Основные проблемы и задачи психологии труда
Одной из важнейших задач, стоящих перед человеческим обществом, актуальной на всех этапах его развития, является совершенствование способов и форм, которыми оно производит необходимые для своего существования и развития средства, продукты.
Можно назвать два способа решения этой задачи:
1) технологический – неуклонное технологическое совершенствование средств труда как таковых;
2) организационный – не столько совершенствование технической стороны трудовой деятельности (т. е. ее объекта), сколько познание особенностей самого субъекта труда – человека, необходимость раскрытия и учета его физиологических, биологических, социальных, психологических и других свойств [17, с. 10; 29; 30].
Часто организация труда, базирующаяся на учете особенностей человека, оказывается даже более эффективной, нежели его интенсификация. Комплекс субъективных особенностей человека обозначается понятием человеческий фактор. Поэтому трудовая деятельность изучается с позиций нескольких научных дисциплин: физиология, социология, экономика, инженерные науки, организационная психология и др. Среди них особое место занимает психология труда. Можно дать несколько определений этой отрасли психологии.
Ø Психология труда – это система психологических знаний о труде как деятельности и трудящемся как ее субъекте; наука о фактах и закономерностях психики человека, занятого трудом, трудящегося или человека, формирующегося в качестве субъекта труда [18; 19; 20 ].
Ø Психология труда – отрасль психологии, изучающая закономерности формирования и проявления психической деятельности человека в процессе его труда [25].
Ø Психология труда – это процессы, психологические факты и закономерности, порождаемые трудовой деятельностью человека, его развитием и функционированием в качестве индивида, субъекта, личности и индивидуальности [35].
Для понимания сущности современной психологии труда важно выделить предмет[1] данной науки, т. е. то, что изучает и пытается преобразовать психолог труда. Чтобы ответить на этот вопрос необходимо выяснить: что есть предмет психологии вообще? Но прежде, чем говорить о предмете психологии, можно вспомнить определение предмета науки в целом.
Предмет науки – это система знаний о действительности, с которой совокупный субъект познания производит различные манипуляции с целью достижения значимого результата. Предмет психологии как науки – это система знаний о психике. Главное, что объединяет все психологические науки, – психическая деятельность человека, которая характеризуется своей субъектностью [22; 23 ].
Субъектность – это
готовность выполнять определенные действия по-своему, поступать незапланированно, а в ряде случаев и непредсказуемо, спонтанно | готовность к рефлексии своей деятельности, т. е. готовность к осознанию своей спонтанности |
Таким образом,предмет психологии труда – это субъект труда,
т. е. работник, способный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производственной деятельности [31; 32 ].
Ø А.В. Карпов, В.А. Толочек, О.С. Меркулова дают определения с учётом других внутренних и внешних компонентов деятельности. Предмет психологии труда – психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется [17].
Ø Предмет психологии труда – это процессы, психологические факты и закономерности, порождаемые трудовой деятельностью человека, его развитием и функционированием в качестве индивида, субъекта, личности и индивидуальности [35].
Ø Предмет психологии труда:
- психологические закономерности;
- психические процессы;
- свойства личности,
связанные с производственной деятельностью, с физической и социальной
[25].
В определении С.Н. Пряжникова подчеркивается, что человек является субъектом труда. Понятие «субъект» показывает роль человека как активного начала, как творца по отношению к противостоящим ему объектам предметной и социальной среды, материального мира, а не только лишь «исполнителя» внешне заданных отношений. Субъект труда (индивид или социальная группа) понимается как носитель предметно-практической деятельности и познания, как источник активности, направленный на объект труда.
Ø Объект психологии труда– конкретный трудовой процесс, нормативно заданный, включающий предмет, средства (орудия), цели и задачи труда, а также правила исполнения работы (технология трудового процесса) и условия ее организации (социально-психологические, микроклиматические, управление: нормирование, планирование и контроль) [31].
Ø Объект психологии труда– труд как социальная активность человека в качестве субъекта трудовой деятельности [35].
Сфера психологии труда очень широка, а ее границы с иными психологическими дисциплинами достаточно условны. Психология труда – это, по существу, конкретизация всей психологии по отношению к важнейшей стороне человеческого бытия – труду. Перед психологией труда стоят две основные задачи, или макрозадачи:
- во-первых, повышение производительности, эффективности трудовой деятельности;
- во-вторых, гуманизация трудовой деятельности и содействие развитию личности в ней.
Для решения этих задач должны быть созданы теоретические и прак-тические предпосылки, т.е. решены иные более частные задачи (табл. 1).
Таблица 1
Классификация задач психологии труда
Теоретические (исследовательские) задачиопределяются особенностями субъекта труда | Прикладные (терминальные) задачиопределяются практическими потребностями оптимизации трудовой деятельности |
· исследование особенностей психических процессов (ощущения, восприятия, внимания, представления, памяти, мышления и др.) как регуляторов трудовой деятельности и их развития в деятельности; · изучение основных психических свойств субъекта трудовой деятельности и их структуры как факторов организации трудовой деятельности и ее эффективности; · изучение особенностей и структуры функциональных состояний в трудовой деятельности (так называемых праксических[2] состояний), а также их связи с динамикой трудового процесса и его эффективностью; · исследование закономерностей развития личности в трудовом процессе; раскрытие особенностей взаимной детерминации (обусловленности) личности и профессии; · изучение проблемы мотивации трудовой деятельности; раскрытие основных закономерностей формирования и развития системы профессиональных мотивов личности; установление влияния мотивационной системы личности на эффективность трудовой деятельности; разработка на этой базе психологически обоснованной системы стимулирования труда; · изучение эмоционально-волевой сферы личности как регулятора трудовой деятельности; раскрытие механизмов и закономерностей устойчивости (резистентности) личности к экстремальным условиям деятельности – ее стрессоустойчивости; · раскрытие психологического содержания, состава, структуры и механизмов трудовой деятельности на основе общепсихологических представлений, сформулированных в теории деятельности; · разработка психологической проблемы способностей по отношению к различным видам и типам трудовой деятельности; установление закономерностей структуры способностей субъекта и их развитие в процессе овладения деятельностью; · исследование социально-психологических факторов трудовой деятельности, определяющих содержание «организационной среды» деятельности и влияющих на эффективность деятельности и удовлетворенность трудом. | · разработка теоретико-психологических основ и конкретных прикладных процедур профессионального отбора; · развитие исследований и разработок по важнейшей прикладной проблеме – проблеме профессиональной ориентации личности; · оптимизация процедур профессиональной подготовки, проблема профессионального обучения в целом; · психологическая рационализация и оптимизация содержания и условий профессиональной деятельности на основе раскрытия и учета психологических особенностей субъекта труда; · разработка теоретически обоснованных и практическиэффективных систем и процедур проведения профессиональной аттестации, осуществляемой в различных целях (профессиональный отбор, подбор, набор, «вербовка»); · разработка психологических основ и конкретных требований, направленных на учет психологических особенностей субъекта при проектировании новых технологий и новых средств труда; определение оптимальных путей сопряжения и адаптации человека и техники; · разработка оптимальных режимов труда и отдыха для разных видов и типов трудовой деятельности; · определение психологических особенностей и наиболее эффективных путей и способов коррекции организационной среды трудовой деятельности; · разработка психологических средств мотивационного обогащения трудовой деятельности, повышения ее «мотивационного потенциала» и содействие тем самым гуманизации труда, повышению удовлетворенности субъекта от его реализации; · разработка норм, правил и процедур техники безопасности; содействие снижению профессионального травматизма и профессиональной заболеваемости. |
Главная задача психологии труда по определению Е.А. Климова – «изучать и помогать человеку строить оптимальную мотивацию и содержательную насыщенность труда» [19; 20 ].
Указанные задачи не исчерпывают всей проблематики психологии труда, всех ее направлений и целей, а лишь являются основными. Наряду с ними существует, например, и категория традиционных задач, которые являются пограничными между двумя рассмотренными выше категориями. В частности, это разработка в рамках психологии труда специального направления – профессиографического[3] (психологическая характеристика основных профессий, определение требований профессий к личности, изучение мира профессий в целом) [13, с. 14-15 ]. Это и так называемая карьеровая психология, точнее – та ее часть, которая рассматривает психологические закономерности процесса профессионализации личности, начиная от этапов профессиональной ориентации и обучения и кончая завершающими этапами профессиональной биографии [16; 17, с.13]. Наряду суказанными существуют и еще более специальные задачи, сформулированные в различных направлениях «частной» психологии труда.