Институтагосударственного управления
И предпринимательства
Председатель учебно-методического совета Е.С. Черепанова
Протокол № 8 от 13.04.2016 г.
Согласовано:
Дирекция образовательных программ Е.С. Комарова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ“ПСИХОЛОГИЯ»
1.1. Аннотация содержания дисциплины
Дисциплина «Психология» является частью модуля «Социально-культурные аспекты профессиональной деятельности» базовой части учебного плана образовательной программы бакалавриата и изучается одновременно с дисциплиной «Многообразие культур в современном мире» данного модуля.
Основная цель данной дисциплины - сформироватьспособность использовать основы психологических знаний для формирования научных представлений о человеке и его способности познавать окружающий мир, а также способность к коммуникации для решения задач межличностного взаимодействия.
1.2.Язык реализации программы–русский.
1.3. Планируемые результатыобучения по дисциплине
Результатом обучения в рамках дисциплиныявляется формирование у студента следующих компетенций:
ДОК1 - способность использовать основы психологических знаний для формирования научных представлений о человеке и его способности познавать окружающий мир;
ДПК5 - способность устанавливать эффективное взаимодействие с основными участниками процесса производства рекламы и субъектами рекламного рынка;
ДПК25 - владение навыками анализа конфликтных ситуаций в производственной деятельности и способностью предлагать пути выхода из этих ситуаций.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- основы психологии, способствующие развитию общей культуры и социализации личности: предмет психологии, основные психологические понятия и законы, методы исследований;
- о взаимосвязи психологии с другими науками, о ценностном и теоретико-познавательном содержании психологии.
Уметь:
- использовать приобретенные знания в профессиональной деятельности, в профессиональной коммуникации и межличностном общении;
- отличать научный и ненаучный (житейский и паранаучный) подходы к исследованию и объяснению психических феноменов;
- анализировать и интерпретировать различные ситуации и явления в профессиональной и социальной сферах с точки зрения психологических механизмов их функционирования;
- эффективно выстраивать взаимодействие с разными людьми и разрешать проблемные ситуации.
Владеть (демонстрировать навыки и опыт деятельности):
- приемами развития и активизации познавательных психических процессов (произвольного внимания, мнемотехники, анализа и синтеза информации);
- способами снятия внутренних барьеров на пути достижения цели и преодоления конфликтов;
- способностью к ведению деловых коммуникаций, способностью работать в коллективе.
1.4.Объем дисциплины
Очная форма обучения
Виды учебной работы | Объем дисциплины | Распределение объема дисциплины по семестрам (час.) | ||||
№ п/п | Всего часов | В т.ч. контактная работа (час.)* | 2 семестр | |||
1. | Аудиторные занятия | |||||
2. | Лекции | 17,00 | ||||
3. | Практические занятия | 34,00 | ||||
4. | Лабораторные работы | - | - | - | ||
5. | Самостоятельная работа студентов, включая все виды текущей аттестации | 7,65 | ||||
6. | Промежуточная аттестация | 0,25 | З (4) | |||
7. | Общий объем по учебному плану, час. | 58,90 | ||||
8. | Общий объем по учебному плану, з.е. |
*Контактная работасоставляет:
в п/п 2,3,4 - количество часов, равное объему соответствующего вида занятий;
в п.5 – количество часов, равное сумме объема времени, выделенного преподавателю на консультации в группе (15% от объема аудиторных занятий) и объема времени, выделенного преподавателю на руководство курсовой работой/проектом одного студента, если она предусмотрена.
в п.6 –количество часов, равное сумме объема времени, выделенного преподавателю на проведение соответствующего вида промежуточной аттестации одного студента и объема времени, выделенного в рамках дисциплины на руководство проектом по модулю (если он предусмотрен) одного студента.
Заочная форма обучения
Виды учебной работы | Объем дисциплины | Распределение объема дисциплины по семестрам (час.) | ||||
№ п/п | Всего часов | В т.ч. контактная работа (час.)* | 2 семестр | |||
1. | Аудиторные занятия | |||||
2. | Лекции | 4,00 | ||||
3. | Практические занятия | 4,00 | ||||
4. | Лабораторные работы | - | - | - | ||
5. | Самостоятельная работа студентов, включая все виды текущей аттестации | 1,20 | ||||
6. | Промежуточная аттестация | 0,25 | З (4) | |||
7. | Общий объем по учебному плану, час. | 9,45 | ||||
8. | Общий объем по учебному плану, з.е. |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код раздела, темы | Раздел, тема дисциплины* | Содержание |
Т1 | Общая характеристика психологии как науки | Психика как отражение человеком объективной реальности, необходимое ему для жизни, деятельности, управления своим поведением. Сознание как высшая форма психики. Научная и житейская психология, их сравнительный анализ. Специфика научно-психологического знания. Психология как естественная и гуманитарная научная дисциплина. Отрасли психологической науки. Связь психологии с другими науками. Методы психологии. |
Т2 | Становление предмета психологической науки | Объект и предмет научного знания. Различные подходы к пониманию предмета психологии. Представления о душе, сознании и проблемы их изучения в истории философии. Явления сознания как предмет экспериментального психологического изучения. Метод интроспекции, его основные правила. Свойства сознания, его структура. «Поток сознания». Возможности и ограничения метода интроспекции, проблема самонаблюдения. Предмет и задачи психологии поведения (бихевиоризм). Проблемы объективного метода в психологии. Основная схема изучения поведения и возможности управления им (Скиннер). Современные школы психологии 19-20 в., их возможности использования в практике. |
Т3 | Психические процессы как регуляторы деятельности и поведения человека. | Ощущение и восприятие. Значение ощущений в жизни человека. Виды ощущений. Понятие порога. Восприятие, его основные свойства. Виды восприятия. Иллюзии зрительного восприятия. Внимание, его виды, свойства. Условия активизации внимания. Память: виды памяти и процессы. Факторы, влияющие на продуктивность памяти. Индивидуальные различия памяти. Мышление: специфика его изучения в психологи. Виды мышления. Творческое мышление и воображение. Методы стимулирования творческого мышления. Связь мышления и речи. Виды и функции речи. |
Т4 | Человек и его изучение в психологии | Различие понятий индивид, личность, субъект. Структура личности. Потребности и мотивы личности. Формирование Я-концепции и самооценка личности. Понятие темперамент и его типы. Характер, его типы, связь с темпераментом. Основные свойства характера. Понятие способностей. Уровни развития способностей. Общие и специальные способности. Развитие способностей. Способности и наследственность. |
Т5 | Представления о становлении личности в психологии | Периодизация возрастного развития. Возрастное развитие в психоаналитической теории и в эпигенетической теории развития личности Эрика Эриксона. Отечественная традиция в возрастной психологии (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). Концепция интеллектуального развития Ж. Пиаже. Учение Л. Колберга о нравственном становлении личности. |
Т6 | Общение как социально-психологический феномен | Общение: специфика изучения в психологии и других отраслях научного знания. Виды и структура общения. Коммуникативная сторона общения. Вербальные и невербальные средства. Интерактивная сторона общения. Основные подходы к изучению взаимодействия. Типы взаимодействия. Конфликт как конкурентное взаимодействие. Функции конфликта и его структура. Понятие и типы социальной перцепции. Механизмы межличностного восприятия в процессе общения. Эффекты межличностного восприятия. Понятие атрибуции. Виды атрибуции и ошибки. |
Т7 | Психологические аспекты поведения человека в малых группах | Понятие малой группы. Типы малой группы. Основные динамические процессы малой группы. Фасилитация и ингибиция как специфические проявления поведения человека в группе Понятие групповой идентификации. Групповая сплоченность как показатель эмоциональной привлекательности членов группы друг для друга. Основные факторы, влияющие на механизм формирования группового решения. Лидерство и руководство: соотношение этих понятий в отечественной и зарубежной психологии. Основные подходы к изучению этих феноменов. Типы лидеров. Лидерство как процесс. |
Т8 | Психология больших социальных групп. | Виды и характеристика больших социальных групп. Групповое сознание, обычаи и традиции. Публика, масса. Психология толпы и аудитории. Психический склад (социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы) и эмоциональная сфера БСГ. Проблема соотношения сознания личности и сознания большой социальной группы. Мода как социально-психологический феномен. Методы исследования больших социальных групп. |