VII. Какая закономерная связь между психикой и деятельностью проявляется в следующем описании?
Изучение людей преклонного возраста и долгожителей показали, что постепенное освобождение от обязанностей и связанных с ними функций приводит к сужению и нарушению личности. И наоборот, постоянная связь с окружающей жизнью способствует сохранению личности до самой смерти. Если человек по тем или иным причинам прекращает профессиональную или общественную деятельность, то это приводит к глубоким изменениям в структуре его личности - личность начинает разрушаться. Это в свою очередь приводит к функциональным нервным и сердечно-сосудистым заболеваниям.
VIII. Выберите из приведенных ниже признаков те, которые характеризуют всякую деятельность; те, которые характеризуют только игру, только учение, только труд:
а) условие развития психики;
б) деятельность, направленная на усвоение способов выполнения действия;
в) условие проявления всех психических реакций;
г) деятельность, направленная на получение результата, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей;
д) деятельность, направленная на усвоение и применение системы понятий;
е) деятельность, удовлетворяющая самим процессом выполнения.
Обоснуйте свой ответ.
IX. Рассмотрите ниже представленную схему структуры деятельности, сделайте анализ взаимосвязи структурных компонентов деятельности.
Рис. 2.Сущность и структура деятельности
Темы рефератов
1. Проблема деятельности как процесса.
2. Взаимовлияние деятельности и сознания.
3. Деятельность как философская категория и как понятие в психологии.
4. Проблемы формирования профессиональной деятельности.
5.Развитие деятельности человека в онтогенезе.
6.Особенности формирования двигательных навыков.
7.Психологический анализ привычек людей.
8.Психология невербального общения.
9.Оптимизация процесса общения.
10.Преодоление коммуникативных барьеров в общении
При подготовке реферата студентам предлагается самостоятельно найти источники по теме в библиотеке и в Интернете. Важно, чтобы доклад основывался на научных данных и в тоже время был доступным для восприятия слушателей. Для активизации внимания и мышления студентов предлагается, чтобы вопросы задавались как докладчику, так и докладчиком аудитории.
Обсуждение психологических задач
(См. уч. пособие: Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. – М., 2004.)
Тестовые вопросы по теме семинара «Деятельность»
I. Верно ли предложенное утверждение:
1.Деятельность существует как действие или цепь действий.
2.Внутренняя деятельность имеет иное строение, нежели внешняя в силу своей специфичности.
3. Деятельность определяет развитие мотивов и жизненных целей.
II. Выберите один или несколько правильных ответов
1. Процесс объективации накопленного личностного опыта называется: а) трудовая деятельность; б) интериоризация; в) общение; г) экстериоризация; д) поведение.
2. Главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их: а) предметов; б) способов деятельности; в) цели деятельности.
3. Побудительными причинами деятельности являются: а) потребности; б) мотивы; в) дали; г) задачи.
III. Дополните предложение или вставьте пропущенные слова.
1. В макроструктуре деятельности выделяют 4 уровня. Перечислите их.
2. Способ, которым выполняется действие в определенных условиях, - это …
3. Активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей, - это ...
4. Основополагающими принципами психологической теории деятельности являются:
а)...; б)...; в)...; г)....
Научение
I. Верно ли предложенное утверждение:
1. Викарное научение - это усвоение какой-либо формы поведения в зависимости от последствий, которые она имеет для обучающегося индивида.
2. Латентное научение осуществляется без участия подкрепления.
3. Учение - это научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого ему общественного опыта.
4. Научением называется процесс целенаправленной передачи опыта, формирования знаний, умений, навыков.