Использование экстенсивных методов

Под наблюдениемпонимают метод целенаправленного (визуального и слухового) сбора и анализа информации об изучаемом объекте. Для того, чтобы наблюдение было достоверным и надёжным методом, необходимо выполнение ряда требований или осуществления этапов наблюдения:

1). постановка цели (что, где, когда и зачем мы хотим наблюдать);

2). точная, своевременная, максимально полная и объективная (но не избыточная) регистрацияданных;

3). анализ и интерпретация данных, выводы.

Без осуществления этих мероприятий наблюдение не будет эффективным, поскольку в наблюдении в очень сильной степени будут проявляться субъективные ошибки и искажения, вносимые самим исследователем (стереотипы, эффекты «ореола» и первого впечатления, проекция, неправильные каузальные атрибуции и т.д.).

Невключённое наблюдение – это наблюдение со стороны, то есть когда исследователь непосредственно не участвует в тех ситуациях, не контактирует с людьми, не является членом тех групп, которые он наблюдает.Включённое наблюдение– это наблюдение «изнутри», то есть когда исследователь сам участвует в ситуациях, контактирует с теми людьми, входит как участник в те группы, которые он наблюдает. При феноменологическом или описательном наблюдении данные регистрируются обычной записью, стенограммой или с использованием видеозаписи, кинозаписи, магнитозаписи. Для квантифицированного наблюдения вырабатывается специальный язык регистрации, составляются категории регистрации и т.д., что позволяет совместить регистрацию с предварительным анализом данных и существенно улучшает качество наблюдения. Примерами квантифицированного наблюдения могут служить системы Фландерса, Бейлса, Фридмана для анализа общения.

Квантифицированное наблюдение имеет непосредственную связь и сходство с контент-анализом – качественно-количественным анализом процессов и продуктов деятельности, поведения, общения человека или группы людей (хронометрия трудовой или спортивной деятельности, профессиография, анализ документов, биографий, научной, художественной, публицистической литературы, детских рисунков, школьных сочинений, репертуаров театров и кинотеатров, продукции средств массовой информации и т.д.). При контент-анализе проводится предварительное изучение объекта исследования, разрабатываются «квантификаторы» (типичные и важные понятия, прилагательные и т.п.) и проводится частотный анализ встречаемости «квантификаторов» с последующим качественно-содержательным изучением объекта исследования. На этой основе возможно изучение скрытой, в том числе неосознаваемой, мотивации авторов, определение авторства, установление стереотипов, изучение влияния, которое оказывается на людей и т.д. Контент-анализ непосредственно связан, в частности, с проективными методиками («Неоконченные предложения», рисуночные тесты типа «Нарисуй человека», «Рисунок семьи», «Несуществующее животное» и т.д.).

Опрос представляет метод сбора информации в виде высказываний человека или группы людей. Метод опросаделится на устный опрос (интервью, беседа) и письменный опрос (анкетирование). Профессионально составленные интервью, беседа и анкеты обычно имеют структуру «воронки», т.е. центральный вопрос, ради которого всё и проводится, задают не сразу, а примерно после того, как не менее половины всего времени опроса уже прошли. Это позволяет:

1) установить доверительный контакт с обследуемым;

2) повысить достоверность, полноту и надёжность опроса;

3) получить дополнительную информацию и лучше понять позицию обследуемого;

4) проверить, насколько достоверные данные получены;

5) сохранить возможность повторного опроса.

При проведении опроса к исследователю и его методике предъявляется ряд строгих требований для повышения достоверности метода, причём при устном опросе они более строгие. Необходимо, чтобы:

1) вопросы были недвусмысленными, чёткими, простыми и ясными;

2) вопросы охватывали проблему достаточно полно;

3) к обследуемому выражалось умеренно-позитивное отношение.

Грубыми ошибками являются:

1) жёсткое ограничение времени на ответ;

2) вступление в спор с обследуемым;

3) выражение своего отношения к проблеме (если это не планируется специально);

4) негативное или восторженно-позитивное отношение к обследуемому, его ответам, его суждениям;

5) формулировка вопросов сложным, наукообразным языком, употребление слов, содержание которых может быть непонятно обследуемому и т.д.

Важно отметить, что устный и письменный опросы в школе учащихся являются разновидностями интервью и анкетирования и к ним, в принципе, должны применяться те же требования.

Наши рекомендации