Общие понятия о памяти

Память — форма психического отражения, заключающая­ся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведе­нии прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу созна­ния. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память — основа психической деятельности. Без нее не­возможно понять основы формирования поведения, мышле­ния, сознания, подсознания.

Образы предметов или процессов реальной действитель­ности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим, называются представлениями.

Представления памяти делятся на единичные и общие.

Представления памяти являются воспроизведением, более или менее точным, предметов или явлений, когда-то воздей­ствовавших на наши органы чувств. Представление воображе­ния — это представление о предметах и явлениях, которые в таких сочетаниях или в таком виде никогда нами не восприни­мались. Подобные представления являются продуктом нашего воображения. Представления воображения также основываются на прошлых восприятиях, однако эти последние служат лишь материалом, из которого мы создаем с помощью воображения новые представления и образы.

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти человека. Встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним. Запомнить что-то — значит связать запоминание с уже извест­ным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зре­ния ассоциация представляет собой временную нервную связь. Различают два рода ассоциаций: простые и сложные. К про­стым относят три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту.

Ассоциации по смежности объединяют два явления, свя­занных во времени или пространстве.

Ассоциации по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты: при упоминании одного из них, вспоминается другое. Ассоциации опираются на сходство нервных связей, которые вызываются в нашем мозгу двумя объектами.

Ассоциации по контрасту связывают два противополож­ных явления. Этому благоприятствует то, что в практической деятельности эти противоположные объекты (организованность и расхлябанность, ответственность и безответственность, здоровье и болезнь, общительность и замкнутость и т. д.) обыкно­венно сопоставляются и сравниваются, что и приводит к обра­зованию соответствующих нервных связей.

Кроме этих видов, существуют сложные ассоциации — смысловые. В них связываются два явления, которые и в дей­ствительности постоянно связаны: часть и целое, род и вид, причины и следствие. Эти ассоциации являются основой на­ших знаний.

Принято считать, что образование связей между различ­ными представлениями определяется не тем, каков сам по себе запоминаемый материал, а прежде всего тем, что с ним делает субъект. То есть деятельность личности — основной фактор, детерминирующий (определяющий) формирование всех психических процессов, в том числе и процессов памяти.

Общие понятия о памяти - student2.ru Память обеспечивает целостность и развитие личности человека; занимает центральное положение в системе познавательной деятельности.

Рис, 4. Память в системе познавательной деятельности

ВОПРОС 26

Виды памяти

Виды памяти:

I. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает. II. Произвольная память (информация запоминается целенап­равленно с помощью специальных приемов). Эффектив­ность произвольной памяти зависит: 1. От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель — выучить, чтобы сдать эк­замен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель — выучить надолго, для будущей профессиональ­ной деятельности, то информация мало забывается, 2. От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают: а) механическое дословное многократное повторение — работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая па­мять — это память, основанная на повторении мате­риала без его осмысливания;

б) логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пе­ресказ своими словами — работает логическая па­мять(смысловая) — вид памяти, основанный на ус­тановлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, лучше, чем у механической памяти;

в) образные приемы запоминания (перевод информа­ции в образы, графики, схемы, картинки) — работа­ет образная память. Образная память бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональ­ная;

г) мнемотехнические приемы запоминания (специаль­ные приемы для облегчения запоминания).

Выделяют также кратковременную память,долговремен­ную память, оперативную память, промежуточную память. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5—7 минут), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долго­временную память, но при условии 1—2-кратного повторения информации. Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном предъявлении в КП помещается в среднем 7±2 элементов информации. Это магическая форму­ла памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации.

Долговременная памятьобеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: 1) ДП с сознательным [ доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней до ступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).

Оперативная память — вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности.

Промежуточная память — обеспечивает сохранение инфор­мации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информа­ции, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговре­менную память. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслитель­ных, вычислительных операций, снижается внимание, крат­ковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

Память можно развивать, тренировать, значительно улуч­шать, повышать ее продуктивность. Продуктивность памяти складывается из параметров: объем, быстрота, точность, дли­тельность, готовность к запоминанию и воспроизведению. На продуктивность памяти влияют субъективные и объективные причины. К субъективным причинам относятся: интерес чело­века к информации, выбранный тип запоминания, применяе­мые приемы запоминания, врожденные способности, состоя­ние организма, предшествующий опыт, установка человека. К объективным факторам, влияющим на продуктивность памяти относятся: характер материала, его количество, наглядность, ритмичность, осмысленность и понятность, его связность и особенности обстановки, в которой происходит заучивание.

ВОПРОС 27

Забывание

Забывание — это естественный процесс. Подобно сохране­нию и запоминанию, оно имеет избирательный характер. Фи­зиологическая основа забывания — торможение временных связей. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает его интереса, не со­ответствует его потребностям.

Забывание может быть полным или частичным, длитель­ным или временным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Ча­стичное забывание материала происходит тогда, когда чело­век воспроизводит его не весь или с ошибками, а также когда узнает, но не может воспроизвести. Временное забывание, фи­зиологи объясняют торможением временных нервных связей, полное забывание — их угасанием.

Процесс забывания протекает неравномерно: вначале быс­тро, затем медленнее. В течение первых пяти дней после зау­чиваний забывание идет быстрее, чем в последующие пять дней. Исследования процесса забывания выявили также одну инте­ресную особенность: наиболее полное и точное воспроизведе­ние сложного и обширного материала обычно бывает не сразу после заучивания, а спустя 2—3 дня. Такое улучшенное отсро­ченное воспроизведение называется реминисценцией.

Для уменьшения забывания необходимо: 1) понимание, осмысление информации (механически выученная, но не по­нятая до конца информация забывается быстро и почти полно­стью — кривая 1 на графике); 2) повторение информации (пер­вое повторение нужно сделать через 40 минут после заучива­ния, т. к. через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Необходимо чаще повторять в пер­вые дни после заучивания, т. к. в эти дни максимальны потери от забывания, лучше так: в первый день — 2—3 повторения, во второй день —1—2 повторения, в третий-седьмой день по од­ному повторению, затем одно повторение с интервалом в 7—10 дней. Помните, что 30 повторений в течение месяца эффектив­нее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в те­чение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызываю­щее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии.

Общие понятия о памяти - student2.ru

Рис. 5. Кривая забывания Эббингауза:

а) бессмысленный материал; б) логическая обработка; в) при повторении Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Отрицательное влияние предше­ствующей запоминанию деятельности получило название проактивного торможения.Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивное тормо­жение, оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий.

При полноценном функционировании памяти наблюдается «эффект Зейгарник», т. е. незавершенные действия запомина­лись лучше.

Для психики характерны парадоксальные явления: пожи­лые люди легко вспоминают о давно прошедшем, но столь же легко забывают только что услышанное. Этот феномен назы­вается «законом Рибо», законом обратного хода памяти.

Важным фактором забывания обычно считают степень ак­тивности использования имеющейся информации. Забывается то, в чем нет постоянной потребности или необходимости

Забывание может быть обусловлено работой защитных механизмов нашей психики, которые вытесняют из сознания в подсознание травмирующие нас впечатления. Следовательно, «забывается* то, что нарушает психологическое равновесие, вызывает постоянное негативное напряжение («мотивирован­ное забывание»).

Формы воспроизведения:

• узнавание — проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии объекта;

• воспоминание, которое осуществляется при отсутствии восприятия объекта;

• припоминание, представляющее собой наиболее актив­ную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от степени логической упо­рядоченности запоминаемой и хранимой в ДП информа­ции.

ВОПРОС 28

Нарушения памяти

Память — одна из самых уязвимых способностей челове­ка, ее многообразные нарушения весьма распространены. Как отмечал Ларошфуко: «все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум».

Нарушение эмоционального равновесия, чувства неуверен­ности и тревожности задают тематическую направленность ги­перфункции памяти, которая принимает в этих случаях форму навязчивых воспоминаний. Мы непреодолимо вспоминаем (в самой яркой образной форме) свои крайне неприятные или по­зорные поступки. Изгнать подобные воспоминания практичес­ки невозможно: они возвращаются вновь и вновь, вызывая у нас чувство стыда и раскаяния («память совести»).

Гораздо чаще встречается ослабление функций памяти, ча­стичная утрата способности сохранять или воспроизводить име ющуюся информацию. К самым ранним проявлениям ухудше­ния памяти относится ослабление избирательной репродукции, затруднения в воспроизводстве необходимого в данный момент материала (дат, имен, названий, терминов и т. п.). Затем ос­лабление памяти может принять форму прогрессирующей ам­незии. Ее причины: алкоголизм, травмы, склероз, возрастные и негативные личностные изменения, некоторые заболевания.

При амнезии вначале утрачиваются способности запоминать новую информацию, а затем последовательно сокращаются информационные запасы памяти. В первую очередь забывает­ся то, что было усвоено совсем недавно, т. е. новые данные и новые ассоциации, затем утрачиваются воспоминания о после­дних годах жизни. Зафиксированные в памяти события дет­ства, юности сохраняются гораздо дольше.

Нарушение непосредственной памяти, или «корсаковский синдром», проявляется в том, что нарушена память на теку­щие события, человек забывает, что он только что сделал, ска­зал, увидел, поэтому накопление нового опыта и знаний ста­новится невозможным, хотя прежние знания могут сохранять­ся.

Могут наблюдаться нарушения динамики мнестической деятельности (Зейгарник Б. В): эффективность запоминания периодически то ухудшается, то улучшается, то вновь ухудша­ется. Например, человек заучивает 10 слов, и после 3-го предъяв­ления слов запомнил 6 слов, а после пятого предъявления — уже может сказать лишь 3 слова, а после шестого — опять 6 Слов, т. е происходят колебания мнестической деятельности. Указанное нарушение памяти часто наблюдается у больных с сосудистыми заболеваниями мозга, а также после травмы моз­га, после интоксикаций как проявление общей умственной ис-тощаемости работоспособности. Достаточно часто встречаются забывчивость, неточность усвоения информации, забывание на­мерений как следствие эмоциональной неустойчивости чело­века.

Интересные факты обманов памяти, имеющих обычно фор­му крайне односторонней избирательности воспоминаний, лож­ных воспоминаний (конфибуляции) и искажений памяти. Обус­ловлены они обычно сильными желаниями, неудовлетворен­ными потребностями и влечениями. Искажения памяти часто связаны с ослаблением способности различать свое и чужое, то, что человек переживал в действительности, и то, о чем он слышал или читал. При многократном повторении таких вос­поминаний происходит их полная персонификация, т. е. чело­век совершенно естественно и органично считает своими чу­жие мысли, идеи, которые он иногда сам и отвергал, вспоми­нает о деталях событий, в которых никогда не участвовал. Это показывает, насколько память тесно связана с воображением, фантазией и с тем, что иногда называют психологической ре­альностью.

Люди могут переносить обширные повреждения мозга без явных нарушений памяти. Единственная обнаруженная зако­номерность носила самый общий характер: чем обширнее по­вреждения мозга, тем серьезнее его последствия для памяти. Это положение называется законом действия массы: память разрушается пропорционально весу разрушенной мозговой тка­ни. Даже удаление 20% мозга (при хирургических операциях) не приводит к утрате памяти. Поэтому возникли сомнения в существовании локализованного центра памяти; некоторые психологи однозначно утверждали, что органом памяти следу­ет считать весь мозг.

При прямом воздействии на некоторые участки мозга в со­знании могут всплывать сложные цепи воспоминаний, т. е. человек вдруг вспоминал то, что давно забыл, и легко продол­жал помнить «забытое» после операции. Во-вторых, был най­ден если не центр памяти, то, во всяком случае, участок, регу­лирующий перевод данных из кратковременной памяти в дол­говременную, без чего запоминание вновь поступившей новой информации невозможно. Этот центр называется «гиппокамп» и расположен в височной доле мозга. После двустороннего уда­ления гиппокампа больные сохраняли память о том, что было до операции, но запоминания новых данных не наблюдалось.

Установлено, что давным-давно известные гормоны гипо­физа могут служить стимуляторами памяти. «Короткие» це­почки из аминокислот — пептиды, особенно вазопрессин, кортикотропин значительно улучшают кратковременную и долго­временную память.

ВОПРОС 29

Наши рекомендации