Интенсивные методы психологического исследования
Шкалирование представляет собой дальнейшее логическое развитие опроса. Это количественные измерения оценок и установок испытуемого. Различают одномерное (измеряется одна характеристика) и многомерное (одновременно измеряется ряд характеристик) шкалирование, а также прямое (шкальные оценки, баллы даются самим испытуемым) и косвенное, или «непрямое» шкалирование (шкальные оценки или баллы вычисляются исследователем по ответам испытуемого в соответствии с некоторыми правилами). К методам прямого шкалирования относятся прежде всего рейтинг (ранжирование). К методам непрямого шкалирования – метод суммарных оценок Лайкерта, шкалограммный анализ Гуттмана (методы совершенствования рейтинга), метод кажущихся равными интервалов Саффира, метод парных сравнений (метод вынужденного выбора), техника «развёртывания» и т.д.
Тесты представляют собой батареи из шкал, подобранных для изучения определённых теоретических конструктов или психических свойств, процессов, состояний. Различают три основных типа тестов:
психометрические – основаны на статистически стандартизированных и нормированных шкалах;
проективные – основаны на психоаналитическом механизме проекции (З.Фрейд) и интерпретации данных исследователем по определённой схеме;
психосемантические – сочетающие элементы двух вышеуказанных подходов.
Основные достоинства психометрических тестов: точность, строгость, количественные оценки, валидность, статистическая достоверность и надёжность, минимум субъективизма при интерпретации. Недостатки и ограничения этого типа тестов – излишняя «жесткость» схемы вопросов (заданий) несколько «нивелирует» индивидуальность испытуемого и сужает диапазон применимости теста. У проективных тестов достоинства и недостатки являются прямо противоположными. Преимуществом психосемантических тестов является соединение точности психометрических тестов с гибкостью проективных.
К психометрическим тестам относятся: личностные тесты – EPI, EPQ, 16-PFQ, MMPI, CPI и т.д., тесты на интеллект – тесты Бине-Симона, Д.Векслера, Амтхауэра, Дж.Гилфорда и др.
К проективнымтестам относятся: личностные тесты – тест чернильных пятен Роршахта, ТАТ, тест цветов М.Люшера, шкала агрессии-фрустрации С.Розенцвейга, рисуночные тесты и др.
Примерами психосемантических тестов являются: личностные тесты – семантический дифференциал Ч. Осгуда, REP – тест Дж.Келли.
Эксперимент – основной метод психологии, опирающийся на точный учёт изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную. Он подразделяется на лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент проводится в условиях специально оборудованной лаборатории, с применением разнообразной измерительной и контролирующей аппаратуры, вычислительной техники. Его основными достоинствами являются: хороший контроль за всеми переменными, точность в регистрации данных, адаптивность в предъявлении стимульной информации, заданий, инструкций и т.д. Однако существует и недостаток – испытуемый в лабораторной обстановке чувствует себя непривычно и ведёт себя не совсем так, как в обычной жизни, поэтому полученные данные нужно переносить на прогноз поведения человека в обыденных ситуациях с осторожностью. Этот недостаток снимается в естественном эксперименте (впервые предложен русским психологом А.Ф.Лазурским в 1910 году), который проводится вне лаборатории, в условиях, привычных для испытуемого. Но при этом снижается точность измерений и степень контроля за экспериментальными переменными, так как использование аппаратуры ограничено условиями естественности эксперимента.
В констатирующем эксперименте измеряются существующие в данный момент психические особенности, в развивающем эксперименте основная задача состоит в прослеживании развития психических характеристик испытуемого.
В психологическом исследовании перечисленные методы применяются не изолированно, сами по себе, а как составляющие общего проекта (дизайна) исследования. К основным типам дизайна относятся: метод поперечных срезов (межиндивидуальные, межгрупповые, внутригрупповые и т.д. исследования и лонгитюд (сравнение испытуемого с ним самим в процессе динамики индивидуального развития, сравнение группы испытуемых с ней же, но находившейся на более ранних этапах развития и т.д.).
Вопросы и задания.
1. В чём главное отличие естественного эксперимента от наблюдения? Выделите достоинства того и другого для исследований в школе.
2. Какие методы психологического исследования могут применяться учителем в школе и в каких целях? Какими методами пользуется школьный психолог?
3. Какие требования необходимо соблюдать при использовании беседы и анкеты?
4. Охарактеризуйте метод тестов. С какой целью можно использовать тесты в системе образования и каким требованиям они должны отвечать?
5. Как вы понимаете генетический принцип психологического исследования? Чем отличается констатирующий эксперимент от формирующего? Что следует понимать под «срезом»?
6. Подготовьте план и примерный перечень вопросов для индивидуальной беседы классного руководителя с новым учеником класса. Смоделируйте беседу на групповом занятии. Обсудите результаты.
7. Разработайте свой вариант анкеты классного руководителя для знакомства с пятым классом средней школы. Сравните анкеты, предложенные разными студенческими подгруппами. Составьте итоговый вариант анкеты, состоящей из 10-12 вопросов.
8. Расскажите о своём опыте участия в психологическом исследовании. Какие методы при этом использовались? Какие свойства или процессы изучались? Какую полезную информацию для себя Вы извлекли из результатов исследования?
Литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование. /Под ред. К.М.Гуревича, В. И. Лубовского. – М., 1982. – Кн. 1, 2.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. – 200 с.
3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 276 с.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1988.
5. Годфруа Ж. Что такое психология. – М., 1992, т.I.
6. Курс общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. М.В.Гамезо. – М., 1982. – Вып. 1. – с.15–63.
7. Методические рекомендации к курсу «Общая психология». – Н.Новгород: НГПИ им.М.Горького. – 1991. – 41 с.
8. Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1970, 1976, 1986. – Гл.2.
9. Общая психология / Под ред. В.В.Богословского и др. – М., 1981. – с.3–63.
Глава 2. ЛИЧНОСТЬ
2.1.Понятия человек, индивид, личность, индивидуальность.
Понятие личности – одно из центральных в современной психологии. В обыденной жизни часто смешиваются близкие, но не тождественные понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность.
Человек – это прежде всего биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида homo sapiens. Ему присущи прямохождение, приспособленность рук к трудовой деятельности, высокоразвитый мозг.
Как общественное существо, человек наделён сознанием, благодаря которому он познаёт и оценивает, преобразовывает и по-своему относится к миру. Понятие личность фиксирует социальную сущность человека. О человеке как о личности можно говорить лишь с некоторого этапа его жизнедеятельности.
Человек появляется на свет как индивид. Это понятие фиксирует факт принадлежности данного существа к человеческому роду. Индивидом мы можем назвать новорождённого, взрослого нормального человека, идиота, не способного усвоить язык и трудовые навыки.
Личностью же мы назовём лишь второго из перечисленных, поскольку он не только объект общественных связей, но и их субъект, он активен в своей жизнедеятельности, осознаёт своё положение в обществе, природе, занимает свою жизненную позицию, руководствуется в деятельности определёнными мотивами, установками.
Индивидуальность- сочетание личностных особенностей, которые делают личность каждого человека неповторимой, это личность в её своеобразии (характер, темперамент, способности).
Первоначально слово «личность» (личина) обозначало маску актёра, а затем и самого актёра. Как и актёр, человек в различных обстоятельствах изменяет свой облик, ведёт себя по-разному, играя в жизни несколько социальных ролей (студентка, дочь, сестра, подруга). Показателем цельности личности является созвучность разных социальных ролей человека в разных ситуациях.