Шкала оценки своей компетентности
Предлагаемая методика разработана С.Хартер (Harter S., 1981) и предназначена для изучения дифференцированной самооценки у детей младшего школьного возраста. Для отечественной выборке методика адаптирована Н.С.Чернышевой (1997).
Шкала С.Хартер позволяет выявить оценку детьми собственной умелости («компетентности») в наиболее значимых сферах школьной жизни: учебной деятельности, общении со сверстниками, занятиях спортом и подвижных играх, а также общий уровень самопринятия.
Экспериментальный материал
Бланк методики
пп | Утверждение | Оценка | Утверждение | |||
Всегда Верно | Воз-можно | Воз-можно | Всегда верно | |||
1. | Дети, которым хорошую оценку получить легко | Дети, которым хорошую оценку получить трудно | ||||
2. | Дети, которым трудно найти друга, у них мало друзей | Дети, у которых много друзей | ||||
3. | Дети, которые умеют и любят играть в различные игры | Дети, которые играют не во все игры | ||||
4. | Дети, очень не уверенные в себе | Дети, которые всегда уверены в себе | ||||
5. | Дети, у которых в школе бывают неприятности | Дети, у которых в школе все хорошо | ||||
6. | Дети, с которыми все хотят играть | Дети, с которыми играют только близкие друзья | ||||
7. | Дети, которые плохо играют, зато получают хорошие оценки | Дети, которые не очень хорошо учатся, но хорошо играют | ||||
8. | Дети, которые всегда поступают правильно | Дети, которые иногда ошибаются | ||||
9. | Находчивые и быстрые дети | Дети, которым надо подумать, чтобы найти правильный ответ | ||||
10. | Дети, которые нравятся не всем, а тем, кто их близко знает | Дети, которые нравятся всем | ||||
11. | Дети, которые любят новые игры | Дети, которые любят известные, хорошо знакомые игры | ||||
12. | Дети, которые иногда плохо себя ведут | Дети, которые всегда ведут себя хорошо | ||||
13. | Дети, которые на уроке правильно выполняют задания | Дети, которые не сразу правильно выполняют работу в классе | ||||
14. | Дети, которые любят играть со всеми вместе | Дети, которые редко играют со всеми вместе и больше держатся в стороне | ||||
15. | Дети, которые плохо, медленно бегают | Дети, которые быстро бегают | ||||
16. | Дети, которым часто делают замечания по поведению | Дети, которых часто хвалят за хорошее поведение | ||||
17. | Дети, которые быстро выполняют домашнее задание | Дети, которые долго выполняют домашнюю работу | ||||
18. | Дети, с которыми трудно подружиться | Дети, с которыми можно сразу подружиться | ||||
19. | Дети, которых сразу выбирают в команду для игр | Дети, которых не сразу выбирают в команду для игры | ||||
20. | Дети, которым часто говорят, что они хорошие | Дети, которым редко говорят, что они хорошие | ||||
21. | Дети, которые забывают изученный материал | Дети, которые хорошо помнят, что они изучали | ||||
22. | Дети, которые сами предлагают, в какую игру играть | Дети, которым предлагают, в какую игру играть | ||||
23. | Дети, которым больше нравится смотреть, как играют другие | Дети, которым хочется играть, а не наблюдать за игрой других | ||||
24. | Дети, которые все делают замечательно, у них все получается | Дети, у которых бывают неудачи | ||||
25. | Дети, которые быстро понимают, что они прочитали | Дети, которые не всегда понимают прочитанный текст | ||||
26. | Дети, которые не любят играть со всеми | Дети, которые охотно играют со всеми | ||||
27. | Дети, которые любят выполнять поручения учителя | Дети, которым не нравятся поручения учителя | ||||
28. | Дети, которые хотят быть такими, как все | Дети, которые хотят быть непохожими на других |
Порядок проведения
Методика проводится индивидуально. Экспериментатор зачитывает ребенку пару утверждений и просит выбрать, какое из них ему ближе, больше подходит для него. После этого экспериментатор уточняет, является ли выбранный ответ правильным в любой ситуации («единственно правильный» ответ), или он возможен лишь в некоторых случаях («возможный» ответ). В соответствии с этим в бланке ответов отмечается одна из цифр.
Понимание ребенком инструкции проверяется на первой паре утверждений.
Обследование занимает 12-35 минут, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
Обработка результатов
Методика включает четыре субшкалы, с помощью которых выявляются:
1. Познавательная компетентность – учебная активность и усвоение знаний: легкость получения хорошей оценки («Дети, которым хорошую оценку получить легко» - «Дети, которым хорошую оценку получить трудно»), находчивость в отыскании ответа, быстрота понимания прочитанного (пп.: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25).
2. Компетентность в общении со сверстниками – успешность взаимодействия с ровесниками: количество друзей, популярность среди сверстников («Дети, с которыми все хотят играть» - «Дети, с которыми играют только близкие друзья»), умение нравиться окружающим (пп.: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26).
3. Компетентность во внеурочной деятельности - школьные, но не учебные дела: любознательность в выборе игр, выбор в команду для игры («Дети, которых сразу выбирают в команду для игры» - «Дети, которых не сразу выбирают в команду для игры»), умение быстро бегать (пп.: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27).
4. Общее самоприятие - особенности и степень самоприятия ребенка: уверенность в себе, правильность поведения, стремление быть непохожим на других («Дети, которые хотят быть такими, как все» - «Дети, которые хотят быть непохожими на других») (пп.: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28).
На каждую субшкалу приходится по семь заданий, т.е. всего 28 пар утверждений. Половина из них предполагает высокий уровень компетентности, другая половина – низкий. Испытуемый должен выбрать одно из двух утверждений как наиболее близкое ему. После выбора он уточняет, является ли для него такой ответ правильным в любой ситуации, или он возможен лишь в некоторых случаях.
В случае выбора «единственно правильного» ответа за максимально неблагоприятный вариант дается 1 балл, за максимально благоприятный – 4 балла. В случае выбора «возможного» ответа при неблагоприятном варианте начисляется 2 балла, а при благоприятном – 3 балла.
Оценка результатов
По каждой шкале самооценка ребенка оценивается следующим образом:
Ø 7-10 – низкая самооценка
Ø 11- 14 - средне-низкая самооценка
Ø 15-19 - средняя самооценка
Ø 20-23 - средне-высокая
Ø 24-28 – высокая самооценка.
Для целей мониторинга используется суммарная оценка по субшкалам. Соответственно данные могут располагаться в интервале от 28 до 112.