Тема 2 Становление предмета и метода психологии
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
I. Развитие представлений о предмете и методе в зарубежной психологии:
1.Представление о душе как предмете психологии в философии Древней Греции (Платон, Аристотель, Демокрит)
2. Сознание как предмет исследования в психологии. Проблема изучения сознания в философии Нового времени. Явления сознания как предмета экспериментального исследования. Структура сознания и его свойства. Поток сознания. Метод интроспецкции, его возможности и ограничения.
3. Поведение как предмет исследования в психологии. Проблема объективного метода в психологии. Схема изучения поведения в бихевиоризме, представление о научении. Необихевиоризм: понятие промежуточной переменной.
4. Восприятие как предмет психологии. Гештальтпсихология. Гештальтфеномены. Общее представление об инсайте. Феноменологический эксперимент как метод исследования восприятия.
5. Бессознательное как предмет психологического знания. Неосознаваемые процессы в поведении человека и их классификация. Проблема бессознательного в психоанализе. Явление и понятие установки. Методы исследования.
Когнитивная психология: предмет и методы исследования.
6. Проблема предмета в гуманистической гуманистической психологии. Основные методы изучения индивидуальности в гуманистической психологии.
ЗАДАНИЯ:
1.Изучить литературу по проблеме;
Заполнить таблицу:
Основные предпосылки возникновения нового направления (школы) в психологии | Направление (школа), представители | предмет | метод | |||
научные | политические | экономические | возможности | ограничения | ||
2. Выписать основные понятия: сознание, бессознательное, интроспекция, инсайт, поведение, поток сознания.
3. Представьте себя последователем (учеником) каждой школы (древнегреческой (Аристотеля, Платона), психологии сознания (Вундта, Джемса), бихевиоризма, психоанализа, гуманистической психологии, когнитивной психологии. На основе анализа литературы, придумайте аргументированное выступление в защиту основных положений своей школы. Придумай по 2 вопроса к представителям всех школ, которые бы помогли увидеть недостатки их концепций.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.- М, 1988, с.37-47,64-65, 129-139.или Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов –на-Дону, 2000, С.46-59, 68-71, 83-88. ИЛИ (лучше) Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии.- М, 1995, с50-56-66, 72- 75; 106-127, 189, 193,195, 210, 214-215, 252-258, 272,277- 289,326-, 332, 338.
2. Общая психология. Тексты, Т.1. Введение /Под. ред В.В. Петухова, М, 2001 Вундт В. Сознание и внимание (52-68); Уотсон Дж. Психология с точки зрения бихевиориста (116 -120) Уотсон Дж. Бихевиоризм (120 -128); Фрейд 3. Сознание и бессознательное (164 -169).ИЛИХрестоматия по истории психологии, 1980 с.17, 34-44 (Уотсон), 83,98-99,102-110,117-120 (Вертгаймер, Келер), 146-148, 184-188 (Фрейд).
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
3. Джемс У. Психология.- М, 1988, с. 56-72.
4. Фрейд З. Я и Оно /Психология бессознательного. М., 1990, с.425-440.
5. Фрейд З.Психопатология обыденной жизни / Психология бессознательного. М., 1990, с.202-310.
6. Келер В. Исследование интеллекта человекообразных обезьян. //Хрестоматия по общей психологии. Психологии мышления /Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова, с.235-255.
Общая психология
Направление 44.03.02 – Психолого-педагогическое
образование,1 курс, 1 семестр
КАДАНКОВА Н.Н.
ТЕМА: Проблема психического в отечественной психологии
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ:
Психики как основной предмет в отечественной психологии. Сравнительная характеристика психики животных и человека. (Групповое поведение, «язык животных», использование орудий).тадии развития психики в филогинезе. Теория Леонтьева А.Н., К. Фабри.
1. Совместная деятельность людей и возникновение сознания человека.
2. Развитие психики в онтогенезе. Культурно –историческая концепция Л.С. Выготского.
ЗАДАНИЯ:
1. Заполнить таблицу « Сравнительная характеристика особенностей трудовой деятельности человека и животных.
Особенности трудовой деятельности людей | Филогенетические предпосылки развития труда животных | Природные ограничения для трудовой деятельности животных |
2. Выписать основные условия возникновения психики человека (доп. Лит 6)
Заполнить таблицу : «Развитие психики в филогенезе».
Название стадии развития психики | Форма психического отражения | Основные характеристики ведущего психического процесса | Форма поведения (регуляции) | Основные характеристики данной формы поведения. примеры |
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988, с.162-189.
2. Маклаков А.Г.Общая психология. –СПб.: Питер. – 2007, С. 70 - 76, -88- 105, 122-134.
3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М, 1986, с. 43-60.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993, с.23-65.
2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М, 1986, с. 43-60.
3. Годфруа Ж. Что такое психология. М, 1992., т.1., с. 19-52.
4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики М., 1981, с.18-24, 49-60, 219-249-261,261-263,277-284.
5. Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных \\ Хрестоматия по психологии под ред. А.В. Петровского., М., 1987, с.62-68.
6. Леонтьев А.Н. Условия возникновения сознания человека. // Общая психология. Тексты, Т.1. Введение /Под. Ред. В.В. Петухова, М, 2001, с.377-384.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М, 106-146, 156-164,167-169.
Общая психология
Направление 44.03.02 – Психолого-педагогическое
образование.
Практическое занятие № 5