Педагогического взаимодействия в синхронном и
опережающем образовании
Проектирование профессионально-педагогического взаимодействия как индивидуального и коллективного общения педагога и обучающихся как способ ухода от догоняющего характера профессионального образования.
Модели организации педагогического взаимодействия в условиях различных темпоральных типов образования. Догоняющее образование – педагог-наставник, синхронное образование – педагог-консультант, опережающее образование – педагог-партнер.
Лекция как организационно-содержательная форма методологического типа в условиях синхронного обучения.
Интернет-обучение как современная практика организации взаимодействия преподавателя с аудиторией в режиме реального времени.
Обеспечение взаимодействия в процессе самостоятельной работы обучающихся в условиях синхронного образования.
Партнерское взаимодействие в изучении учебной дисциплины. Обеспечение формат self-paced learning: временной интервал обучения, интенсивность обучения, определение доступной траектории обучения.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Реализация компетентностного подхода при подготовке магистрантов предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
При освоении программы по дисциплине «Проектирование профессионально-педагогического взаимодействия» используются следующие образовательные технологии:
· лекции;
· семинар, групповая дискуссия, круглый стол;
· критический анализ литературных источников, аннотирование статей;
· самостоятельная работа магистрантов (проведение исследования научных текстов и представление результатов в виде статьи/публикации, подготовка к практическим занятиям, подготовка к текущему контролю знаний, зачету, экзамену);
· консультирование магистрантов по учебным вопросам в рамках дисциплины.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Задания и методические указания по организации и проведению
Практических занятий
Тема 1. Сущность проектирования профессионально-педагогического
Взаимодействия
Вопросы:
1. Почему профессионально-педагогическое взаимодействие важнейший фактор, оказывающий определяющее воздействие на результаты обучения и воспитания?
2. Какие исходные данные необходимы для успешного проектирования профессионально-педагогического взаимодействия?
3. Каким образом осуществляется исследование исходных данных, необходимых для успешного проектирования профессионально-педагогического взаимодействия?
4. Назовите задачи диагностика педагогического взаимодействия как педагогической системы
5. Каковы уровни, направленность, содержание и состояние педагогического взаимодействия как педагогической системы?
6. Почему прогнозирование результатов профессионально-педагогического взаимодействия является залогом результативности и эффективности совместной деятельности участников образовательного процесса?
7. Какую роль в проектировании профессионально-педагогического взаимодействия играет конструирование?
8. Почему в процессе проектирования не желательно программирование совместной деятельности педагога и обучающихся?
9. В чем Вы видите наиболее острые проблемы профессионально-педагогического взаимодействия?
10. Почему эвристическую деятельность можно рассматривать как важнейший результат проектирования профессионально-педагогического взаимодействия?
11. В чем заключается стохастический характер процесса получения результатов профессионально-педагогического взаимодействия и его влияния на осуществление всех этапов проектирования?
12. Какие особенности имеет организация педагогического взаимодействия в условиях догоняющего, синхронного и опережающего временных типов образования?
13. Какую роль играет профессионально-педагогическое взаимодействие в организации научно-педагогического исследования?
Задания:
1. Раскройте сущность основных этапов проектирования профессионально-педагогического взаимодействия.
2. Приведите примеры конструирования (структурирования) методов, средств и форм профессионально-педагогического взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса.
3. Приведите примеры алгоритмов профессионально-педагогического взаимодействия, опираясь на утверждение А. С. Макаренко о необходимости использования техник: разговора с воспитанником, беседы с родителями; поощрения и наказания в профессионально-педагогическом взаимодействии.
4. Раскройте сущностные аспекты проектирования профессионально-педагогического взаимодействия с учетом прогнозирования и конструирования.
5. Педагогика сотрудничества как основа учебно-воспитательного процесса.