Дифференциально-диагностический опросник
1а | Ухаживать за животными | или 1б | Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а | Помогать больным людям, лечить их | или 2б | Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин |
3а | Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок | или 3б | Следить за состоянием, развитием растений |
4а | Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) | или 4б | Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать) |
5а | Обсуждать научно-популярные книги, статьи | или 5б | Обсуждать художественные книги (пьесы, концерты) |
6а | Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) | или 6б | Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а | Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) | или 7б | Управлять каким-либо грузовым (подъёмным или транспортным) средством – подъёмным краном, трактором, тепловозом и др. |
8а | Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) | или 8б | Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а | Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище | или 9б | Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а | Лечить животных | или 10б | Выполнять вычисления, расчёты |
11а | Выводить новые сорта растений | или 11б | Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины или одежду, дома, продукты питания и т.п.) |
12а | Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать | или 12б | Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) |
13а | Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности | или 13б | Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а | Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты | или 14б | Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. |
15а | Составлять точные описания, отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. | или 15б | Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые или представляемые) |
16а | Делать лабораторные анализы в больнице | или 16б | Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а | Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий | или 17б | Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов |
18а | Организовывать культпоходы сверстников или младших (в театры, музеи), экскурсии, туристские походы и т.п. | или 18б | Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а | Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания | или 19б | Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а | Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада | или 20б | Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
Лист ответов ДДО
П | Т | Ч | З | Х | П | Т | Ч | З | Х | |
1а | 1б | 2а | 2б | 3а | 11а | 11б | 12а | 12б | 13а | |
3б | 4а | 4б | 5а | 5б | 13б | 14а | 14б | 15а | 15б | |
6а | 6б | 7а | 16а | 16б | 17а | |||||
7б | 8а | 8б | 17б | 18а | 18б | |||||
9а | 9б | 19а | 19б | |||||||
10а | 10б | 20а | 20б |
Склонности молодого человека при решении задач профориентации целесообразно определить прежде всего в рамках перечисленной выше классификации профессий. Это можно сделать с помощью разработанного тем же автором дифференциально-диагностического опросника (ДДО).
Перед испытуемым ставится задача дать, не задумываясь, ответы на 20 пар вопросов ДДО. При этом ответы должны быть дифференцированы. Если названная в вопросе деятельность скорее нравится, чем не нравится, следует поставить в соответствующей клетке «Листа ответов ДДО» знак плюс (+). Если опредлённо нравится – два плюса (+ +), а если очень нравится – три плюса (+ + +). Если скорее не нравится, чем нравится, - один минус (–), если определённо не нравится – два минуса (– –), а если очень не нравится – три минуса (– – –).
Результаты ответов (количество плюсов и минусов) подсчитываются по каждой колонке «Листа ответов ДДО» (итог может быть выражен как алгебраическая сумма). Эти результаты и будут характеризовать область наиболее целесообразного применения сил испытуемого. Следует оговорить, что результаты ДДО, характеризуя склонность испытуемого в данный момент, в какой-то мере характеризуют и его способности. Но лишь в какой-то мере. Успешность выполнения любой деятельности определяется не какими-либо отдельными способностями самими по себе, а лишь сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека и характеризующим его как личность.
Вопросы и задания
1. Можно ли фактический успех в определённой деятельности определить как способность? Какая зависимость существует между способностями, умениями и знаниями?
2. Довольно часто бытует мнение о «врождённости» способностей. Докажите несостоятельность этих высказываний. Дайте определение задатков и способностей.
3. Некоторые дети рано проявляют задатки в определённой области. Всегда ли задатки будут развиваться? От каких факторов зависит развитие способностей? Какие причины угасания ранних детских талантов Вы можете назвать?
4. Проведите наблюдение и определите, какие из компонентов литературных, математических, технических или академических способностей обнаруживаются у способных учащихся при выполнении предложенных Вами и учителями-предметниками заданий. Чем отличается психическая деятельность способных от психической деятельности неспособных учащихся?
Литература
1.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-методическое. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 276 с.
2.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.:Питер, 1999. –
3.Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968.
4. Маклаков А.Г. Общая психология:Учебник для ВУЗов.-СПб.:Питер, 2004.-583 с.
5.Психология одарённости детей и подростков./Под ред. Н.С. Лейтеса.- М.: Издат. центр «Академия», 1996. – 416 с.
6.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.:: Питер, 1999.
7.Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. Т.1. – М.: Педагогика, 1985.
Методические рекомендации