Занятие 13. Свойства личности
Вопросы для подготовки к семинару:
1. Понятие о темпераменте.
2. Физиологическая основа темперамента.
3. Типологические свойства.
4. Типы темперамента.
5. Характер и его структура.
6. Темперамент и характер в структуре личности.
7. Способности, их основные концепции.
8. Общие и специальные способности.
9. Способности и наследственность.
10. Проблема измерения способностей.
11. Характерные ошибки диагностики интеллекта и способностей.
12. Развитие способностей.
Литература
Основная:
1.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: ПИТЕР, 2000. С. 535-550; 620-633.
2. Психология индивидуальных различий. /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М.: «ЧеРо», 2000. С. 128-153; 172-178; 352-378.
3. Черемошина Л.В. Психология памяти. М.: ACADEMIA, 2002. С. 48-71
Дополнительная:
4. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: ЭКСМО, 2005. С. 201-215.
Доступность литературы:
№ 1, 2, 3, 4 – в методкабинете факультета социальной психологии ГУ.
Занятие 14. Общение и межличностное взаимодействие
Вопросы для подготовки к семинару:
1. Общение и его функции.
2. Социальная перцепция.
3. Общение и коммуникация.
4. Невербальная коммуникация.
5. Интерактивная функция общения.
6. Социальный контроль и социальные нормы.
7. Роли и ролевые ожидания в процессах общения.
8. Влияние в условиях межличностного взаимодействия.
9. Проблема межличностной совместимости.
10. Закономерности межличностного взаимодействия.
11. Исследование процессов общения.
12. Психологическая помощь при нарушениях процессов общения.
Литература
Основная:
1. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. М.: Олма Пресс, 2003.
2. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: Тетра Системз, 2000.
3. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997.
Дополнительная: Майерс Д. Психология Минск.: ПОППУРИ, 2001. С. 738-796.
4. Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы. М.: ПИТЕР, 2003.
5. Кричевский Р.А., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М.: Аспект Пресс, 2001.
6. Куницына А.А. и др. Межличностное общение. СПб.: ПИТЕР, 2001.
Доступность литературы:
№ 1, 2, 3, 4, 5, 6 – в методкабинете факультета социальной психологии ГУ.
V. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
№ п/п | Формы организации | Формы контроля |
Подготовка к практическим занятиям | Ответы на вопросы к занятиям в ходе выступлений | |
Поиск, анализ, структурирование информации, систематизация философских тем и проблем | Контрольная работа | |
Выполнение работы научно-исследовательского характера | Курсовая работа | |
Исследование, осмысление и аргументированное изложение проблемы | Реферат |
VI. СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Самостоятельная работа студентов включает:
1) Чтение литературы;
2) Подготовку к практическим занятиям
3) Подготовку контрольной работы (для заочной формы обучения)
4) Подготовку курсовой работы
5) Подготовку к экзамену.
Требования к выполнению контрольных работ
(для заочной формы обучения)
Цель контрольной работы: студенты научатся осуществлять поиск, анализ, структурирование информации, приобретут навыки систематизации философских тем и проблем.
Прогнозируемый результат:
В результате выполнения контрольной работыстуденты демонстрируют:
ü теоретические знания (понимание изученной темы, проблемы);
ü практические навыки анализа, структурирования, систематизации и аргументации.
Рекомендуемая структура контрольной работы:
1. Введение(краткое обоснование актуальности, научной и практической значимости выбранной темы; цель, задачи).
2. Основная часть (описание сути проблемы и изложение предлагаемых различными авторами путей ее решения).
3. Заключение (формулировка выводов, оценки и предложений студента).
4. Библиографический список (включает не менее 9 источников, послуживших основой для написания реферата, а также исследования, монографии и т. д.).
Критерии оценивания:
ü адекватность формулировки цели и задач контрольной работы;
ü структурированность работы и содержащейся в ней информации;
ü наличие всестороннего анализа темы, проблемы;
ü логичность изложения результатов работы и аргументированность выводов;
ü использование источников, исследований, словарей, энциклопедий, периодических изданий, Интернет-ресурсов;
ü наличие цитат из оригинальных текстов (источников и др.); цитата не должна быть более чем 2–6 стандартных предложений; предпочтительно изложение мыслей философа в собственной интерпретации).
3. Методические рекомендации студентам
По написанию рефератов
Написание реферата является
- одной из форм обучения студентов, направленной на организацию и повышение уровня самостоятельной работы студентов;
- одной из форм научной работы студентов, целью которой является расширение научного кругозора студентов, ознакомление с методологией научного поиска.
Реферат, как форма обучения студентов, - это краткий обзор максимального количества доступных публикаций по заданной теме, с элементами сопоставительного анализа данных материалов и с последующими выводами.
При проведении обзора должна проводиться и исследовательская работа, но объем ее ограничен, так как анализируются уже сделанные предыдущими исследователями выводы и в связи с небольшим объемом данной формы работы.
Темы рефератов определяются кафедрой и содержатся в программе курса.
Целью написания рефератов является:
-привитие студентам навыков библиографического поиска необходимой литературы (на бумажных носителях, в электронном виде);
-привитие студентам навыков компактного изложения мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу в письменной форме, научно грамотным языком и в хорошем стиле;
-приобретение навыка грамотного оформления ссылок на используемые источники, правильного цитирования авторского текста;
-выявление и развитие у студента интереса к определенной научной и практической проблематике с тем, чтобы исследование ее в дальнейшем продолжалось в подготовке и написании курсовых и дипломной работы и дальнейших научных трудах.
Основные задачи студента при написании реферата:
- с максимальной полнотой использовать литературу по выбранной теме (как рекомендуемую, так и самостоятельно подобранную) для правильного понимания авторской позиции;
- верно (без искажения смысла) передать авторскую позицию в своей работе;
- уяснить для себя и изложить причины своего согласия (несогласия) с тем или иным автором по данной проблеме.
Требования к содержанию:
- материал, использованный в реферате, должен относится строго к выбранной теме;
- необходимо изложить основные аспекты проблемы не только грамотно, но и в соответствии с той или иной логикой (хронологической, тематической, событийной и др.)
- при изложении следует сгруппировать идеи разных авторов по общности точек зрения или по научным школам;
- реферат должен заканчиваться подведением итогов проведенной исследовательской работы: содержать краткий анализ-обоснование преимуществ той точки зрения по рассматриваемому вопросу, с которой Вы солидарны.
Структура реферата.
1. Начинается реферат с титульного листа.
2. За титульным листом следует Оглавление. Оглавление - это план реферата, в котором каждому разделу должен соответствовать номер страницы, на которой он находится.
3. Текст реферата. Он делится на три части: введение, основная часть и заключение.
а) Введение - раздел реферата, посвященный постановке проблемы, которая будет рассматриваться и обоснованию выбора темы.
б) Основная часть - это звено работы, в котором последовательно раскрывается выбранная тема. Основная часть может быть представлена как цельным текстом, так и разделена на главы. При необходимости текст реферата может дополняться иллюстрациями, таблицами, графиками, но ими не следует "перегружать" текст.
в) Заключение - данный раздел реферата должен быть представлен в виде выводов, которые готовятся на основе подготовленного текста. Выводы должны быть краткими и четкими. Также в заключении можно обозначить проблемы, которые "высветились" в ходе работы над рефератом, но не были раскрыты в работе.
4. Список источников и литературы. В данном списке называются как те источники, на которые ссылается студент при подготовке реферата, так и все иные, изученные им в связи с его подготовкой. В работе должно быть использовано не менее 5 разных источников.
Оценивая реферат, преподаватель обращает внимание на:
- соответствие содержания выбранной теме;
- отсутствие в тексте отступлений от темы;
- соблюдение структуры работы, четка ли она и обоснованна;
- умение работать с научной литературой - вычленять проблему из контекста;
- умение логически мыслить;
- культуру письменной речи;
- умение оформлять научный текст (правильное применение и оформление ссылок, составление библиографии);
- умение правильно понять позицию авторов, работы которых использовались при написании реферата;
- способность верно, без искажения передать используемый авторский материал;
- соблюдение объема работы;
- аккуратность и правильность оформления, а также технического выполнения работы.
Реферат должен быть сдан для проверки в установленный срок.
Требования к написанию курсовых работ
(для очной и заочной формы обучения)
Требования к написанию и оформлению курсовых работ по дисциплине, содержатся в «Методических рекомендациях по написанию и оформлению курсовых работ по дисциплине «Общая психология»».
VII. СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КОНТРОЛЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Примерные темы курсовых работ
- Личностные мотивы обращения к религии.
- Особенности восприятия цвета в разные возрастные периоды..
- Родительско-детская привязанность и особенности интеллектуального развития ребенка.
- Эмоциональное общение младенца как условие психического развития.
- Темперамент и характер в структуре личности старшеклассников.
- Иллюзии восприятия в СМИ.
- Личностные предпосылки переживания одиночества.
- Динамика развития свойств внимания у школьников.
- Динамика развития памяти в начальной школе.
- Закономерности ощущений и проблемы профотбора.
- Психологические особенности агрессивного поведения у старшеклассников.
- Cтатус ребенка в группе и особенностей развития его внимания.
- Особенности жизненной стратегии мужчин и женщин в первом периоде взрослости.
- Гендерные различия в представленииях подростков об ответственности.
- Особенности мотивации профессиональной деятельности.
- Сравнительный анализ интеллектуальных способностей студентов и слушателей.
- Влияние характеристик голоса на восприятие аудиорекламы.
- Особенности развития эмпатийных способностей детей младшего школьного возраста.
- Межличностные отношения в группе подростков и их ценностные ориентации.
- Различия в личностных особенностях подростков, воспитывающихся в полных и неполных семьях.
- Взаимодействие старших дошкольников и взрослых как условие формирования познавательных потребностей.
- Взаимосвязь когнитивно - стилевых особенностей личности и восприятия юмора.
- Социальная перцепция в ролевой игре детей старшего дошкольного возраста.
- Представление об успехе и видение жизненной перспективы у студентов.
- Особенности поведения детей старшего дошкольного возраста с редко встречающимися и распространенными именами.
2. Примерные темы контрольных работ по общей психологии
1. Методы изучения психики человека и животных.
2. Основные модели изучения психики.
3. Основные этапы эволюционного развития психики.
4. Внешняя и внутрення речь.
5. Факторы, влияющие на научение.
6. Управление действиями и движениями.
7. Взаимодействие навыков.
8. Методы изучения ощущений.
9. Виды восприятия (один на выбор).
10. Развитие произвольного внимания.
11. Методы изучения памяти.
12. Индивидуальные особенности мышления.
13. Воображение и приемы саморегуляции.
14. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы.
15. Мотивация достижения и уровень притязаний личности.
16. Эмоции в регуляции поведения и деятельности.
17. Динамика волевой регуляции в онтогенезе.
18. Факторы, влияющие на самооценку.
19. Основные модели изучения личности.
20. Основные типологические свойства.
21. Темперамент в структуре личности.
22. Характер в структуре личности.
23. Основные проблемы диагностики способностей.
24. Факторы, влияющие на восприятие человека человеком.
25. Причины межличностной несовместимости.
3.Примерные темы рефератов
1. Связь современной педагогической практики с проблемами и вопросами, разрабатываемыми в различных отраслях психологии.
2. Психология и педагогика: пути укрепления сотрудничества в решении задач обучения и воспитания детей.
3. История становления психологической науки.
4. Структура современной психологии.
5. Речь и ее влияние на формирование познавательных процессов.
6. Сознание и речь.
7. Понятие и виды бессознательного. Соотношение между сознанием и бессознательным.
8. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека.
9. Виды и развитие человеческой деятельности.
10. Связь восприятия с движениями.
11. Восприятие и научение.
12. Восприятие и умозаключение (мышление).
13. Психологические теории внимания.
14. Ассоциативная теория памяти.
15. Психоаналитическая теория памяти.
16. Факторы, влияющие на развитие памяти.
17. Практические выводы-рекомендации по улучшению памяти.
18. Теории памяти в психологии.
19. Два типа творческого мышления: образное и понятийное, их связь с явлением функциональной асимметрии мозга.
20. Воображение и творчество.
21. Сновидения, галлюцинации и грезы.
22. Развитие воображения.
23. Тесты интеллекта и коэффициент интеллекта.
24. Концепция развития детского интеллекта по Ж. Пиаже.
25. Теория планомерного формирования умственных действий П.Я. Гальперина.
26. Классификация и содержание новейших теорий личности.
Определения личности в различных науках: сопоставительный анализ.