Что является предметом психологии как науки?
а. сознание
б. поведение
в. психика
г. душа
2.К психическим свойствам личности относятся:
а. мышление и сознание
б. темперамент и способности
в. желания и потребности
г. эмоции и воля
3.Основными функциями психики являются:
а. отражение и защита организма
б. отражение и регуляция поведения и деятельности
в. защита организма и представление
г. регуляция поведения и прогнозирование
4.К свойствам ощущений не относится:
а. сенсибилизация
б. целостность
в. контрастность
г. адаптация
5.Целостный нервный механизм, осуществляющий прием и анализ сенсорной информации определенного вида – это...
а. механорецептор
б. синестезия
в. анализатор
г. ноцирецептор
6.Отнесенность сведений о внешнем мире, получаемых с помощью анализаторов, к объектам внешнего мира – это...
а. категориальность восприятия
б. предметность восприятия
в. модальность ощущения
г. константность восприятия
7.Психический процесс, отвечающий за формирование целостного образа объекта при его непосредственном воздействии на анализаторы:
а. представление
б. когнитивный диссонанс
в. ощущение
г. восприятие
8.Внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требует определенных волевых усилий, называется…
а. перцептивным
б. произвольным
в. рассеянным
г. непроизвольным
9.Один из механизмов внимания - очаг возбуждения, накапливающий в себе сигналы, и одновременно тормозящий работу других нервных центров, называется...
а. центр Вернике
б. ретикулярная формация
в. варолиев мост
г. доминанта
10.Способность к научению путем формирования условных рефлексов – это...
а. эйдетическая память
б. генетическая память
в. логическая память
г. механическая память
11.«Незавершенный поток информации (незаконченный разговор, несделанное дело) сохраняется в памяти» – эта закономерность называется...
а. закон Йеркса-Додсона
б. правило Эббингауза
в. эффект Зейгарник
г.теория Джемса-Ланге
12.Образы, являющиеся новыми комбинациями известных деталей и свойств объектов – это...
а. представления мышления
б. представления воображения
в. представления восприятия
г.представления памяти
13.Прием воображения, заключающийся в комбинировании свойств разных объектов в одном – это...
а. акцентирование
б. агглютинация
в. воссоздание
г.гиперболизация
14.К формам мышления относится:
а. воображение, представление, фантазия
б. конвергенция и дивергенция
в. синтез, анализ, сравнение
г. понятие, суждение, умозаключение
15.В выражении отношения к предмету (явлению) заключается...
а. манипулятивная функция речи
б. побудительная функция речи
в. коммуникативная функция речи
г. экспрессивная функция речи
16.Мысленное выделение существенного (в данных условиях) свойства при одновременном игнорировании остальных свойств – это...
а. обобщение
б. конкретизация
в. абстракция
г. синтез
17.Моральные, практические, интеллектуальные, эстетические – это разновидности...
а. аффектов
б. чувств
в. эмоций
г. аффектов
Сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств – это
а. страсть
б. аффект
в. чувство
г. настроение
Эмоции являются
а. психическими свойствами
б. психическими процессами
в. психическими процессами и психическими состояниями
г. психическими состояниями
20.«Совокупность чрезмерно развитых черт характера, что обуславливает повышенную адаптивность личности в одних ситуациях и повышенную уязвимость – в других» – это определение...
а. Интроверсии
б. Акцентуации характера
в. Динамического стереотипа
г. Патологии характер
Вопросы для самоконтроля по курсу
1. Объект, предмет и методы психологии.
2. Отрасли психологии.
3. История развития психологического знания.
4. Основные направления в психологии.
5. Этапы развития науки психологии.
6. Основные направления в психологии.
7. Понятие психики.
8. Структура психики человека.
9. Психические познавательные процессы.
10.Психические состояния.
11.Психические свойства.
12.Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза.
13.Этапы развития психики.
14.Сознание и бессознательное.
15.Структура и функции сознания
16.Основные психические процессы.
17.Ощущения. Виды ощущения.
18. Пороги ощущений. Адаптация. Сенсибилизация.
19.Восприятие и его виды.
20.Свойства восприятия.
21.Понятие памяти. Процессы памяти.
22. Забывание. Факторы, влияющие на забывание.
23.Виды памяти. Законы памяти.
24.Воображение и его виды.
25.Мышление, его виды и формы.
26.Мыслительные операции.
27.Речь, ее виды.
28.Внимание, его виды и свойства.
29.Индивид, субъект, личность, индивидуальность.
30.Темперамент.
31.Способности.
32.Характер.
33.Черта характера. Классификация черт характера.
34. Типология характера.
35.Эмоции, их виды.
36.Направленность личности и её компоненты.
37.«Я-концепция».
38.Мотивы. Функции мотивов.
39.Особенности потребностей.
40.Принцип единства общения и деятельности, исследования взаимосвязи общения и деятельности в отечественной психологии.
41.Общение как взаимодействие. Западные подходы к взаимодействию (интеракционизм, необихевиоризм, транзактный анализ).
42.Общение как коммуникация, структура коммуникативного процесса.
43.Вербальные и невербальные компоненты коммуникации.
44.Обратная связь в общении.
45.Педагогическое общение.
46.Базовая техника проведения групповой дискуссии (Д. Дан).
47.Классификации коммуникативных барьеров и их характеристика.
48.Общая характеристика основных знаковых систем невербальной коммуникации.
49.Представленность личности в общении (самораскрытие, самопредъявление, психология имиджа).
50.Феномен понимания в межличностном общении.
51.Механизмы взаимопонимания (идентификация, эмпатия, рефлексия).
52.Эффекты межличностного восприятия.
53.Каузальная атрибуция как содержательная сторона межличностного восприятия. Зарубежные и отечественные исследования феномена каузальной атрибуции.
54.Классификации уровней и видов общения. Их психологическая характеристика.
55.Формирование первого впечатления о другом человеке как о личности. Исследования первого впечатления о человеке.
56.Феномен межличностной аттракции, психологические исследования аттракции, внутренние и внешние факторы аттракции.
57.Механизмы воздействия в процессе общения.
58.Психологическая характеристика стратегий воздействия (по Г. А. Ковалеву).
59.Представления о диалогическом общении в отечественной психологии.
60.Гуманистическое общение и его понимание в гуманистической психологии.
61.Манипулятивное общение и воздействие. Способы противостояния манипуляции.
62.Техники активного слушания.
63.Психологическая характеристика воздействия и влияния в процессе общения. Сходство и различия содержания понятий.
64. Феномен личного влияния. Типы влияния.
65.Стратегии и тактики влияния.
66.Деловое общение.
67.Эффективное разрешение конфликтов в разных сферах жизнедеятельности.
68.Переговоры в процессе делового общения.
69.Факторы успешного общения. Стили общения.
70.Убеждающее воздействие в общении.
71.Общая характеристика социально-психологического тренинга. Тренинг общения: цели, задачи, особенности построения программы тренинга.
72.Приемы и техники успешного общения и конструктивного разрешения конфликтов.
Примерные темы рефератов
1. Предмет психологии с позиции «психологии сознания».
2. Предмет психологии с позиции психоанализа.
3. Предмет психологии с позиции бихевиоризма.
4. Система явлений, изучаемых в современной психологии.
5. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики.
6. Методы психологических исследований.
7. Физиологические механизмы познавательных процессов.
8. Генотипически обусловленные психические и поведенческие свойства человека.
9. Психология и история.
10. Социологические аспекты психологических исследований.
11. Основные этапы развития психики у животных.
12. Элементарные и высшие психические функции у человека.
13. Мотивация и эмоция у человека и животных.
14. Проявление сознания в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.
15. Соотношение между сознанием и бессознательным.
16. Проявление в поведении, психических процессах, свойствах и состояниях человека.
17. Специфика человеческой деятельности.
18. Виды деятельности человека.
19. Психические процессы как форма деятельности.
20. Образование умений и навыков.
21. Роль и виды чувствительности у человека.
22. Основные параметры ощущений.
23. Виды и свойства восприятия.
24. Факторы, влияющие на формирование образов.
25. Виды памяти у человека.
26. Индивидуальные особенности памяти и способности человека.
27. Сравнительный анализ основных механизмов памяти по ее психологическим теориям.
28. Пути, приемы и средства улучшения памяти человека.
29. Определение и функции воображения.
30. Воображение и индивидуальное творчество.
31. Влияние воображения на состояние организма.
32. Мышление, эмоции и мотивация: проблемы связи мышления, его продуктов с реальностью.
33. Психология творческого мышления.
34. Понятие, тесты и коэффициент интеллекта.
35. Развитие мышления.
36. Виды и функции речи.
37. Коммуникативная речь у животных.
38. Понятие внутренней речи.
39. Феномен эгоцентрической речи.
40. Сравнительный анализ и синтез различных определений личности.
41. Классификация и содержание новейших теорий личности.
42. Условия и факторы нормального и аномального развития личности.
43. Проблема устойчивости личности.
44. Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различия в этих явлениях.
45. Природа индивидуальных различий в способностях людей.
46. Развитие способностей у человека.
47. Определение характера у человека.
48. Типология характеров.
49. Формирование характера.
50. Место характера в общей структуре личности.
51. Основные направления и пути развития воли.
52. Понятие, признаки и проявление воли у человека.
53. Функции и виды эмоций.
54. Теории эмоций.
55. Основные понятия из области психологических исследований мотивации.
56. Теории мотивации.
57. Психологические исследования мотивации достижения успехов.
58. Личностные корреляты мотивации.
59. Типы темпераментов, их психологическая характеристика.
60. Индивидуальный стиль деятельности.
61. Основные этапы представлений о предмете психологии и современные взгляды
62. Проблема происхождения психики и критерии психического отражения.
63. Стадии и уровни развития психики.
64. Адаптивная роль психики в эволюции животных и активность психики человека.
65. Инстинктивное поведение и научение животных.
66. Проблема интеллекта у животных. Критерии интеллектуального поведения.
67. Групповое поведение и «общение» в животном мире.
68. Становление и развитие психики человека антропогенезе.
69. Труд и проблема возникновения сознания.
70. Язык и развитие сознания.
71. Натуральные и высшие психические функции. Сходство и различие.
72. Характеристика высших психических функций.
73. Проблема социализации и формирование сознания и психики.
74. Проблема интериоризации и формирование психических структур человека.
75. Характеристика сознаваемых и неосознаваемых психических процессов.
76. Роль труда и характеристика психической деятельности.
77. Познавательная деятельность человека. Формы познания как стадии развития. Практика как критерий истины.
78. Значение общения, речи и языка в развитии сознания.
79. Значение и роль Л.С.Выготского в развитии психологии.
80. Значение и роль А.Н.Леонтьева в развитии психологии.
81. Проблема сознания в философии и психологии.
82. Проблема биологического и социального.
83. Человек как объект и субъект деятельности.
84. Индивидуально психологические особенности человека.
85. Направления психологической науки и основные положения.
86. Характеристика принципов общей психологии.
87. Характеристика чувствительности как элементарной формы психики.
88. Понятие генезиса и характеристика основных форм развития.
89. Характеристика психического (отражение и деятельность).
90. Поведение и деятельность (сравнительный анализ психологических категорий).
91. Психика как деятельность и психика как образ
92. Социальной обусловленности сознания (различные точки зрения на ее решение).
93. Естественнонаучная и гуманитарная ориентации в психологии.
94. О соотношении сознания и бессознательного в психике человека.
95. Психические процессы: их взаимосвязь и взаимовлияние.
96. Обзор представлений о побудительных силах поведения человека.
97. Поведение и деятельность.
98. Способности. Одаренность. Талант.
99. Воля и эмоции в обыденной жизни.
100. Творческое мышление личности.
Экзаменационные вопросы
1. Понятие «Психика», ее особенности, функции и механизмы.
2. Основные формы проявления психики человека (структура психики человека).
3. Этапы развития психики.
4. Понятие «Сознание».
5. Психологические характеристики Сознания.
6. Структура Сознания.
7. Функции Сознания.
8. Понятие «Самосознание».
9. Критерии Самосознания.
10. Структура Самосознания.
11. Модели Самосознания.
12. Самооценка личности.
13. Неосознаваемые механизмы сознательных действий:неосознаваемые автоматизмы; неосознаваемые установки; неосознаваемые сопровождения сознательных действий.
14. Неосознаваемые побудители сознательных действий: сновидения; ошибочные действия; невротические симптомы.
15. «Надсознательные» процессы.
16. Понятие об ощущениях: психологический анализ. Физиологическая основа ощущений.
17. Виды ощущений.
18. Свойства ощущений.
19. Чувствительность анализатора и порог чувствительности
20. Понятие о восприятии. Физиологическая основа восприятия.
21. Свойства восприятия.
22. Виды восприятия.
23. Иллюзии восприятия.
24. Восприятие и личность.
25. Понятие о памяти: психологический анализ.
26. Теории памяти.
27. Виды памяти.
28. Запоминание и его виды.
29. Воспроизведение и его виды.
30. Забывание и его причины.
31. Индивидуальные особенности памяти.
32. Понятие о мышлении: психологический анализ.
33. Мыслительные операции.
34. Формы мышления.
35. Виды мышления.
36. Мышление как деятельность (процесс решения задач).
37. Индивидуальные особенности мышления
38. Понятие о воображении: психологический анализ. Физиологическое основание воображения.
39. Виды воображения.
40. Процесс создания образов воображения.
41. Понятие о внимании. Физиологическая основа внимания.
42. Виды внимания.
43. Свойства внимания.
44. Недостатки внимания.
45. Условия устойчивости внимания.
46. Язык и речь: психологический анализ.
47. Элементы языка. Функции языка.
48. Общая характеристика речи. Функции речи.
49. Физиологические основы речи.
50. Виды речи.
51. Эмоции и чувства: психологический анализ. Понятие «эмоции», «чувства».
52. Различие эмоций и чувств.
53. Физиологические механизмы эмоций и чувств.
54. Характеристика эмоций и чувств.
55. Функции эмоций и чувств.
56. Виды эмоций.
57. Теории эмоций.
58. Эмоциональные состояния.
59. Высшие чувства человека.
60. Понятие о воли: психологический анализ. Физиологические основы волевой деятельности.
61. Функции воли.
62. Теории воли.
63. Анализ сложного волевого действия.
64. Структура волевого акта.
65. Основные качества воли.
66. Безволие, его причины и борьба с ним.
67. Понятие «Личность» в психологии.
68. Разграничение понятий в психологии: «индивид», «субъект деятельности», «личность», «индивидуальность».
69. Структура личности (по Б.Г. Ананьеву, С.Л. Рубинштейну, К.К. Платонову, Л.Н. Собчик, З.Фрейду, К.Г. Юнгу и др.).
70. Направленность личности: психологический анализ.
71. Потребности человека.
72. Виды потребностей.
73. Мотивы личности. Понятие «мотив», «мотивация»
74. Виды мотивов.
75. Подходы отечественных и зарубежных ученых к проблеме мотивации в психологии.
76. Темперамент человека: психологический анализ.
77. Подходы к понимании темперамента (И.П. Павлов, Г.Ю. Айзенк и др.).
78. Типы темперамента: психологическая характеристика.
79. Роль темперамента в деятельности человека.
80. Индивидуальный стиль деятельности.
81. Характер личности: психологический анализ.
82. Структура характера.
83. Акцентуации характера (А.Е. Личко, К.Леонгард).
84. Связь темперамента и характера.
85. Способности: психологический анализ.
86. Признаки способностей.
87. Способности и задатки.
88. Способности и ЗУН.
89. Структура способностей.
90. Виды способностей.
91. Уровни развития способностей.
92. Формирование способностей.
93. Индивидуальные особенности способностей.
94. Понятие о деятельности человека: психологический анализ.
95. Структура деятельности: психологический анализ.
96. Овладение деятельностью.
97. Основные виды деятельности человека.
98. Понятие «межличностные отношения».
99. Понятие «группа» в психологии.
100. Уровни развития группы.
101. Психологические характеристики коллектива как высшего уровня развития группы.
102. Межличностные отношения в группе.
103. Механизмы взаимовлияния в группе.
104. Понятие об общении.
105. Этапы общения.
106. Функции общения.
107. Структура общения.
Начальник отдела аттестации педагогических,
научно-педагогических инаучныхкадров ___________И.П.Масюченко