Тема 14. Психологическая характеристика младшего школьного возраста

План работы с литературой

1. Социальная ситуация развития младшего школьника. Смена ведущей деятельности. Новая социальная роль.

2. Учение – ведущий вид деятельности. Структура учебной деятельности.

3. Мотивы учения младших школьников. Динамика развития мотивов.

4. Основные новообразования: внутренний план действий, произвольность психических функций, рефлексия.

5. Психологические трудности младшего школьника. Проблемы школьной дезадаптации.

6. Младшие школьники «группы риска».

7. Проблема перехода от младшего школьного возраста к подростковому.

Литература

1. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учебн. заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001. – С. 221-228

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М., 2001. – С. 312-336

3. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. – М., 1995

4. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб., 2000

5. Цукерман Г.А., Романеева М.А. Кооперация со сверстниками как существенное условие обучения младших школьников // Вопросы психологии. – 1982. - № 1

6. Цукерман Г.А., Фокин Н.Э. Поведение младших школьников в коллективной учебной работе // Вопросы психологии. – 1983. - № 4

Тема 15. Психология подростка. Формирование личности в подростковом возрасте

План работы с литературой

1. Анатомо-физиологические особенности перестройки организации у подростков и их отражение в психологических особенностях возраста.

2. Критика психологических умений о доминирующем знании полового созревания для психики подростка.

3. Социальная ситуация развития современных подростков. Потребность занять свое место среди сверстников.

4. Подростковый кризис. Специфика подросткового кризиса.

5. Особенности учебной деятельности подростка. Качественные изменения в познавательной сфере подростка. Формирование мышления в понятиях.

6. Особенности самосознания подростка. Развитие воли и стремление к самовоспитанию.

7. Проблемы общения со взрослыми. Смысловые барьеры. Типы смысловых барьеров. Пути их решения.

8. Проблемы общения со сверстниками. Подростковая субкультура. Чувство взрослости.

9. Проблемы полового воспитания.

10. Семейное воспитание. Роль ошибок семейного воспитания.

11. Предпосылки перехода к юношескому возрасту.

Литература

1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968

3. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб., 2000

4. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учебн. заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001

5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ.вузов. – М., 1998. – С. 347-408

6. Фельдштейн Л.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М., 1995

7. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – Екатеринбург, 1999

8. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. – М., 2000

9. Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя к подросткам // Вопросы психологии. – 1984. - № 2

Тема 16. Психология ранней юности

План работы с литературой

1. Психологические особенности становления личности в юношеском возрасте.

2. Физическое развитие юношей и девушек.

3. Профессиональное самоопределение и психологические особенности выбора профессии.

4. Осознание себя как личности и индивидуальности.

5. Причина возникновения кризисов в юношеском возрасте.

6. Любовь и дружба в юношеском возрасте.

7. Ценности, идеалы и альтернативы образа жизни.

8. Курение, алкоголь, психотропные средства.

Литература

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968

2. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб., 2000

3. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1987

4. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М., 2002

5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. – М., 2001. – С. 342-354

6. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. – М., 2000

7. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000

Тема 17. Социально-психологическая характеристика личности студента

План работы с литературой

1. Психология молодости: авторство собственного образа жизни. Адаптация к особенностям обучения в высшем учебном заведении и ее специфика на ранних курсах.

2. Ценностные ориентации и их формирование в процессе профессиональной подготовки.

3. Студент как субъект учебной деятельности. Формирование профессиональной направленности, знаний, умений, навыков.

4. Студенческая семья.

5. Психологический портрет студента психолого-педагогического факультета вуза.

6. Социально-психологическая характеристика студенческой группы.

7. Условия перехода к зрелости.

Литература

1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1996. – С. 422-426

2. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб., 2000

3. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г.. Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. – М., 1999

4. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М., 2002

5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. – М., 2000

6. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000

7. Толстых Н.Н. Отношение к будущему // Формирование личности в переходный период от подросткового возраста к юношескому возрасту. – М., 1987

Наши рекомендации