Старшеклассник до старшей ступени обучения учился ровно, успешно, ориентирован на поступление в ВУЗ..

В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что учебная деятельность в старших классах становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Продолжение обучения в старших классах - это своего рода заявка на поступление в будущем в высшее учебное заведение. Поэтому в старших классах снимается острота проблемы мотивации учения и связанной с ней дисциплины на уроках. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными. Появляется интерес к теоретическим проблемам, способам познания и учения, самостоятельному решению учебно-теоретических проблем. В сложившейся школьной практике обучение в старших классах осуществляется в соответствии с тем или иным научным профилем: естественнонаучным, физико-математическим, гуманитарным, технологическим, а также в соответствии с конкретно-профессиональным профилем - педагогическим, медицинским, юридическим, экономическим, инженерным и т.п. Учебная деятельность приобретает черты избирательности и осознанности, ответственности за ее процесс и результаты. Обучение в школе дополняется получением образования в различных образовательных учреждениях, самообразованием. Внутренняя позиция старшеклассника по отношению к школе складывается из его отношения к школе как к учреждению, к процессу обучения, к учителям, к одноклассникам. Его отношение к школе в целом характеризуется растущей сознательностью и одновременно постепенным "вырастанием" из школы. Круг интересов и общения старшеклассника все больше выходит за пределы школы, делая ее только частью его жизненного мира. Школьная жизнь рассматривается как временная, имеющая ограниченную ценность. Хотя старшеклассник еще принадлежит школе, референтные группы все чаще находятся вне ее.

Содержание психолого-педагогической помощи юноше.

1. Консультации психолога для юноши по профориентированию

Рекомендации психолога для учителей гуманитарного цикла:повышение качества преподавания предметов гуманитарного цикла, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, стимулированиепрофессиональнойкомпетентности и творческой активности учителей гуманитарного цикла в процессе освоения ими современных подходов к организации и проведению уроков, создание условий для формирования активной гражданской позиции уч-ся через усиление роли патриотического воспитания на уроках гуманитарного цикла, внедрение новых технологий в педагогическую деятельность учителей для раскрытия творческого потенциала учащихся, обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий, повышение профессиональной квалификации учителей.

Привлечь юношу к участию в Играх школьного интелектуального турнира «Что? Где? Когда?.

2. Проводить работу по: повышению интереса юноши к предметам гуманитарного цикла;
- повышению общекультурного уровня юноши; - развитие потенциальных творческих способностей юноши;
- формированиюинформационной культуры юноши; - формированию навыков публичного выступления;
- выработке собственной осмысленной позиции относительно важнейших событий отечественной истории;
- повешению интереса к художественной литературе, живописи, музыке;
- создание условий для испытания юношей ситуации успеха; - привлечь юношу к проектно-исследовательской деятельности .

Студент 3-его курса обратился за помощью в связи с конфликтной ситуацией с преподавателем..

Содержание психолого-педагогической работы по решению конфликтной ситуации

Если преподаватель занижает оценки, целенаправленно ищет промахи в работе и при этом не замечает этих самых промахов у других, постоянно засыпает вопросами по теме и нет, значит у вас, определенно, напряженные отношения, которые требуют незамедлительного «оперативного» вмешательства.
Своими претензиями студент скорее всего действует на нервы преподавателю. К сожалению, не все взрослые люди готовы принять мнение человека, который младше их по возрасту. Естественно, преподавателю не нравится, когда навязывают свое мнение. Но и переубедить такого педагога не получается. Сколько бы ты ни отстаивал свою точку зрения, преподаватель попросту тебя не слушает. Такие педагоги поступают согласно принципу «или по-моему, или никак». При всем своем желании сложно изменить человека, который к тому же старше тебя. Возможно, у преподавателя своя методика изложения материала и обучения. Не забывайте, что у каждого преподавателя существует собственная система оценки, наработанная за годы стажа, так что убедить его в необъективности сложно. Наверняка в каждом вузе есть педагоги, которые никогда не ставят студентам высокий балл, аргументируя это тем, что "на десять знаю только я". Это заведомо проигрышная позиция, демонстрирующая необъективность, закомплексованность и отсутствие понимания простейших законов психологии и педагогики. Такие профессиональные кадры постоянно оказываются вовлечены в конфликты со своими подопечными.

Если оценка занижена, студент может спросить преподавателя, что именно ему не понравилось в ответе. Возможно, вы вместе сможете прийти к общему выводу о том, какой оценки заслуживает твой ответ.

Если же преподаватель не хочет тебя слушать и все равно ставит оценку, которую ты не заслужила, смело требуйте, чтобы вас опросила комиссия из нескольких преподавателей. На таком опросе присутствует как минимум три учителя-предметника. Если ты знаешь тему и тебе нечего бояться, будь уверена в своих силах!

Причиной конфликта может быть и простая психологическая несовместимость. "Не сошлись характерами" на деле означает крайне неудачное сочетание темпераментов, противоречие в жизненных ценностях, мотивах, целях и мировоззрении. Если это не касается вашей успеваемости, рекомендует вообще не обращать внимания на отношение педагога: он тоже не обязан вам нравиться, в конце концов.

Если преподаватель смотрит в вашу сторону волком, не упускает возможности придраться предлагаем в общении следовать следующим рекомендациям:

Соблюдайте правила

Ходите, не опаздывая, на лекции

Держите контроль

Непременно интересуйтесь своими успехами по предмету. Не давайте преподавателю после устного ответа возможности скрыть отметку, попросите ее огласить тут же, прилюдно, в присутствии всей группы. В таких условиях преподавателю психологически сложнее будет занизить вам балл.

Будьте гибкими

Если у вас с преподавателем проблемы – воздержитесь от желания их обострить. Не стоит делать что-то назло, дразнить, злить – поймите, это рано или поздно сыграет против вас. Уступите, простите преподавателю его малодушие, попробуйте отнестись к нему снисходительно. Будьте умнее.

Поговорите с ним

Поймайте своего наставника в одиночестве и скажите, как есть: "Я чувствую между нами недопонимание, хочу знать, что я могу с этим сделать?" Во-первых, даже если он злорадно ответит: "Ничего!" – это только подчеркнет его предвзятость и у вас будет железный аргумент, чтобы доказать ее при необходимости. А во-вторых, "пойманный" с поличным, преподаватель может несколько устыдиться своей необъективности и пересмотреть свое поведение. Ну, вдруг.

Говорите уверенно

Отвечая своему "любимому" преподавателю, задушите предательскую дрожь в гортани и постарайтесь превратить трусливое блеяние в уверенное изложение. В этом случае преподаватель польстит своим воспитательным методам, решив, что вы со страху все выучили. Поддержите в нем эту уверенность. Обычно бодрые ответы прерываются еще в начале рассказа, постарайтесь выдержать.

7. Держитесь с достоинством

Ни в коем случае не ведитесь на провокации! Не отвечайте на хамство хамством

Обратитесь в деканат

Это последний шаг, к которому стоит прибегать в случае экстренной опасности. Так что будьте готовы, что деканат станет на сторону вашего обидчика, и чтобы это изменить у вас должны быть веские аргументы и объективные доказательства того, что он не прав.

Имейте в виду, что просьба заменить преподавателя может ни к чему не привести. Часто оказывается, что другого наставника по предмету в университете просто нет. Узнайте об этом прежде, чем обращаться к руководству.

Студентка первого курса регулярно пропускает занятия в институте. Своевременно не выполняет заданий преподавателей. На занятиях чаще всего пассивна, даже может уснуть.

В данной ситуации скорее всего необходимо учесть различия адаптаптированности между иногородними и местными студентами.

В отличие от местных студентов, у которых фактически в привычной жизни с поступлением в вуз произошли незначительные изменения – социальные и бытовые условия остались прежними, изменилось лишь географическое месторасположение учебного заведения и система обучения, иногородние студенты оказываются «вырванными» из прежних социальных условий. Изменения происходят практически во всех сферах – меняется не только географическое месторасположение учебного заведения и система обучения, но и бытовые условия, и социальное окружение. Существует две основные стратегии поведения иногородних студентов. Первая заключается в том, что они все основные усилия и время направляют на процесс обучения и в нем самореализуются, находят друзей, поддержку. Вторая стратегия поведения основана на том, что иногородний студент, попав в незнакомый большой город, делает основной упор на сферу развлечений и социальных контактов, что естественно ведет к академической неуспеваемости и дезадаптации.

Содержание психолого-педагогической помощи куратору.

Проблема адаптации первокурсников к вузовской системе обучения является одной из наиболее значимых в современной ситуации. От успешности этого процесса зависит профессиональное и личностное развитие студентов. Иногородние студенты - особая категория студентов. Необходимо учитывать тот факт, что у иногородних студентов статистически достоверно выше самопринятие, чем у местных. Также установлено, что у иногородних студентов на уровне тенденции выше потребность в знаниях и активные социальные контакты, чем у местных.

Иногородние студенты более адекватно оценивают свои способности, возможности. В отличие от местных студентов они менее ориентируется на мнение окружающих, так как для них это новое социальное окружение, к которому уровень доверия первоначально очень низок, поэтому они привыкли ориентироваться на сове мнение, оценку, вследствие этого принятие себя у иногородних студентов несколько выше, чем у местных студентов.

Более высокую мотивацию на стремление к приобретения новых знаний у иногородних студентов мы связываем с более серьезным отношением иногородних к образовательной сфере, так как они целенаправленно переехали в другой город ради приобретения новых знаний.
Одной из социальной потребностей человека является потребность в общении, защите и признании. У местных студентов эти потребности реализуются на прежнем социальном окружении. Иногородние студенты оказываются «вырванными» из прежнего социального окружения, поэтому для реализации этих потребностей стремятся к установлению благоприятных отношений с окружающими.

Структура адаптированности иногородних студентов существенно отличается. Базовым и системообразующим качеством стукруры иногородних студентов является мотивация на получение знаний, с ней положительно связано духовное удовлетворение и значимость сферы увлечений. Так же существует положительная связь между сохранением собственной индивидуальности и эмоциональным комфортом. В тоже время наблюдается отрицательная связь между мотивацией на овладение профессией и стремлением к высокому материальному положению. У местных студентов можно говорить о наличии структуры адаптированности, которая базируется на мотивации на овладение профессией, чего нет у иногородних студентов, это связано с адаптационным шоком первого года обучения.

Установлено, что между иногородними и местными девушками не существует статистически значимых различий.

Иногородние студенты более адекватно оценивают свои способности, возможности. В отличие от местных студентов они менее ориентируется на мнение окружающих, так как для них это новое социальное окружение, к которому уровень доверия первоначально очень низок, поэтому они привыкли ориентироваться на сове мнение, оценку, вследствие этого принятие себя у иногородних студентов несколько выше, чем у местных студентов.

Более высокую мотивацию на стремление к приобретения новых знаний у иногородних студентов мы связываем с более серьезным отношением иногородних к образовательной сфере, так как они целенаправленно переехали в другой город ради приобретения новых знаний.
Студенты, которые имеют финансовые проблемы, менее мотивированны на овладение профессией, потому что для них на данном этапе обучения приоритетом является адаптация к новым условиям, которую затрудняют материальные трудности. И основные усилия своей деятельности они направляют на преодоление этих трудностей, которые присутствуют постоянно. По этой же причине у них ниже стремление к сохранению собственной индивидуальности, бытовые проблемы не являются первостепенными и их можно отложить на некоторое время, например, вместо приготовления пищи поесть в столовой или кафе, а финансовые проблемы могут быть причиной других трудностей и их решение для человека является первостепенным.

От успешности этого процесса зависит профессиональное и личностное развитие студентов. Иногородние студенты - особая категория студентов. Иногородние студенты, с более адекватной мотивацией на обучение в вузе и получение желаемой профессии, несмотря на отставание в развитии социального компонента, лучше профессионально адаптированы. Данный факт поддается и прямому наблюдению: действительно, иногородние студенты лучше обучаются, быстрее трудоустраиваются и в целом более активны в выбранной сфере деятельности. И это объясняется именно тем фактом, что они приезжие. Местные студенты для поступления в вуз ориентируются не только на желаемую профессию, но и на близость университета к дому, простой интерес к данной отрасли знаний и т.д.

Такая ситуация требует от психологов проводить исследования по специфике адаптации иногородних студентов для дальнейшей выработки мер, направленных на плавное вхождение их в учебную деятельность, профессиональную подготовку и социальную сферу (методика «Социально-психологическая адаптированность личности (СПА)», методика «Мотивация обучения в вузе (МОВ).

Студентка 4-го курса обратилась к психологу по направлению администрации университета. В связи с трагическим событием в семье – смерть близкого человека, она перестала ходить в университет.

Студентка в связи с трагическим событием в семье – смерть близкого человека проходит сейчас в одной из стадий горевания. Это необходимо учесть и поддержать ее, не допустив принятия ею необдуманных решений.

Содержание психолого-педагогической помощи студенту.

Консультации психолога

Горе после потери близкого человека делится на несколько четко определенных стадий. Чтобы пережить смерть близкого человека, нужно пройти через все эти стадии: только так вы сможете научиться управлять своим горем и сохранить душевное здоровье. Если человек надолго «застревает» на одной из стадий, это знак того, что что-то не в порядке, и ему следует обратиться за профессиональной помощью. Первая стадия (от нескольких часов до двух недель) — это оцепенение и шок. Человек еще не может поверить в потерю. Реакция может быть разной: человек может впасть в ступор, словно оцепенеть, либо развести бурную деятельность, организовывая похороны и поддерживая остальных. Это не значит, что во втором случае он легче переживает смерть, он просто еще ее не осознал. После похорон наступает период отрицания, который длится примерно до сорока дней. Умом мы свою потерю понимаем, но наше подсознание его принять отказывается. В это время люди могут слышать шаги умершего, видеть его среди прохожих — это нормально. Хорошо, если в этот период умерший хотя бы иногда снится. Отсутствие снов об умершем, наоборот, может быть признаком проблем с переживанием горя. В этот период можно и нужно говорить о покойном. Слезы — это тоже хорошо, если только вы не плачете дни напролет. До полугода длится период принятия потери и проживания боли. В это время боль накатывает волнообразно, то отпуская, то усиливаясь. Происходит это потому, что мы пытаемся пережить смерть близкого человека и совладать со своим горем, но выходит это с переменным успехом. В середине этого периода, примерно через три месяца после смерти, иногда наступает «провал», вызванный истощением сил, сильное обострение боли. На этой стадии могут появиться чувства неприятные, но при этом конструктивные: · чувство вины (вина за то, что близкий человек умер, а вы остались и ничего не можете изменить); · чувство агрессии по отношению к умершему (вы негодуете, потому что он вас бросил); · чувство агрессии по отношению к другим (поиск виновных, «перевод стрелок» на врачей, государство, даже Бога). Все эти чувства нормальны, если они не затягиваются надолго! Если они продолжаются короткое время, они помогают пережить смерть близкого человека, но если они затянулись — у вас проблемы. Обычно в это время слез уже меньше, умерший может продолжать сниться, но уже по-другому: в вашем сне вы осознаете, что он умер и не находится в этом мире. Затем боль облегчается, и к концу первого года после смерти жизнь постепенно возвращается в свое русло. К этому времени человек обычно полностью принимает то, что близкий человек умер, обзаводится новыми знакомствами. Умершего вспоминают как живого, а не как мертвого, воспоминания эти приятные. В этот период кажется, что вы смогли полностью совладать со своим горем. Оправиться от смерти близкого вам человека нелегко, но лучший лекарь — это время. Просто дайте жизни идти своим чередом и найдите людей, которые будут готовы вас поддержать.

Не рекомендуем в течение года после смерти близкого что-то кардинально менять в своей жизни. Потому что в этот период человек находится в изменённом состоянии, и, как правило, все решения принимаются им под влиянием эмоций

– Любые реакции, которые происходят в первый год (полтора) после смерти близкого — нормальные. Это может быть агрессия, депрессия, перепады настроения. Почему мы берём именно этот промежуток времени? За 12 месяцев человек в одиночку переживает всё то, что он раньше переживал вместе со своим близким: отпуск, день рождения, Новый год и т.д. После года, максимум полутора лет — становится легче. Но если даже спустя это время человек не может вернуться к обычной жизни, значит, нужна помощь специалиста.

Тренинги

Наши рекомендации