Психология труда как область знания, отрасль науки
учебная дисциплина, профессия
1. Дайте определения следующих понятий:
1) психология труда, 2) предмет психологии труда, 3) объект психологии труда, 4) педология, 5) психотехника:
а) конкретный трудовой процесс, нормативно заданный, включающий предмет, средства (орудия), цели и задачи труда, а также правила исполнения работы (технология трудового процесса) и условия ее организации (социально-психологические, микроклиматические, управление: нормирование, планирование и контроль);
б) часть прикладной психологии, ориентированная на предсказание будущего поведения людей, влияния на их поведение в интересах общества;
в) процессы, психологические факты и закономерности, порождаемые трудовой деятельностью человека, его развитием и функционированием в качестве индивида, субъекта, личности и индивидуальности;
г) учение о долге и должном;
д) система психологических знаний о труде как деятельности и трудящемся как ее субъекте; наука о фактах и закономерностях психики человека, занятого трудом, трудящегося или человека, формирующегося в качестве субъекта труда;
е) наука о детском возрасте, охватывающая все стороны развития ребенка, базировавшаяся на экспериментальных методах исследований.
2.Установите соответствие между следующими событиями (открытиями) и именами ученых, связанными с ними:
Основатель первой в мире психологической лаборатории, которая стала Международным центром экспериментальной психологии | а | Фредерик Тейлор | |
Основатель научного управления (менеджмента) | б | Гуго Мюнстенберг | |
Создатель концепции классической школы управления – административной теории | в | Вильгельм Вундт | |
Основатель психотехники | г | Анри Файоль | |
д | Элтон Мэйо |
3. Установите соответствие между следующими событиями (открытиями) и именами ученых, связанных с ними:
Основоположник «школы человеческих отношений» | а | Э. Мэйо | |
Основоположники школы социальных проблем | б | Р. Моккер, Дж. Вудсворд, Д. Ломбард | |
Основоположники ситуационного подхода в управлении | в | Ч. Бернар, Г. Саймон, Ф. Слезник | |
Основоположники эмпирической школы | г | А. Маслоу | |
д | П. Дракер, Р. Дэвис, Э. Дейл |
4.Укажите отрасли психологии и их вклад в психологию труда:
Клиническая психо-логия | а | Применение психологических знаний к проявлению в трудовых процессах основных закономерностей психики человека (мышления, внимания, памяти, восприятия, эмоций, воли и др. свойств) | |
Общая психология | б | Изучение профессионально важных качеств личности работника | |
Социальная психология | в | Помощь в сфере профотбора, трудовой экспертизы, коррекции и предупреждения нарушений психики в условиях трудовой деятельности, в т.ч. в экстремальных условиях | |
Психология развития | г | Развитие человека как субъекта деятельности (игры, учебы, труда) | |
д | Данные о характере труда в различных видах трудовых коллективов |
5.Установите соответствия между основными разделами (направленими) психологии труда и предметом их изучения:
Разделы (направления) психологии труда | Предмет изучения | ||
Психология труда в традиционном варианте | а | Субъект труда, включенный в различные иерархические структуры и взаимоотношения | |
Инженерная психология | б | Субъект, самоопределяющийся в мире профессионального труда и в «пространстве» личностных смыслов самой трудовой деятельности | |
Психология управления | в | Субъект труда во взаимоотношениях со сложной техникой (системы «человек – машина», а в более современных вариантах – «человек – машина – среда –социум – культура – природа» | |
Профориентация | г | Субъект, включенный в систему учебно-воспитательного процесса профессионального образования | |
д | Субъект труда, т.е. человек |
6. Из перечисленных областей знания укажите те, которые имеют первую степень родства с психологией труда:
1) техническая эстетика,
2) философия,
3) палеоантропология,
4) экономика трудаБ
5) художественное конструирование
7. Из перечисленных областей знания, укажите те, которые имеют вторую степень родства с психологией труда:
1) история техники,
2) физиология труда,
3) техническая эстетика,
4) художественное конструирование,
5) гигиена труда.
ГЛАВА 2. ТРУДОВОЙ ПРОЦЕСС И ЕГО КОМПОНЕНТЫ
2.1. Психологические характеристики труда.
2.2. Понятия «эргатическая система», «эргатическая функция».
2.3. Трудовой процесс и его структура.