Занятие 2. Социальная детерминация развития

Вопросы для обсуждения:

  1. Проблемы социализации детей в изменяющемся мире.
  2. Социализация и воспитание.
  3. Понятие о социализации и инкультурации.
  4. Особенности становления различных сфер психики в разных общественных и исторических условиях.
  5. Сравнительный анализ детства в традиционной и современной культуре.
  6. Аккультурация как важнейшее условие вхождения ребенка в окружающий мир.

Литература:

  1. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995.
  2. Дольто Ф. На стороне ребенка. – СПб., 1997.
  3. Кудрявцев В.Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. Ч. I. – Рига, 1999.
  4. Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.
  5. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. – М., 1997.
  6. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М., 2001.
  7. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 1996.

Занятие 3. Основные направления в психологии развития

Вопросы для обсуждения:

  1. Эндогенное направление в психологии развития.
  2. Экзогенное направление в психологии развития. Общая характеристика теорий экзогенного направления.
  3. Психоаналитическое направление: теория психосоциального развития Э. Эриксона.
  4. Когнитивное направление: Ж .Пиаже и женевская школа психологии.
  5. Направление социализации: Л.С. Выготский и его школа (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, М.И. Лисина).
  6. Концепция феноменологии развития В.С. Мухиной.
  7. Социально-экологическое направление в психологии развития.

Литература:

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  2. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. – М., 1984.
  3. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. – М., 1993
  4. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. – М., 1997.
  5. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Проблемы развития психики. – М., 1981.
  6. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. Для студ. высш. учеб. завед. – 11-е изд., переаб. и доп. – М., 2007.
  7. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995.
  8. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.

Занятие 4. Проблема возраста в психологии развития

Вопросы для обсуждения:

  1. Неравномерность и гетерохронность развития.
  2. Абсолютный и условный возраст.
  3. Социально-возрастные процессы и социально-возрастная структура общества. Возрастной символизм.

Литература

  1. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: В 6-ти тт. - Т. 4. – М., 1984.
  2. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. Для студ. высш. учеб. завед. – 11-е изд., переаб. и доп. – М., 2007.
  3. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. – 1991. – N 2.
  4. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.
  5. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. – М., 1997.
  6. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1981.

Занятие 5. Современные подходы к периодизации развития человека

Вопросы для обсуждения:

  1. Периодизация Э. Эриксона.
  2. Периодизация В.И. Слободчикова.
  3. Периодизация Д.Б. Эльконина

Занятие 6. Возрасты жизни в культурно-исторической ретроспективе

Вопросы для обсуждения:

  1. Идеи Ф. Арьеса об историографии развития.
  2. «Психогенная теория истории» Л. Демоза.

Литература:

  1. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. – Екатеринбург, 1999
  2. Дольто Ф. На стороне ребенка. – СПб., 1997.
  1. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995.
  2. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М., 1992
  3. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М., 1991

Занятие 7. Феномен детства как особого возраста жизни

Вопросы для обсуждения:

  1. Детство как историческая категория.
  2. Феномен человеческого детства.
  3. Продолжительность современного человеческого детства.
  4. Проблема границ детства.
  5. Парадоксы детства.

Литература:

  1. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.,1960-2002, любое издание.
  2. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.,1996.
  3. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. – Екатеринбург, 1999
  4. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995.
  5. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. – М., 1997.
  6. Кудрявцев В.Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. Ч. I. – Рига, 1999.
  7. Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.
  8. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М., 1991.
  9. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М., 1992.


Наши рекомендации