.
4. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Уч. пособие / [М.В. Гамезо и др]. – М.: Пед. общество России, Изд. дом «Ноосфера», 1999. – 272 с.
5. Крайг, Д. Психология развития / Д. Крайг, Д Бокум. – СПб: Питер, 2005 – 940 с.
6. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. 5-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1999. –176с.
- Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для вузов / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2000. – 456 с.
- Носко, И. В. Психология развития и возрастная психология [Электронный ресурс] / И.В. Носко. – Режим доступа: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r40985/dvgu106.pdf.
- Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник [Электронный ресурс] / Л.Ф. Обухова. - Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/psychology/age_psychology/1.html.
- Практикум по детской психологии / Под ред. Г.А. Урунтаевой. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – С. 5-27.
- Практическая психология образования: Учебное пособие / Под ред. И.В. Дубровиной– СПб.: Питер, 2007. – 592 с.
Самостоятельная работа по теме
«Закономерности психического развития и формирования личности в онтогенезе»
I. Рассмотрите подходы к трактовке психического развития в трудах зарубежных ученых и заполните таблицу:
Список литературы
- Гамезо, М.В.Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России,2003 – 512 с.
2. Крайг, Д. Психология развития / Д. Крайг, Д Бокум. – СПб: Питер, 2005 – 940 с.
3. Мухина, В.С. Проблемы генезиса личности / В.С. Мухина. – М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1985. – 105с.
4. Мухина, В.С. Возрастнаяпсихология: феноменологияразвития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М: Издательский центр «Академия», 2000. –456 с
5. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры /Б.П. Никитин. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с. (http://padabum.com/d.php?id=3853).
6. Ньюкомб, Н. Развитиеличностиребенка / Н.Ньюкомб; пер. с англ. В. Белоусова. - СПб: Питер, 2002. – 640 с.
7. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Высшее образование, 2004. – 464 с.
8. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие /Сост. Л.М.Семенюк; Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: Междунар. пед. акад., 1994. – 256 с.
- Цукерман, Г.А., МастеровБ.М. Психологиясаморазвития / Г. А. Цукерман, Б.М. мастеров. – М. Интерпракс, 1995. – 288с.
- Прихожан, A.M. Психология сиротства А.М. Прихожан. – СПб: Питер, 2005. – 400с.
- Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 416с.
- Тагирова, Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками / Г.С. Тагирова. – М.: Пед. общество России, 2005. – 128с.
Самостоятельная работа по теме «Возрастная периодизация психического развития»
I. Подготовьте письменный ответ на вопрос: Основные структурные компоненты возраста;
II. На основе изучения научно-психологической литературы проанализируйте взгляды представителей зарубежной (З.Эриксон, Дж. Биррен Д. Бромлей В. Квинн Г. Крайг) и отечественной психологической теории (Международный симпозиум по возрастной периодизации в Москве, Эльконин Д.Б., Мухина В.С., Фельдштейн Д.И., Мухина В.С., Слободчиков В.И.) на периодизацию жизненного цикла человека. Сравнительный анализ зарубежных и отечественных периодизаций оформите в виде таблицы. Сделайте выводы.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.:Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2000. – 624 с.
2. Крайг, Д. Психология развития / Д. Крайг, Д Бокум. – СПб: Питер, 2005 – 940 с.
3. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979. – 286 с.
4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2000. – 453с.
5. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. 5-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1999. –176с.
6. Немов, Р.С. Психология. Учеб. В 2 кн. Кн.2:Психология образования / Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 1995. – 496 с.
Самостоятельная работа по теме «Психическое развитие в младенчестве и раннем детстве»
I. Подготовьте тест беседы и презентацию в программе PowerPoint будущими родителями о значении пренального периода в развитии ребенка.
II. Подготовьте рекомендации для родителей о взаимодействии с ребенком в пренатальном периоде развития. Рекомендации оформите в виде буклета в программе Publisher.
III. Найдите в литературе м представьте тексты колыбельных и пестушек. Напишите эссе о психологическом значении колыбельных и пестушек для развития ребенка.
IV. Подготовьте рекомендации для родителей о взаимодействии с ребенком в период кризиса 1 года. Рекомендации оформите в виде буклета в программе в программе Publisher.
V. Объединившись в группы по 3-4 человека изготовьте развивающую игрушку для детей в возрасте 1-3 года. Подготовьте инструкцию по использованию игрушки.
VI. Подготовьте рекомендации для родителей по выбору игрушек для детей раннего возраста. Рекомендации оформите в виде буклета в программе –Publisher.
VII. Подготовьте рекомендации для родителей по взаимодействию с ребенком в период кризиса 3 лет. Рекомендации оформите в виде буклета в программе –Publisher.
Список литературы
1.Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2000. – 624 с.
2. Абрамченко В.В.Перинатальная психология: Теория, методология, опыт / В.В. Абрамченко. Н.П. Коваленко. – Петрозаводск: ИнтелТек, 2004. – 350 с.
3. Айванхов О. М. Воспитание начинающееся до рождения / О.М. Айванхов. – М.: Просвета, 2007 – 158 с.
4. Бауэр, Т. Психическое развитие младенца / Т. Бауэр. – М.: Прогресс, 1985. –320 с.
5. Выготский, Л. С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
6. Девятьмесяцевивсяжизнь: Родыновоготысячелетия / А. Акин, Д. Стрельцова. – Москва :Генезис, 2007. – 637 с.
7. Крайг, Д. Психология развития / Д. Крайг, Д Бокум. – СПб: Питер, 2005 – 940 с.
8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
9. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. 5-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1999. –176с.
10. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Высшее образование, 2004. – 464 с.
11. Психология человека от рождения до смерти; Младенчество, детство, юность, взрослость, старость/ В.А. Аверин, Ж.К. Дандарова, А.А. Деркач; Под ред. А.А. Реана. — СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК: Олма-Пресс, 2002. — 656 с.
12. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: учеб. пособие / Е. Ф. Рыбалко . – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. – 252 с.
Самостоятельная работа по теме «Психология дошкольника»
I. Подготовьте письменное сообщение на тему Значение целенаправленного формирование сенсорных процессов для психического развития ребенка (А.В.Запорожец, В.П.Зинченко, Л.А.Венгер).
II. Подготовьте текст лекции для родителей и презентацию в программе PowerPoint на тему «Проблеме сенсорного воспитания и овладения общественно-выработанными эталонами и мерами».
- Подберите игры и упражнения, которые можно было бы порекомендовать родителям, желающим помочь своему ребенку подготовиться к систематическому обучению.
I. Подготовьте рекомендации для родителей по проблеме взаимодействия с ребенком в период кризиса 7 лет. Рекомендации оформите в виде буклета в программе Publisher.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2000. – 624 с.
2. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979.- 286 с.
3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
4. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. 5-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1999. –176с.
5. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Высшее образование, 2004. – 464 с.
6. Психология человека от рождения до смерти; Младенчество, детство, юность, взрослость, старость/ В.А. Аверин, Ж.К. Дандарова, А.А. Деркач; Под ред. А.А. Реана. — СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК: Олма-Пресс, 2002. — 656 с.
7. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: учеб. пособие / Е. Ф. Рыбалко . – Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. – 252 с.
Самостоятельная работа по теме
«Психологические особенности младшего школьника»
I. Разработайте ситуационную задачу по проблеме адаптации ребенка к обучению в школе и предложите ее разрешение.
II. Сформулируйте рекомендации педагогу по социально-педагогическому управлению адаптацией ребенка к обучению в школе. Рекомендацииоформите в видебуклета в программе Publisher.
III. Разработайте ситуационную задачу по проблеме формирования положительной мотивации учения в начальной школе и предложите ее разрешение.
IV. Сформулируйте содержание педагогических рекомендаций родителям учащегося 3 или 4 класса по проблеме адаптации к основной школе. Рекомендацииоформите в видебуклета в программе Publisher.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.:Акад. проект; Екатеринбург: Деловая кн., 2000. – 624 с.
2. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка /Сб. метод.материалов для администраторов, педагогов и школьных психологов / М.Р. Битянова. – М.: Педагогический поиск, 1997. – 145 с.
3. Вильчинская, Т. П. Психологические проблемы дезадаптации детей младшего школьного возраста./Т. П. Вильчинская, — М.: МОСУ, 2000. —27с.
4. Волков, Г. А. Младший школьник. Как помочь ему учиться / Г.А. Волков. – М. Академ. Проект, 2004. – 144 с.
5. Волков, Б.С. Готовим ребенка к школе / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.
6. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.: Академический проект, 2000. – 184 с.
7. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Беличева, И.А. Коробейникова. Научно-методическое пособие для школьных психологов. М.: Редакционно-издательский центр «Социальное здоровье России», 1993 –127 с.
8. Истратова, О.Н. Справочник психолога начальной школы: Психологическая готовность к школьному обучению; Адаптация детей к школе; Психодиагностика младшего школьника и др. / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – М.: Феникс, 2008. – 443 с.
9. Капустин, Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы / Н.П. Капустин. – М.: Академия, 2001. – 216 с.
10. КравцовГ.Г., КравцоваЕ.Е. Шестилетнийребенок. Психологическаяготовностькшколе Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М.: Знание, 1987. – 80 с.
11. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.
12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 464 с.
13. Палагина, Н. Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / Н.Н. Палагина – М.: МПСИ, 2005. – 287 с.
14. Психологиядошкольника: Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2000. – 408 с.
15. Рогов, Е.М. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2 кн. – 2-е изд., 1999 – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста / Е.М. Рогов. – 384 с.
16. <