Тема 8. Психологические особенности развития в раннем юношеском возрасте
Основные (ключевые) понятия: учебно-профессиональная деятельность,личностное и профессиональное самоопределение, мировоззрение.
Понятие юности и ее возрастные границы. Основные подходы к юности в зарубежной психологии. Отечественные исследования периода юности. Социальная ситуация развития в период ранней юности.
Физическое развитие в юношеском возрасте. Половая идентичность и сексуальное поведение.
Учебно-профессиональная деятельность как ведущая деятельность в период ранней юности. Развитие учебной мотивации и проблема дифференциации обучения. Когнитивное развитие в юности.
Проблема личностного самоопределения. Образ «Я», уровень притязания и критерии юношеских самооценок. Эмоциональное развитие. Негативные переживания, тревожность, чувство одиночества и их преодоление.
Психологические проблемы формирования мировоззрения. Проблема смысла жизни в юности. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников: основные этапы и закономерности.
Психологические проблемы общения со взрослыми. Стремление к поведенческой, эмоциональной и ценностной автономии. Положение старшеклассника в школе и его взаимоотношения с учителями. Психологические проблемы любви и дружбы.
Юноши и девушки «группы риска».
Тема 9. Динамика психического развития школьников в онтогенезе
Основные (ключевые) понятия: онтогенез, ведущая деятельность, новообразования, динамика, когнитивный.
Ведущая деятельность и новообразования в школьных возрастах (младший школьный, подростковый, юношеский возраст). Динамика развития когнитивных процессов (восприятие, память, мышление, внимание) школьников. Развитие личностной и эмоционально-волевой сферы в онтогенезе. Особенности общения со сверстниками и взрослыми в школьных возрастах.
Тема 10. Психическое развитие в периоды взрослости
Основные (ключевые) понятия: молодость, зрелость, старость, кризисы взрослости.
Периодизация психического развития взрослого человека. Биологические основы развития в период зрелости. Возрастные кризисы взрослого человека: характеристика, динамика протекания, способы преодоления. Акмеология и ее значение для решения проблем психологии развития. Задачи развития взрослого человека (Э. Эриксон). Модель развития взрослых Р. Хейвигхерста.
Способность к личностным изменениям, открытость новому опыту, самоактуализация и самореализация. Проблема удовлетворенности жизнью. Особенности «Я-концепции» и ее динамика на этапе зрелости.
Когнитивное развитие в различные периоды зрелости. Изменение функций интеллекта. Роль опыта и мастерства в сохранении и изменении когнитивных возможностей в период средней взрослости.
Профессиональный цикл взрослого человека. Переоценка профессиональной карьеры в середине жизни. Потеря работы и трудовой стресс: психологические проблемы.
Семья как важный контекст развития взрослых. Семейный цикл. Задачи, решаемые родителями на разных стадиях развития детей. Отношения со стареющими родителями. Воспитание внуков. Отношение с друзьями на этапе зрелости.
Индивидуальные и половые различия в психологическом развитии на этапе зрелости.
Проблема периодизации позднего возраста (старости). Основные положения современной геронтологии. Биологическое, социальное и психологическое старение. Негативные стереотипы старости. Выход на пенсию как критический этап жизни человека. Теории приспособления к выходу на пенсию. Психологические особенности адаптации к выходу на пенсию.
Семейные и межличностные отношения в период позднего возраста. Значение общения в позднем возрасте. Проблема одиночества.
Физические аспекты старения. Проблема здоровья.
Когнитивные изменения в процессе старения. Факторы, влияющие на снижение интеллектуального уровня. Компенсаторные механизмы.
Психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста. Ретроспективная модальность жизни в старости. Специфика «Я-концепции» стареющего человека. Факторы удовлетворенности жизнью в пожилом и старческом возрасте. Типологии старости. Психологические условия активной старости. Психологическая поддержка людей позднего возраста.