Раздел 1. Введение в общую и экспериментальную психологию
Семинар 1.
Краткий исторический очерк развития взглядов на предмет психологии
Цель:сформировать представления об этапах развития психологического знания познакомить студентов с различными психологическими школами и направлениями.
План подготовки к занятию
1. Используя приведенный ниже список литературы и материалы лекций подготовить ответы на вопросы.
2. Выписать в словарь определения основных психологических понятий по теме занятия.
3. Составить логическую схему знаний по теме занятия и подготовить презентацию в Pair Pointe.
4. Решение психологических задач по теме занятия.
5. Написание реферата по выбранной теме.
Основные психологические понятия по теме
Психология, человек, индивид, личность, индивидуальность, антропология, эволюция, психика, психические процессы, психические состояния, психические свойства, раздражимость, чувствительность, сознание, деятельность, поведение.
Бихевиоризм,гештальтпсихология, глубинная психология, когнитивная психология, гуманистическая (экзистенциальная) психология.
Вопросы для подготовки
1. Психологические знания в античности и средневековье.
Умозрительная психология XVII в.
Зарождение эмпирической психологии в XVIII веке.
4. Психология как самостоятельная наука (XIX век).
5. Возникновение психологии в России.
Основные направления в психологии XX века.
План проведения занятия
1. Психологический диктант
2. Обсуждение вопросов для подготовки и решения психологических задач по теме занятия.
3. Выполнение тестовых заданий по теме занятия.
4. Выборочное представление или сдача рефератов по проверку
5. Подведение итогов занятия.
Список литературы
1. Абдурахманов Р.А. История психологии. – 2-е изд., стер. - М.: МПСИ, 2008. - 326 с.
2. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко,- СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2003.- 633с.
3. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия.- СПб: Питер, 2007. – 320с.
4. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007. – 583с.
5. Общая психология: Учебное пособие. / Краснов А.Н. и др. - Ростов н/Д: «Феникс», 2006. - 384с.
6. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины ХХ века. – М., 1996.- 416с.
Психологические задачи (основные направления психологии)
I. С позиций бихевиоризма предметом психологии является поведение. По А.Н. Леонтьеву, предметом психологии, психологического изучения является деятельность. Но деятельность, в определенном смысле, можно назвать разновидностью человеческого поведения. Следует ли из этого, что А. Н. Леонтьев - сторонник бихевиоризма?
II. Прокомментируйте приведенные ниже определения предмета психологии по их принадлежности к конкретному психологическому направлению и полноте определения. Обоснуйте свои ответы.
1. Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики.
2. Психология как наука о душе.
3. Психология как наука о сознании.
4. Психология как наука о поведении.
5. Психология - наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики.
6. Психология изучает психику человека и животных: ощущения и восприятия, внимание и память, воображение и мышление, общение и поведение, сознание и речь, способности, свойства и качества личности и др.
7. Психология изучает личность в деятельности и в общении.
8. Психология - наука, изучающая процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств к других явлений психики.
9. Психология - научное исследование поведения и умственной деятельности, а также практическое применение приобретенных знаний.
10. Психология изучает деятельность субъекта по решению задач ориентирования в ситуации на основе их психического отражения с целью организации своего поведения.
11. Психология изучает сложные формы отражения действительности, которые сформировались в общественной истории и осуществляются человеческим мозгом.
III. Сопоставьте понимание предмета психологии в теориях:
а) гештальтпсихологии;
б) глубинной психологии;
в) бихевиоризма;
г) деятельностного подхода.
Темы рефератов
1. З.Фрейд и его роль в психологии.
2. Психологические защиты и их проявления в жизни.
3. Возникновение и развитие бихевиоризма в психологии.
4. Сущность гуманистического подхода и варианты его воплощения в некоторых теориях (по выбору: А.Маслоу, К.Роджерса, В.Франкла и др.).
5. Методологические основы и положения деятельностного подхода.
6. Сравнительный анализ некоторых теорий (по выбору студента).
При подготовке реферата студентам предлагается самостоятельно найти источники по теме в библиотеке и в Интернете. Важно, чтобы доклад основывался на научных данных и в тоже время был доступным для восприятия слушателей. Для активизации внимания и мышления студентов предлагается, чтобы вопросы задавались как докладчику, так и докладчиком аудитории.
Психологический диктант
См. основные понятия по теме