Общие представления о памяти
Любое проявление прошлого и будущего в насто-ящем связывают с памятью. Это самое широкое (фи-лософское) понимание памяти - влияние про-шлого на настоящее (мое знание, навыки, знание о себе и самоопределение) и будущее (прогнози-
рование, основанное на заранее построенном пла-
не на прошлых знаниях).
В психологии под памятью понимают психичес-
кие процессы запечагления, сохранения, после-
дующие узнавание и воспроизведение следов
прошлого опыта, позволяющие накапливать инфор-
мацию, не теряя при этом прежних знаний, уме-
ний и навыков. Психологическая наука ставит
перед собой задачу изучения того, как запечатле-
ваются следы, каковы физиологические механиз-
мы этого процесса, какие условия содействуют
этому запечатлению, каковы его границы, какие
приемы могут позволить расширить объем запечат-
ленного материала.
Память лежит в основе способностей человека,
является условием научения, приобретения зна-
ний, формирования умений и навыков. Без памя-
ти невозможно нормальное функционирование ни
личности, ни общества. Благодаря своей памяти,
ее совершенствованию человек выделился из жи-
вотного царства и достиг тех высот, на которых
он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс
человечества без постоянного улучшения этой
функции немыслим. Память можно определить как
Наше восприятие событий и наши действия зави- | ния. Заметим, что в обоих случаях учитывается уро- |
сят от наших личностных и ситуативных состояний. | вень адаптации: потребители привыкают к опреде- |
В критических состояниях у многих людей ослабля- | ленным цветам или уровню громкости, поэтому их |
ется адекватная взаимосвязь с внешним миром - ^нарушение привлекает внимание.
способность к получению, хранению и воспроиз-ведению жизненного опыта. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совер-, шенствоваться дальше, так как то, что он приоб-
ретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.
Существует несколько оснований для клас-сификации видов человеческой памяти.Одноиз них - деление памяти по времени сохранения ма-териала, другое - по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения мате-риала анализатору. В первом случае выделяют мгновенный, кратковременный, оперативный, дол-говременный и генетическый памяти. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слухо-вой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти.
Помимо этой классификации, по характеру учас-тия воли в процессах запоминания и воспроизве-дения материала память делят на непроизвольную
и произвольную. В первом случае имеют в виду та-кое запоминание и воспроизведение, которое про-исходит автоматически и без особых усилий со сто-роны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутству-ет, а сам процесс запоминания или воспроизведе-ния требует волевых усилий. Непроизвольное запо-минание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его. Установлено, например, что луч-ше непроизвольно запоминается материал, который является объектом внимания и сознания, выступает
в качестве цели, а не средства осуществления дея-тельности. Непроизвольно лучше запоминается так-же материал, с которым связана интересная и слож-ная умственная работа и который для человека имеет большое значение.
Также на заметность стимула может повлиять его положение.Продавцы бакалейных товаров знают этоочень хорошо и борются за такие выгодные места, как концы проходов в магазинах и полки на уровне глаз покупателей. Точно также продукты, которые покупают под влиянием момента, обычно размещают возле касс.
Размещение немаловажно и для печатной рекламы. Больше внимания привлекают объявления, располо-женные в начале журналов, на правых страницах, а так-же на внутренних и задней внешней сторонах облож-ки. По-видимому, такой эффект связан с тем, как люди обычно просматривают журналы.
Удачное размещение объявления на странице так-же может повысить внимание к нему. Основное пра-вило гласит, что самым благоприятным местом для размещения рекламы является левый верхний угол, а наименее благоприятным - правый нижний.
Привлечению внимания способствует и метод изо-ляции, который заключается в представлении не-многочисленных раздражителей в относительно сво-бодном окружении. Использование принципа изоляции в печатной рекламе означает, что вместо сплошного заполнения рекламного объявления ин-формацией и изображениями, значительная его часть остается «неиспользованной».
Необычные или неожиданные раздражители при-влекают внимание. Рекламные деятели осознают значение новизны и часто используют этот принцип для привлечения внимания.
Некоторые раздражители привлекают наше вни-мание, потому что мы привыкли на них реагировать. Телефонный звонок или звонок в дверь, например, вызывают у человека немедленную реакцию, теле-фонный звонок или звук сирены часто используют-ся в качестве фона радио- и телерекламы.
личность погружается в субъективный мир «сужен-ного сознания».