С которым она внешне связана, а способ организа-ции поведения живых систем.
Третье направление ставило душевную деятель-ность индивида в зависимость от форм, которые создаются не природой, а человеческой культу-рой, а именно от понятий, идей, этических цен-ностей.
Эти формы, действительно играющие огромную роль в структуре и динамике психических процес-сов, были, однако, начиная от пифагорейцев и Пла-тона, отчуждены от материального мира, от реаль-ной истории культуры и общества и представлены
в виде особых духовных сущностей, чувственно вос-принимаемых телом.
Ющиеся на данные биологии, физики, химии и ма-тематики. К настоящему времени образовалась мно-гомерная и дифференцированная область различ-ных разделов психологии. Современная научная психология наряду с ярко выраженным плюрализ-мом, содержит и попытки интеграции психологичес-кого сознания. Это связано с использованием об-щей теории систем, классической теории эволюции
и идей развития в природе и обществе. Психоло-гию как науку знают в основном только те, кто спе-циально занимается ею, или те, кому она необхо-дима для работы. Вместе с тем психологию как систему жизненных явлений в каком-то смысле зна-ют все.
Житейская психология - это разнообразный на-бор психологических знаний и умений, ставших до-
стоянием широкого круга людей. Мы ежедневно (£> пользуемся этим набором, часто даже не замечая своей квалификации житейского психолога. Поми-
мо слова «житейская», употребляются также терми-ны «повседневная психология», или «обыденная пси-
хология». Сведения психологического характера
и психологические умения мы обнаруживаем бук-вально на каждом шагу. Знания житейской психо-логии закреплены в народных пословицах и пого-ворках, в художественных произведениях. В них зафиксированы зависимости между характером
и поведением человека, указания на желательное поведение, динамика человеческих устремлений.
Житейские психологические знания могут способ-ствовать ориентировке в поведении окружающих людей, правильному реагированию на их действия. Но в целом они лишены глубины, доказательности.
СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
в начале XIX в. стали складываться новые подхо-ды к психике. Физиология стимулировала рост пси-хологического знания. Имея своим предметом осо-бое природное тело, физиология превратила его
в объект экспериментального изучения. На первых порах руководящим принципом физиологии было «анатомическое начало». Функции (в том числе пси-хические) исследовались под углом зрения их за-висимости от строения органа, его анатомии. Умоз-рительные, порой фантастические воззрения прежней эпохи физиология переводила на язык опыта.
Центральной фигурой в создании основ психоло-гии как науки, имеющей собственный предмет, был Герман Людвиг Гельмгольц (1821-1894). Его раз-носторонний гений преобразовал многие науки
о природе, в том числе науку о природе психичес-кого. Гельмгольц открыл закон сохранения энергии. «Мы все дети Солнца,- говорил о н , - ибо живой организм, с позиций физики, это система, в кото-рой нет ничего, кроме преобразований различных видов энергии». Тем самым из науки изгонялось представление об особых витальных силах, отлича-ющих поведение в органических и неорганических телах.
Занимаясь изучением органов чувств, Гельмгольц принял за объяснительный принцип не энергичес-кое (молекулярное), а анатомическое начало. Имен-но: на последнее он опирался в своей концепции цветного зрения. Гельмгольц исходил из гипотезы
о том, что имеется три нервных волокна, возбужде-ние которых волнами различной длины создает ощу- <
ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ
Что же представляет сейчас та система знаний, которые представляют предмет психологической иауки?Это психика человека и животных, включа-ющая в себя различные субъективные (или психи-ческие) явления. Одни из них человек использует, чтобы познать мир и самого себя в нем. Поэтому их называют познавательными процессами. К ним от-носятся следующие: 1) ощущение; 2) восприятие;
3) внимание; 4) память; 5) воображение; 6) мышле-ние; 7) речь.
Другие явления определяют направленность ак-тивности человека, его отношение к миру и людям, управляют поступками и действиями человека. Их называют мотивационными процессами. К ним от-носятся: 1) потребности: 2) мотивы; 3) цели; 4) ин-тересы.
Есть такой класс явлений, которые определяют процесс протекания деятельности человека, задают его исполнительский репертуар. Это умения, навы-ки, привычки, стиль («индивидуальный почерк») де-ятельности, темперамент. Все вместе эти процессы составляют инструментальную сферу человека.
Существуют также такие интегральные явления (характеристики), которые имеют дело с целостным человеком, его индивидуальными особенностями и которые выражаются в его взаимоотношениях с ми-ром, регулируют его общение с людьми. Ихназы-вают психическими свойствами и состояния-ми.К ним относят: 1) волю; 2) чувства; 3) эмоции;
4) склонности; 5)способности; 6)знания; 7) созна-
; 8) личность; 9) индивидуальность, характер.
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ
Психика- это системное свойство высокоорга-низованной материи (мозга), заключающееся в ак-тивном отражении субъектом объективного мира. Психика проявляется в психических явлениях.
Все психические явления делятся на три группы:
1) психические процессы; 2) психические состоя-ния; 3) психические свойства личности.
Некоторые авторы отмечают, что психика есть функция мозга.Изучением мозга занимаются раз-личные науки. Его строение исследует анатомия,
а его сложную деятельность с различных сторон изу-чают нейрофизиология, медицина, биофизика, био-химия, нейрокибернетика.
Психология изучает то свойство мозга, котороезаключается в психическом отражении материаль-ной действительности, в результате которого формируются идеальные (психические) образы реальной действительности, необходимые для ре-гуляции взаимодействия организма с окружающей средой.
Содержанием психики являются идеальные обра-зы объективно существующих явлений. Но эти об-разы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребно-стей, интересов, психического состояния и т. д. Иначе говоря, психика - это субъективное отраже-ние объективного мира. Однако субъективный ха-рактер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической
и личной практикой обеспечивает объективное от-ражение окружающего мира.
Итак, психика - это субъективное отражение
Х о б ъ е к т и в н о и действительности в идеальных обра-
зах, на основе которых регулируется взаимодей-ствие человека с внешней средой.
Основным понятием психологии является поня-
тие психического образа.Психический образ -
целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительно-сти; это информационная модель действительнос-ти, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.
Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловли-вается этими целями.
Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а все-общей функцией - регуляция деятельности.
Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и внеобразные компонен-ты - общие ценностные ориентации личности,смыслы и значения явлений, умственного дей-ствия.
Психическое отражение мира человеком связано
с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика как отражательная способность есть и у животных, но высшей формой психики является сознание чело-века,которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано
с языком, речью. Благодаря сознанию человек про-извольно регулирует свое поведение.
Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями. С сознанием связана рефлексивная способность человека, т. е. готовность сознания к познанию самого себя и дру-гих психических явлений.
Кроме того, психология изучает человеческое об-щение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формиро-вания и развития психических явлений от них.
В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообра-зием теоретических и практических задач, встаю-щих перед ней.
Основными задачами психологииявляются:
1) выявление законов психики; 2) раскрытие тех связей и отношений, которые можно было бы клас-сифицировать как закономерные; 3) установление механизмов психической деятельности; 4) изучение природы и действия этих механизмов совместно
с другими науками.
В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисципли-ны. Изменился понятийный аппарат психологичес-кой науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эм-пирическими данными. Для психологии исследо-вание поведения не самоцель, а средство, путь познания законов, по которым строится внутренняя картина мира.
Таким образом, психология является наукой, изу-чающей факты, закономерности и механизмы пси-хики, своеобразие протекания психических явлений
в зависимости от условий деятельности и от инди-видуально-типологических особенностей человека.