Определение метода психологического исследования
и требования к нему.
Любая наука – это прежде всего исследование. Поэтому характеристика науки включает в себя определение её предмета и метода. Методы, т.е. пути познания – это способы, посредством которых познаётся предмет науки.
Методы психологического исследования должны отвечать следующим требованиям: объективности, валидности и надёжности. Объективность предполагает объединение внешних и внутренних проявлений психики, исходя из объективной природы психического. Валидность метода выражается в соответствии тому, для изучения и оценки чего он предназначен. Надёжность метода исследования означает возможность получения одних и тех же результатов при многократном применении данного метода.
1.2. Классификация методов исследования.
В настоящее время существует несколько классификаций методов психологического исследования. Одним из наиболее продуктивных является подход Б.Г.Ананьева, в котором выделены четыре группы методов психологического исследования:
I группа – организационные методы.Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.);лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).
II группа – эмпирические методы. Они включают методы наблюдения, экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседа), праксеометрические методы (профессиография, хронометрия, анализ процесса и продуктов деятельности и т.д.), биографические методы.
III группа – методы обработки данных, включающие: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.
IV группа – интерпретационные методы,включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности или группы) методы.
Классификация, предложенная Б.Г.Ананьевым, продолжает совершенствоваться. «Организационные методы» сейчас рассматриваются не как методы, а как исследовательские стратегии или дизайны исследования:поперечные срезы (сравнительное исследование), лонгитюд и комплексное, или системное исследование. Методы обработки результатов и интерпретационные методы отнесены в теоретический раздел психодиагностики.
В результате к настоящему времени сложилась следующая классификация методов психодиагностического исследования:
1. Обсервационные методы(методы наблюдения):
а). наблюдение – квантифицированное;
- описательное;
– включённое;
б). самонаблюдение – феноменологическое (описательное);
- интроспективное (самоанализ).
2. Контент-анализ(качественно-количественный анализ деятельности, поведения, общения):
а). профессиография;
б). хронометрия;
в). контент-анализ документов, биографий и т.д.;
г). контент-анализ рисунков, сочинений, продуктов трудовой деятельности и т.д.
3. Методы опроса:
а). интервью – открытое или закрытое, стандартизированное или свободное;
б). беседа – открытая или закрытая, стандартизированная или свободная;
в). анкетирование – открытое или закрытое, стандартизированное или свободное.
4. Шкалирование– одномерное или многомерное, прямое или косвенное, установок или оценок.
5. Тестирование –психометрическое;психосемантическое; проективное.
6. Эксперимент:
а). лабораторный – констатирующий; развивающий (обучающий);
б). естественный – констатирующий; развивающий (обучающий).
В результате все методы располагаются на оси «экстенсивные» (стратегия и тактика «пассивного» исследователя) – «интенсивные» (стратегия и тактика «активного» исследователя). К первым относятся (по мере убывания «экстенсивности») – наблюдение, контент-анализ и опрос, ко вторым (по мере нарастания «интенсивности») – шкалирование, тестирование, эксперимент. В «экстенсивных методах» задача исследователя – «изучать, не вмешиваясь», то есть не оказывать воздействия на объект исследования, тогда как в «интенсивных» - «создавать ситуацию (моделировать) и изучать», то есть активно оказывать воздействие на объект исследования.