Методы построения теории психологии труда
1. Дайте определения следующих понятий:
1) методика; 2) процедура; 3) метод; 4) методология; 5) профессиональ-
ная идеология:
а) последовательность действий по применению методики, включающая функциональные и собственно внутренние средства психолога;
б) отрасль знания, концептуально упорядочивающая достижения нашей науки, относящиеся к пониманию ее предметной области и всех ее методов;
в) система нравственных норм, регулирующих деятельность профессионала;
г) совокупность внешних средств работы психолога, предназначенная для решения определенного рода задач и представленная в общепонятной для специалистов форме;
д) система утверждений, находящихся вне категории истины и направленных на обоснование общественного положения, статуса профессиональной группы, профессиональной группировки или даже отдельного лица (профессионала);
ж) система теоретических положений.
2. Дайте определения следующих понятий:
1) профессиональная этика; 2) закон; 3)теория; 4) гипотеза; 5) объект
теории:
а) формулировка целостного представления относительно закономерностей и существенных свойств определенной предметной области действительности, возникающая на основе гипотез;
б) научное предположение относительно определенной предметной области действительности;
в) открытая устойчивая связь между явлениями действительности, позволяющая их описывать, объяснять и предсказывать;
г) то, что противостоит субъекту, т.е. сознанию;
д) система нравственных норм, регулирующих деятельность профессионала;
ж) система теоретических положений.
3. Назовите методы построения простых объектов теории:
1) наименование (этикетирование),
2) синтаксическое комбинирование,
3) логическое генерирование,
4) определение,
5) номологическое объяснение.
4. Назовите методы построения сложных объектов теории:
1) интерпретация (истолкование),
2) эмпирическое подтверждение,
3) вербальное комбинирование,
4) дедуктивное предсказание,
5) синтаксическое комбинирование.
5. Дайте определения следующих понятий:
1) совершенный теоретический объект (простой),
2) эмпирический полуобъект теории,
3) логический полуобъект теории,
4) теоретический «нуль-объект»:
а) термин (и понятие), опирающийся на эмпирическое обоснование, но не получивший еще пока логического (в рамках какой-либо концепции, концептуальной схемы) обоснования;
б) термин, опирающийся как на эмпирическое, так и на логическое обоснование;
в) открытая устойчивая связь между явлениями действительности, позволяющая их описывать, объяснять и предсказывать;
г) термин (понятие), возникающий в результате вербальной комбинаторики (случайной или преднамеренной);
д) термин (понятие), опирающийся на логическое обоснование, но не получивший пока еще эмпирического подтверждения, обоснования.
6. Какой метод (прием) построения теоретических объектов сводится к поиску подходящего обозначения для обнаруженного в практической работе или эмпирическом исследовании явления, процесса, невымышленного события:
1) вербальное комбинирование,
2) логическое генерирование,
3) наименование (этикетирование),
4) интерпретация (истолкование),
5) номологизация.
7. Какой метод (прием) построения теоретических объектов сводится к построению высказываний, задающих область и границы (пределы) применения данного термина, понятия:
1) интерпретация (истолкование),
2) определение,
3) номологизация,
4) вербальное комбинирование,
5) наименование (этикетирование).
8. Какой метод (прием) построения теоретических объектов сводится к подведению новых эмпирических явлений под известные категории науки и указание связей новых явлений с известными (связей причинных, структурных, генетических:
1) номологизация,
2) вербальное комбинирование,
3) наименование (этикетирование),
4) интерпретация (истолкование),
5) определение.
9. Какой метод (прием) построения теоретических объектов сводится к системе мысленных действий конкретизации, подведения под понятие, включенных в работу по сбору эмпирического материала:
1) вербальное комбинирование,
2) определение,
3) номологизация,
4) наименование (этикетирование),
5) интерпретация (истолкование).
10.Какой метод (прием) построения теоретических объектов сводится к построению следствий из некоторой группы имеющихся научных утверждений:
1) интерпретация (истолкование),
2) наименование (этикетирование),
3) номологизация,
4) логическое генерирование,
5) вербальное комбинирование.