Список экзаменационных вопросов по общей психологии
1. Современная психология, ее определение, задачи и место в системе наук. Предмет психологии. Житейская и научная психология. Основные направления психологической науки. Междисциплинарные связи психологии с другими науками.
2. Методологические принципы психологии. Методы изучения психики, их классификация. Основные требования к психологическому исследованию, принципы его построения.
3. Понятие психики. Психическое отражение, условия его возникновения и основные характеристики психического отражения. Психика у животных. Основные формы поведения у животных и их характеристика. Различия психики животных и сознания человека
4. Сознание как высший уровень психического отражения. Структура сознания и основные его характеристики. Возникновение и развитие сознания в филогенезе. Теория Л.С. Выготского о развитии высших психических функций. Значение деятельности и речи в происхождении сознания человека.
5. Бессознательное и основные формы его проявления (неосознаваемые механизмы сознательных действий, неосознаваемые побудители сознательных действий, надсознательные процессы). Взаимосвязь сознания и бессознательного. Психологические защиты как проявление бессознательного.
6. Понятие личности в психологии. Соотношение понятий: человек, индивид, личность, индивидуальность, субъект. Биологическое и социальное в структуре личности. Основные подходы к пониманию личности в психологической науке (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология).
7. Активность личности. Мотивационно-потребностная сфера личности Понятие о потребностях как источнике активности. Классификация и виды потребностей. Определение понятия мотива и мотивации. Виды мотивов. Понятие иерархии и соподчинения мотивов.
8. Направленность личности. Структура направленности. Виды направленности (на себя, на других, на задачу). Направленность и характер личности. Ценностные ориентации личности. Роль направленности личности в трудовой и учебной деятельности.
9. Самосознание личности. Основные составляющие самосознания личности: когнитивная, эмоциональная, поведенческая. «Я-концепция», образ Я. Самооценка, ее виды, основные механизмы ее формирования. Влияние самооценки на деятельность и поведение человека. Методы исследования самосознания.
10. Понятие о деятельности и ее целях. Строение деятельности: действия, операции, навыки, движения. Управление действием и его контроль. Внутренняя и внешняя деятельность. Понятия интериоризации и экстериоризации.
11. Освоение деятельности. Навыки и их возникновение, структура и взаимодействие. Возникновение умений. Основные виды деятельности: игра, учение, труд.
12. Понятие об ощущениях. Роль ощущений в жизнедеятельности человека. Рефлекторная природа ощущений. Понятие об анализаторе. Классификация и виды ощущений. Сенсорные предпочтения и их проявления в психике человека.
13. Общие свойства ощущений. Чувствительность и пороги ощущений. Психофизиологические законы ощущений. Закономерности ощущений (адаптация, сенсибилизация, взаимодействие ощущений, синестезия).
14. Восприятие. Соотношение восприятия с процессом ощущения. Основные свойства восприятия.
15. Роль моторных компонентов в восприятии. Классификация восприятия. Восприятие пространства, времени, движений. Оптико-геометрические иллюзии.
16. Внимание. Физиологические механизмы внимания. Функции внимания. Виды внимания и их характеристика.
17. Свойства внимания (объем, устойчивость, концентрация, переключение, распределение). Колебания внимания. Рассеянность. Основные причины нарушения внимания. Методы изучения внимания. Формирование внимания учащихся.
18. Понятие о памяти. Основные функции памяти. Виды памяти, их психологическое значение и условия их эффективности.
19. Процессы памяти и их характеристика. Индивидуальные особенности памяти.
20. Понятие о мышлении. Связь мышления с чувственным познанием, речью, практической деятельностью. Социальная природа мышления. Мышление и личность. Логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
21. Мышление как психический процесс. Мотивация мышления. Проблемная ситуация и решение задач. Мыслительные операции.
22. Виды мышления. Этапы его формирования. Качества ума: широта, гибкость, критичность.
23. Понятие о воображении. Связь воображения с мышлением. Аналитико-синтетический характер процесса воображения. Виды воображения. Пассивное и активное воображение. Роль фантазий в игровой деятельности детей. Фантазии в научном и художественном творчестве.
24. Язык и речь. Функции речи. Виды речи и их характеристика: устная, письменная и внутренняя речь. Феномен эгоцентрической речи.
25. Чувства и эмоции, их специфика и основные характеристики. Основные функции чувств и эмоций. Виды эмоций и эмоциональных состояний. Высшие чувства. Роль чувств в формировании личности.
26. Понятие о воле. Мотивационная сфера личности и воля. Произвольные и непроизвольные действия. Личность и волевая деятельность. Особенности волевой деятельности. Волевой акт и его структура. Волевое усилие и регуляция поведения. Волевые качества личности и их формирование.
27. Понятие о темпераменте. Основные подходы в понимании темперамента в психологии. Роль наследственности и среды в проявлении темперамента. Воспитание в формировании темперамента.
28. Типы темперамента и их психологическая характеристика. Круг психических свойств, характеризующих темперамент. Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности. Понятие индивидуального стиля деятельности.
29. Характер. Основные подходы к пониманию характера в психологии. Черты характера и отношения личности. Структура и основные группы черт характера. Свойства характера: целостность, глубина, активность, сила, устойчивость. Характер и направленность личности.
30. Физиологические основы характера. Характер и темперамент. Формирование черт характера. Характер как результат воспитания и отражения отношений человека с социальной средой. Характер и деятельность.
31. Способности. Основные подходы к пониманию способностей в психологии. Качественная и количественная характеристика способностей. Возможность компенсации способностей. Структура способностей: общие и специальные способности; ведущие и вспомогательные свойства личности в способностях.
32. Задатки как природные предпосылки способностей. Биологическое и социальное в природе способностей. Формирование способностей. Зависимость развития способностей от обучения, интересов, склонностей, системы оценок личности, трудолюбия. Способности и задачи профессиональной ориентации учащихся. Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Проблемы одаренных детей.
Литература к курсу «Общая психология»
Учебники и учебные пособия.
· Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976
· Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии – М., 1986
· Гиппенретер Ю.Б. Введение в общую психологию –М., 1996
· Маклаков А. Г. Общая психология – СПб, Питер, 2000
· Психология / под ред. А.А. Крылова. – М., 2001
· Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 1999
· Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: введение в психологию
субъективности. М., 1995
· Хрестоматия по психологии /Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987
· Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.
· Психология внимания. Хрестоматия /под ред. А.Н. Леонтьева, В.Я. Романова,
А.А. Пузырея. М., 1981
· Ощущения и восприятие. Хрестоматия /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б. Мизалевской,
М., 1983
· Психология мышления. Хрестоматия /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова.
М., 1981.
· Психология памяти. Хрестоматия / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1979
Литература
1. Аверин В.А. Психология личности. – Спб, 1999.
2. Акимова М. К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников. Учет и коррекция. М., 2002
3. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1995
4. Батурин Н.А., Курганский Н.А. Уровень притязаний как метод исследования личности // Диагностика психических состояний в норме и патологии /Под редакцией Ф.И. Случевского. – Л., 1980.
5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
6. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов, 1983.
7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
8. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995
9. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М., 1993
10. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности: психологическое исследование. М., 1985
11. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977
12. Бурно М.Е. Сила слабых. М., 1999
13. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1986
14. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М., 1973
15. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990
16. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений М., 1976
17. Восприятие и деятельность. /Под ред. А.Н.Леонтьева М., 1976
18. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1934
19. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 томах. М., 1982-1984. Т. 2. С. 255-264, 436-439, с. 4 с. 256-260, Т.5 с. 153-164.
20. Гиппенрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание //А.Н. Леонтьев и современная психология /Под ред. А.В. Запорожца и др. М., 1983.
21. Додонов Эмоции как ценность. М., 1978
22. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986
23. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995
24. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб, 2002
25. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.
26. Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. СПб. 1998
27. Ильин Е.П. Личность и структура мотива – //Психологический журнал, 1995, №2, с. 27-41.
28. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб, 2002
29. Измайлов Ч.А., Соколов Е.Н., Черноризов А.М. Психофизиология цветового зрения. М., 1989.
30. Изард К. Эмоции человека М., 1980.
31. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.,1983.
32. Клацки Р. Память человека. М., 1988.
33. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань 1969
34. Кон И.С. Категория «Я» в психологии. //Психологический журнал, №3, 1981, с. 12-24
35. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М., 1977.
36. Левитов Н.Д. Психология характера. М., 1969
37. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993.
38. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971
39. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984
40. Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности. // Вопросы психологии, 1988, № 4, с. 98-107
41. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981.
42. Леонтьев А.А. Ключевые идеи Л.С. Выготского – вклад в мировую психологию ХХ столетия //Психологический журнал. 2001, т.22, №4, с. 5-11
43. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность //Вопросы философии, 1974, №4
44. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975
45. Леонтьев А.Н. Проблемы развития личности. М., 1972
46. Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А.Маслоу //Вопросы психологии, 1987, №3, с. 150-158
47. Личность: определение и описание // Вопросы психологии, 1992, №3-4.с. 34-42
48. Личко А.Е. Пспхопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1977.
49. Логвиненко А.Д. Психология восприятия. М., 1990.
50. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1968
51. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. //Вопросы психологии. 1989, №6
52. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. М.-Воронеж, 1996
53. Норман Д. Память и научение. М., 1985.
54. Одаренные дети. М., 1991
55. Петровский А.В. Быть личностью М., 1990
56. Петровский А.В. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии, 1981, №2, с. 40-46.
57. Петухов В.В., Психология мышления. М., 1987
58. Платонов К.К. Структура и развитие личности М., 1985
59. Платонов К.К. К проблеме способностей. М., 1972
60. Прохоров А.О., Васильева Т.Н. Связь черт характера и психических состояний педагогов //Вопросы психологии, №3, 2001.
61. Психология индивидуальных различий: Тексты /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М., 1982
62. Психология личности. Хрестоматия. В 2т. Самара. 1999
63. Психология личности. Тексты./Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1984 М., 1982
64. Психология эмоций: Тексты /Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер, М.,1984.
65. Психология самосознания. Хрестоматия. Самара. 2000
66. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1989
67. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994
68. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб. 1999
69. Русалов В.М. О природе темперамента в его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии 1985 №1
70. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979
71. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966
72. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. М., Смысл, 1997
73. Столин В.В. Самосознание личности М. 1983
74. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982
75. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2т. Т.1, М., 1985
76. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984
77. Толочек В.А. Исследование индивидуального стиля деятельности //Вопросы психологии, 1991, №3, с. 53-62
78. Турецкая Г.В. Страх успеха: психологическое исследование феномена // Психологический журнал. 1998, т.19, №1, с. 37-46
79. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990
80. Фрейд З. Психоанализ и защитные механизмы. М., 1993
81. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность в 2-х томах. М., 1986
82. Цылев В.Р. Об условиях, влияющих на становление характера // Вопросы психологии, 2001, №5. С. 128-135
83. Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. М. 1990
84. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии или реальность. М., 1996