Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2007. С.263-273
2. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2001. С.158-198
3. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. М., 2003. С.211-237
4. Битянова М. Р. Социальная психология. М., 2001. С.401-405
5. Большаков В.Ю. Психотренинг. СПб., 1996. С.10-32
6. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. М., 2006. С.40-93
- Гонеев А.Д., Лифинцева И.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. М., 1999. С. 145-237
8. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. М., 2004. С. 160-203
9. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2003. С.110-135
10. Практическая психодиагностика. Самара, 1999. С.14-661
11. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб., 2000. С.14-138, 237-307, 365-448
12. Психология самосознания. Самара/ Под.ред. Райгородского Д.Я. 2000. С.7-469
13. Собчик Л.Н. Методы психологической диагностики. Ч.3. М., 1990, С.3-37.
Дополнительная литература:
1. Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Самара, 2000. С.53-294
2. Алмазов Б.Н. Психологические основы педагогической реабилитации. Екатеринбург, 2000
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С.3-118
- Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001.С. 99-111
5. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997. С.64-98
- Майков В., Козлов В. Трансперсональная психология. М., 2004. С.92-289
- Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. М., 2001. С. 255-299
8. Общая психодиагностика/ Под.ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина М., 1987. С.155-289
9. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб., 1999. С.126-165
10. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. СПб., 2001. С.171-187
11. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 2000. С.54-352
12. Социальная психология личности в вопросах и ответах. М., 2000. С.14-33, 207-256, 274-395
13.Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб., 2000. С.20-122
V. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
И КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
№ п/п | Формы организации | Формы контроля |
Текущая работа | ||
1. | Освоение материала практических занятий | Ответы на вопросы к занятиям. |
2. | Освоение тем самостоятельно | Аудиторные контрольные работы |
Анализ и структурирование информации | Коллоквиум по монографии | |
Поиск, анализ, структурирование информации | Доклад | |
Творческое осмысление, переработка проблемы | Отчет по творческому заданию | |
Анализ и структурирование информации | Реферирование монографии | |
Подготовка к контрольным работам | Контрольная работа | |
Поиск и структурирование информации | Конспект книги на выбор |
VI. УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ ДИСЦИПЛИНЫ
Адаптация социальная – это процесс достижения соответствия человека требованиям социальной среды, а нарушение его - как дезадаптация. Выделяется три ряда факторов, определяющих успешность социально-психологической адаптации к социальным изменениям. Это – способность человека к изменению своих ценностных ориентаций и Я – концепции; умение находить определенный «баланс» между своими ценностными ориентациями и социальной ролью; ориентация на принятие универсальной системы ценностей.
Атрибутивная предрасположенность – это тенденция человека считать, что положительные моменты его поведения определены внутренними ресурсами, а негативные моменты (такие как неудача) обусловлены внешними обстоятельствами.
Аффилиация – это базовая склонность человека искать общества других людей.
Альтруистическая установка – готовность, предрасположенность субъекта к поведению, направленному на благо других.
Деиндивидуализация – это явление, когда люди, являясь частью группы, могут делать то, что обычно, находясь в одиночестве, они не стали бы делать. Анонимность является основным фактором, определяющим потерю индивидуальности. Последствия поведения при потере индивидуальности зависят от норм, существующих в определенной ситуации, и могут быть антисоциальными или просоциальными.
Диспозиции личности – это зафиксированные в социальном опыте предрасположенности воспринимать и оценивать условия деятельности, собственную активность индивида и действия других, а также предуготовленность действовать в определенных условиях соответствующим образом.
Духовное бытие – высший способ личного существования, связанный с освобождением от давления обыденной жизни, от соблазна влечений, пристрастий и прельщений собственной самости; духовное бытие – любовь к качеству жизни и воля к совершенству во всех ее областях.
Жизненный путь – история формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения.
Защитно-психологический механизм – это механизм сведения к минимуму осознания несоответствия внутри Я - концепции или между Я-
концепцией и актуальным опытом.
Зрелость личности – у полноценно функционирующих, или самоактуализирующихся, людей: открытость для опыта, рациональность, личная ответственность, чувство собственного достоинства и др.
Идентификация – отождествление себя с другим человеком, непосредственное переживание личностью своей тождественности.
Имплицитная теория личности – это система обыденных представлений человека, описывающая, каким образом определенные личностные характеристики связаны с другими чертами, например «слабоволие» соотносится с «трусостью» или «невозмутимость» - с «решительностью».
Индивид (человек как индивид) – человек как единичное природное существо, представитель Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, носитель индивидуально своеобразных, генетически обусловленных черт.
Индивидуализм – это убежденность в ценности идентичности личности, уникальности и свободы .В индивидуалистической культуре личные цели имеют приоритет перед целями группы и самоидентификация личности основана в большей степени на личностных достижениях, чем на отождествлении себя с группой.
Индивидуальность – «глубина личности» - предстает как результат единства и согласованного взаимодействия индивидных, личностных и субъективных свойств человека.
Инкультурация – это процесс, в течение которого индивид осваивает присущие культуре миропонимание и поведение, в результате чего формируются его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур. Выделяют два этапа инкультурации, единство которых на групповом уровне обеспечивает нормальное функционирование и развитие культуры: детство, когда происходит освоение языка, норм и ценностей культуры; зрелость, то есть инкультурацию во взрослом возрасте, которая в отличие от предыдущего этапа носит прерывистый характер и касается только отдельных «фрагментов» культуры – изобретений, открытий, новых, пришедших извне идей.
Интернализация – это совокупность мотивационных и когнитивных процессов, с помощью которых изначально внешние социальные требования становятся внутренними требованиями личности. При этом речь идет о двух составляющих процесса: усвоении моделей поведения и усвоении социальных значений: символов, ценностей и установок.
Когнитивный диссонанс – явление, содержание которого состоит в том, что личностью, если в ее сознании сталкиваются логически противоречивые знания об одном и том же объекте или событии, переживается чувство дискомфорта и она стремится от него избавиться. Стараясь найти решение, личность реконструирует свои знания или социальные установки относительно соответствующих объектов или событий таким образом, чтобы противоречие между ними было снято.
Конструирование социальности – процесс, включающий два важных положения: реальность социального мира и реальность внутреннего мира личности – реальности постоянно познаваемые, осмысляемые и интерпретируемые, и в этом смысле – сотворенные. Способность человека к функционально-смысловой интерпретации действительности связана с двумя особенностями его представлений о мире: имплицитной представленностью в них «поля культуры» и интенциональностью (мы всегда способны представить себе объекты мира по-другому, чем они есть на самом деле).
Конформизм – это добровольное выполнение действия, вызванное тем, что это делают остальные. Конформизм часто возникает из-за желания человека вести себя правильно (информационное влияние) и\или желания понравиться (нормативное влияние).
Кризис возрастной – относительно непродолжительный по времени период онтогенеза, характеризующийся резкими психологическими изменениями в сложившемся ходе развития; знаменует собой распад системы связей и отношений человека с другими людьми и складывание новой основы для новой формы жизнедеятельности; представляет собой закономерный момент в общем психическом развитии человека.
Кризис индивидуальной жизни – остановка и кардинальное переосмысление текущей жизнедеятельности; переоценка ценностей переопределение целей, ориентиров и способов бытия в сложившемся образе жизни; всегда имеет экстраординарный – личный характер.
Личность (человек как личность) – в отечественной психологии это: субъект социальных отношений и сознательной деятельности, носитель психосоциальных свойств человека; системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. В зарубежной психологии личность, как правило, определяется на основе частных эмпирических представлений, развиваемых в рамках той или иной теории личности. Человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других людей, в пространстве культуры и времени истории; способ бытия человека в мире.
Локус контроля – склонность человека видеть источник управления своей жизнью либо преимущественно во внешней среде, либо в самом себе.
Мотив самоусиления Я – направляет процесс реального взаимодействия с микросоциальным окружением в целях получения обратной связи и поддержки уже имеющегося образа-Я.
Мотив самопознания Я – направляет «внутреннюю» активность субъекта и отражает желание определенности в знании о себе, в том числе и за счет открытия в своем «Я» новых сторон.
Мотивационно – потребностная сфера личности – те аспекты личности и личностные состояния, которые побуждают личность к действию, вызывают активность субъекта с определенной целью. Мотивационно – потребностная сфера личности включает интересы, влечения, эмоции, установки и идеалы.
Направленность личности – способность личности к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития.
Низкая самооценка – низкий уровень самоуважения, ощущения собственной ценности, формирует негативное отношение к своей личности.
Общественное самосознание – это постоянная тенденция человека беспокоиться о том, как он выглядит в глазах других людей. Люди, которым свойственно общественное самосознание, озабочены тем, что о них думают другие и какими они представляются окружающим. Противопоставляется частному самосознанию.
Персональная идентичность - это система свойств, воспринимаемых личностью как принадлежащих «Я», а объективно, тождественных свойствам социальных групп, усвоенных личностью в процессе ее самокатегоризации в этих группах. Это итог субъективного осознания персоной своей принадлежности к некоторым социальным группам.
Преодоление (совладание) – это процесс управления внутренними требованиями и требованиями среды, которые оцениваются как ограничивающие или превышающие возможности индивида. Преодоление может включать усилия, направленные на активное решение проблемы, и \ или усилия по эмоциональному контролю.
Просоциальное поведение – это действия, направленные на оказание помощи другим людям, или оказание такой помощи вне зависимости от мотивов, которыми руководствуется человек. Просоциальное поведение является более широкой категорией, чем альтруизм.
Психологическое время – субъективно оцениваемое время, отражает психологический возраст личности, самоощущение возраста.
Рефлексия – родовая способность человека, проявляющаяся в обращении сознания на самое себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности; различают – полагающую, сравнивающую, определяющую, синтезирующую и трансцендирующую рефлексию.
Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков; оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей.
Самосознание – это осознание человеком своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения; целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля.
Смысл жизни – движущая сила человеческого поведения, стремление человека к самоосуществлению; центральный жизненный мотив, отражающий то, ради чего человек живет.
Сознание - интегративный способ бытия человека, проявляющийся в его способности осознавать условия и формы своей жизнедеятельности, относиться ним и делать их предметом практического преобразования; существует в форме безсознательного, наличного сознания, самосознания и рефлексивного сознания разного уровня.
Социализация – это особый процесс включения ребенка в общество, процесс и результат усвоения, активного воспроизводства индивидом социального опыта. Он может происходить как стихийно, так и целенаправленно (воспитание).
Социальная идентичность – данный термин обозначает ту часть представления человека о самом себе, которая определяется его принадлежностью к социальной группе или группам, совместно с ценностью и эмоциональной значимостью, сопутствующими данной принадлежности.
Социальная категоризация – это система ориентаций, которая создает и определяет конкретное место человека в обществе.
Социальная лабильность - гибкость, обеспечивающая постоянную адаптацию человека к меняющемуся социальному миру.
Социальное поведение – это особая форма существования активности человека в обществе, социальных группах, направленная на поддержание и развитие этого общества, групп и самой личности.
Социальная роль – набор социальных норм (правил и суждений), определяющий ожидаемое поведение человека в определенной социальной позиции (например, мать или профессор). Роли определяют права и обязанности членов пар, групп и других социальных единиц.
Социальная установка – ценностная диспозиция, устойчивая предрасположенность к определенной оценке, основанная на когнициях, аффективных реакциях, сложившихся поведенческих намерениях (интенциях) и предшествующем поведении, способная в свою очередь влиять на познавательные процессы, на аффективные реакции, на складывание интенций и на будущее поведение.
Стереотип - убеждения о типичных личностных качествах членов группы или социальной категории. При изучении предрассудков рассматривается как когнитивный компонент группового антагонизма.
Субъект – человек как носитель (инициатор, распорядитель, творец) предметно-практической деятельности и познания; становление субъекта есть процесс овладения индивидом собственной душевной жизнью, родовыми способностями.
Субъект деятельности (человек как субъект деятельности) – это индивид, личность как источник познания (субъект познания), общения (субъект общения) и преобразования действительности (субъект труда).
Установка – динамический аспект взаимоотношений групп, предполагающий готовность личности реагировать на уровне поведения индивида, проявлять групповое или индивидуальное (персональное) поведение личности в соответствии с прошлым опытом взаимодействия с реальностью. Сохраняет непрерывность поведения по способу его осуществления.
Ценности – выработанные обществом меры важности соответствующих явлений для сохранения и развития этого сообщества. Представляют собой условия социального существования индивидов. Говорят о степени влияния явлений этого мира на человека, то есть о степени возможного изменения, которое могут оказать эти явления в социальной системе. Формируют ядро человеческой культуры.
Ценностные ориентации – система фиксированных установок, характеризующаяся избирательным отношением личности к ценностям. При этом ценностным ориентациям личности присущи осознанность, устойчивость, положительная эмоциональная окрашенность. Наиболее значимой функцией ценностных ориентаций является регуляция социального поведения личности. Ценности ориентации выполняют функцию побуждения к действию, направляют и корректируют процесс целеполагания человека.
Экспектации – система ожиданий и требований, предъявляемых к личности относительно норм исполнения ею социальных ролей.
Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновения в чувствования, в переживания другого человека.
Я– концепция –обобщенное представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности; целостный образ собственного Я человека, представляющий собой относительно устойчивую, в большей или в меньшей степени осознаваемую систему представлений человека о самом себе.
Я - идеальное - представление «каким я должен быть, исходя из усвоенных моральных и иных образцов».
Я - образ - совокупность чувственных образов (ощущений, восприятий, представлений) и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и другим.
Я - перспективное - модель, в которую может быть преобразовано Я – реальное в процессе реализации определенных потребностей.
Я - реальное - представление личности о себе, о том, «какой я есть». Я – реальное может быть в большей или меньшей мере реалистичным.
VII.СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.
Самостоятельная работа студентов включает:
I. Для студентов очного отделения:
1. Подготовку доклада по теме семинара
Раздел I. Личность как предмет социально-психологических исследований
Тема: Традиции и современное состояние исследований личности в современной психологии.
2. Выполнение творческого задания «Рисунок личности»
3. Подготовку доклада по теме семинара
Раздел II. Социально-психологические аспекты социализации индивида
Тема: Зависимость человека от социальной среды
4. Выполнение и анализ теста. Семинар по теме: Раздел IV. Психологические механизмы регуляции социального поведения
Тема: Личность как социокультурная реальность
5. Реферирование монографии из списка литературы для выполнения реферата (см. раздел VII)
6. Выполнение письменной работы по одной из тем «Списка тем докладов» (см. раздел VII)
7. Конспектирование книги Колесникова В.Н. «Лекции по психологии индивидуальности» М., 1996
II. Для студентов заочного отделения:
1. Выполнение творческого задания «Рисунок личности»
2. Реферирование монографии из списка литературы для выполнения реферата (см. раздел VII)
3. Выполнение письменной работы по одной из тем «Списка тем докладов» (см. раздел VII)
4. Конспектирование книги Колесникова В.Н. «Лекции по психологии индивидуальности» М., 1996
Методические рекомендации по выполнению