В интервалах ассоциативного ряда
Как мы уже указывали, содержание этой работы составляет анализ временного момента цепных ассоциативных реакций. На приводимых ниже графиках изображены временные характеристики ассоциативных рядов, причем высота ординат (черных столбцов) соответствует величинам интервалов между реакциями, т. е. выражает тормозной эффект каждой предыдущей реакции. Таким образом, ордината 1 соответствует интервалу между 1-й и 2-й реакциями, ордината 2 — интервалу между 2-й и 3-й реакциями и т. д.
Различие в протекании цепных рядов ассоциаций, которое мы уже обнаружили выше, сказывается, разумеется, и на этих графиках.
Так, ряд I на рис. 2 может служить примером относительно мало нарушенных интервалов (только одна реакция вызвала значительное торможение), ряды II и особенно III — примерами сильных нарушений (= торможение).
Моменты, которые помимо предполагаемой нами основной причины (комплекс) могли бы вызвать отмеченные нарушения в интервалах ряда, суть, по нашему мнению, следующие: 1) трудность для испытуемого реагировать с правильными интервалами безотносительно к характеру и содержанию реакций, 2) исчерпывание словаря, 3) утомление.
Что касается первого предположения, то оно вообще не находит своего оправдания. Как мы знаем на основании теоретических соображений и из многочисленных экспериментальных данных, наоборот, организму свойственно реагировать в высокой степени ритмично, т. е. его цепные реакции совершаются через весьма правильные интервалы.
Рис. 2.
На рис. 3 (ряд I) представлены зарегистрированные обычным способом многократные нажимы испытуемого на реактивный ключ. Как мы видим, двигательные реакции испытуемого отделяются друг от Друга почти равными промежутками времени. Так же ритмично проходят и простейшие речевые реакции, например счет вслух.
Даже более сложный процесс громкого чтения слов из связного отрывка (мешающее влияние смыслового содержания и знаков препинания) дает почти одинаковую с предыдущей кривую (ряд II того же рисунка). Усложняя процесс, мы последовательно давали испытуемому следующие задачи: 1) ассоциировать по содержанию прочитанного отрывка (ряд III) и 2) ассоциировать на предложенную конкретную тему (ряды IV и V). И в том и в другом случае, хотя структура ряда усложнялась и общий темп реагирования понижался, мы все же ни разу не получили нарушений, подобных нарушениям «свободного» ассоциативного ряда (ряд VI).
Более того, искусственно затрудняя ассоциативный процесс и ставя испытуемому исключительно узкие задачи, как это было, например, в описанных ниже контрольных опытах, — ассоциировать слова, начинающиеся на определенную букву, мы и при этих условиях не получали столь сильных нарушений (см. ряд I, рис. 5), какие нередко встречаются в наших обычных экспериментах.
Таким образом, и при ограждении словаря ассоциативные ряды не дают значительных нарушений.
Что же касается третьей причины торможения, то она в достаточной мере отводится приведенными на рис. 4 графиками средних величин различных участков цепных ассоциативных рядов. Графики а, в, с и е относятся к вышестоящим рядам и выражают средние из каждых последующих 10 реакций. График d относится к неизобра-
Рис. 3.
Рис. 4
женному на рисунке длинному ряду, состоящему более чем из 200 реакций, представляет (слева направо) среднее арифметическое реакций 1—10, 50—60, 100—110, 150—160 и 200—210. Никакого заметного повышения реактивного времени к концу ряда мы не замечаем, а в графике d длинного ряда наблюдаем даже некоторое понижение (100-я и 200-я реакции).
Таким образом, мы пробовали изменять условия эксперимента в двух направлениях: 1 ) упрощая реакции и 2) усложняя их, но вместе с тем ограничивая испытуемого, т. е. заранее устанавливая содержание ассоциаций (ассоциации на заданную тему, на прочитанный отрывок, слова на определенную букву).
В результате описанных выше контрольных опытов мы пришли к следующему выводу.
Интересующие нас нарушения в интервалах цепных ассоциативных рядов свойственны лишь «свободным» рядам и зависят от тормозящего влияния комплексов испытуемого.