Дифференциально-диагностический опросник

Ухаживать за животными или 1б Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать)
Помогать больным людям, лечить их или 2б Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин
Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок или 3б Следить за состоянием, развитием растений
Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) или 4б Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать)
Обсуждать научно-популярные книги, статьи или 5б Обсуждать художественные книги (пьесы, концерты)
Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) или 6б Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) или 7б Управлять каким-либо грузовым (подъёмным или транспортным) средством – подъёмным краном, трактором, тепловозом и др.
Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) или 8б Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище или 9б Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
10а Лечить животных или 10б Выполнять вычисления, расчёты
11а Выводить новые сорта растений или 11б Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины или одежду, дома, продукты питания и т.п.)
12а Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать или 12б Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13а Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности или 13б Наблюдать, изучать жизнь микробов
14а Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты или 14б Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
15а Составлять точные описания, отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. или 15б Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые)
16а Делать лабораторные анализы в больнице или 16б Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий или 17б Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов
18а Организовывать культпоходы сверстников или младших (в театры, музеи), экскурсии, туристские походы и т.п. или 18б Играть на сцене, принимать участие в концертах
19а Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания или 19б Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
20а Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада или 20б Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.)

Лист ответов ДДО



П Т Ч З Х   П Т Ч З Х
  11а 11б 12а 12б 13а
  13б 14а 14б 15а 15б
      16а   16б   17а
        17б 18а   18б
          19а   19б  
10а     10б     20а     20б  

Склонности молодого человека при решении задач профориентации целесообразно определить прежде всего в рамках перечисленной выше классификации профессий. Это можно сделать с помощью разработанного тем же автором дифференциально-диагностического опросника (ДДО).

Перед испытуемым ставится задача дать, не задумываясь, ответы на 20 пар вопросов ДДО. При этом ответы должны быть дифференцированы. Если названная в вопросе деятельность скорее нравится, чем не нравится, следует поставить в соответствующей клетке «Листа ответов ДДО» знак плюс (+). Если опредлённо нравится – два плюса (+ +), а если очень нравится – три плюса (+ + +). Если скорее не нравится, чем нравится, - один минус (–), если определённо не нравится – два минуса (– –), а если очень не нравится – три минуса (– – –).

Результаты ответов (количество плюсов и минусов) подсчитываются по каждой колонке «Листа ответов ДДО» (итог может быть выражен как алгебраическая сумма). Эти результаты и будут характеризовать область наиболее целесообразного применения сил испытуемого. Следует оговорить, что результаты ДДО, характеризуя склонность испытуемого в данный момент, в какой-то мере характеризуют и его способности. Но лишь в какой-то мере. Успешность выполнения любой деятельности определяется не какими-либо отдельными способностями самими по себе, а лишь сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека и характеризующим его как личность.

Вопросы и задания

1. Можно ли фактический успех в определённой деятельности определить как способность? Какая зависимость существует между способностями, умениями и знаниями?

2. Довольно часто бытует мнение о «врождённости» способностей. Докажите несостоятельность этих высказываний. Дайте определение задатков и способностей.

3. Некоторые дети рано проявляют задатки в определённой области. Всегда ли задатки будут развиваться? От каких факторов зависит развитие способностей? Какие причины угасания ранних детских талантов Вы можете назвать?

4. Проведите наблюдение и определите, какие из компонентов литературных, математических, технических или академических способностей обнаруживаются у способных учащихся при выполнении предложенных Вами и учителями-предметниками заданий. Чем отличается психическая деятельность способных от психической деятельности неспособных учащихся?

Литература

1.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-методическое. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 276 с.

2.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.:Питер, 1999. –

3.Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968.

4. Маклаков А.Г. Общая психология:Учебник для ВУЗов.-СПб.:Питер, 2004.-583 с.

5.Психология одарённости детей и подростков./Под ред. Н.С. Лейтеса.- М.: Издат. центр «Академия», 1996. – 416 с.

6.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.:: Питер, 1999.

7.Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. Т.1. – М.: Педагогика, 1985.

Методические рекомендации

Наши рекомендации