Личностные (субъективные) барьеры общения.
Субъективные особенности общения формируются на базе темперамента, характера и типа акцентуации личности.
· Доминантный субъект общения испытывает потребность обратиться к какому-либо человеку, и его не слишком заботят уместность, целесообразность данного обращения. Такой человек не считает для себя обязательным отвечать на вопросы, которые перед ним поставлены. Он всегда хочет сам оказывать влияние на других, овладеть инициативой и подавить активность партнера по общению. Настроенность такого человека можно уловить на стадии оценки коммуникативной ситуации по осанке, мимике, жесту, взгляду и репликам. В общении он напорист, перебивает партнера, повышает голос, многократно повторяет одно и то же.
Как организовать свое вхождение в коммуникативную ситуацию при наличии доминантных партнеров? Во-первых, надо дать доминантному субъекту возможность выявить свою доминантность. Во-вторых, спокойно держаться независимой точки зрения, не опровергая и не высмеивая «силовые приемы» партнера.
· Недоминантный субъект общения – полная противоположность доминантному. Это человек, постоянно чувствующий себя просителем, боящимся лишний раз взять коммуникативную инициативу, задать вопрос, высказать точку зрения. Недоминантный субъект общения очень чувствителен к внешним признакам силы, интеллекта, эмоциональности партнера. Он уступчив, легко теряется, не перебивает партнера, терпеливо сносит, когда перебивают его. Нерешителен в раскрытии своих знаний, часто позволяет сбить себя с толку и приходит к выводу о своей неправоте (затем, осознав это, впадает в отчаяние).
Вхождение в коммуникативную ситуацию с недоминантным субъектом – это его стимулирование, предоставление ему инициативы и возможности выразить себя.
· Мобильный субъект общения обладает легкой манерой переключения внимания, быстротой рефлексивной оценки. Быстро и часто поверхностно рисует в своем сознании образ партнера по общению. Речь его тороплива: одна фраза легко сменяется другой. Он часто и непроизвольно своей мобильностью оказывает влияние на темп общения партнеров. Постоянно перебивает. Активно выражает свое отношение к тому, что говорите вы, вставляет в вашу речь реплики и замечания. Стиль его высказываний неряшливый. Смысл речи для него важнее словесного «облачения». Продолжительное, монотонное общение с глубоким анализом сущности явлений с ним невозможно. Он всегда стремится внести разнообразие в общение. Проститься с ним так же легко, как и разговориться: он невзыскателен в отношении форм и ритуалов прекращения общения.
В общении со сверхмобильным партнером лучше всего сначала подстроиться под его темп, что на первых порах может снижать содержательность контакта, то далее следует постепенно замедлять частоту и скорость собственных реплик. Затем уже можно вернуться к началу разговора и уточнить то, что осталось малопонятным или невыясненным. Если вы не проявите такой инициативы, то общение не состоится, и каждый из вас унесет с собой чувство досады, неудовлетворенности общением.
· Ригидный субъект общения включается в коммуникативную деятельность не сразу. Ему требуется основательно изучить партнера, понять его коммуникативные намерения. Слушает внимательно. Говорит медленно. Мысль излагает подробно: фразы строит тщательно, стремясь к тому, чтобы слово точнее передавало смысл. Не любит, чтобы его перебивали. Не терпит от других поспешности в изложении мыслей.
Общение с таким человеком может изматывать тех, кто нетерпелив. С учетом сложившихся этикетных форм общения надо уметь войти и выйти из коммуникативного взаимодействия с ригидным субъектом общения. В общении с ним следует избегать торопливости и небрежности.
Если партнер по общению ригиден, то надо поставить перед собой коммуникативную задачу на долготерпение. Торопить такого партнера, раздражаться – значит расширять поле расхождений.
· Экстравертный субъект общения расположен к взаимодействию. Общение – это его стихия. Он почти всегда направлен на партнерство, независимо от того, легко или тяжело у него на душе. Искренне уверен в своей способности понять любого человека. Хочет быть полезным. Очень внимателен к окружающим и желает такого же внимания к себе. Чтобы привлечь к себе внимание, часто бывает эксцентричным в высказываниях, подхватывая модные новинки. Ему нравится высказывать симпатии партнеру по общению. Умеет говорить открыто и искренне.
С таким партнером легко входить в коммуникативную ситуацию, так как часто он сам помогает вам в этом.
· Интровертный субъект общения. Это не склонный к внешнему диалогу человек с непрочной внешнекоммуникативной установкой. Больше всего сосредоточен на аутообщении (диалог с самим собой). Обидчив и застенчив. Не склонен к общению на личные темы. Имеет хорошо управляемую систему психологической защиты «личных зон».
Вхождение в коммуникативную ситуацию с интровертом благоприятно «с глазу на глаз». В интенсивное общение его надо втягивать постепенно и деликатно.
Постоянный учет этих характеристик субъектов общения дает возможность сформировать у себя навыки понимания специфики личности и признания ее достоинств. Только в этом случае возникает условие для эффективного общения, решения коммуникативных задач
2) Барьер неправильной установки (на личность собеседника, на суть беседы, на обстоятельства разговора).
Установка – это готовность к действию в соответствии с ситуацией общения. «Неправильная установка» возникает в итоге ее деформации:
· стереотипами мышления;
· предвзятыми представлениями;
· неадекватными отношениями;
· отсутствием внимания и интереса к кому-либо или чему-либо;
· пренебрежением к фактам.
Стереотип представляет собой устойчивое, упрощенное мнение об отдельных людях и ситуациях. Стереотипы создают барьеры в общении двояким образом: смысл информации может быть искажен стереотипом говорящего, а также стереотипным мышлением слушателя.
Предвзятые представления возникают в результате снижения уровня самокритичности и завышения самооценки (ясно, что не всегда обоснованного). В этом случае человек ищет контакт только с теми, кто разделяет его взгляды или идеи, и отвергает все, что им противоречит.
Неадекватные отношения формируются вследствие смещения функционально-ролевых и личностных позиций. Они препятствуют налаживанию контактов и созданию обстановки психологического равенства партнеров по общению.
Отсутствие интереса. Нередко бывает, что человек в процессе общения перестает придавать значение воспринимаемой им информации. Так пропадает интерес к общению. Отсутствие же внимания определяется отсутствием интереса, а также неумением управлять своим вниманием.
Пренебрежение фактами – следствие привычки делать поспешные выводы и заключения, не располагая достаточным числом фактов или неправильно их понимая.
Если вы столкнулись с барьером установки, лучше не пытаться переубеждать партнера. Спокойно отнеситесь к неприязни как к проявлению невежества, слабости, отсутствия культуры, простой неосведомленности. Тогда несправедливое отношение не будет вас задевать, а вскоре оно и вовсе исчезнет, так как ваши дела и поступки заставят партнера изменить свое мнение. Если вы считаете, что то или иное ваше предложение может быть незаслуженно отвергнуто партнером по общению, постарайтесь сформировать у него положительную установку до того, как он выскажет свое мнение. Для этого должны быть подготовлены и представлены убедительные факты, обоснования в пользу вашего предложения.
3) Барьер неадекватного представления коммуникантом информации о себе возникает, когда ваш собеседник сильно преувеличивает роль своей персоны или когда преумаляет свое собственное «я». В любом случае следует осторожно регламентировать его «откровения» хотя бы рамками приличия.
4) Барьер некомпетентности.Некомпетентность собеседника вызывает чувство досады, ощущение потерянного времени. Если ваш собеседник совсем не разбирается в проблеме, лучше вежливо «свернуть» разговор; если он владеет вопросом частично, а обратиться больше не к кому, нужно ввести его в курс дела, не подчеркивая при этом свою большую осведомленность.
5) Барьер отрицательных эмоций. Эмоции способны резко усилить или ослабить скованность, робость в поведении. Однако не любая, а лишь устойчивая отрицательная эмоция может воздвигнуть серьезный барьер. К таким фундаментальным эмоциям относятся: горе (страдание), гнев, отвращение, презрение, страх и другие.
Барьер страдания действует двояко, снижая, во-первых, уровень контактности, общительности человека, переживающего страдания; во-вторых, уровень коммуникативности тех, кто вступает в контакт со страдающим.
Всякое страдание обычно вызвано:
· трагическими событиями;
· неудовлетворенностью своим социальным статусом;
· сильно заниженной самооценкой;
· физической болью и т. п.
Барьер гнева преодолеть особенно трудно, ведь гнев рождается в ответ на неожиданные препятствия, оскорбления и т. д. Гнев буквально удваивает физическую и психическую энергию. И чем он сильнее, тем активнее человек его изливает в словесных или агрессивных действиях.
Агрессия – психологическая стратегия защиты субъективной реальности человека, действующая на основе инстинкта.
Барьер отвращения и брезгливости возникает в результате нарушений кем-либо элементарных этических норм или вследствие «гигиенического неприятия» другого человека. Если на физические дефекты окружающие быстро перестают обращать внимание, то гигиенические отклонения они не приемлют никогда.
Барьер презрения, как и барьер отвращения, ограничивает контакты с человеком, вызвавшим отрицательные эмоции.
Презрение обычно вызывают:
· аморальные поступки;
· неприемлемые черты характера (трусость, скупость);
· предрассудки и т. д.
Барьер страха – один из самых труднопреодолимых в межличностном общении. Он побуждает свести к минимуму контакт с тем, кто является его источником. Страх можно рассматривать и как своеобразный защитный механизм внутреннего «Я» личности. В коммуникативном аспекте страх целесообразно выделить его дезорганизующую функцию, которая проявляется прежде всего на уровне разрушения коммуникативных отношений и коммуникативных умений субъекта общения.
Страх – явление динамичное. Модусы страха можно классифицировать по степени выраженности, имея в виду экспрессивный характер страха.
Тревога. Первичный модус страха. Основная функция страха в этом состоянии – оценочная. Модели общения дезинтегрируются в силу большой концентрации внимания не на его содержательной стороне, а на оценке возможной угрозы.
Испуг как состояние осознания опасности и неподготовленности к ее отражению.
Собственно страх как состояние полной дезорганизации психологической структуры личности (или ее гиперсентограция).
Состояние ужаса обусловлено вмешательством дезорганизующей функции.
До появления психоанализа самым передовым методом излечения фобий считался гипноз. Врач заставлял находящегося в гипнотическом сне пациента заново пережить ситуацию, которая вызывала у него страх, и давал ему установку: «Не бойся!».
Барьер «избегание». Человек уклоняется от контакта с собеседником, что является одним из видов психологической защиты.
Барьер стыда и вины возникает в результате осознания неуместности происходящего. Человек краснеет, у него изменяется голос, он опускает глаза или отводит взгляд от партнера по общению. Этот барьер возникает как реакция:
· на критику;
· на неумеренную похвалу, лесть;
· из боязни показаться неловким;
· из боязни быть уличенным в чем-то содеянном.
Барьер плохого настроения также входит в группу барьеров, вызванных эмоциями. Эмоционально-негативное состояние индуцируется на партнера, парализует его коммуникативные устремления. Плохое настроение часто служит источником конфликтов.
Барьер отрицательных эмоций возникает в общении с расстроенным человеком. Если собеседник, который обычно с вами вежлив, встречает вас нелюбезно, разговаривает, не поднимая глаз и т. п., не спешите принимать это на свой счет: может, он не в состоянии справиться с плохим настроением из-за хода собственных дел, семейных неурядиц и т.п. Необходимо, придя на встречу заранее, постараться узнать, какая обстановка на фирме, в каком настроении деловой партнер. Иногда бывает лучше перенести разговор на другое время. Если это невозможно, то надо в начале разговора помочь партнеру улучшить его эмоциональное состояние.
6) Барьер невоспитанности, невежливости.
Невежливость –это тот барьер, который мешает и правильно воспринимать партнера, и понимать, что он говорит, и взаимодействовать с ним. К сожалению, проявления невоспитанности нередки даже в деловой коммуникации. Невежливое обращение можно пресечь спокойной, без раздражения, собственной вежливостью. Бывают ситуации, когда вы вынуждены выслушать справедливое или несправедливое выражение возмущения. Помните, что ваша цель – сотрудничество, а не конфликт. Когда человек груб, возникает желание тотчас резко поставить его на место. Но это может привести к перебранке. Лучше ответить холодным и спокойным тоном. На многих это действует отрезвляюще.
7) Барьер неграмотной речи. Возникает вследствие допущенных речевых ошибок, ибо речь – основное средство общения. Этот барьер искажает (а иногда и заглушает) слова говорящего. Возникает в результате:
· эмоционального возбуждения, вызванного взаимной индукцией или самоиндукцией;
· неправильного выбора слов;
· ошибок в построении сообщения;
· неверной оценки способности партнера понять передаваемую ему информацию;
· слабой аргументации;
· невладения социально-психологическими механизмами общения.
8) Фонетический барьер – плохая техника речи – очень мешает эффективному общению. Но если вы заинтересованы в контакте именно с этим собеседником, придется приспосабливаться к его манере говорить. Фонетический барьер предполагает возникновение фонетического уровня непонимания, которое имеет диапазон от незначительного (например, непонимание произнесения некоторых слов) до полного. Вместе с тем если нам очень важно получить сообщение, то мы понимаем любую, даже совершенно бессвязную речь.
Профессиональные актеры отмечают, что в их практике это как правило, происходит на гастрольных спектаклях за рубежом:
«Мы забыли то, что человеку было известно на протяжении многих тысяч лет, то, что лежит в основе античной трагедии. Слово подобно айсбергу, и идея, концепция в данном случае – лишь поверхность, верхушка айсберга.
Нами проделано множество экспериментов чисто исследовательского характера, имеющих целью убрать эту верхнюю часть айсберга, то есть преодолеть интеллектуальный компонент слова. И мы обнаружили, что бесконечный объем смысла может быть передан через звучание.
Мы играли на древнеперсидском языке, на языках народов Африки. При этом слова в своем чисто поверхностном значении были недоступны зрителям. Но вместе с тем зрители были вынуждены вслушиваться в звучание слов, в те вибрации, которые возникают от произношения, и впечатление оказывалось намного богаче, чем от слова, воспринимаемого только в его смысловом содержании»[7].
Вопросы, задания, упражнения
2. Прочтите внимательно текст и назовите вид барьера-препятствия, послужившего причиной столь различных результатов при одном и том же задании. Проанализируйте ситуацию. Приготовьтесь повторить этот эксперимент в кругу своих друзей (вы же будущий юрист!).
Двум группам студентов юридического факультета предъявлялась одна и та же фотография, но одной группе говорили, что это «преступник», а другой – что это «герой». Задание же для обеих групп было одним и тем же: дать физиогномическую характеристику. Результаты:
Интерпретации фотографии «преступника»:
· «Похож на зверя, который смотрит умно, без отрыва, словно хочет что-то понять. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами, фигура массивная, стареющая, брошена вперед».
· «Человек опустившийся, очень озлобленный. Неопрятно одетый, непричесанный. Можно подумать, что до того, как стать преступником, он был служащим, в общем – интеллигентным человеком».
Интерпретации фотографии «героя»:
· «Молодой человек лет 25-30-ти. Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами. Взгляд очень выразительный. Волосы всклокочены, не брит, ворот рубашки расстегнут. Видимо, это герой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма (одет в клетчатую рубашку)».
· «Очень волевое лицо. Ничего не боящиеся глаза смотрят исподлобья. Губы сжаты, чувствуется душевная сила и стойкость. Выражение лица гордое».
3. Подготовьтесь «сыграть» барьер невоспитанности, невежливости.
Разбейтесь на пары. Один партнер должен придумать бестактную просьбу, другой – отказать в этой просьбе, но так, чтобы не прослыть занудой и не прервать отношения с человеком.
4. Сформулируйте типичные ошибки коммуникантов, приводящие к барьерам-преградам, и приемы преодоления этих барьеров.
5. Выработайте тактику поэтапного решения проблем общения, в котором имеют место барьеры-преграды.
6. Что можно посоветовать коммуникантам, чтобы они сумели избежать появления в своем общении барьеров-преград и к кому в первую очередь вы обратитесь с этими советами: к адресанту или адресату?
7. Подготовьте для обсуждения проблемные коммуникативные с барьерами-преградами. Вопросы для обсуждения сформулируйте сами, исходя из описанных случаев. Подумайте, все ли барьеры-преграды в общении преодолимы. Какие барьеры-преграды требуют особой осторожности относительно сохранения чувства собственного достоинства собеседника?
8. Расскажите о своем опыте преодоления барьеров-преград в общении. Проблемные ситуации обсудите.
9. Протестируйте себя на умение понимать людей. Результаты проанализируйте, сделайте выводы (см. тест «Как хорошо я понимаю людей?» в разделе «Задания и упражнения для самостоятельной работы»).
БАРЬЕРЫ-ЩИТЫ В ОБЩЕНИИ
Немного теории
Барьеры-щиты в общении имеют характер отношений «субъект – Субъект» и являются результатом психологической защиты адресанта.
1) Барьер двойника заключается в том, что мы невольно судим о каждом человеке по себе, ждем от делового партнера такого поступка, какой совершили бы на его месте. Но он ведь другой. Его позиция в этой ситуации определяется его нравственными нормами и установками.
Чтобы барьер двойника не появлялся в вашем общении, нужно развивать свои способности к децентрации.
2) Барьер авторитета. Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым. Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются, они зависят от того, кто говорит. В то же время общеизвестно, что чем меньше слушающий думает, что его хотят убедить в чем-либо, тем больше он доверяет говорящему.
Также следует отметить, что довольно часто для эффективности общения бывает полезным признать и даже подчеркнуть авторитетность собеседника. Упоминание о значимости и ценности для вас его мнения разобьет много преград на пути взаимопонимания.
3) Барьер неверного истолкования намерений собеседника. Для того чтобы не ошибиться, нужно четко представлять, что от вас ожидает ваш собеседник, а не спешить с выводами и главное – не выдавать желаемое за действительное.
4) Барьер модальностей возникает тогда, когда человек не задумывается о приоритетном канале восприятия информации.
Знание того, что у каждого человека есть определенный приоритетный канал восприятия, делает нас терпимее, а умение его определять позволяет найти адекватный язык общения с конкретным собеседником, сделать контакт с ним не только бесконфликтным, но и эффективным.
Для того чтобы в коммуникации не возникал барьер модальностей, нужно передавать информацию:
· в той модальности, в которой она будет легче всего воспринята слушателем;
· в той форме, в которой она ему наиболее понятна;
· в том темпе, в котором он приемлет.
5) Барьер недостаточного понимания важности общения. Этот барьер возникает, во-первых, как следствие ложной установки руководителя высшего звена, считающего, что полную информацию подчиненному сообщать необязательно; во-вторых, вследствие недооценки им общения как социально-психологического механизма управления людьми.
6) Логический уровень непонимания. Еще одной причиной неэффективности общения может быть логический уровень, который вызывается неприятием одним из участников общения логики и аргументов другого. Если человек, с нашей точки зрения, говорит или делает что-то в противоречии с правилами логики, то мы его не только отказываемся понимать, но и эмоционально воспринимаем его отрицательно. При этом неявно предполагаем, что логика есть только одна – правильная, т.е. наша.
Тем не менее, каждый человек живет и думает по своей собственной логике. Однако в общении, если эти логики не соотнесены или у человека нет ясного представления о логике собеседника (точнее, об ее отличиях от его собственной) может возникнуть барьер логического уровня непонимания.
Полно и четко аргументировать с учетом логики восприятия собеседника может помочь разрушить этот барьер общения.
7) Неумение выражать свои мысли очень мешает общению.
Гельвеций говорил: «Требуется гораздо больше ума, чтобы передать свои идеи, чем чтобы иметь их… Это доказано тем, что существует много людей, которые считаются умными, но пишут очень плохие сочинения».
Если этот барьер возник на пути нашего общения с кем бы то ни было – обратим внимание сначала на себя.
Потом наберемся терпения и постараемся использовать все свое умение слушать и задавать вопросы, чтобы получить от партнера необходимую информацию.
8) Неумение слушать проявляется в том, что партнер перебивает, начинает говорить о своем или уходит в собственные мысли и перестает реагировать на ваши слова.
Компенсировать неумение собеседника СЛУШАТЬ можно только своим искусством ГОВОРИТЬ.
Вопросы, задания, упражнения
1. Классифицируйте барьеры-щиты, дайте им краткую характеристику. Приведите примеры.
2. В одном из классических экспериментов одно и то же высказывание о вреде разных видов сигарет приписывалось разным людям: владельцу табачной фабрики, специалисту по рекламе и ученому.
Как вы думаете, кто в большей степени пользовался доверием у публики и почему? Назовите вид барьера-щита.
3. Сформулируйте типичные ошибки коммуникантов, приводящие к барьерам-щитам, и приемы преодоления этих барьеров.
4. Выработайте тактику поэтапного решения проблем общения, в котором имеют место барьеры-щиты.
5. Осуществите поэтапное решение проблем «барьерного» общения коммуникантов в ситуациях, где:
· Источник возникновения барьера общения – слушатель.
Барьер – логический уровень непонимания.
· Источник возникновения барьера общения – слушатель.
Барьер – неумение выражать свои мысли.
· Источник возникновения барьера общения – слушатель.
Барьер – неполная концентрация внимания.
6. Что можно посоветовать коммуникантам, чтобы они сумели избежать появления в своем общении барьеров-щитов и к кому в первую очередь вы обратитесь с этими советами: к адресанту или адресату?
7. Подготовьте для обсуждения проблемные коммуникативные ситуации с барьерами-щитами. Вопросы для обсуждения сформулируйте сами, исходя из описанных случаев. Все ли барьеры-щиты преодолимы? Преодоление каких барьеров-щитов требует особой тщательности?
8. Расскажите о своем опыте преодоления барьеров-щитов в общении. Проблемные ситуации обсудите.
9. Ответьте на вопросы аналитического теста. На основе полученных результатов составьте себе «коммуникативные» рекомендации (см. тест «Анализ умения понимать людей»в разделе «Задания и упражнения для самостоятельной работы»).
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
задания и упражнения
I. Умение видеть, разрушать или обходить барьеры в общении – это, по сути, продолжение риторического, коммуникативного образования. Поэтому рекомендации по организации самостоятельной работы будут традиционны, а именно:
ü Заведите тетрадь.
ü Учитесь работать с зеркалом.
ü Учитесь видеть себя со стороны:
· своими глазами – для самоанализа,
· глазами собеседника.
ü Учитесь слышать себя со стороны:
· для самоанализа,
· чтобы понять, как вас слышит и понимает собеседник.
В тетрадь на соответствующие «памятные страницы» заносите:
o результаты анализа, выводы,
o памятки,
o цитаты,
o вопросы.
Например: Задание :
Спроецируйте данные высказывания на логику восприятия:
· «Человек, которому кажется, будто он очень ясно излагает мысли, не всегда бывает понятен другим, потому что он идет от мыслей к словам, а слушатель – от слов к мыслям» (Н. Шамфор).
· «Говори не так, как тебе удобно говорить, а так, как слушателю удобно воспринимать» (Скилеф).
· «Логика – это, видимо, умение доказать какую-то истину, а красноречие – это дар, позволяющий нам овладеть умом и сердцем собеседника, способность втолковать или внушить ему все, что нам угодно» (Ж. Лабрюйер).
Памятка:
1. Великие о слове и делах:
· «Всякое слово, если за ним не будет дел, представляется чем-то напрасным и пустым» (Демосфен).
· «Не говори всегда, что знаешь, но знай всегда, что говоришь» (Клавдий).
· «Интерес является могучим чародеем, который меняет форму всех предметов в глазах всех тварей земных». (Гельвеций)
· «Громкие слова не всегда влекут за собой громкие дела» (Ф. Купер).
· «Судить о человеке следует не по его мнениям, а по тому, что делают из него эти мнения» (Г. Лихтенберг).
· «Доверие помогает беседе больше, чем ум» (Ларошфуко).
· «Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно» (Л.Н. Толстой).
· «Ни красноречивое слово не может прикрыть дурного деяния, ни доброе дело не может быть запятнано хулительным словом» (Демокрит).
· «Единственный способ настраивать людей на энергичную деятельность – это общаться с ними» (Ли Якокка).
· «Осуждают то, чего не понимают» (Квинтилиан).
Вопрос:
Интересны наблюдения А. Штангля за особенностями смеха. Смех на -а (ха-ха) – совершенно открытый, идущий от сердца, облегчающий и беззаботный.Смех на -е (хе-хе) – не слишком приятный, а, скорее, дерзкий, завистливый.Смех на -и (хи-хи) – одновременно скрытный и хитрый, смесь иронии и злорадства.Смех на -о (хо-хо) звучит хвастливо-угождающее и в основе своей издевательский и протестующий.Смех на -у (ху-ху) указывает на скрытый страх, боязливость.Почему такие характеристики?
II. Прочтите, пожалуйста, рекомендации профессионала, выполнение которых поможет сделать вашу работу наиболее продуктивной [8].
Утверждение:
Находчивость – продукт не сильной глотки, а светлой головы!
Рекомендации:
1. Пожалуйста, записывайте задания и свои ответы в отдельную тетрадь или блокнот, тогда через некоторое время вы сможете выполнить их снова! Кроме того, фиксируйте время, которое потребовалось вам для выполнения упражнения, это привнесет элемент соревнования! Определите для себя лимит времени (секундомер или песочные часы) для ответа на некоторые вопросы.
Если в течение этого времени ответ не приходит в голову или вы им недовольны, пропустите упражнение, чтобы вернуться к нему позднее, для этого вам и пригодится рабочая тетрадь.
2. Многие упражнения требуют тщательной проработки, усвоения шаблонов и примеров метких ответов, поэтому, выполняя их, не торопитесь, не бросайте, если не получается с первого раза, ибо меткость ответов – это как игра в покер: если намереваетесь вытащить туз из рукава, нужно его сначала туда положить. Находчивость можно усвоить, так же как грамматику.
3. Если ответы по-прежнему даются тяжело, вообразите себе ситуацию, разыграйте ее в лицах; лучше подольше поломать голову над ответом, чем бросить все на полпути.
4. Выполняя упражнения, оставляйте полстраницы (внизу или сбоку) свободной.
5. Активно задействуйте самопроверку, Есть три способа:
вы отвечаете на вопросы вслух, включив предварительно диктофон, и таким образом вы лучше запомните прочитанное;
вы отвечаете на вопросы письменно, и на это стоит потратить время. Вы усвоите прочитанное в два раза лучше;
вы находите собеседника возможно, даже такого, взгляды которого не совпадают с вашими. Дискутируйте с ним и предавайтесь размышлениям, но в первую очередь старайтесь ограничиться рамками упражнений.
6. Возьмите за правило использовать определенные приемы на конференциях и собраниях, напишите цели упражнения на листочке бумаги и положите вместе с документами.
7. Запишите в свою рабочую тетрадь вербальные атаки и неожиданные удары, которые, будь то профессиональная область или сфера личного общения, вы не можете сразу отразить. В свободную минуту поработайте над ними тоже – для следующего раза.
8. Альтернатива: если вы хотите на пробу выполнить несколько отдельных упражнений, не очень углубляясь в тему, то это, конечно, тоже возможно. В этом случае решите, не будет ли полезнее сначала просмотреть ответы, а потом перейти к выполнению заданий.
III. А теперь прочтите «Десять отличий больших знатоков людей» от Лиллиан Гласс. Определите, какими навыками вы уже обладаете, а на какие вам еще придется потратить силы и время.
Десять отличий больших знатоков людей [9].
Люди, которые хорошо понимают других, доверяют своему чутью и имеют много общего. Вот некоторые черты, которыми они обладают. Поставьте себе цель изучить их и развить их в себе.
1. Они учатся на своем опыте и, как правило, не делают одну и ту же ошибку дважды. Они прекрасно помнят, что чувствовали, когда у них возникали серьезные проблемы. Они очень остро реагируют на неприятности, поэтому делают все для того, чтобы они никогда не повторились.
2. Они уделяют самое пристальное внимание всему, что люди говорят, как говорят и как при этом выглядят. Благодаря этому им гораздо легче точно запомнить все, что говорят другие.
3. Они постоянно следят за реакцией человека – его движениями, жестикуляцией и выражением лица – и поэтому знают, как действуют на других и как другие действуют на них.
4. Они не боятся открыто выразить все свои эмоции – от гнева и страха до любви, поскольку всегда знают, что чувствуют в данный момент в любой конкретной ситуации.
5. Они настолько восприимчивы ко всему, что происходит вокруг, что легко избегают угрозы стать жертвой в потенциально опасных для их здоровья и жизни ситуациях.
6. Они знают, что успешны, и благодаря этому совершенно уверены в себе. Они знают, что не только выживут, но и победят, потому что умеют окружать себя надежными людьми.
7. Уделяя большое внимание даже незначительным деталям, они одновременно видят картину в целом и способны наслаждаться мелкими радостями жизни.
8. У них хорошая память, которую они развивают, внимательно следя за тем, что происходит вокруг, и изучая людей, с которыми имеют дело.
9. В своем бизнесе они чаще принимают удачные решения, чем неудачные. Если они идут на риск, то тщательно взвешивают все «за» и «против», поскольку им известно множество нюансов и возможных подходов к решению стоящих перед ними задач. Они не поддаются чужому влиянию.
10. У них есть настоящие друзья и близкие люди, потому что они заботятся о чувствах других людей. Они умеют так выражать свои эмоции, что это идет только на пользу их отношениям с людьми. Благодаря своему широкому кругозору они редко выбирают себе в друзья и товарищи людей, способных доставить им одни огорчения и неприятности.
IV. Предельно честно ответьте на вопросы тестов. Полученные результаты сопоставьте с ожидаемыми.
Проанализируйте ситуацию, сделайте выводы.
ТЕСТ
«Эмоциональные барьеры в межличностном общении»
Ответьте «да» или «нет» на каждое из приведенных ниже суждений.
1. Обычно к концу рабочего дня на моем лице заметна усталость.
2. Случается, что при первом знакомстве эмоции мешают мне произвести более благоприятное впечатление на партнеров (теряюсь, волнуюсь, замыкаюсь или, напротив, много говорю, перевозбуждаюсь, веду себя неестественно).
3. В общении мне часто недостает эмоциональности, выразительности.
4. Пожалуй, я кажусь окружающим слишком строгим.
5. Я в принципе против того, чтобы изображать учтивость, если тебе не хочется.
6. Я обычно умею скрыть от партнеров вспышки эмоций.
7. Часто в общении с коллегами я продолжаю думать о чем-то своем.
8. Бывает, я хочу выразить партнеру эмоциональную поддержку (внимание, сочувствие, сопереживание), но он этого не чувствует, не воспринимает.
9. Чаще всего в моих глазах или в выражении лица видна озабоченность.
10. В деловом общении я стараюсь скрывать свои симпатии к партнерам.
11. Все мои неприятные переживания обычно написаны на моем лице.
12. Если я увлекаюсь разговором, то мимика становится излишне выразительной, экспрессивной.
13. Пожалуй, я несколько эмоционально скован, зажат.
14. Я обычно нахожусь в состоянии нервного напряжения.
15. Обычно я чувствую дискомфорт, когда приходится обмениваться рукопожатиями в деловой обстановке.
16. Иногда близкие люди одергивают меня: расслабь мышцы лица, не криви губы, не морщи лицо и т. п.
17. Разговаривая, я излишне жестикулирую.
18. Обычно в новой ситуации мне трудно быть раскованным, естественным.
19. Пожалуй, мое лицо часто выражает печаль или озабоченность, хотя на душе спокойно.
20. Мне затруднительно смотреть в глаза при общении с малознакомым человеком.
21. Если я хочу, то мне всегда удается скрыть свою неприязнь к плохому человеку.
22. Мне часто бывает почему-то весело без всякой причины.
23. Мне очень просто сделать по собственному желанию или по заказу разные выражения лица: изобразить печаль, радость, испуг, отчаяние и т. д.
24. Мне говорили, что мой взгляд трудно выдержать.
25. Мне что-то мешает выражать теплоту, симпатию человеку, даже если я испытываю эти чувства к нему.
Интерпретация результатов теста
Какова сумма набранных вами баллов? Она может колебаться в пределах от 0 до 25. Чем больше баллов, тем очевиднее ваша эмоциональная проблема в повседневном общении.
Однако не следует обольщаться, если вы набрали очень мало баллов (0-2). Либо вы были неискренни в своих ответах, либо плохо видите себя со стороны.
Если вы набрали не более 5 баллов, эмоции обычно не мешают вам общаться с партнерами;
6-8 баллов – у вас есть некоторые эмоциональные проблемы в повседневном общении;
9-12 баллов – свидетельство того, что ваши эмоции «на каждый день» в некоторой степени осложняют взаимодействие с партнерами;
13 балов и больше – эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми, возможно, вы подвержены каким-либо дезорганизующим реакциям или состояниям.
ТЕСТ