Методы построения теории психологии труда

1. Дайте определения следующих понятий:

1) методика; 2) процедура; 3) метод; 4) методология; 5) профессиональ-

ная идеология:

а) последовательность действий по применению методики, включающая функциональные и собственно внутренние средства психолога;

б) отрасль знания, концептуально упорядочивающая достижения нашей науки, относящиеся к пониманию ее предметной области и всех ее методов;

в) система нравственных норм, регулирующих деятельность профессионала;

г) совокупность внешних средств работы психолога, предназначенная для решения определенного рода задач и представленная в общепонятной для специалистов форме;

д) система утверждений, находящихся вне категории истины и направленных на обоснование общественного положения, статуса профессиональной группы, профессиональной группировки или даже отдельного лица (профессионала);

ж) система теоретических положений.

2. Дайте определения следующих понятий:

1) профессиональная этика; 2) закон; 3)теория; 4) гипотеза; 5) объект

теории:

а) формулировка целостного представления относительно закономерностей и существенных свойств определенной предметной области действительности, возникающая на основе гипотез;

б) научное предположение относительно определенной предметной области действительности;

в) открытая устойчивая связь между явлениями действительности, позволяющая их описывать, объяснять и предсказывать;

г) то, что противостоит субъекту, т.е. сознанию;

д) система нравственных норм, регулирующих деятельность профессионала;

ж) система теоретических положений.

3. Назовите методы построения простых объектов теории:

1) наименование (этикетирование),

2) синтаксическое комбинирование,

3) логическое генерирование,

4) определение,

5) номологическое объяснение.

4. Назовите методы построения сложных объектов теории:

1) интерпретация (истолкование),

2) эмпирическое подтверждение,

3) вербальное комбинирование,

4) дедуктивное предсказание,

5) синтаксическое комбинирование.

5. Дайте определения следующих понятий:

1) совершенный теоретический объект (простой),

2) эмпирический полуобъект теории,

3) логический полуобъект теории,

4) теоретический «нуль-объект»:

а) термин (и понятие), опирающийся на эмпирическое обоснование, но не получивший еще пока логического (в рамках какой-либо концепции, концептуальной схемы) обоснования;

б) термин, опирающийся как на эмпирическое, так и на логическое обоснование;

в) открытая устойчивая связь между явлениями действительности, позволяющая их описывать, объяснять и предсказывать;

г) термин (понятие), возникающий в результате вербальной комбинаторики (случайной или преднамеренной);

д) термин (понятие), опирающийся на логическое обоснование, но не получивший пока еще эмпирического подтверждения, обоснования.

6. Какой метод (прием) построения теоретических объектов сводится к поиску подходящего обозначения для обнаруженного в практической работе или эмпирическом исследовании явления, процесса, невымышленного события:

1) вербальное комбинирование,

2) логическое генерирование,

3) наименование (этикетирование),

4) интерпретация (истолкование),

5) номологизация.

7. Какой метод (прием) построения теоретических объектов сводится к построению высказываний, задающих область и границы (пределы) применения данного термина, понятия:

1) интерпретация (истолкование),

2) определение,

3) номологизация,

4) вербальное комбинирование,

5) наименование (этикетирование).

8. Какой метод (прием) построения теоретических объектов сводится к подведению новых эмпирических явлений под известные категории науки и указание связей новых явлений с известными (связей причинных, структурных, генетических:

1) номологизация,

2) вербальное комбинирование,

3) наименование (этикетирование),

4) интерпретация (истолкование),

5) определение.

9. Какой метод (прием) построения теоретических объектов сводится к системе мысленных действий конкретизации, подведения под понятие, включенных в работу по сбору эмпирического материала:

1) вербальное комбинирование,

2) определение,

3) номологизация,

4) наименование (этикетирование),

5) интерпретация (истолкование).

10.Какой метод (прием) построения теоретических объектов сводится к построению следствий из некоторой группы имеющихся научных утверждений:

1) интерпретация (истолкование),

2) наименование (этикетирование),

3) номологизация,

4) логическое генерирование,

5) вербальное комбинирование.

Наши рекомендации