Тема 8. Познание собственного «Я».

«Я» как совокупность представлений человека о самом себе. Понятие Я-концепции. Структура Я-концепции: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты. Самоуважение как оценка представлений о себе. Источники представлений о себе. Ранняя социализация и Я-концепция. Самовосприятие как восприятие реакций на человека других людей (отраженное, «зеркальное» Я). Роль обратной связи в формировании знаний о себе. Теория самовосприятия Д. Бема. Формирование суждения о внутренних состояниях, эмоциях и предпочтениях на основе восприятия физиологических реакций (применение теории Шехтера-Сингера к исследованию самопознания). Социальное сравнение как источник знаний о себе. Понятие социальной идентичности как части Я-концепции, определяемой принадлежностью к социальным группам в сочетании с ценностью и эмоциональной значимостью этой принадлежности. Этническая идентичность как форма социальной идентичности. Роль культуры в формировании Я-концепции. Независимая и взаимозависимая модели Я-концепции. Аспекты знания о себе. Схемы собственного «Я». Измерения, включаемые в схему. «Я» реальное, «Я» идеальное и «Я» возможное, «Я» должное. Противоречия между между разными уровнями «Я» как источник эмоций, продуктивной деятельности или когнитивной защиты. Я-концепция и саморегуляция. Понятие рабочей Я-концепции; связь рабочей Я-концепции и базовой Я-концепции. Уровень сложности Я-концепции. Самоэффективность и личный контроль. Представление об имплицитной Я-концепции и самосознании. Факторы, влияющие на уровень самосознания. Понятие приватного и социального самосознания. Мотивационное влияние на Я-концепцию. Потребность в точной я-концепции и потребность в устойчивой Я-концепции как два конкурирующих мотива. Процесс верификации собственного «Я», продуктивность и когнитивная защита. Уровень самооценки, повышение и защита самооценки. Типы социального сравнения, цели социального сравнения, стратегии самоутверждения. Особенности самопрезентации. Последствия неэффективной самопрезентации.

Литература

Основная:

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект Пресс, 2005. гл. 7, с. 189-199.

2. Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2004, гл. 4.

Дополнительная:

3. Агеев В.С. Социальная идентичность личности. //Социальная психология.: Хрестоматия. /Составители Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. . – М.: Аспект Пресс, 2008, с. 308-316.

4. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. гл. 5.

5. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности. / Мир психологии, 1999, № 3.

6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986, гл. 1.

7. Общественное животное. Исследования. / Под ред. Э.Аронсона. В 2-х томах. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003 гл. 16. 19.т. 2. гл. 13.

Доступность литературы: № 1,2, 4, 6, 7. – методкабинет

Тема 9. Социальные установки и процессы социального познания.

Социальные установки.Понятие установки. Трехкомпонентная модель установки: когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Структура установки. Установка как когнитивная схема. Биполярные и униполярные установки. Внутренняя консистентность установки. Степень амбивалентности установки. Консистентность установки как отношение установки к ее отдельным компонентам. Теории установок: применении теории научения, теории структурного баланса, теории когнитивного диссонанса, теории самовосприятия к исследованию установок. Представление о связи установок и поведения. Контрустановочное поведение.

Факторы, опосредствующие связь установки и поведения. Детерминанты установок. Роль угроз, свободы выбора и стремления к последовательности (преданности установкам) в изменении установок. Модель недостаточного оправдания. Понятие «аттитюдной системы». Функции установок в регуляции социального поведения. Изменение установок. Факторы, влияющие на изменение установок. Роль социальных факторов в формировании и изменении социальных установок. Эффекты, проявляющиеся при изменении установок. Теория ожидаемой выгоды, теория прививки, теория когнитивной реакции как способ интерпретации реакций людей на убеждающую коммуникацию. Представление о самооценке как об установке человека на себя. Установки и ценности. Иерархия установок. Связь установок и когнитивных процессов: избирательность процессов переработки информации.

Литература

Основная:

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект Пресс, 2005.

2. Хьюстон М., Штрёбе В. Введение в социальную психологию. Европейский подход: Учебник для студентов ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2004, гл. 8.

Дополнительная:

3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для ВУЗов. – М.: Аспект Пресс, 2008, гл. 17.

4. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002, гл. 7.

5. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. - М.: Аспект-Пресс, 2001, гл. 8-9.

6. Майерс Д. Социальная психология - СПб.: Питер,2005. гл. 4.

7. Общественное животное. Исследования. / Под ред. Э.Аронсона. В 2-х томах. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003, гл. 8. 13.

8. Социальная психология. 7-е изд. / Под ред. С. Московичи. – СПб.: Питер, 2007, гл. 3.

9. Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2004, гл. 5.

10. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. - М.:КСП+, 1999, с. 100-119.

Доступность литературы: № 1-10 – методкабинет

Тема 10. Социальные представления как инструмент социального познания.

Группа (общность, общество) как субъект социального познания. Представление о психосоциальной системе. Понятие социального представления. Теория социальных представлений С. Московиси. Двойственная структура социального представления: единство фигуративной и символической характеристик. Автономность и креативный характер социального представления. Теоретические подходы к интерпретации процесса построения социального представления. Роль социального контекста - социального взаимодействия, существующей в социокультурной среде системы кодов и интерпретаций, социальной практики субъекта, межгрупповых отношений. Процессы объективации и внедрения как процессы выработки социального представления. Объективация как отбор элементов объекта, создание «фигуративного ядра» и натурализация. Особенности социального внедрения представления и его объекта. Когнитивная интеграция социального представления в уже существующие системы мышления.Внедрение как приписывание смысла и как инструментализация знания. Внедрение как закрепление в мыслительной системе. Разновидности социальных представлений (социальные представления о психических заболеванииях, детстве, профессиональной жизни, городе, стилях поведения и т.д.). Здравый смысл, объяснения и представления.

Литература

Основная:

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект Пресс, 2008, гл. 6, гл. 8.

2. Социальная психология. 7-е изд. / Под ред. С. Московичи. – СПб.: Питер, 2007. гл. 12. 13, 14.

Дополнительная:

3. Алавидзе Т.Л., Антонюк Е.В., Гозман Л.Я. Социальные изменения: восприятие и переживание // Социальная психология в современном мире / под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: Аспект-Пресс, 2002.

4. Емельянова Т.П. Социальное представление – понятие и концепция: итоги последнего десятилетия / Психологический журнал. 2001, т. 22, № 6.

5. Емельянова Т.П. Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества. – М.: Аспект Пресс, 2006.

6. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. - М.:КСП+, 1999.с.273-283.

Доступность литературы: № 1, 2, 4, 6 – методкабинет

IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ занятий

Тема 1. Психология социального познания и основные теоретические направления психологии.

Вопросы:

1. Какие идеи теория социального познания позаимствовала из когнитивной психологии?

2. Как социальное познание рассматривается в традициях бихевиоризма?

3. Как можно исследовать социальное познание в других научных традициях?

4. Как знания, имеющиеся у субъекта, взаимодействуют со стимулом?

Литература:

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект Пресс, 2005. гл. 2, с. 42-57.

2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология 20 столетия. – М.: Аспект Пресс, 2002, гл. 3.

Подготовка к занятию состоит в конспектировании основной литературы и подготовке устного выступления по предложенным вопросам.

Наши рекомендации