Перечислены различные черты характера
а) отношение человека к другим людям –гуманность, эгоизм, чувство превосходства, общительность, высокомерие, замкнутость, честность, скромность
б) отношение к труду –добросовестность; аккуратность , инициативность, лень , бережливость, чувство нового, честность
в) отношение к своей личности -чувство собственного достоинства, чувство чести, честность
По делу об изнасиловании трехлетней девочки было установлено следующее.Оха-йте на этом примере особенности восприятия ребенком другого человека. Какие существуют тактические приемы допроса малолетних, основанные на психологических особенностях детей младшей возрастной группы?
Восприятие человека человеком формируется у ребенка с ее развитием, изменением потребности в общении, познании, труда Этот психический социально-перцептивный процесс активно развивается уже в раннем детстве. В развитии социальной перцепции ребенка ведущую роль играет взрослый, который помогает ей лучше понять людей, влияет на формирование взглядов, эталонов, пользуясь которыми, дошкольники оценивают поведение тех, с кем имеют дело, корректируют себя При этом имеют значение поведение, внешний вид самого взрослого, его взаимоотношения в личной микросреде. Дети этого возраста еще не всегда могут правильно отличить главное от второстепенного, поэтому отсутствие жизненного опыта заполняют воображением и фантазией, а результаты воображения выдают за подлинную действительность. Они склонны к преувеличению, не всегда способны описать увиденные им предметы, но хорошо их узнают. Поэтому в процессе допроса для оживления памяти целесообразно предъявлять ребенку эти предметы. Так, физические качества, возможности сверстника дети детского возраста воспринимают и оценивают более верно, нежели моральные. На протяжении детского периода восприятие ребенком человека существенно изменяется. Если оценочные суждения об окружающих людях младшего ребенка, как правило, недифференцированны, неустойчивы, изменчивы, ситуационно обусловлены, то с возрастом они становятся все более полными, развернутыми, адекватными, касаются не только внешних, физических данных воспринимаемого, но и его личностных, внутренних качеств.
К моменту допроса ребенка следователь должен располагать сведениями о его психологических особенностях..
В процессе подготовки к допросу ребенка на предварительном следствии надлежит решить вопрос о месте допроса. 1. Если известно, что ребенок застенчив, замкнут, неуверен в себе, можно допрашивать его в медицинском учреждении. Практически каждый ребенок имеет опыт общения с медицинскими работниками. Он привык к тому, что на их вопросы нужно отвечать. 2. В тех случаях, когда следователь предварительно выяснил, что ребенок обладает плохой памятью, недостаточно владеет речью для описания сложных ситуаций, расположения объектов в пространстве, их перемещения и т. п., целесообразно допрашивать ребенка на месте расследуемого события. Это поможет малолетнему оживить в памяти детали ситуации и позволит ребенку, не умеющему рассказывать, показать расположение участников наблюдавшейся им сцены, направление их движения и т. п. Исключением должны быть случаи, когда имеются опасения, что пребывание на месте события может вызвать у ребенка сильные отрицательные эмоции.
Для проведения допроса ребенка должны быть созданы все условия.
1. В комнате, в которой осуществляется дорос, следует устранить все отвлекающие предметы.
2. Рекомендуется позволить ребенку самому выбрать того, кто с ним будет разговаривать или его пол, если имеется такая возможность.
3. Целесообразно располагать следователя и ребенка на одном уровне: рядом на стульях или на полу.
4. Следователь должен представиться ребенку и объяснить, в чем заключается его работа. Можно сообщить, что вы уже не раз беседовали с детьми, и вам удавалось им помочь.
5. Родители либо лица их заменяющие, которые присутствуют на допросе, должны находиться вне пределов видимости ребенка в момент, когда следователь непосредственно беседует с ним.
6. Эффективность допроса детей во многом зависит от умения следователя учитывать и правильно использовать их психологические особенности. Многим детям дошкольного возраста чтобы освоиться на новом месте, в незнакомом помещении, требуется осмотреться и даже потрогать находящиеся там предметы, походить по комнате. Нет смысла сразу усаживать ребенка на стул и допрашивать. Он должен чувствовать, что в любой момент может подойти к заинтересовавшим его предметам, изменить позу, взять то, что привлекло его внимание.
7. Общение с застенчивыми, трудно вступающими в контакт детьми не следует начинать с прямого обращения к ним. Ребенку необходимо время, чтобы освоиться с новой для него обстановкой, присутствием незнакомых людей. Поэтому разговор лучше начинать не с ребенком, а о ребенке с сопровождающим его лицом или с педагогом, постепенно вовлекая в разговор ребенка, для того чтобы он как бы уточнял то, что говорится о нем.
8. В отдельных случаях, когда контакт с ребенком не налаживается, можно прибегнуть к следующему приему, основанному на многочисленных наблюдениях психологов и педагогов. Дети часто заинтересовываются людьми, не обращающими на них внимания, и, привыкнув к их присутствию, сами начинают пытаться вступить с ними в общение. В подобных случаях следователь может занять выжидательную позицию, сделать вид, что занимается своими делами, не имеющими к ребенку никакого отношения, в то время как с ребенком разговаривает педагог или сопровождающее лицо.
9. Стараясь успокоить ребенка, помочь ему преодолеть страх, смущение, напряженность, не следует впадать в другую крайность: ребенок не должен относиться к происходящему слишком легко.
В работе с дошкольниками переход от ориентировочной части допроса к основной не должен быть резким. Желательно, чтобы первый вопрос об интересующем событии воспринимался ребенком как естественное продолжение разговора. Допустимо в отношении детей трех-четырех лет допросу придавать игровой характер, хотя игра может сильно отвлечь ребенка от воспоминаний о событиях, составляющих содержание допроса.
В подавляющем большинстве случаев допрос дошкольников возможен только в форме наиболее доступной им диалогической речи, что повышает требования к постановке четких, ясных вопросов, не рассчитанных на развернутые, продолжительные ответы.
Допрос детей о подобных событиях требует особого такта и должен быть прекращен, как только следователь, присутствующие на допросе родители или специалист заметят, что поставленные перед ребенком вопросы вызывают у него сильное волнение.