В тексте работы нужно дать формальную характеристику базы практических действий автора ВКР для того, чтобы показать её соответствие целям работы и решаемым задачам.
Важной частью характеристики организации исследования являются количественные показатели проведения практической работы. Это выражается в том, что автор сообщает, сколько человек участвовало в практической работе.
Например. "Всего в исследовании приняли участие 200 школьников подросткового возраста (13-15 лет)". Или: "Всего в исследовании участвовали 17 школьных психологов, 15 социальных педагогов и 32 семьи, имеющие по одному ребенку младшего школьного возраста".
Границы в количественных показателях практической части психолого-педагогического исследования установить практически невозможно.
►Обратите внимание!
Количество участвующих в практической работе зависит от используемых методов работы профессионала и методов количественной и качественной обработки данных.
В зависимости от примененных автором работы методов и методик число участников может быть и меньше десятка и больше тысячи.
Например. При изучении мотивации выбора профессии современными старшими школьниками было обследовано 476 учащихся одиннадцатых классов городских и сельских школ. А вот при изучении различий религиозного и атеистического сознания у женщин было обследовано 8 (восемь) человек. Соответственно количеству обследованных, использовались методы обработки: в первом случае - преимущественно количественные, во втором случае - преимущественно качественные.
В этой же части второй главы нужно отразить этапы проведения практической работы. В наиболее общем случае выделяется три этапа проведения практической работы: 1-ый - подготовительный; 2-ой - основной; 3-ий - заключительный.
1. На подготовительном этапе проходит сбор данных об участниках основного этапа, или об эффективности методов, которые собирается использовать автор на основном этапе. В случае проведения эксперимента на основном этапе, на предварительном этапе проводится "пилотажный эксперимент".
2. На основном этапе практической работы проводятся основные методы и методики профессиональной деятельности автора ВКР.
!!! Обязательное требование:
В тексте работы необходимо отразить фактические условия проведения или реализации методов и методик: время (год, месяц, дни недели, часы и т.п.), повторы (однократное, многократное, повторное и т.п. проведение), количество по каждой методике или методу, и т.п.
3. На заключительном этапе проходит сбор данных о результатах действия основного этапа.
Сразу же отметим, что этапы организации практической части ВКР могут быть и совсем другие. Выделенные нами этапы, могут включать в себя друг друга. Основной этап сам может состоять из нескольких этапов и т.д. Просим учесть эту особенность.
Во второй части, или втором параграфе второй главы, автор должен охарактеризовать методы и методики, использованные в практической работе.
■ Рекомендация студенту:
Должно быть представлено доказательство необходимости и достаточности использованных методов и методик.
Каждый метод и методика должны быть охарактеризованы с позиции получения с их помощью данных, интересующих автора работы. Это означает, что автор работы должен показать, что именно этот метод и эта методика дает необходимые ему данные и позволяет решить поставленные проблемы и получить ответы на интересующие вопросы.
При описании самого метода или методики необходимо учитывать, что общеизвестные методы и методики не нуждаются в подробном описании того, как они проводятся. Достаточно указать, что эти методы позволяют решить задачи автора.
Авторские, новые и малоизвестные методики требуют более подробного описания, по которому читатель работы сможет представить, в чем заключается этот метод или методика.
►Обратите внимание!
Особого внимания требует описание авторских методов и методик.
Обычно, это самое подробное описание, которое отвечает на вопросы «зачем?», «почему?» и «как?» создавался этот метод или методика.
Сам текст описания метода или методики, с инструкцией, вопросником, способом обработки помещается в "приложения". Обычно, это становится первым приложением и выглядит так: Приложение 1. Методика 1."Опросник для…". Методика 2."Модифицированный тест неоконченных предложений для…" и т.д.
В этой же части второй главы дается характеристика методам обработки и анализа данных, полученных в ходе практической работы на всех её этапах.
■ Рекомендация студенту: