Модуль i. становление психологии как науки
Комплексная цель модуля –формирования и развития у студентов способности и готовности к использованию основных методологических и концептуально значимых понятий психологической науки на различных этапах ее становления, а также сопоставлению психологических теорий и современной ситуации в психологии и в соотношении с историческими предпосылками ее развития.
Тема 1. Истоки психологической науки. Развитие представлений о предмете психологии в донаучной, философской и научной психологии
Зарождение психологической мысли в странах Древнего Востока.
Представление древних греков о душе . Материалистический и идеалистический подходы к изучению психики, борьба этих направлений в истории психологии. Критика идеалистического понимания психики как особой субстанции, духовного начала. Критика механических взглядов на природу психического.
Успехи биологических наук в изучении мозга и поведении живых организмов и необходимость введения психологических понятий при анализе деятельности животных и человека. Становление экспериментальной психологии.
Тема 2. Психология сознания
Теоретические школы психологии Х1Х-ХХ вв. Эмпирическая психология, основанная на интроспективном описании субъективных явлений. Сенсуализм и ассоционизм в психологии. Физиологическая психология В.Вундта. Структуралистский и функционалистский подходы в психологии сознания.
Тема 3. Бихевиоризм. Необихевиоризм
Возникновение бихевиоризма. Факты поведения. Отношение бихевиоризма к сознанию. Предбихевиоризм Э. Торндайка. Законы научения Э. Торндайка. Программа бихевиоризма. Методы бихевиоризма. Теоретические и экспериментальные задачи бихевиоризма. Основные периоды в развитии бихевиоризма. Основные направления необихевиоризма. Понятие промежуточной переменной, оперантногообусловливания.
Тема 4. Гештальтпсихология
Гештальтпсихология, её основные принципы. Представление об интеллекте у В. Келера и М.Вертгеймера. Значение гештальтпсихологии в становлении научной психологии.
Тема 5. Психоанализ
Классификация неосознаваемых психических явлений. Представления З.Фрейда о бессознательном.
Тема 6. Деятельностный подход в психологии
Психологическая теория деятельности. Её основные понятия и принципы. Теория деятельности и предмет психологии. Структура деятельности. Взаимосвязь ее звеньев. Понятие потребностей мотива. Мотивационно-личностные аспекты деятельности.
Перечень рекомендуемой литературы:
1. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – Спб.: Питер, 2004.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М,1996.
3. М.Г. Ярошевский.М., Мысль, 85. История психологии.
4. М.Г. Ярошевский. Психология в 20-м столетии. М.,76.
5. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М.,МГУ,1975.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
8. Ярошевский М.Г. Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., Педагогика, 1974
МОДУЛЬ II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ
Комплексная цель модуля – формирования и развития у студентов способности и готовности к анализу гипотез возникновения и основных этапов развития психики в процессе эволюции.
Тема 7. Поиск критериев психики в истории психологии
Связь поведения, организации животных и психики. Наименование условий существования первичных организмов и необходимость поведения как средства приспособления. Морфологический, физиологический и поведенческий уровень приспособления живых организмов. Развитие нервной системы как органа управления процессами поведения организмов. Необходимость психического отражения. Биологическая роль психики в эволюции (А.Н. Северцев).
Поиск критериев психики в истории психологии. Субъективные и объективные критерии наличия психики, их критика.
Понятие чувствительности как элементарной формы психики.
Тема 8. Гипотеза А.Н.Леонтьева о возникновении чувствительности
Чувствительность как особая форма раздражимости. Гипотеза А.Н.Леонтьева о возникновении чувствительности. Ее экспериментальное обоснование.