Модуль i. становление психологии как науки

Комплексная цель модуля –формирования и развития у студентов способности и готовности к использованию основных методологических и концептуально значимых понятий психологической науки на различных этапах ее становления, а также сопоставлению психологических теорий и современной ситуации в психологии и в соотношении с историческими предпосылками ее развития.

Тема 1. Истоки психологической науки. Развитие представлений о предмете психологии в донаучной, философской и научной психологии

Зарождение психологической мысли в странах Древнего Востока.

Представление древних греков о душе . Материалистический и идеалистический подходы к изучению психики, борьба этих направлений в истории психологии. Критика идеалистического понимания психики как особой субстанции, духовного начала. Критика механических взглядов на природу психического.

Успехи биологических наук в изучении мозга и поведении живых организмов и необходимость введения психологических понятий при анализе деятельности животных и человека. Становление экспериментальной психологии.

Тема 2. Психология сознания

Теоретические школы психологии Х1Х-ХХ вв. Эмпирическая психология, основанная на интроспективном описании субъективных явлений. Сенсуализм и ассоционизм в психологии. Физиологическая психология В.Вундта. Структуралистский и функционалистский подходы в психологии сознания.

Тема 3. Бихевиоризм. Необихевиоризм

Возникновение бихевиоризма. Факты поведения. Отношение бихевиоризма к сознанию. Предбихевиоризм Э. Торндайка. Законы научения Э. Торндайка. Программа бихевиоризма. Методы бихевиоризма. Теоретические и экспериментальные задачи бихевиоризма. Основные периоды в развитии бихевиоризма. Основные направления необихевиоризма. Понятие промежуточной переменной, оперантногообусловливания.

Тема 4. Гештальтпсихология

Гештальтпсихология, её основные принципы. Представление об интеллекте у В. Келера и М.Вертгеймера. Значение гештальтпсихологии в становлении научной психологии.

Тема 5. Психоанализ

Классификация неосознаваемых психических явлений. Представления З.Фрейда о бессознательном.

Тема 6. Деятельностный подход в психологии

Психологическая теория деятельности. Её основные понятия и принципы. Теория деятельности и предмет психологии. Структура деятельности. Взаимосвязь ее звеньев. Понятие потребностей мотива. Мотивационно-личностные аспекты деятельности.

Перечень рекомендуемой литературы:

1. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – Спб.: Питер, 2004.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М,1996.

3. М.Г. Ярошевский.М., Мысль, 85. История психологии.

4. М.Г. Ярошевский. Психология в 20-м столетии. М.,76.

5. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М.,МГУ,1975.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.

8. Ярошевский М.Г. Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., Педагогика, 1974

МОДУЛЬ II. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Комплексная цель модуля – формирования и развития у студентов способности и готовности к анализу гипотез возникновения и основных этапов развития психики в процессе эволюции.

Тема 7. Поиск критериев психики в истории психологии

Связь поведения, организации животных и психики. Наименование условий существования первичных организмов и необходимость поведения как средства приспособления. Морфологический, физиологический и поведенческий уровень приспособления живых организмов. Развитие нервной системы как органа управления процессами поведения организмов. Необходимость психического отражения. Биологическая роль психики в эволюции (А.Н. Северцев).

Поиск критериев психики в истории психологии. Субъективные и объективные критерии наличия психики, их критика.

Понятие чувствительности как элементарной формы психики.

Тема 8. Гипотеза А.Н.Леонтьева о возникновении чувствительности

Чувствительность как особая форма раздражимости. Гипотеза А.Н.Леонтьева о возникновении чувствительности. Ее экспериментальное обоснование.

Наши рекомендации