Методика изучения качественных эмоциональных характеристик Л.А. Рабинович.

Инструкция. «Ответьте на каждый из вопросов, выбрав один из четырех возможных вариантов ответа – тот, который Вам больше всего подходит в данном случае. Поскольку в разные периоды жизни вы бы на один и тот же вопрос отвечали по-разному, отвечайте, исходя из того, что характерно для Вас в настоящее время».

Варианты ответов: а) конечно, да; б) пожалуй, да; в) пожалуй, нет; г) конечно, нет.

1. Можете ли Вы про себя сказать, что Вы – оптимист?

2. Боитесь ли Вы темноты?

3. Страшно ли Вам идти по темной пустынной улице?

4. Склонны ли Вы предаваться невеселым мрачным мыслям?

5. Считаете ли Вы, что жизненные обстоятельства дают Вам много поводов для негодования, возмущения?

6. Страшно ли Вам смотреть вниз с большой высоты?

7. Можно ли сказать, что у Вас преобладает радостное мироощущение?

8. Овладевает ли Вами гнев так сильно, что Вы долго не можете успокоиться?

9. Если над Вами зло подшутили, привело бы Вас это в состояние гнева?

10. Испытываете ли Вы страх при сильной грозе?

11. Легко ли Вы заражаетесь радостным настроением окружающих?

12. Вызывают ли у Вас страх страшные сцены в кинофильме?

13. Если Вы терпите поражение в спорте, злитесь и раздражаетесь ли Вы?

14. Разделяете ли Вы мнение, что в жизни больше радостей, чем невзгод?

15. Овладевает ли Вами негодование, если не выполняются Ваши требования?

16. Любите ли Вы веселое оживление и суету вокруг Вас?

17. Бывает ли Вам страшно в ожидании приема у зубного врача или укола?

18. При наличии возможностей стали бы Вы заниматься каким-либо опасным видом спорта?

19. Вызывает ли у Вас раздражение небольшое затруднение в работе?

20. Часто ли у Вас бывает веселое и бодрое настроение?

21. Злитесь ли Вы, если Вам мешают, когда Вы очень торопитесь?

22. Раздражает ли Вас непонимание близкого человека?

23. Уступчивы ли Вы?

24. Бывает ли Вам страшно, когда необходимо обратиться к начальнику, вышестоящему лицу?

25. Активный ли Вы участник веселья в компании?

26. Вы – жизнерадостный человек?

27. Хочется ли Вам ответить тем же, когда на Вас кричат?

28. Решитесь ли Вы пойти ночью на спор в любое страшное место?

29. Вас легко рассердить?

30. Удовлетворены ли Вы своей жизнью?

31. Часто ли у Вас появляется желание с кем-нибудь поссориться?

32. Считаете ли Вы себя веселым человеком?

33. Боитесь ли Вы выходить на сцену, трибуну?

34. Возникает ли у Вас неприятное чувство в лифте, тоннеле?

35. По утрам у Вас обычно бодрое и радостное настроение?

36. Можно ли Вас назвать смелым человеком?

Процедура вычисления индивидуальных оценок по каждой из модальностей заключается в подсчете количества ответов по каждому из четырех указанных вариантов, умножении их на то количество баллов, которым данный вариант оценивается: « конечно, да» - 4 балла; «пожалуй, да» - 3 балла; «пожалуй, нет» - 1 балл; «конечно, нет» - 0 баллов.

При подсчете балла ответа на вопрос № 36 количество баллов будет следующим: «конечно, да» - 0 баллов; «пожалуй, да» - 1 балл; «пожалуй, нет» - 3 балла; «конечно, нет» - 4 балла. Баллы всех вариантов ответов суммируются.

Вопросы и задания.

1. Дайте определения эмоциям и чувствам. В чем сходство их определений и в чем различие?

2. Выделите структурные компоненты эмоций и дайте их характеристику.

3. Вспомните ситуацию, когда вы испытывали сильную эмоцию. Охарактеризуйте ее структуру. Как менялось ваше самочувствие, внешний облик, какие физиологические реакции вы у себя наблюдали, что происходило с вашим поведением, психическими процессами. Вспомните причину возникновения эмоции. Выделите потребность, которая в тот момент удовлетворялась или не удовлетворялась.

4. Перечислите функции эмоций. Вспомните жизненные эмоциональные ситуации и рассмотрите через них функции эмоций.

5. Составьте список известных вам эмоций и чувств. Сделайте его классификацию относительно знака эмоции. Сопоставьте ряды положительных и отрицательных эмоций. Совпало ли ваше знание названий эмоций с теми закономерностями, о которых пишет Е.М. Вольф?

6. Что такое «высшие чувства»? Почему их так называют? Приведите примеры из художественной литературы, в которых герои испытывают высшие чувства. Рассмотрите, какие эмоции составляют эти чувства.

7. Приведите примеры и факты, иллюстрирующие воздействие эмоций на познавательные процессы (мышление, память, воображение, внимание, восприятие, речь).

8. С.Л. Рубинштейн писал, что «мышление как реальный психический процесс уже само является единством интеллектуального и эмоционального, а эмоции – единством эмоционального и интеллектуального». Докажите эту мысль.

9. Назовите эмоции, возникающие в следующих ситуациях, Опишите их качественную окраску, интенсивность и продолжительность протекания:

А) Учитель отчитывает ученика за неправильно выполненное задание.

Б) У студента возникают серьезные затруднения при выполнении курсовой работы.

В) Зрители смотрят интересный спектакль в хорошей постановке.

Г) Ученик, увлекающийся историей, просматривает научно-популярный фильм о жизни древних людей.

Д) студенту неожиданно снизили оценку на экзамене.

Е) Ученик неожиданно для себя получает высокую оценку учителем своего сочинения.

10. Каковы способы выражения чувств в общении? Вспомните, как выражаете свои чувства вы. Прочитайте стихотворные строки. Каким образом передает свое чувство автор?

11. На основе высказываний С.Л. Рубинштейна о единстве социального и природного в выражении эмоций раскройте понятие «выразительная культура чувств».

12. Когда говорят об эмоциях, то предполагают существование оценочного мнения. Высказывание Я сердит на мою сестру - не только о моем эмоциональном состоянии, но и оценочное суждение - отрицательная оценка сестры и ее поступка. Выделите оценочное мнение в следующих высказываниях: Меня расстраивает ваше поведение. Он огорчен твоим поступком. Леонид порадовал мать. Мы испытали ужас от ваших слов.

Литература

1. Бойко В.В. Энергия эмоций – СПб, 2004.

2. Василюк Ф.Е. Психология переживания – М., 1984.

3. Вилюнас В. Психология эмоций – СПб, 2004.

4. Додонов В.И. Эмоция как ценность. – М., 1978.

5. Изард К.Е. Эмоции человека. – М., 1980.

6. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М., 1979.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989.

8. Дорфман Л. Эмоции в искусстве. – М., 1997.

Наши рекомендации