Структура эмоционального явления
В структуре эмоционального явления выделяют 3 компонента: предмет эмоции, эмоциональное переживание и мотив эмоции.
Предмет эмоции – это любое значимое для человека событие (явление), в связи с которым возникает переживание. Например, оценка на экзамене, чьи-то слова, ситуация на работе или дома, художественное произведение, явление природы, собственная мысль и т.п. Такие события называют эмоциогенными. Они определяют содержание эмоциональных переживаний, однако сами могут и не осознаваться как таковые.
Центральным комплексом выступают эмоциональные переживания, т.е. субъективная реакция, которая непроизвольно возникает при столкновении человека с эмоциогенной ситуацией. Эмоциональное переживание затрагивает весь внутренний мир человека, такие его сферы, как физиологические процессы (сердечно-сосудистые, дыхательные, нервные, пищеварительные и др.); психические процессы (восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение); социальные процессы (поведение человека в обществе, его взаимоотношения с другими людьми). Заметим, эмоции всегда связаны с общим функционированием организма. Не случайно на эмоциональной основе возникает большинство болезней, преждевременное старение или, напротив, омоложение и оздоровление.
Третьим структурным компонентом эмоционального явления является мотив, в основе которого лежат потребности человека. Значимость той или иной ситуации и эмоции, которые она вызывает, заданы потребностями. Как только потребность удовлетворяется, эмоции стихают. Даже если мотивы не осознаются, они находят психическое отражение в форме эмоциональной окраски действий, т.е. именно через эмоции мотив деятельности становится осознанным для субъекта и побуждает его к определенному виду активности.
Исследователь психологии переживания Ф. Е. Василюк показал, что яркие, повторяющиеся эмоциональные переживания осознаются как ценности. И человек начинает испытывать потребность в подобных переживаниях. Причем, такие переживания могут быть как развивающие личность, так и наоборот. Он приводит в пример гурманов, любителей крепких напитков, острых ощущений. Переживая удовольствие, постепенно люди оказываются в зависимости от сладострастия и того предмета, который вызывает наслаждение. Удовольствие превращается в самоценность. Подобная эмоция может оказаться для человека роковой.
Функции эмоций
Эмоции играют огромную роль в органической, познавательной и социальной жизни человека. Их функции многообразны. Перечислим некоторые из них:
1) функция оценки – эмоции являются системой сигналов, с помощью которой человек узнает о значимости происходящего. Причем эмоциональные оценки человеку кажутся более значимыми, чем рациональные;
2) сигнальная функция – эмоции сигнализируют человеку о состоянии его потребностей, о действиях, необходимых для их удовлетворения;
3) регулирующая функция – раскрывает способность эмоций регулировать действительность, управлять поведением человека. Причем, как подчеркивает А.Н. Леонтьев, эмоции способны оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем удавшиеся и неудавшиеся действия. Таким образом, мы можем опираться на этот опыт в будущем;
4) функция предвосхищения- она облегчает человеку поиск правильного выхода из сложной ситуации, опережая развитие событий сигналом о возможном приятном или неприятном исходе. С этой функцией тесно связана эвристическая функция, которая позволяет человеку в трудной, экстремальной ситуации быстро найти единственно правильное решение;
5) защитная функция– эмоция предупреждает человека о реальной или мнимой опасности, способствуя лучшему продумыванию возникшей ситуации. Так, например, возникший страх защищает человека от неприятных для него последствий;
6) побуждающая функция– эмоции выступают как мощные источники активности человека. Побудительные возможности эмоций зависят от силы и знака. Чем сильнее эмоция, тем большими побудительными возможностями она обладает. Поэтому переживания направляют наше поведение, заставляя преодолевать преграды, творчески действовать или, напротив, блокируя нашу активность;
7) подкрепляющая функциядоказывает, что деятельность, сопровождающаяся положительными эмоциями, выполняется лучше, а события, имеющие яркую эмоциональную окраску дольше сохраняются в памяти;
8) экспрессивная функция– способность эмоций выступать в качестве дифференцированного языка по обмену информацией в общении через пантомимику, мимику, звуки и другие средства выразительности.
Таким образом, эмоции и чувства – это и наш компас в окружающем мире, и аккомпанемент нашей деятельности.
Виды эмоций и чувств
Существует несколько оснований для классификации эмоций, что обусловлено многогранностью этого явления.
1. Классификация эмоций по модальности.Когда говорят об эмоции, всегда предполагают существование оценочного мнения, поэтому большинство исследователей считают необходимым подразделять эмоции наположительные и отрицательные.Наряду с «полярными» выделяется особая группа«нейтральных» или «неопределенных» эмоций. Безусловно, есть эмоции, которые невозможно отнести только к одному полюсу. Например, гнев, спокойствие, стыд и т.п. Физиологи для различения эмоций используют поведенческий критерий. Под положительной эмоцией понимается такое состояние, которое организм стремиться продлить или повторить; отрицательная эмоция проявляется в стремлении избежать контакта с каким–либо раздражителем, уйти от него или ликвидировать его.
В русском языке есть большое количество слов для выражения эмоций. Причем замечено, что положительный спектр менее богат оттенками эмотивно-оценочного отношения, чем отрицательный, поскольку воспринимается как норма и потому не нуждается такой детальной дифференциации, как отклонения от нее.
2. Функциональная классификация эмоций.С точки зрения влияния эмоций на деятельность различают эмоции стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию, напряжение сил человека, побуждают его к поступкам (радость, влюбленность и т.п.). Напротив, астенические ведут к скованности, пассивности (страх, отчаяние).
3. Феноменологическая классификация эмоций И. Изарда.Ученый выделяет десять фундаментальных (базовых или первичных) эмоций, связанных с ведущими потребностями и образующих основную мотивационную систему человека: 1) интерес – возбуждение; 2) удовольствие – радость; 3) удивление; 4) горе – страдание; 5) гнев – ярость; 6) отвращение – омерзение; 7) презрение – пренебрежение; 8) страх – ужас; 9) стыд – застенчивость; 10) вина – раскаяние. Эти эмоции, как правило, протекают очень интенсивно и приводят к различным внутренним переживаниям. Взаимодействуя между собой, они активизируют или, напротив, ослабляют действие друг друга.
4. Классификация эмоций Б.И. Додонова.В ее основу положен принцип «ценных» переживаний, связанных с потребностями человека в разных сферах жизни, с его ценностными позициями: 1) альтруистические эмоции – переживания, возникающие на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям; 2) коммуникативные эмоции – возникают на основе потребности в общении; 3) глорические эмоции (от лат. gloria – слава) – эмоции, связанные с потребностью в самоутверждении, славе. (например, воображаемое или реальное «пожинание лавров»); 4) праксические эмоции – переживания, связанные с деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью ее выполнения; 5) пугнические эмоции – происходят от потребности в преодолении опасности на основе которой возникает интерес к борьбе; 6) романтические эмоции – понимаются как стремление ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному; 7) гностические эмоции (от греч. gnosis – знание) – эмоции, связанные с познавательными процессами, открытием нового, решение трудных проблем и задач; 8) эстетические эмоции – эмоции, связанные с красотой природы, произведений искусства; 9) гедонистические эмоции – эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте; 10) акизитивные эмоции – (от фр. асqusistion) – эмоции, возникающие в связи и интересом к накоплению, коллекционированию вещей, выходящему за пределы практической нужны в них. Свою классификацию автор называет «открытой», подразумевая, что ее можно дополнять, не нарушая при этом положенного в ее основу принципа.