Дальнейшие исследования темперамента

В работах Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына экспериментально было доказано, что свойства темперамента, выявленные И.П. Павловым, можно расширить. Это расширение связано с изучением свойства подвижности НС. В результате его изучения было выявлено три независимых друг от друга свойства: подвижность, динамичность и лабильность. Подвижность связывается со сменой знаков раздражителей. Лабильность характеризуется скоростью возникновения и прекращения нервного процесса. Динамичность– это быстрота и легкость генерации НС процессов возбуждения и торможения.

Б.М. Теплов выдвинул идею о существовании «первичных», основных свойств НС, и «вторичного», производного вытекающего из основных свойств. Таким свойством он считал уравновешенность и предпочитал использовать вместо него термин «баланс нервных процессов», полагая, что полная уравновешенность встречается в природе очень редко и основная задача исследователей – выявить, какой процесс и в какой степени преобладает в случае неуравновешенности.

Б.М. Теплов и его сотрудники опровергли тезис И.П. Павлова о положительном и отрицательном содержании каждого свойства в каждом типе НС. Положительный полюс рассматривался Павловым как биологически полезный, выгодный, а отрицательный – невыгодный, вредный. Соответственно, сила, уравновешенность – положительные качества, а слабость, неуравновешенность – отрицательные.

Ученый экспериментальным путем пришел к выводу о существовании различных полюсов в каждом свойстве. Он писал: «каждое свойство НС есть... диалектическое единство противоположных с точки зрения жизненной ценности проявлений». Было доказано, что слабость НС – это следствие ее высокой чувствительности и реактивности. Существуют некоторые виды деятельности, в которых выносливость НС имеет решающее значение, но есть и такие, где более важную роль играет высокая чувствительность и реактивность. Инертность с одной стороны означает прочность в образовании условных связей, с другой – косность в реакциях на изменения внешней среды.

В этом открытии заключается глубочайшее психолого-педагогическое положение, суть которого в том, что в процессе индивидуальной работы с ребенком важно добиваться развития положительных свойств, соответствующих каждому типу, и ослабления недостатков, которые уже проявляются в поведении ребенка. Б.М. Теплов практическое значение этой работы видел в нахождении для каждого типа НС путей и методов воспитания и обучения детей, организации труда и жизни взрослых.

Одна из важнейших проблем в изучении темперамента – это проблема соотношения свойств ВНД с психологическими особенностями человека. В работах Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына, В.С. Мерлина экспериментально доказывается, что свойства НС – это физиологические характеристики и их нельзя отождествлять с психологическими проявлениями человека. Была разработана концепция, согласно которой в психике человека выделяются два аспекта: содержательные характеристики – они представлены образами, идеями, отношениями, мотивами, смыслами, ценностями и т.д., которые складываются в результате деятельности и общения, в процессе взаимодействия с внешними миром; формально-динамические характеристики, обусловленные нейрофизиологическими свойствами организма. Они лежат в основе деятельности независимо от ее структуры и проявляются в поведении человека. Именно они и составляют темперамент.

На этом основании В. И. Слободчиков и Е.И. Исаев темперамент определяют как формально-динамическую составляющую поведения человека, проявляющуюся в общей активности взаимодействия человека с окружающим миром и эмоциональном отношении к его процессу и результату.

Таким образом, свойствами темперамента считают лишь те динамические особенности психической деятельности, которые зависят от общих основных свойств НС и остаются консервативными и относительно устойчивыми. И если от свойств НС зависит динамика ВНД, то от свойств темперамента должна зависеть динамика психической деятельности. В соответствии с этим подходом В.М. Русалов выделяет ряд психологических критериев темперамента:

- он не зависит от содержания деятельности и поведения (смыслов, мотивов, цели и т.п.);

- характеризует меру динамического напряжения и отношения человека к миру, людям, себе, деятельности;

- универсален - проявляется во всех сферах деятельности и жизнедеятельности;

рано проявляется в детстве и устойчив в течение жизни человека;

связан со свойствами НС и других биологических подсистем (гуморальной, телесной и т.п.);

- передается по наследству.

Проявления темперамента разнообразны: его особенности отражаются не только в поведении человека, но и определяют динамику познавательной деятельности, сферы чувств, особенностях речи, интеллектуальных характеристиках.

В.С. Мерлин выделяет психологические характеристики темперамента, разнообразное сочетание которых образует индивидуальную неповторимость динамического склада личности:

Сензитивность(эмоциональная возбудимость) – высокая чувствительность к внешним и внутренним изменениям, чем она выше, тем меньшая сила раздражителей нужна для возникновения реакции человека.

Реактивность – степень непроизвольности реакции на внешнее и внутреннее воздействие (слова и действия, которые показались несправедливыми, обидными), легкость на подъем, готовность молниеносно исполнять указание или первую пришедшую в голову идею.

Активность– это энергичность, инициативность, целеустремленность, высокая готовность к напряжению, настойчивость в решении поставленных задач, преодолении препятствий.

Соотношение реактивности и активности – как соотношение того, от чего в большей степени будет зависеть поведение человека – от случайных обстоятельств, настроений или от сознательных целей, намерений, убеждений человека.

Темп реакции – это скорость протекания физических процессов и реакций, скорость движения, живость мимики, жестов, речи, находчивость и т.д.

Пластичность(легкость и гибкость приспособления человека в новых условиях, к новым людям, обстоятельствам)иригидность, которая характеризуется инертностью, косностью.

Экстраверсия– зависимость реакций и деятельности человека от внешних впечатлений, происходящих в данный момент иинтроверсия – зависимость реакций и деятельности от внутренних образов, направленность на себя, на свой внутренний мир, самоуглубленность.

Эмоциональная возбудимость характеризует минимальную силу воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции, и скорость, с которой она возникает.

Свойства темперамента, не являясь личностными, имеют значение в формировании различных личностных образований: самооценки, характера, способностей. Их необходимо учитывать при построении индивидуальной деятельности человека.

В работах Е.А. Климова и В.С. Мерлина обсуждается понятие «индивидуальный стиль деятельности» -система отличительных признаков деятельности данного человека, обусловленная типологическими свойствами НС. К ним он прибегает осознанно или стихийно в целях наилучшего уравновешивания своей типологически обусловленной индивидуальности с предметными и внешними условиями деятельности».

Практическое занятие «Изучение свойств темперамента»

Определение собственных темпераментных характеристик с помощью «Формулы темперамента» А. Белова.

Инструкция: Отметьте знаком «+» те качества, которые для Вас обычны, повседневны.

Итак, если Вы:

1. неусидчивы, суетливы;

2. невыдержанны, вспыльчивы;

3. нетерпеливы;

4. резки и прямолинейны в отношениях с людьми;

5. решительны и инициативны;

6. упрямы;

7. находчивы в споре;

8. работаете рывками;

9. склонны к риску;

10. незлопамятны и необидчивы;

11. обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью;

12. неуравновешенны и склонны к горячности;

13. агрессивный забияка;

14. нетерпимы к недостаткам;

15. обладаете выразительной мимикой;

16. способны быстро действовать и решать;

17. неустанно стремитесь к новому;

18. обладаете резкими, порывистыми движениями;

19. настойчивыми в достижении поставленной цели;

20. склонны к резким сменам настроения –

то Вы чистый холерик.

Если Вы:

1. веселы и жизнерадостны;

2. энергичны и деловиты;

3. часто не доводите начатое до конца;

4. склонны переоценивать себя;

5. способны быстро схватывать новое;

6. неустойчивы в интересах и склонностях;

7. легко переживаете неудачи и неприятности;

8. легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам;

9. с увлечением беретесь за любое дело;

10. быстро остываете, если дело перестает Вас интересовать;

11. быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую;

12. тяготитесь однообразием будничной, кропотливой работы;

13. общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для Вас людьми;

14. выносливы и работоспособны;

15. обладаете громкой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой;

16. сохраните самообладание в неожиданной, сложной обстановке;

17. обладаете всегда бодрым настроением;

18. быстро засыпаете и пробуждаетесь;

19. часто не собранны, проявляете поспешность в решениях;

20. склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться –

то вы, конечно же, сангвиник.

Если Вы:

1. спокойны и хладнокровны;

2. последовательны в обстоятельствах и делах;

3. осторожны и рассудительны;

4. умеете ждать;

5. молчаливы и не любите попусту болтать;

6. обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики;

7. сдержаны и терпеливы;

8. доводите начатое до конца;

9. не растрачиваете попусту сил;

10. остро придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе;

11. легко сдерживаете порывы;

12. маловосприимчивы к одобрению и порицанию;

13. незлобивы, снисходительно относитесь к колкостям в свой адрес;

14. постоянны в своих отношениях и интересах;

15. медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое;

16. ровны в отношениях со всеми;

17. любите аккуратность и порядок во всем;

18. с трудом приспосабливаетесь к новой обстановке;

19. обладаете выдержкой –

то Вы, без сомнения, флегматик.

Если Вы:

1. стеснительны и застенчивы;

2. теряетесь в новой обстановке;

3. затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми;

4. легко переносите одиночество;

5. не верите в свои силы;

6. чувствуете подавленность и растерянность при неудачах;

7. склонны уходить в себя;

8. быстро утомляетесь;

9. обладаете слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота;

10. невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника;

11. впечатлительны до слезливости;

12. чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию;

13. предъявляете высокие требования к себе и окружающим;

14. склонны к подозрительности, мнительности;

15. болезненно чувствительны и легко ранимы;

16. чрезмерно обидчивы;

17. скрытны и необщительны; не делитесь ни с кем своими мыслями;

18. малоактивны и робки;

19. безропотно покорны;

20. стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих –

то Вы чистой воды меланхолик.

Обработка результатов

Если количество положительных ответов в «паспорте» темперамента того или иного типа составит 16 ... 20, это значит, что у Вас ярко выражены черты данного типа темперамента. Если же ответов насчитывается 11 ... 15, значит качества данного темперамента присущи Вам в значительной степени. Если положительных ответов 6 ... 10, то качества данного типа присущи Вам совсем в небольшой степени.

А теперь определите формулу своего темперамента:

Фт = (Х Ах/А 100%) + ( С Ас/А 100%) + (Ф Аф/А 100%) +(М Ам/А 100%),

где Фт – формула темперамента;

Х – холерический темперамент;

С – сангвинический темперамент;

Ф – флегматический темперамент;

М – меланхолический темперамент;

А – общее число плюсов по всем типам;

Ах – число плюсов в «паспорте» холерика;

Ас – число плюсов в «паспорте» сангвиника;

Аф – число плюсов в «паспорте» флегматика;

Ам – число плюсов в «паспорте» меланхолика.

В конечном виде формула темперамента приобретает, например, такой вид:

Фт = 35% Х + 30% С + 14 % Ф +21 % М

Это значит, что данный темперамент на 35% холерический, на 30% сангвинический, на 14 % флегматический и на 21 % меланхолический.

40% и выше – свидетельствует о доминировании данного темперамента;

30 – 39% - качества данного типа выражены у вас достаточно ярко;

20 – 29% - качества данного типа у вас выражены средне;

10 – 19 % - качества данного типа выражены в малой степени.

Вопросы и задания

1. Выберите из списка слова, относящиеся к темпераменту: трудолюбие, настойчивость, сознание, неуравновешенность, музыкальность, сообразительность, сензитивность, реактивность, экстравертированность, вспыльчивость, агрессивность, эмоциональность, педантичность, требовательность, принципиальность, быстрое переключение внимания, острота зрения, ленность, высокие умственные способности, медлительность, гениальность, сила эмоциональной реакции, богатство мимики, глубина чувств.

2. Охарактеризуйте основные подходы к пониманию темперамента.

3. Приведены свойства различных темпераментов. Укажите, какие из них характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика: повышенная активность, длительная работоспособность, энергичность, сдержанность, вспыльчивость, непоседливость, терпеливость, медленность движений и речи, медленная смена чувств и настроений, бодрое настроение, слабая эмоциональная возбудимость, быстрое усвоение и перестройка навыков, аффективность, бедность движений, малая активность, вялость, гиперсензитивность, молчаливость, выразительность мимики и пантомимики, медленное усвоение и перестройка навыков, подвижность, быстрое возникновение и смена чувств и эмоциональных состояний, возбужденное состояние, невыразительность речи, сосредоточенность внимания.

4. Опираясь на положение Б.М. Теплова, опишите достоинства и недостатки школьников с подвижной, инертной, сильной и слабой нервной системой.

5. Разработайте рекомендации, которые необходимо учитывать в учебной деятельности для эффективности обучения школьников с разным типом темперамента.

6. Приведены различные особенности поведения школьников. Укажите, какие из них обусловлены темпераментом, а какие – другими особенностями психики. Обоснуйте свой ответ.

А) Ребенок обычно начинает разговор первым, легко знакомится с новыми людьми.

Б) Ученик слушает внимательно только тогда, когда учитель сообщает что-нибудь интересное.

В) Даже зная урок, школьник постоянно испытывает неуверенность и сомнение.

Г) Подросток разражается гневом, как только ему сделают резкое замечание, особенно если оно задевает самолюбие.

Д) Учащийся все свободное время с увлечением занимается конструированием и совершенствованием радиоприемника.

7. Известно, что темперамент определяет динамические проявления различных личностных свойств. Раскройте зависимость между темпераментом с одной стороны, и развитием способностей, характера, общения – с другой.

8. Ниже перечислены литературные и сказочные герои. Кто из них может быть отнесен к экстравертам, а кто – к интровертам. Аргументируйте свой ответ: Анна Каренина, Чипполино, Родион Раскольников, Буратино, Алиса, Пьер Безухов, Колобок, Чацкий, Скарлетт О^Харра, Баба-Яга, Онегин, Чацкий, кот Матроскин, Наташа Ростова, Дон Кихот, Золушка, Красная Шапочка, Остап Бендер, Мальвина.

9. Психолог Л.С. Славина рассказала об одной учительнице, которая требовала, чтобы ученики 5 класса заучивали материал с помощью плана. Сначала они должны были прочитать заданное по учебнику. Затем, вновь читая, они составляли план данного раздела и рассказывали по плану. Причем учитель настаивал на определенной форме записи плана: сформулированный вопрос записывался и подчеркивался, под ним. Отступив от начала строки, в столбик записывается то, что надо запомнить. От каждого ученика требовалось четкое выполнение формы и содержания записи. В чем, по-вашему мнению, заключается педагогическая ошибка педагога?

Литература

1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников. Учет и коррекция. – М., Академия, 2002.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1986, с. 217-225

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. –М., 1998,

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – М., 1988, т.2.

5. Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии, 1985, №1.

6. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. – М., 1958.

7. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М., 1982.

8. Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий. //Хрестоматия по психологии под ред. А.В. Петровского – М., 1987, с. 269-275.

Глава 9. СПОСОБНОСТИ

Понятие способности.

Слово «способность» имеет очень широкое применение в самых различных областях практики. В отечественной психологии многие авторы давали ему развёрнутые определения. В частности, С.Л.Рубинштейн понимал под способностями «…сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определённым образом организованной деятельности вырабатываются».

Б.М.Теплов предложил три эмпирических по сути признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами: 1). способности – это индивидуально- психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2). только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей; 3). способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обуславливают лёгкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков. [Ушаков, с.12].

Способности, считал Б.М.Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способности, которые не развиваются, которыми на практике человек перестаёт пользоваться, со временем утрачиваются. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт, иностранный язык и т.п., мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующие способности.

9.2. Классификации способностей.

Для способностей характерны заменяемость и большие компенсаторные возможности.

В психологии известны различные классификации способностей. В первую очередь различают природные, или естественные, способности (в основе своей биологически обусловленные) и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.

Специфические человеческие способности принято разделять на общие и специальные. К общимспособностям относят те, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. Под специальнымиспособностями подразумеваются те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности (музыкальной, математической, лингвистической, технической, литературной, спортивной и др.). Специальные и общие способности взаимно дополняют и обогащают друг друга.

Различают также теоретическиеи практическиеспособности. Первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые – к конкретным практическим действиям. Чаще всего они не сочетаются друг с другом.

9.3.Уровни развития способностей.

Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный (обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью); творческий (обеспечивает создание нового, оригинального).

Всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она невозможна.

Одна и та же способность может быть разной по степени развития. Чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одарённость, талант, гениальность. Природную основу развития способностей составляют задатки– анатомо-физиологические особенности нервной системы. Например, задатки интеллектуальных способностей проявляются прежде всего в функциональной деятельности мозга – его большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образования временных связей и др. (=генотип, по И.П.Павлову; – врождённые особенности нервной системы). Эти врождённые задатки определяют природную основу индивидуальных различий между людьми. И.П.Павлов выделил 3 типологических группы людей: художественный тип (преобладание первой сигнальной системы), мыслительный тип (преобладание второй сигнальной системы) и средний тип (равное представительство).

Наличие определённых задатков у человека не означает, что у него будут развиваться те или иные способности. Степень и характер развития задатков человека определяются сложным процессом взаимодействия психологических и социальных условий развития человека. В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для развития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными. Актуальные способности востребованы и реализуются в конкретном виде деятельности. Потенциальные способности не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны проявиться при изменении условий.

Одарённостьюназывается своеобразное сочетание способностей, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённости – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребёнка (игровой, учебной, трудовой). Необходимо особо отметить роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Следующий уровень развития способностей человека – талант. В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода и социальной значимостью. Пробуждение таланта во многом зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед данным обществом.

Высший уровень способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальных людей очень мало, пожалуй, не более 400 человек за всю пятитысячную историю цивилизации. Как правило, гении проявляют высокие, незаурядные способности в различных областях деятельности. Аристотель, Леонардо да Винчи, Р.Декарт, Г.В.Лейбниц, М.В.Ломоносов достигли выдающихся результатов в различных областях науки, техники и искусства.

9.4.Развитие способностей.

Многие человеческие способности начинают развиваться из задатков с самого рождения ребёнка и могут не прекращать своего развития до конца жизни, если человек занимается теми видами деятельности, в которых развиваются соответствующие способности.

В жизни человека существуют периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Впоследствии, по окончании благоприятного периода для развития какой-либо функции, она формируется с большим трудом или вообще невосполнима. Поэтому для развития способностей ребёнка важны все этапы его становления как личности. Для развития способностей важно, чтобы выполняемая ребёнком деятельность находилась на пределе возможностей. Л.С.Выготский называет такой уровень трудности зоной ближайшего развитияребёнка. Если же деятельность слишком проста, то она обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и не приводит к формированию новых умений и навыков.

Развитие способностей в значительной мере зависит от особенностей семейного и общественного воспитания и образования. Проблема способностей тесно связана с проблемой выбора жизненного пути и профессионального самоопределения. Прогноз о пригодности индивида к той или иной деятельности должен строиться исходя из положения о развитии способностей в деятельности. С.Л.Рубинштейн сформулировал основное правило развития способностей человека: «Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет собой способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня. Одарённость человека определяется диапазоном новых возможностей, который открывает реализация наличных возможностей». (Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1976).

Практическое занятие

«Определение профессиональных склонностей».

Для определения склонностей (а в какой-то мере и способностей) Е.А.Климов, известный отечественный специалист в области психологии труда, предложил всё многообразие профессий разделить на пять основных типов в зависимости от объектов, на которые они направлены: П – природа (растения, животные, микроорганизмы); Т – техника (машины, материалы, разные виды энергии и т.д.); Ч – человек, группы людей, коллективы; З­ – знаковая информация (книги, языки, коды, модели); Х – художественные образы и их построение (изобразительное искусство, музыка и т.д.).

Наши рекомендации