Практическое занятие «Изучение направленности личности».

(методика В.Смекала и М.Кучера)

Методика разработана чешскими психологами В.Смекалом и М.Кучером. В основе методики лежит несколько изменённая ориентировочная анкета Б.Басса. Методика Смекала-Кучера основана на словесных реакциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связанных с работой или участием в них других людей. Ответы испытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает. Хотя у испытуемого и создаётся впечатление, что с помощью этой методики получают ориентировочную информацию о нём самом, в действительности же испытание позволяет изучить основную жизненную позицию.

Назначение исследования – определение направленности человека: личностной (на себя), коллективистской (на взаимодействие) и деловой (на задачу).

Личностная направленность (направленность на себя – НС) связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя. В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания.

Коллективистская направленность (направленность на взаимодействие – НВ) имеет место тогда, когда поступки человека определяются его потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности.

Деловая направленность (направленность на задачу – НЗ) отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается аргументировать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.

Необходимо отметить, что все три вида направленности не абсолютно изолированы, а обычно сочетаются. Поэтому более корректно будет говорить в результате диагностики не о единственной, а о доминирующей направленности личности.

Инструкция. На каждый пункт анкеты возможны три ответа, обозначенные буквами А, В, С. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения, который для Вас наиболее ценен или больше всего соответствует правде. Букву Вашего ответа напишите в листе ответов против номера вопроса в столбике «Больше всего». Затем из ответов на этот же вопрос выберите дальше всего отстоящий от Вашей точки зрения, наименее ценный для Вас или менее всего соответствующий правде. Соответствующую букву напишите против номера вопроса, но в рубрике «Меньше всего». Для каждого вопроса используйте только две буквы, оставшийся ответ не записывайте нигде. Над вопросами не думайте слишком долго: первый выбор обычно бывает самым лучшим. Время от времени контролируйте себя: правильно ли Вы записываете ответы, в те ли столбцы, везде ли проставлены буквы. Если обнаружится ошибка, исправьте её, но так, чтобы исправление было чётко видно.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА.

1. Больше всего удовлетворение в жизни даёт:

А. Оценка моей работы другими.

В. Сознание того, что работа выполнена хорошо.

С. Сознание, что находишься среди друзей.

2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:

А. Тренером, который разрабатывает тактику игры.

В. Известным игроком.

С. Выбранным капитаном команды.

3. Лучшими преподавателями являются те, которые:

А. Имеют индивидуальный подход.

В. Увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему.

С. Создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения.

4. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:

А. Не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны.

В. Вызывают у всех дух соревнования.

С. Производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.

5. Я рад, когда мои друзья:

А. Помогают другим, когда для этого предоставляется случай.

В. Всегда верны и надёжны.

С. Интеллигентны и у них широкие интересы.

6. Лучшими друзьями считаю тех:

А. С которыми складываются взаимные отношения.

В. Которые могут больше, чем я.

С. На которых можно надеяться.

7. Я хотел бы быть известным, как те, кто:

А. Добился жизненного успеха.

В. Может сильно любить.

С. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.

8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:

А. Научным работником.

В. Начальником отдела.

С. Опытным лётчиком.

9. Когда я был ребёнком, я любил:

А. Игры с друзьями.

В. Успехи в делах.

С. Когда меня хвалили.

10. Больше всего мне не нравится:

А. Когда я встречаю препятствие при выполнении возложенной на меня задачи.

В. Когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения.

С. Когда меня критикует мой начальник.

11. Основная роль школы должна заключаться:

А. В подготовке учеников к работе по специальности.

В. В развитии индивидуальных способностей и самостоятельности.

С. В воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.

12. Мне не нравятся коллективы, в которых:

А. Недемократическая система.

В. Человек теряет индивидуальность в общей массе.

С. Невозможно проявление собственной инициативы.

13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:

А. Для общения с друзьями.

В. Для любимых дел и самообразования.

С. Для беспечного отдыха.

14. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

А. Работаю с симпатичными людьми.

В. У меня работа, которая меня удовлетворяет.

С. Мои усилия достаточно вознаграждены.

15. Я люблю:

А. Когда другие ценят меня.

В. Чувствовать удовлетворение от выполненной работы.

С. Приятно проводить время с друзьями.

16. Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы:

А. Отметили дело, которое я выполнил.

В. Похвалили меня за мою работу.

С. Сообщили о том, что меня выбрали в комитет или бюро.

17. Лучше всего я учился бы, если бы преподаватель:

А. Имел ко мне индивидуальный подход.

В. Стимулировал меня на более интересный труд.

С. Вызывал дискуссию по разбираемым вопросам.

18. Нет ничего хуже, чем:

А. Оскорбление личного достоинства.

В. Неуспех при выполнении важной задачи.

С. Потеря друзей.

19. Больше всего я ценю:

А. Личный успех.

В. Общую работу.

С. Практические результаты.

20. Очень мало людей:

А. Действительно радуются выполненной работе.

В. С удовольствием работают в коллективе.

С. Выполняют работу по-настоящему хорошо.

21. Я не переношу:

А. Ссоры и споры.

В. Отметание всего нового.

С. Людей, ставящих себя выше других.

22. Я хотел бы:

А. Чтобы окружающие считали меня своим другом.

В. Помогать другим в общем деле.

С. Вызывать восхищение других.

23. Я люблю начальство, когда оно:

А. Требовательно.

В. Пользуется авторитетом.

С. Доступно.

24. На работе я хотел бы:

А. Чтобы решения принимались коллективно.

В. Самостоятельно работать над решением проблемы.

С. Чтобы начальник признал мои достоинства.

25. Я хотел бы прочитать книгу:

А. Об искусстве хорошо уживаться с людьми.

В. О жизни известного человека.

С. Типа «Сделай сам».

26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть:

А. Дирижёром.

В. Солистом.

С. Композитором.

27. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу:

А. Смотря детективные фильмы.

В. В развлечениях с друзьями.

С. Занимаясь своим увлечением.

28. При условии одинакового финансового успеха я бы с удовольствием:

А. Выдумал интересный конкурс.

В. Выиграл в конкурсе.

С. Организовал конкурс и руководил им.

29. Для меня важнее всего знать:

А. Что я хочу сделать.

В. Как достичь цели.

С. Как привлечь других к достижению моей цели.

30. Человек должен вести себя так, чтобы:

А. Другие были довольны им.

В. Выполнить прежде всего свою задачу.

С. Не нужно было укорять его за работу.

КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ.

НС НВ НЗ
1. А 11. В 21. С 1. С 11. С 21. А 1. В 11. А 21. В
2. В 12. В 22. С 2. С 12. А 22. А 2. А 12. С 22. В
3. А 13. С 23. В 3. С 13. А 23. С 3. В 13. В 23. А
4. А 14. С 24. С 4. В 14. А 24. А 4. С 14. В 24. В
5. В 15. А 25. В 5. А 15. С 25. А 5. С 15. В 25. С
6. С 16. В 26. В 6. А 16. С 26. А 6. В 16. А 26. С
7. А 17. А 27. А 7. С 17. С 27. В 7. В 17. В 27. С
8. С 18. А 28. В 8. В 18. С 28. С 8. А 18. В 28. А
9. С 19. А 29. А 9. А 19. В 29. С 9. В 19. С 29. В
10.С 20. С 30. С 10.В 20. В 30. А 10.А 20. А 30. В

Обработка результатов.Если указанная в ключе буква занесена в рубрику «Больше всего» (форма 1а), то испытуемому ставится знак «+» по данному виду направленности; если – «Меньше всего», то ему ставится знак «–». Затем подсчитывают количество плюсов, которое записывают в соответствующие столбцы итоговой таблицы (форма 1б). Так же подсчитывается количество минусов. Далее количество плюсов суммируется с количеством минусов (с учётом знака!). Полученный результат записывается в итоговую таблицу в строку «Сумма». Наконец, к полученному числу прибавляется 30 (опять с учётом знака!). Этот показатель и характеризует уровень выраженности данного вида направленности. Общая сумма всех баллов по трём видам направленности должна быть равна 90.

Форма 1а

ЛИСТ ОТВЕТОВ

Больше всего Меньше всего Больше всего Меньше всего Больше всего Меньше всего
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

Форма 1б

ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА

Показатель НС НВ НЗ
Количество «+»      
Количество «–»      
Сумма      

+30

ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА (пример)

Показатель НС НВ НЗ
Количество «+» +8 +10 +12
Количество «–» –11 –11 –8
Сумма –3 –1 +4­­­

+30 +27 +29 + 34

Проверка: общая сумма = 27+29+34=90.

Вопросы и задания.

1. Выпишите в два столбца особенности, которые характеризуют человека как индивида, и особенности, характеризующие его поведение как личности.

Старательность, низкая адаптация к темноте, общительность, хорошая координация движений, трудолюбие, аккуратность, высокая сенсорная чувствительность, добросовестность, робость, скорость двигательной реакции, правдивость, реактивность, скромность, быстрый темп деятельности, большая возбудимость нервной системы, ответственность, физическая красота, цвет глаз, наблюдательность, подвижность нервной системы, темп речи, культура речи, плавность речи, богатство словарного запаса, тактичность.

2. Найдите в учебной и справочной литературе по общей психологии определения различных видов мотивов: установка, влечение, желание, стремление, интерес, идеал, убеждение. В чём сходство и различие этих понятий?

3. Приведите 3 примера многозначной связи потребностей и мотивов.

4. Перечислите возможные мотивы поступления абитуриента в высшее учебное заведение. Охарактеризуйте их.

5. Подготовьте сообщение о психологической теории мотивации:

– теория инстинктов З. Фрейда;

– поведенческие теории мотивации;

– когнитивные теории мотивации;

– гуманистические теории мотивации, иерархическая структура потребностей А. Маслоу.

6. Охарактеризуйте следующие проявления самооценки школьников (адекватная, неадекватная - пониженная или завышенная).

1. Замкнут, держится обособленно, избегает контактов со сверстниками,

2. Испытывает пренебрежительное отношение со стороны одноклассников.

3. Высокомерен, пренебрежительно относится к товарищам.

4. Робок, повышенно раним.

5. Бодр, активен, почти всегда пребывает в хорошем настроении.

6. Переживает по поводу своей устойчиво слабой успеваемости.

7. Тревожен, легко теряется в изменяющихся условиях.

8. По причине больших учебных успехов постоянно ставится в пример одноклассникам.

9. Испытывает большое удовольствие от лести в свой адрес.

10. Внешне очень красив.

11. Играет роль классного шута.

12. Уравновешен, быстро приспосабливается к новым условиям.

13. Выступление перед товарищами – пытка для него.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991, гл.2, 4.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / АН СССР, Ин-т психологии. – М.: Наука, 1977.

3. Большакова В.В. Очерки истории русской психологии (XIX – начало XX в.). Ч.1. – Нижний Новгород, 1994; Ч.3. – 1999, с.60-74.

4. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. – М.: Знание, 1977.

5. Валицкас Г.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Самооценка у несоршеннолетних правонарушителей.// Вопросы психологии. – 1989.- №1.

6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.:ЧеРо, 1997.

7. Годфруа, Ж. Что такое психология? Т.2. – М., 1992, гл.10.

8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000.

9. Леви В.Л. Искусство быть другим. – М.,1980.

10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1977.

11. Маслоу А. Самоактуализация. Психология личности. Тексты. – М., 1982.

12. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений: В 3-х кн. Кн.1: Общие основы психологии. – 2-е изд. – М.: Владос, 1998.

13. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х т. – Ростов-на-Дону, 1996, т.2, гл.16.

14. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. – М.: ИПРАН, 1997, гл.6.

15. Райгородский Д.Я. Психология личности. Т.1. Хрестоматия. Изд. 2-е. – Самара: изд. Дом «Бахрах-М», 2000.

16. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. – Самара: изд. Дом «Бахрах», 1997.

17. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. Пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2001.

18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологи. – СПб.: Питер, 1999.

19. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М.: Школа-Пресс, 1995, гл.7, 8, 9.

20. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. Т.1. – М.: Педагогика, 1985.

Глава 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

3.1. Понятие о деятельности и её целях.

Труд наравне с речью стал одним из важных факторов появления и развития человеческого сознания. Поскольку труд является одним из видов деятельности, для понимания процесса формирования личности важно изучить содержание, структуру, закономерности развития и место деятельности среди других психических процессов и образований.

Под деятельностью понимается внутренняя психическая и внешняя практическая активность человека, регулируемая осознаваемой целью и направленная на преобразование окружающей действительности.

Как конечный результат деятельности выступает цель, которая может представлять собой реальный предмет, создаваемый человеком, определённые знания, умения, навыки, творческий результат. Побудителем к деятельности выступает мотив, он придаёт деятельности определённую специфику в отношении выбора средств и способов достижения цели. Цель деятельности не равнозначна её мотиву, хотя иногда мотив и цель совпадают.

3. 2. Строение деятельности человека.

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравнозначных уровней. Верхний уровень – это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним – уровень операций, и самый низкий – уровень психофизиологических функций.

Центральное место в этом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Действие – это процесс, направленный на реализацию цели, которая, в свою очередь, может быть определена как образ желаемого результата. Действие характеризуется рядом особенностей:

1. Действие в качестве необходимого компонента включает акт сознания в виде постановки и удержания цели.

2. Действие – это одновременно и акт поведения, причём внешние действия неразрывно связаны с сознанием.

3. Через понятие «действие» утверждается принцип активности, противоположный принципу реактивности.

4. Действия могут быть внешние, предметные и внутренние, умственные.

Предметные действия – это действия, направленные на изменение состояний или свойств предметов внешнего мира. Они складываются из определённых движений.

Анализ многообразных предметных действий показывает, что все они в большинстве случаев складываются из трёх относительно простых: взять (поднять), переместить, опустить. Кроме того, в психологии принято выделять ещё и другие виды движений: речевые, соматические, выразительные, локомоторные и т.д. Во всех случаях необходима координация движений и согласованность их друг с другом.

Умственные действия– разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Экспериментально установлено, что в умственное действие обязательно включены моторные двигательные компоненты. Умственная деятельность человека часто делится на перцептивную, мнемическую, мыслительную, имажитивную.

Процесс преобразования предметных действий в умственные подробно рассматривается в теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.

Следующий уровень структуры деятельности – операции, каждое действие состоит из системы операций, подчинённых определённой цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путём автоматизации действий.

На уровне психофизиологических функций обеспечивается физиологическое обеспечение процесса деятельности.

В процессе развития деятельности действия постепенно преобразуются в автоматизированные операции в рамках более крупного действия – навыки.

Наши рекомендации