Тема 2 : Основные закономерности психического развития ребенка в зарубежной и отечественной психологии
Цель занятия: проанализировать основные закономерности, понятия психического развития ребенка в зарубежной и отечественной психологической практике и на их основе раскрыть основные стратегии психологического сопровождения ребенка дошкольного возраста.
Вопросы для подготовки к дискуссии
1. Какие теории детского развития существуют в психологии?
2.Чем определяется психическое развитие в психоаналитической концепции? В чем состоит отличие стадий детского развития З. Фрейда и Э.Эриксона?
3.Каковы основные понятия концепции Ж.Пиаже и в чем их содержание? Почему эта теория называется когнитивной?
4.Что является предметом исследования в бихевиоризме? Чем определяется развитие ребенка в этой концепции?
5.В чем заключается суть теории конвергенции двух факторов? Каким методом можно исследовать относительную роль наследственности и среды в психическом развитии ребенка?
6.Каковы основные законы психического развития ребенка, сформулированные Л.С. Выготским?
7. Раскрыть сущность современных концепций развивающего обучения (позиции Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.А. Венгера).
Задания для самостоятельной работы
1.С помощью психологического словаря, учебной литературы раскрыть и описать понятия: биогенетический закон, рекапитуляция, «атлас Геззела», оперантное обусловливание. либидо, Эдипов комплекс, психологический мораторий, диффузия идентичности, эгоцентризм, анимизм, артификализм, трансдукция, эгоцентрическая речь; умственные конструкции; ассимиляция.
2.Дать сравнительный анализ теории трех ступеней психического развития К.Бюллера и теории конвергенции двух факторов В.Штерна, указать достоинства и недостатки каждой из них.
3.Подготовиться к дискуссии по теме: «Что дают теории психического развития для детского психолога?»
4.Подготовить рефераты на тему:
¨ Биогенетические и социогенетические концепции.
¨ Проблема развития мышления в ранних работах Ж.Пиаже.
¨ Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.
¨ Концепция психического развития Д.Б. Эльконина.
¨ Психоаналитические теории детского развития.
¨ Теория «поэтапного формирования умственных действий» П.Я. Гальперина.
Занятие 3.
Темы 3,4: Психическое развитие новорожденного и младенца
Цель занятия: изучить особенности психического развития младенцев.
Вопросы для подготовки к дискуссии
1.Дать характеристику периода новорожденности. В чем состоит своеобразие социальной ситуации развития в этот период?
2. Охарактеризовать особенности общения младенца со взрослыми. Что такое «комплекс оживления»?
3.Как развиваются движения и действия у младенца?
4. Опишите предпосылки развития речи в младенческом возрасте. Как происходит освоение пассивной и активной речи?
5. Раскрыть особенности умственного развития в младенческом возрасте.
6. Дать характеристику развития самосознания младенца.
Задания для самостоятельной работы
1. Составить опорную схему по теме «Комплекс оживления и его компоненты».
2. Подготовиться к дискуссии на тему: «Когда и как младенец начинает различать близких и незнакомых людей».
3. Подготовить рефераты на тему:
¨ Эмоционально-личностное общение как вид деятельности в младенческом возрасте.
¨ «Комплекс оживления» как основное новообразование в младенчестве.
¨ Взрослый как посредник между ребенком и окружающим миром.
¨ Социальная ситуация развития младенца.
Занятие 4.
Цель занятия: закрепить основные теоретические представления о психическом развитии новорожденного и младенца и на основе полученных знаний выработать навыки практической деятельности в их исследовании
Вопросы для подготовки к дискуссии
1.У новорожденного мало врожденных форм поведения. Это выражение силы или слабости развития ребенка? Докажите.
2.Безусловные рефлексы младенца следующие: пищевые, оборонительные, ориентировочные. Раскрыть их значение для дальнейшего психического развития младенца.
3. Описать психическое развитие ребенка, который лишен взаимодействия со взрослым.
4. Как будут развиваться двое близнецов, взаимодействующих только друг с другом?
5. Основные виды предречевых вокализаций ребенка: их последовательность и условия возникновения.
Задания для самостоятельной работы
1. Понаблюдайте за взаимосвязью перцептивных действий, хватательных движений и сенсорных процессов у младенца, используя материалы видеолекции профессора Л.Ф. Обуховой на тему «Детская психология». Раскройте значение развития перцептивных процессов для психического развития младенца.
2. Проследите за характером манипуляций ребенка с предметом (хватание, манипулирование, повторные действия, соотнесение, разученные действия). Докажите их значение для дальнейшего психического развития ребенка.
3. Раскройте влияние действий с предметами на развитие памяти и мышления ребенка
4.Подготовьте рефераты на тему:
¨ Как стать правильной мамой.
¨ Роль манипулирования предметами для психического развития ребенка.
¨ Развитие сенсорных процессов ребенка.
¨ Развитие речи младенца.
Занятие 5.