Тема 1. Предмет, задачи, методы и история становление психологии развития

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

Учебно-методический комплекс курса по дисциплине

Направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование»

Профили подготовки:математика и информатика и ИКТ; математика; информатика и ИКТ; экономика; иностранный язык; русский язык и литература; русский язык; родной язык и литература и русский язык; физика и информатика и ИКТ; технология; биология и химия; география и экология; биология; география; история и обществознание; история; право; физическая культура; дошкольное образование; начальное образование и информатика и ИКТ; начальное образование; мировая художественная культура

Направление подготовки: 05400.62«Психолого-педагогическое образование» Профили подготовки: психология и педагогика дошкольного образования; психология и социальная педагогика

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Тема 1. Предмет, задачи, методы и история становление психологии развития - student2.ru

Пермь

ПГПУ

УДК 159.922.6(075)

ББК Ю937.4я73

П 863

Рецензент:

канд..психол .наук., зав.каф.теоретической и прикладной психологии Корниенко Д.С.

Под редакцией канд. психол. наук, профессора Е.А. Силиной

Авторы-составители: канд. психол. наук, доцент Л.Л. Баландина, канд. психол. наук, доц. М.В. Балева, асс. А.Г. Батуева, канд. психол. наук, доцент О.Н. Богомягкова, канд. психол. наук, доцент Л.Б. Вяткина, асс. Е.С. Голдобин, канд. психол. наук, доцент Т.В. Евтух, асс. А.В. Краснов, канд. психол. наук, доцент Т.А. Попова, канд. психол. наук, профессор Е.А. Силина, канд. психол. наук, доцент И.Г. Соснина, ст. преп. Э.Г. Сороковикова, канд. психол. наук, доцент Т.М. Харламова, канд. психол. наук, доцент Р.Н. Юдина,

П 863 Психология развития:учеб.-метод. комплекс по дисциплине. Направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование» Профили подготовки:математика и информатика и ИКТ; математика; информатика и ИКТ; экономика; иностранный язык; русский язык и литература; русский язык; родной язык и литература и русский язык; физика и информатика и ИКТ; технология; биология и химия; география и экология; биология; география; история и обществознание; история; право; физическая культура; дошкольное образование; начальное образование и информатика и ИКТ; начальное образование; мировая художественная культура Направление подготовки: 05400.62«Психолого-педагогическое образование» Профили подготовки: психология и педагогика дошкольного образования; психология и социальная педагогика Квалификация: бакалавр / авт.-сост. Л.Л. Баландина, М.В. Балева, А.Г. Батуева, О.Н. Богомягкова, Л.Б. Вяткина, Е.С. Голдобин, Т.В. Евтух, А.В. Краснов, Т.А. Попова, Е.А. Силина, Э.Г. Сороковикова, И.Г. Соснина, Т.М. Харламова, Р.Н. Юдина. Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011. – 70 с.


Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология развития» составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100 «Педагогическое образование».

Дисциплина входит в базовую часть профессионального блока ООП. Материалы издания раскрывают содержание курса; цели и задачи изучения дисциплины; средства, формы и методы их реализации.

Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, студентов, слушателей курсов.

УДК 159.922.6(075)

ББК Ю937.4я73

Утверждено: «___» __________________ 2011 г. Начальник учебно-методического управления ______________________________   Утверждено на заседании кафедры психологии: Протокол № _______ от «___» ________________2011 г. Зав. кафедрой _______________

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

© Баландина Л.Л., Балева М.В., Батуева А.Г., Богомягкова О.Н., Вяткина Л.Б., Голдобин Е.С., Евтух Т.В., Краснов А.В., Попова Т.А., Силина Е.А., Сороковикова Э.Г., Соснина И.Г., Харламова Т.М., Юдина Р.Н., составление, 2011

© ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет», 2011

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели и задачи изучения дисциплины………………………………….. 2. Место дисциплины в структуре ООП………………………………….. 3. Требования к результатам освоения дисциплины…………………… 3.1. Принятая структура компетенций………………………………………. 3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций…………………………………………….. 4. Объем дисциплины……………………………………………………….. 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………… 4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы……………… 5. Содержание дисциплины………………………………………………… 5.1. Программа дисциплины………………………………………………….. 5.2. Темы семинарских и практических занятий……………………………. 6. Образовательные технологии…………………………………………… 6.1. Технологии аудиторной работы………………………………………… 6.2. Технологии внеаудиторной работы…………………………………….. 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов……… 7.1. Рекомендации студентам по организации самостоятельной работы при освоении курса «Психология развития»…………………………... 7. 2.Структура и содержание самостоятельной работы студентов ………. 7.2.1. Распределение часов по темам для самостоятельной работы……… 7.2.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов…... 7.3. Содержание самостоятельной работы, семинарских и практических занятий……………………………………………………………………. 7.4. Методические рекомендации по написанию рефератов………………. 8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины……………….. 8.1. Основная литература…………………………………………………….. 8.2. Дополнительная литература…………………………………………….. 8.3. Учебно-методические материалы………………………………………. 8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы…… 8.5. Материально-техническое обеспечение………………………………… 9. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации………….. 9.1. Требования и форма проведения входного контроля………………….. 9.2. Формы и содержание текущего контроля знаний……………………… 9.2.1. Формы текущего контроля знаний…………………………………... 9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций………………... 9.3. Форма и содержание промежуточной аттестации……………………... Вопросы к экзамену/ зачету……………………………………………..              

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины (модуля) «Психология развития»являются следующие:

§ формирование научных представлений о становлении различных сторон психики в онтогенезе, психологических закономерностях и механизмах развития;

§ формирование компетенций, связанных со способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания о развитии психики в разных возрастах, дифференцировать их и применять в профессиональной деятельности.

Основные задачи дисциплины:

1. Познакомить студентов с основными проблемами психологии развития, базовыми понятиями науки, ее историей и современным состоянием.

2. Охарактеризовать особенности когнитивного, личностного развития и социальной ситуации развития человека в разные возрастные периоды.

3. Научить студентов анализировать, систематизировать и обобщать материал, полученный как в процессе лекционных занятий, так и самостоятельной работы с теоретической литературой.

4. Научить оперировать основными понятиями и категориями предмета, выстраивать межпредметные связи между категориальным аппаратом психологии развития и ключевыми понятиями таких дисциплин как общая психология, социальная психология, а также дисциплин педагогического цикла.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Дисциплина «Психология развития» относится к базовой части профессионального цикла Б3.

Для освоения дисциплины «Психология развития» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении дисциплин «Психология человека», «Социальная психология».

Освоение дисциплины «Психология развития» является необходимой основой для последующего изучения спецкурсов и курсов по выбору.

Изучение дисциплины является важной для прохождения бакалаврами педагогической практики.

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Принятая структура компетенций

Дисциплина способствует формированию компетенций в соответствии с ФГОС по направлению подготовки ВПО «педагогическое образование»; профиль подготовки – «Иностранный язык», «Начальное образование», «Биология», «География», «Русский язык», «Литература», «Родной язык и литература», «История», «Физика», «Информатика», «Математика», «Дошкольное образование», «Физическая культура».

1. Под компетенцией ОПК-2 «способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач» понимается способность и готовность выпускника осуществлять профессиональную деятельность, опираясь на систему базовых знаний.

В результате изучения дисциплины бакалавр должен:

иметь представлениеоб основных задачах и проблемах психологии развития, теоретических и прикладных задачах данной науки, истории её становления, значении психологических знаний о развитии человека для педагогической деятельности, базовых категориях, принципах и методах исследования в области психологии развития;

знать:сущность отечественных и зарубежных теорий психического развития; факторы, механизмы и закономерности становления психики человека; особенности психического развития на разных этапах онтогенеза;

уметьприменять знания гуманитарных, социальных наук в профессиональной деятельности, использовать полученные теоретические знания в ходе научной и практической деятельности;

владетьспособами решения профессиональных задач на основе знаний гуманитарных, социальных наук; методами диагностики особенностей психического развития человека на разных этапах онтогенеза.

2. Под компетенцией ПК-6 «способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников»понимается способность и готовность выпускника, используя различные функции, формы и виды общения, организовывать и поддерживать рациональное взаимодействие школьников различного возраста в образовательном процессе.

В результате изучения дисциплины бакалавр должен:

знать:социально-психологические основы педагогического общения; возрастные особенности общения; способы межличностного взаимодействия; инновационные технологии общения;

уметь: организовывать общение по принципу «субъект-субъектных» отношений; определять цели взаимодействия; выбирать рациональный способ организации сотрудничества; учитывать в педагогическом взаимодействии возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

владеть:способами организациисотрудничества обучающихся и воспитанников.

3. Под компетенцией ОК-7 «готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе» понимается способность выпускника, руководствуясь этическими нормами общения и учитывая особенности образовательной среды, использовать рациональные способы и приемы коллективного взаимодействия для решения общих профессиональных задач.

В результате изучения дисциплины бакалавр должен:

знать: социально-психологические основы педагогического общения, типы и стили общения, формы взаимодействия, приемы его организации; психологию конфликта и его разрешение;

уметь: организовывать общение по принципу «субъект-субъектных» отношений, учитывая особенности образовательной среды, определять цели взаимодействия;

владеть: понятийным аппаратом, способами установления контактов и поддержания взаимодействия, технологиями общения, рациональными приемами организации взаимодействия.

3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины
и формируемых компетенций

№ п/п Наименование раздела/ темы дисциплины Кол-во часов Коды формируемых компетенций
ОПК-2 ПК-6 ОК-7
I. Общие вопросы психологии развития
Предмет, задачи, становление и методы психологии развития + + +
Теоретические и методологические подходы к проблеме психического развития + + +
Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. + + +
II. Характеристики психического развития в разные периоды онтогенеза
Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве + + +
Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте + + +
Психическое развитие в младшем школьном возрасте + + +
Психологические особенности развития в подростковом возрасте + + +
Психологические особенности развития в раннем юношеском возрасте + + +
Динамика психического развития школьников в онтогенезе + + +
Психологические особенности развития в периоды взрослости + + +
  Итого:      

4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Количество часов по формам обучения
Очная Заочная (полная)
Номера семестров:  
Аудиторные занятия (всего): В том числе:
  Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)  
Семинарские занятия (СЗ)
Лабораторные работы (ЛР)    
Самостоятельная работа (СРС) (всего) В том числе:
  Реферат
Эссе
Конспект в рабочей тетради
Аналитическая таблица
Исследовательский проект (курсовая работа) -
Другие виды самостоятельной работы
Общая трудоемкость:часы/ зачетные единицы 72ч / 2зач.ед. 72ч / 2зач.ед.
Входной контроль(вид, № семестра) тест тест
Текущий контроль(вид, № семестра) коллоквиумы, доклады, эссе, аннотирование книг, статей, аналитическая таблица, решение задач, тест коллоквиумы, доклады, эссе, аннотирование книг, статей, аналитическая таблица, решение задач, тест
Форма промежуточной аттестации(экзамен, зачет) - № семестров зачет зачет

4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

№ п/п Раздел/ тема Неделя семестра Всего часов Виды учебной работы студентов и трудоемкость (в часах)
Аудиторная работа Самостоятельная работа
Лекции Семинары/ практические Обязательная Дополнительная
I. Общие вопросы психологии развития
Предмет, задачи, методы и история становление психологии развития    
Теоретические и методологические подходы к проблеме психического развития 2-3
Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. 4-5  
II. Характеристики психического развития в разные периоды онтогенеза
Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве  
Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте  
Психическое развитие в младшем школьном возрасте 7-9
Психологические особенности развития в подростковом возрасте 10-12
Психологические особенности развития в раннем юношеском возрасте 13-15
Динамика психического развития школьников в онтогенезе      
Психологические особенности развития в периоды взрослости        
  ИТОГО  

5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Программа дисциплины

Раздел 1.Общие вопросы психологии развития

Кризисы периода детства

Кризисный возраст Характеристика кризиса Новообразования кризиса Пути преодоления кризиса
       

&Список литературы:

Основной ‑ рекомендуемые учебники:

1. Кулагина, И.Ю.Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. Вузов. – М.: Сфера; Юрайт, 2005. – 464 с.

2. Обухова, Л.Ф.Детская (возрастная) психология: Учебник. – М.: Рос. пед. агентство, 2004, 2010. – 448 с.

3. Психология развития: учеб. для студентов психол. и пед. вузов / Под ред. Т.Д.Марцинковской. - М.: Академия, 2005, 2008. – 528 с.

Дополнительный

1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6т. / Л.С.Выготский. – М., 1984. Т.4. – 368 с.

2. Крайг, Г.Психология развития: пер. с англ. - 7-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 992 с.

3. Крэйн, У.Теории развития: Секреты формирования личности. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 512 с.

4. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. – М., Эксмо, 2004.– 896 с.

5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. – 184 с.

6. Сапогова, Е.Е.Психология развития человека: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с.

Психического развития

Схема распределения часов самостоятельной работы студентов в связи с ее видами и содержанием

Содержание самостоятельной работы Вид С.Р. Форма контроля
Обязат. Дополн.
Работа с учебным материалом (конспекты лекций, уч.пособия) 0,5   Устное собеседование, оценка работы на семинаре
Задания по самопроверке (вопросы, задачи, тесты) 0,5   Проверка ответов на вопросы, решения задач, тестирование
Составление таблицы 0,5   Проверка заполненной таблицы
Работа с понятиями 0,5   Проверочная работа
Трудоёмкость в часах по видам СРС    
Общая трудоёмкость(ак. час.)  

Семинар 2. Проблема возраста и возрастной периодизации
психического развития

Цель:закрепить знания базовых категорий (понятий) психологии развития.

Ключевые понятия: возраст, периодизация, ведущая деятельность, новообразования, социальная ситуация развития.

План:

1. Основные подходы к периодизации психического развития.

2. Социальная ситуация развития, ее роль в становлении индивидуальности ребенка.

3. Проблема периодизации психического развития в работах Д.Б.Эльконина.

4. Ведущая деятельности, ее роль в развитии человека. Основные новообразования возраста.

Задания для самостоятельной работы студентов

´Вопросы и задания:

1. Раскройте значение понятия «возраст».

2. Обоснуйте необходимость различения паспортного (хронологического), биологического, психологического и социального возрастов.

3. Рассмотрите периодизацию З. Фрейда, раскройте механизм развития личности.

4. Выделите основные отличия периодизации Э. Эриксона от других периодизаций развития.

5. Проведите сравнительный анализ развития личности по Э.Эриксону и З.Фрейду.

6. Расскажите о периодизации Л. Колберга.

7. Какие особенности протекания критических периодов развития выделил Л.С. Выготский?

8. Что такое психологическое новообразование?

9. Каковы критерии ведущей деятельности по А.Н. Леонтьеву?

10. Установите соответствие между понятиями и их определениями

1. Развитие №______
2. Возраст №______
3. Социальная ситуация развития №______
4. Ведущий тип деятельности №______
5. Новообразования личности №______
6. Сензитивный период развития №______
7. Кризис развития №______
8. Онтогенез №______
9. Зона ближайшего развития №______
10.Экстериоризация №______
11.Стабильные стадии развития №______
12.Биологическое созревание №______
13. Филогенез №______
14. Интериоризация №______

а Специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой.

б Характерные для каждой стадии развития качества, свойства, влияющие на развитие личности.

в Последовательные, прогрессирующие, в целом необратимые количественные и качественные изменения психики.

г Деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой.

д Конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития.

е Оптимальный характер развития определенных психологических свойств и процессов, присущий определенному возрастному периоду ребенка.

ж Плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка, которые составляют большую часть детства.

з Краткие, но бурные стадии, сопровождаемые значительными сдвигами в развитии ребенка.

и Реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи со стороны окружающих людей.

к Психологический механизм перехода из внешнего во внутренний план действий. Постепенное превращение какого-либо процесса или явления из внешнего во внутреннее.

л Естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста.

м Формирование основных структур психики индивида в течение его жизни.

н Процесс порождения внешних действий на основе преобразований ряда внутренних структур, сложившихся на основе внешней социальной деятельности человека.

о Становление структур психики в ходе биологический эволюции вида или социокультурной истории человечества.

?Заполните таблицу:

Стадии развития личности по Э.Эриксону

Стадии Возраст Общая характеристика периода Область социальных отношений Полярные качества личности

Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже

Стадии Возраст Новообразования
     

&Список литературы:

Основной ‑ рекомендуемые учебники:

1. Кулагина, И.Ю.Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. Вузов. – М.: Сфера; Юрайт, 2005. – 464 с.

2. Обухова, Л.Ф.Детская (возрастная) психология: Учебник. – М.: Рос. пед. агентство, 2004, 2010. – 448 с.

3. Психология развития: учеб. для студентов психол. и пед. вузов / Под ред. Т.Д.Марцинковской. - М.: Академия, 2005, 2008. – 528 с.

Дополнительный

1. Крайг, Г.Психология развития: пер. с англ. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 992 с.

2. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1994. – 680 с.

3. Сапогова, Е. Е.Психология развития человека: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с.

4. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов – М.: Академия, 2006. - 384 с.

5. Эриксон Э.Г. Детство и общество / ред. А.А.Алексеев.– СПб.: Летний сад, 2000. – 416с.

В разные периоды онтогенеза

Тема 4. Психическое развитие ребенка
в младенческом и раннем детском возрасте

Схема распределения часов самостоятельной работы студентов

в связи с ее видами и содержанием

Содержание самостоятельной работы Вид С.Р. Форма контроля
Обязат. Дополн.
Подготовка докладов/презентаций   Доклад, презентация
написание рефератов     Реферат
написание эссе     Проверка эссе
Задания по самопроверке (вопросы, задачи, тесты)   Проверка ответов на вопросы, решения задач, тестирование
Трудоёмкость в часах по видам СРС  
Общая трудоёмкость(ак. час.)  

Задания для самостоятельной работы студентов

Младенческий возраст

4Темы докладов и рефератов

1. Факторы, влияющие на внутриутробное развитие плода.

§ Кайл Р. Тайны психики ребёнка – СПб.; М.: Прайм-Еврознак: Нева: Олма-Пресс, 2002. – 416 с.

§ Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2003. – 992 с.

§ Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Уч. Пособие для студентов ВУЗов – М.: «Академия», 2001. – 208 с.

´Вопросы и задания:

1. Как протекает кризис новорожденности?

2. Каковы анатомо-физиологических особенностей младенца?

3. В чём особенности развития психических процессов младенца?

4. Дайте характеристику «комплекса оживления» как основного возрастного новообразования.

5. Охарактеризуйте кризис первого года жизни.

6. Каковы конкретные пути влияния общения на психическое развитие ребенка в младенчестве?

Ранний детский возраст

´Вопросы и задания:

1. Каковы анатомо-физологические особенности детей раннего возраста ?

2. Охарактеризуйте ведущую деятельность ребёнка в раннем детстве.

3. Расскажите об особенностях психических процессов (восприятие, мышление, память, речь, воображение) детей в раннем детстве.

4. Каким образом протекает развитие самосознания в период раннего детства?

5. В чём суть кризиса трех лет? Каковы его проявления?

6. Каковы основные средства и формы общения ребенка со взрослым в младенчестве и раннем детстве?

&Список литературы:

§ Кайл Р. Тайны психики ребёнка – СПб.; М.: Прайм-Еврознак: Нева: Олма-Пресс, 2002. – 416 с.

§ Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2003. – 992 с.

§ Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.; Воронеж: Изд-во МПСИ, 2001. - 384 с.

§ Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2003. – 456 с.; 2007. – 640 с.

В дошкольном возрасте

Схема распределения часов самостоятельной работы студентов

в связи с ее видами и содержанием

Содержание самостоятельной работы Вид С.Р. Форма контроля
Обязат. Дополн.
Работа с учебным материалом (конспекты лекций, уч.пособия)   Устное собеседование, оценка работы на семинаре
Подготовка докладов/презентаций   Доклад, презентация
написание рефератов     Реферат
написание эссе     Проверка эссе
Задания по самопроверке (вопросы, задачи, тесты)   Проверка ответов на вопросы, решения задач, тестирование
Трудоёмкость в часах по видам СРС  
Общая трудоёмкость(ак. час.)  

Задания для самостоятельной работы студентов

4Темы рефератов и докладов:

1. Виды игр и их характеристика. Значение игры для развития личности ребенка.

§ Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2003. – 456 с.; 2007. – 640 с.

§ Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие. – М.: Академия, 2000. – 160 с.

§ Смирнова Е. О. Детская психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М. : Владос, 2006. – 368 с.; СПб. : Питер, 2010. – 299 с.

§ Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Директ-Медиа, 2008. – 703 с.

2. Почему дети лгут?

§ Экман П. Почему дети лгут?: Пер. с англ. – М.: Педагогика-Пресс, 1993. – 272 с.

§ Экман П. Психология лжи. – СПб. : Питер, 2003. – 272 с.

´Вопросы и задания:

1. Каковы анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста?

2. Расскажите об особенностях игры, как ведущей деятельности дошкольника.

3. Охарактеризуйте психические процессы (восприятие, мышление, память, речь, воображение)

4. Расскажите об особенностях развития личности дошкольника.

5. Какие факторы определяют психологическую готовность детей к обучению к школе?

6. Каковы особенности протекания кризиса семи лет?

7. Решите проблемную ситуацию:

В детском саду наблюдали за развитием фонематического слуха у детей. Исследователи записали характерный говор некоторых детей: Гриша говорил вместо рыба – “лыба”; Саша говорил вместо шишка – “сишка”; Петя говорил вместо садись – “дись”; Вова говорил вместо сахар – “хасир”.

Какие недостатки в речи детей выявились в данном исследовании? Чем это можно объяснить? Что должны делать взрослые, чтобы исправить эти недостатки в речи дошкольника?

8. Оцените правильность высказывания о природе самосознания в самооценке ребенка.

а) Ребенок идет в своем развитии от познания себя к познанию других людей.

б) Самосознание связано с наличием логического мышления у детей. Самосознание возникает лишь в подростковый период, когда процесс осознания собственных мыслей приобретает систематический характер.

в) Ребенок познает окружающий мир (в том числе и других людей) и лишь постепенно начинает выделять и себя; как некое настоящее существо. Уже к трем годам у него существует определенное представление о самом себе, появляется самооценка, которая в дальнейшем оказывает большое влияние на формирование его личности.

г) Самосознание возникает в период, когда происходит субъективное выделение ребенком своего действия из всей структуры его предметной деятельности. Это становится возможным лишь благодаря воспитательным воздействиям взрослого.

д) Представление ребенка о самом себе – важнейшая составная часть самосознания.

е) Самооценка формируется под влиянием оценки взрослого в и процессе собственной деятельности ребенка.

&Список литературы:

§ Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 34 – 117.

§ Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2003. – 456 с.; 2007. – 640 с.

§ Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект Пресс, 2005. С.292-299.

§ Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 160 с.

Дополнительный

1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности М.: Директ-Медиа, 2008. – 612 с.

2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности в детском возрасте / под ред. Фельдштейна Д.И. – М.; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. – 352с.

3. Волков, Б.С. Психология младшего школьника. – М.: Академический проект, 2005. – 208 с.

4. Крайг, Г.Психология развития: пер. с англ. / Г. Крайг. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2003.– 992 с.

Дополнительный

1. Волков Б.С. Психология подростка. Учебное пособие. – М.:Педагогическое общество России, 2001. – 160 с.

2. Кле, М. Психология подростка: психосексуальное развитие / М. Кле. – М.: Педагогика, 1991.

3. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: Учеб. пособие. – М.: Аспект - Пресс, 2005. – 460 с.

4. Хухлаева О.В. Психология подростка: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 2005. – 160 с.

Дополнительный

1. Волков, Б.С. Психология ранней юности: Учеб. пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 96 с.

2. Кон, И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 254 с.

3. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э.Эриксон. – М.: Прогресс, 2001.

Вопросы к экзамену и зачету по курсу «Психология развития»

1. Предмет, методы и история психологии развития.

2. Теории психического развития.

3. Роль наследственных и социальных факторов в психическом развитии.

4. Закономерности динамики психического развития (волнообразный характер развития, гетерохронность, сензитивные периоды, критические и литические периоды).

5. Роль деятельности в психическом развитии. Взаимосвязь обучения и психического развития.

6. Основные подходы к периодизации психического развития.

7. Характеристика психического развития детей в младенческом возрасте.

8. Характеристика психического развития детей в раннем детском возрасте.

9. Характеристика психического развития детей в дошкольном возрасте.

10. Показатели готовности к школе.

11. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.

12. Особенности познавательных процессов в младшем школьном возрасте.

13. Особенности эмоционально-личностных характеристик в младшем школьном возрасте.

14. Общая характеристика подросткового возраста. Теоретические подходы к кризису подросткового возраста.

15. Анатомо-физиологическая характеристика подростка.

16. «Чувство взрослости» как центральное новообразование в личности подростка: источники и направления развития.

17. Особенности эмоционально-личностных характеристик в подростковом возрасте.

18. Учебная деятельность и когнитивное развитие подростка.

19. Взаимоотношения подростков со сверстниками и взрослыми.

20. Понятие юности и теоретические подходы к юношескому возрасту.

21. Учебная деятельность и когнитивное развитие в раннем юношеском возрасте.

22. Личностное и профессиональное самоопределение. Формирование самосознания, идеалов и мировоззрения в ранней юности.

23. Взаимоотношения юношей со сверстниками и взрослыми.

24. Особенности когнитивной сферы в периоды взрослости (молодость, зрелость, старость).

25. Особенности личности, социального развития и деятельности в периоды взрослости (молодость, зрелость, старость).

26. Нормативные кризисы жизни взрослого человека.

Методическое издание

ПСИХОЛОГИЯ РАЗ

Наши рекомендации