Проблема застенчивости глазами исследователей
В русской психологии застенчивость и стыд принципиально не отделялись друг от друга. Так, например, И. А. Сикорский, рассматривая высшие душевные состояния, выделял стыд следующим образом: «Главнейшие движения и жесты, вытекающие из стыда, состоят в следующем: 1) в желании спрятать лицо, закрыв его руками или обратив его книзу или в сторону; 2) в желании спрятаться целиком – провалиться сквозь землю; 3) глаза у стыдливого человека устремляются в сторону, или подвергаются беспокойному движению, чтобы избегнуть людского взгляда; 4) умолкание, доходящее до невозможности открыть уста, а также невольная сдержанность, подавление движений до размера действий, совершаемых тихо, бесшумно, украдкой» (Сикорский, 1912, с. 668).
К. Изард в своей монографии, посвященной эмоциям человека, среди девяти фундаментальных эмоций выделяет и подробно рассматривает стыд и застенчивость. Однако он не различает эти понятия между собой, и это создает большие сложности в правильном понимании приводимых им статистических данных и теоретических рассуждений. Изард подчеркивает, что для разных людей ситуации, вызывающие стыд, различны. «Общей чертой ситуаций, вызывающих стыд, является присутствие в них возбуждения и удовольствия» (Изард, 1982, с. 348). При этом стыд на теоретическом уровне рассматривается как эмоция, а застенчивость – как личностная черта. Подчеркивается, что страх, вина, стыд и застенчивость играют большую роль в человеческих отношениях, в процессах социализации и развития личности.
Застенчивость как отдельное, самостоятельное свойство личности в отечественной психологии практически не изучалась, за исключением нескольких работ. В частности, И. С. Кон уделяет большое внимание проблемам юношеского возраста. Этот период характеризуется интенсивным формированием самосознания, образа «Я» на фоне серьезных изменений психосоматических функций; возрастает интерес к своему изменяющемуся внешнему облику, внутреннему миру, повышаются тревожность и эмоциональная возбудимость. Именно в юношеском возрасте наиболее вероятно формирование застенчивости как свойства личности; основой для закрепления соответствующих поведенческих реакций могут стать характерные для этого периода некоторая неустойчивость образа «я», неуверенность в себе. Повышенная эмоциональная неустойчивость усиливает потребность в интимном, доверительном общении, но блокируется застенчивостью (человек не решается говорить о своих переживаниях из чувства ложного стыда или опасения, что его не так поймут). Трудности коммуникативного характера проявляются в юности особенно резко и накладывают отпечаток на последующее развитие личности.
А. Б. Добрович отмечает, что переживание своих недостатков и занижение самооценки нередко наблюдаются в ситуации «на людях», в присутствии зрителей, особенно незнакомых (Добрович, 1980). Он предлагает ряд рекомендаций по преодолению подобных трудностей. В первую очередь, необходимо избегать «поглощенности собой», ослабить напряжение, вызванное строгим самоконтролем, научиться адекватно воспринимать себя «глазами других».
Ряд исследований застенчивости проводился в зарубежной (в частности, американской) психологии.
По данным Дж. Чика, застенчивыми себя считают 40 % взрослых людей; 85 % застенчивых полагают, что это свойство создает преграду на пути к успеху и реализации возможностей. У многих застенчивых наблюдается отрицательная самооценка; в некоторых случаях чувство собственной неполноценности может привести к депрессии. Как правило, заниженная самооценка застенчивых не соответствует действительности, что подтверждают оценки застенчивых, сделанные другими людьми по фотографиям и видеозаписям (Чик, 1984).
Застенчивости посвящена книга американского психолога Ф. Зимбардо (Зимбардо, 1987), имеющая ярко выраженную практическую направленность. Первая часть под названием «Застенчивость – что это такое» через высказывания и письма застенчивых людей раскрывает их личностный мир и основные причины возникновения трудностей в общении. Вторая часть, «Что с этим делать», предлагает читателю ознакомиться с возможными способами преодоления застенчивости. Некоторые рекомендации Ф. Зимбардо приводятся в конце данной главы.
Исследования Ф. Зимбардо и др. (Цит. по: Изард, 1982) показали, что из 800 студентов высшей школы 82 % считают себя «склонными к застенчивости», а 42 % регулярно испытывают застенчивость. Только 1 % опрошенных ответили, что никогда не испытывали этого состояния. Ещё большее количество японских студентов сочло застенчивость одной из своих личностных характеристик. В результате кросс-культурных исследований Ф. Зимбардо выявил очень высокий уровень застенчивости у японцев (57 %) и жителей Тайваня (53 %). Он указывает, что три четверти японцев считают застенчивость проблемой.
В ходе исследований выяснилось, что немало нарушений при возникновении застенчивости претерпевают процессы саморегуляции и самоконтроля: 18 % испытуемых охарактеризовали состояние застенчивости повышенным самосознанием, 67 % отмечали повышенный контроль, 59 % были заинтересованы социальной оценкой. Вероятно, озабоченность застенчивого человека собой происходит «из-за чрезмерного возрастания таких процессов обратной связи, как самоконтроль и восприятие оценок окружающих» (Зимбардо, 1987).
Несмотря на различное толкование застенчивости разными авторами, можно выделить ряд общих моментов в понимании ее природы. Это связь застенчивости с самосознанием и самоуважением, эмоциональное переживание застенчивости и возникновение трудностей в процессе общения.
Природа застенчивости
Является ли застенчивость природным или социально приобретенным свойством? Ф. Зимбардо в своей книге приводит разные точки зрения:
· исследователи личностных черт считают, что застенчивость – это наследственная черта, как интеллект или рост;
- бихевиористы объясняют застенчивость несформированностью необходимых социальных умений;
- психоаналитики видят в застенчивости симптом неосознаваемого внутриличностного конфликта;
- социологи и некоторые детские психологи верят, что застенчивость может быть понята в терминах социального программирования: условия общества делают нас застенчивыми.
Дж. Чик считает, что примерно в 40% случаев застенчивость обусловливается генетическим фактором, определяющим предрасположенность к возникновению этого свойства. У робких людей есть определенная биологическая предрасположенность симпатической нервной системы, которая заключается в излишней чувствительности к конфликтам и угрозе (Чик, 1984).
В ходе исследования (В. Н. Куницына, 1991) многие люди писали сочинения о застенчивости по предложенному приблизительному плану. Среди нескольких сотен сочинений привлекло внимание следующее; его автор – профессор технического вуза.
«Я считаю себя застенчивым. Вопреки этому я к 40 с небольшим годам обзавелся всем набором ученых званий и степеней. В известной мере свою застенчивость я смог преодолеть (перестал бояться общения с большим коллективом), когда начал вести практические, потом лекционные занятия. Но до сих пор мне требуется преодолеть внутреннее сопротивление, чтобы заявить о своих бесспорных правах, которые кто-то по невнимательности или умышленно ущемил. Я теряюсь в магазине, с кассирами, – это проявляется в неуверенном голосе, я начинаю торопиться, чтобы скорей закончить неприятную процедуру проверки покупки, примерки и т. д.
Я считаю себя застенчивым и в общении с женщинами. Мне повезло в семейной жизни, я не испытывал необходимости в дополнительных неформальных контактах, а служебные обычно ограничиваю до минимума.
Сейчас я уже не краснею от застенчивости, хотя это и не исключено. Повторяю, я застенчив, когда дело касается меня самого. Если нужно просить за другого – психологический барьер преодолевается мною гораздо легче. Со стороны не все воспринимают меня застенчивым, о чем узнал совсем недавно. Мне казалось, что мой порок заметен всем. Если меня не обманули, значит, я научился скрывать свою застенчивость. Но бесследно это не проходит, так как неврозы „выходят наружу" позднее.
О всех возможных причинах застенчивости судить не могу. Моя собственная застенчивость вызвана, по-видимому, многими причинами: авторитарным воспитанием, слабым физическим здоровьем, особенностями психофизического склада, отсутствием активного общения с детьми в дошкольном возрасте. Преодолению застенчивости способствовали:
- активные (по долгу службы) контакты с людьми;
- познание человеческой психики (многие собеседники или сотрудники становятся для меня ясными настолько, что я могу прогнозировать их поведение).
Незастенчивые люди, по-моему, не существуют. Есть застенчивые и беззастенчивые, которые мне глубоко неприятны».
Существенное значение для формирования застенчивости имеют следующие факторы:
- порядок рождения детей в семье;
- система воспитания в семье;
- застенчивость родителей.
Как показывают исследования, «первые» (то есть рожденные первыми) дети более нуждаются в поддержке и имеют более низкое самоуважение, чем поздние дети. «Вторые» дети более эффективно обучаются межличностным умениям (умениям вести переговоры, снискать расположение к себе, убеждать, находить компромисс и т. д.). Эту особенность подтверждают учителями эту же тенденцию выявили исследования в Южной Калифорнии (среди 1750 школьников средней школы): «вторые» более популярны в игре и дружбе среди сверстников, менее застенчивы, чем «первые» (Зимбардо, 1987, с. 86).
У застенчивых родителей чаще бывают застенчивые дети.
Застенчивость как трудность доверительного общения в норме возникает у людей разного пола, возраста, профессии и семейного положения и почти не проявляется в общении со сверстниками. Застенчивость очень хорошо осознается человеком, но при этом с нею трудно справиться.
Русский композитор П. И. Чайковский так пишет о себе в письме к баронессе Фон Мекк (1879 год, 19-20 февраля, Париж):
«...По природе я – дикарь. Каждое знакомство, каждая новая встреча с человеком незнакомым была для меня всегда источником сильнейших нравственных мук. Мне даже трудно объяснить, в чем сущность этих мук. Быть может, это доведенная до мании застенчивость, быть может, это полнейшее отсутствие потребности в общительности, быть может, ложный страх показаться не тем, что я есть, быть может, неумение без насилия над собой говорить не то, что думаешь. ...Единый бог знает, сколько я страдал от этого».
18.2.4. Психологическое содержание феномена застенчивости
Застенчивость следует рассматривать как процесс, как состояние и как свойство личности. Застенчивость как процесс по-разному проявляется у людей в зависимости от возраста и профессии, может усиливаться и ослабевать под влиянием личных воздействий, имеет временные характеристики и определенную интенсивность. Ее можно представить в виде континуума, на одном конце которого будут очень застенчивые люди, страдающие от невозможности быть свободными и раскованными в общении (личностная застенчивость), а на другом – незастенчивые люди (свободные в общении), чрезвычайно редко испытывающие смущение, напряжение в ситуациях публичного выступления, знакомства. Между этими полюсами находится группа ситуативно -застенчивых.
В особую, относительно немногочисленную группу выделяются чрезмерно свободные, общительные до навязчивости, бесцеремонные люди – беззастенчивые.
Под воздействием социальных условий, опыта общения, воспитания и самовоспитания может происходить «перестановка» компонентов этого процесса: незастенчивый, приобретая комплексы, становится застенчивым, а застенчивый, неправильно адаптировавшись, переходит в группу беззастенчивых.
Один из учащихся 6 класса, где проводилось сочинение о застенчивости, написал о себе так:
«Застенчивость очень мешает мне в общении с незнакомцами. В марте к сестре приехала подруга; меня с ней знакомили, и мне было как-то не по себе. Товарищи говорят, что я очень стеснительный. Я стараюсь с ней (застенчивостью) справляться, стараюсь быть разговорчивым, больше на виду, не краснеть при знакомстве. Мои друзья мне говорили, чтобы я был тверд в себе и грубей».
Надо сказать, что в этом мальчик слишком преуспел. Когда в этом классе через два года был проведен повторный опрос, все одноклассники без раздумий отнесли его к группе беззастенчивых. Сам же он по-прежнему считал себя застенчивым и приводил достаточно доказательств в пользу этого заключения.
По результатам нашего исследования (В. Н. Куницына, 1991), среди студентов и школьников (обследовано 1300 человек) 25 % оказалось застенчивыми, 34 % – ситуативно-застенчивыми, 28% – незастенчивыми (свободными в общении) и 13% -беззастенчивыми (рис. 18.3).
Рис. 18.3.Распределение по типам застенчивости среди школьников и студентов.
Обозначения: З – застенчивые, СЗ – ситуативно застенчивые, НЗ – незастенчивые, БЗ – беззастенчивые.
Когда мы рассматриваем диаграмму, отражающую распределение взрослых людей разных профессий по типам застенчивости, то видим, что «профессия отбирает людей».
С одной стороны, профессия не мешает продвижению по служебной лестнице (среди директоров предприятий есть значительная доля застенчивых людей); с другой стороны, застенчивые люди выбирают вполне определенные профессии.
Распределение по типам застенчивости в разных группах взрослых представлено на следующих диаграммах (рис. 18.4).
Как состоянме.застенчивость сопровождается нарушениями вегетативной и психомоторной сферы, речевой деятельности, эмоционально-волевых, мыслительных процессов, рядом специфических изменений самосознания, характеризующих общее состояние нервно-психической напряженности.
Как свойство личности она связана с переживанием психологического дискомфорта, стабильными трудностями в установлении контактов, пониженными адаптивностью и самоуважением и повышенной сенситивностью в контактах. Она часто входит в синдром личностных свойств, снижающих контактность (аутистичность, отчужденность, интровертированность, чувство одиночества) и успешность общения (чрезмерная сенситивность, тревожность, рефлексивность).
Застенчивость может быть временным проявлением (возрастная и ситуативная застенчивость) и постоянной личностной чертой. Возрастная (подростковая и юношеская) застенчивость возникает в период активного усвоения социального опыта, новых социальных ролей, формирования половой позиции, повышения субъективной значимости общения с представителями противоположного пола.
Значительная внутренняя нестабильность периода полового созревания вместе с необходимостью активного освоения социальных ролей приводит к снижению уверенности в себе, появлению нерешительности, скованности, повышенного самоконтроля.
Возрастную и ситуативную застенчивость следует рассматривать как социальную застенчивость, так как причинами ее возникновения могут быть разнообразные социальные факторы. Она поддается коррекции вплоть до полного преодоления при благоприятном стечении обстоятельств: удачный брак, профессиональный успех, физическое и нервно-психическое здоровье, удовлетворение основных социальных и личностных потребностей. Личностная застенчивость обычно имеет в генезисе как биологическую предрасположенность, так и неблагоприятные социальные влияния.
Рис. 18.4. Распределение по типам застенчивости в разных группах взрослых
Среди застенчивых по многим параметрам нет половых различий. Следовательно, психологическая природа застенчивости у мужчин и женщин одинакова, и это обстоятельство еще раз указывает на ее генетическую обусловленность.
Половые различия фиксируются лишь в стереотипах, которые в значительной степени связаны с традиционными представлениями о мужественности и женственности. Мужчинам чаще приписываются изменения в психомоторной сфере и волевых действиях, а женщинам – в вегетативных проявлениях, эмоциональной сфере и чувствительности к социальному одобрению.
Типы застенчивости
Категория застенчивых людей неоднородна. В нее входят особо застенчивые (испытывающие напряжение, неловкость, несвободу в большинстве социальных ситуаций; исключение составляют только ситуации общения с близкими, родными, друзьями или хорошо знакомыми деловыми партнерами); адаптированные застенчивые (те, кто выработал индивидуальные способы саморегуляции и снятия напряженности и во многих ситуациях, ранее вызывавших напряжение, удовлетворительно справляется с трудностями) и – по ряду признаков (замкнутость, низкое самоуважение, аутистичность) – те люди, которых правильнее отнести к категории «псевдозастенчивых». Подробнее описать эти группы позволяют эмпирические материалы, полученные в исследовании В. Н. Куницыной (см. врезку на с. 360).
Интересную типологию подростковой застенчивости, построенную на основе большой психотерапевтической практики, дают В. Л. Леви и Л. З. Волков (Леви, Волков, 1970). Они выделяют три типа патологической застенчивости.
1. Шизоидно-интровертированная (конституциональная): стойкая и психотерапевтически наиболее неблагоприятная; связана с изолированностью подростка в группе, его неконформным поведением, явлениями диморфофобии (правильно: дис-морфофобии – В. К), сокращением контакта с людьми («бегство от оценок»). Эта форма застенчивости наиболее близка к аутистичности, ее можно назвать аутистической застенчивостью.
2. Псевдошизоидная застенчивость: возникает из-за физической или социальной неполноценности, физических дефектов (заикание, косоглазие, ожирение, смешное имя или фамилия и т. п.). С близкими и хорошо знакомыми людьми не проявляется. Лица с псевдошизоидной застенчивостью имеют неустойчивую самооценку и пытаются компенсировать свою застенчивость в форме анти- или сверхконформного поведения, часто демонстрируют «беззастенчивость от застенчивости» – развязность. Псевдошизоидная застенчивость – это поведение закомплексованного человека, явно компенсаторная беззастенчивость.
3. Психастеническая застенчивость: характеризуется снижением уровня притязаний в старшем возрасте, отсутствием стремления к роли лидера, конформным поведением. Запущенная застенчивость может принимать различные формы бегства, в том числе и форму пристрастия к алкоголю.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ
В группе особо застенчивых пониженное самоуважение является одной из причин плохой совместимости и контактности. Взаимосвязанность коммуникативных и личностных свойств в корреляционной плеяде, проанализированной в исследовании, говорит о том, что мы имеем дело с личностным синдромом, и, следовательно, в данном случае возможно сделать выводы о генетической природе застенчивости этого типа. Самый низкий индекс контактности говорит о больших трудностях в установлении контактов с людьми и может служить диагностическим признаком особо застенчивых.
Вторая группа застенчивых (точнее, псевдозастенчивых) – шизоидные личности – имеет самый высокий показатель по аутистичности и внешние поведенческие проявления, свойственные застенчивым людям. Они малообщительны, в контактах не смотрят в глаза собеседнику; недостаточность экспрессии и слабо выраженная мимика создают впечатление скованности и напряженности. Такие люди обладают низким самоуважением, склонны к манипулированию другими. Как показывают личностные тесты, их отличают также плохая самоорганизация и самоконтроль, внутренняя неорганизованность и наличие больших неразрешенных личных проблем.
Можно предположить наличие в этой группе психопатов. Усугубляют картину высокая фрустрированность и невротизация, агрессивность и холодность. В большинстве случаев поведение лиц шизоидной акцентуации рассматривается окружающими людьми как глубокая застенчивость, однако при внешнем подобии поведенческих реакций отсутствует важный признак застенчивости – состояние нервно-психического напряжения.
Только специалисты могут дифференцировать личностную застенчивость и шизоидную акцентуацию (псевдозастенчивость), что важно для оказания индивидуальной помощи. В одном случае необходимо научить саморегуляции, способам снятия напряженности, в другом – надо бороться с проявлениями излишней аутистичности.
Адаптированные застенчивые – третья группа застенчивых – при низкой контактности отличаются относительно высокой удовлетворенностью общением, доверием к людям, мягкостью, непосредственностью, более высокими по сравнению с представителями предыдущих групп контактностью и совместимостью.
Все эти три вида застенчивости, как указывают авторы, относятся к патологической застенчивости, то есть характеризуют пограничные состояния. Поэтому в качестве «средства от застенчивости» предлагается умеренный прием психотропных средств.
Беззастенчивость
Свойство, прямо противоположное застенчивости – беззастенчивость.
Феофраст дает следующие образные примеры беззастенчивости и бесстыдству (anashyntia). «Когда [бесстыдный] идет покупать съестное, то напоминает мяснику, что когда-то сделал ему одолжение, и, стоя у весов, обычно подбрасывает туда кусок мяса или кость для похлебки. Если проделка сойдет, то он доволен, если же нет, то, стащив с прилавка бычьи потроха, со смехом убегает. Купив своим гостям места в театре за их счет и не заплатив за себя, смотрит сам, а на следующий день приводит и своих сыновей, да еще с их дядькой» (Феофраст, 1967, с. 15).
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ
Беззастенчивые люди
Исследование проведено В. Н. Куницыной в 1991 г. Из 490 опрошенных 26 человек оказались беззастенчивыми. Вот их психологический портрет.
В отличие от других, беззастенчивые – настоящие экстраверты. Общительность на всех уровнях высокая. У них наблюдаются открытость, эмоциональная возбудимость, уверенность в себе, при этом могут быть аффективные вспышки, связанные с импульсивностью. Отличительная черта – смелость, склонность к риску и авантюризму; это люди дерзкие, расторможенные, активные в отношении к противоположному полу.
Все они агрессивны, фрустрированы и высоко конфликтны, авторитарны, что весьма снижает их совместимость. Конформны, уступают группе, но когда им нужна поддержка группы, становятся прекрасными манипуляторами.
Анализ структуры корреляционных связей этого типа личности помогает понять психологические причины беззастенчивости. Легкость общения в этой структуре не подкрепляется ни доверием, ни партнерством, ни самоуважением и ни одной из положительных личностных черт, измеряемых опросником Р. Кэттелла. Общительность и раскованность базируются только на природной экстраверсии и не предполагают учет интересов партнеров.
Высокая контактность объясняется в большой степени истерическим настырным самораскрытием.
Очевидно, что хорошие коммуникативные навыки увеличивают способность к манипулированию. Высокая положительная связь фрустрации и раскрытия означает, что это – фрустрированное раскрытие, связанное с низкой самодисциплиной и самоконтролем, значительно усиливающееся в ситуации стресса.
Таким образом, главные черты беззастенчивых людей, выявленные в эксперименте, – повышенная эмоциональная возбудимость, аффективные вспышки, агрессивный авантюризм, настырность, манипулирование, низкий самоконтроль.
Категория беззастенчивых неоднородна по своему составу. По различным основаниям можно выделить пять групп.
Первая группа – высокотемпераментные люди, у которых слабы процессы торможения. Вот что говорят о таких своих сверстниках студенты, поясняя, за что поместили их в разряд беззастенчивых: «Напор и быстрота действий, неиссякаемая энергия, безудержность, импульсивность, отсутствие контроля над словами; выступает, когда это не нужно; беззастенчивость лишь в смысле «недержания речи».
Вторая группа – плохо воспитанные люди, а также те, кто ориентирован на самоутверждение. «Нет чувства такта и меры, экстравагантность заменяет элементарные правила поведения; отсутствие культуры общения – может прервать разговор, не извинившись; неприятная навязчивость как своих идей, так и в стремлении быть „своим парнем" в любой группе».
«Пока наш нрав не искушен и юн, застенчивость – наш лучший опекун».
В. Шекспир. «Гамлет»
(в пер. Б. Пастернака).
Третья группа – возбудимые психопаты, истероидные личности, эгоцентричные, бесцеремонные и навязчивые. «Говорит, когда хочет, что хочет, как хочет; никогда не теряется, даже выставляя свою личную жизнь и интимные ситуации напоказ, афиширует свои чувства; навязчивая бесцеремонность, беззастенчивость, доходящая до хамства».
Четвертая группа – люди морально ущербные, карьеристы, беззастенчивые в самом худшем смысле этого слова. «Не существует ограничений в моральном плане, высшая степень самовлюбленности и наглости; не стесняется прервать любую беседу, хотя внешне вежлив; держится за свое, чего бы это ему ни стоило». От всех остальных эту группу отличают внешняя вежливость, подхалимство перед старшими и грубость с младшими.
Пятая группа – неадекватно адаптированные застенчивые: те, кто, пытаясь преодолеть застенчивость, впадают в другую крайность. «Преодолевая застенчивость, комплексы, доводит свободу общения до беззастенчивости; застенчивость у него, как и у каждого человека, есть, но она подавлена внешне развязным поведением».
Если ребенок или подросток становится беззастенчивым по совокупности причин, то привести его к нормам человеческого общежития довольно сложно.
Четкая дифференциация групп облегчает выработку рекомендаций и тактики коррекционной работы с застенчивыми людьми. Следует подчеркнуть, что человек, постоянно испытывающий застенчивость, воспринимающий ее как недостаток или даже порок, стремящийся во что бы то ни стало избавиться от нее, должен осознать, что это такое же обычное свойство, как, например, тревожность. Нередко оно воспринимается людьми как скромность, деликатность, то есть как положительная черта.
С застенчивостью надо научиться жить. Застенчивые люди вырабатывают собственные приемы саморегуляции; довольно часто их отличает спасительная пунктуальность и педантичность.
Выводы
1. Существуют три категории трудностей неформального общения: нарушения, барьеры и собственно трудности. Все они имеют психологический (мотивационно-содержательный) и коммуникативный (процессуальный) аспекты и различаются: а) по степени тяжести протекания и психологическим последствиям, б) по степени неудовлетворенности общением и вовлеченности в него обоих партнеров, в) по возможности и способам их устранения.
2. Нарушения межличностного неформального общения представляют собой наиболее тяжелые по своим психологическим последствиям межличностные осложнения в сфере общения. Они трудно устранимы, корректируются через осознание и изменение системы отношений. Чаще всего они являются следствием распада межличностных отношений в данной паре и не распространяются на другие контакты.
3. Трудности межличностного неформального общения, в отличие от коммуникативных барьеров, сопровождаются нервно-психическим напряжением. Они различаются по степени нервно-психического напряжения, по типу ситуаций, в которых чаще всего имеют тенденцию возникать, и по степени влияния на успешность общения.
4. Застенчивость – это специфическое личностное свойство, которое проявляется через состояние нервно-психического напряжения и психологического дискомфорта, возникающее только в определенных ситуациях межличностного неформального общения.
5. Застенчивость как болезненно переживаемое свойство, создающее трудности в установлении контактов, поддержании и развитии отношений с другими людьми, отрицательно сказывается на положении человека в малой группе, но не является противопоказанием к руководящей деятельности, социальной активности, лидерству.
6. Возрастную и ситуативную застенчивость следует рассматривать как социальную застенчивость, так как причинами ее возникновения могут быть разнообразные социальные факторы. Личностная застенчивость обычно имеет в генезисе как биологическую предрасположенность, так и неблагоприятные социальные влияния.
7. Будучи свойством личности, застенчивость имеет высокую степень обобщенности и характеризуется индивидуальным своеобразием внутренних и внешних проявлений, различными способами компенсации, а также различной степенью выраженности не только у разных людей, но и у одного и того же человека в разные периоды его жизни.
Основные понятия
Коммуникативность
Коммуникабельность
Коммуникативный барьер
Застенчивость
Нарушение межличностного общения
Вопросы для самопроверки
1. Трудности межличностного неформального общения обязательно влекут за собой нарушение межличностных отношений. Согласны ли вы с этим утверждением?
2. К группе застенчивых относятся (выберите правильный ответ):
- шизоидные личности, особозастенчивые, аутистичные;
- не владеющие навыками общения, нерешительные;
- испытывающие нервно-психическое напряжение с незнакомыми;
- часто краснеющие люди.
3. Что общего и в чем отличие между:
· застенчивостью и нерешительностью;
· застенчивостью и замкнутостью;
· беззастенчивостью и агрессивностью?
Учебные задания
Застенчивым людям может помочь книга американского психолога Ф. Зимбардо, которая содержит интересные сведения и полезные советы (Зимбардо, 1987). Автор предлагает с помощью специально сконструированных опросников встать на путь осознания застенчивости и преодоления ее благодаря следующим приемам:
- улучшение понимания себя;
- увеличение самоуважения;
- развитие специфических социальных умений, в том числе усвоение и игра ролей;
- помощь другим застенчивым.
Ниже приводится несколько заданий, рекомендованных Ф. Зимбардо для постепенного преодоления застенчивости.
Рисуем автопортрет
Это занятие поможет вам лучше понять, как вы воспринимаете самого себя. Возьмите большой лист бумаги, набор цветных карандашей и нарисуйте себя в любой манере. Изображение может претендовать на точность или же быть символическим. Изобразить можно свое лицо или же себя в полный рост, в одежде или без нее. Дайте своему рисунку название. (Проделайте все это, прежде чем двигаться дальше.)
Занимает ли ваш рисунок все пространство листа? Выполнено ли изображение резкими, отрывочными линиями? Не отсутствуют ли какие-то части тела? Какие? Может быть, какие-то замаскированы или изображены непропорционально? Одеты вы на рисунке или обнажены? Можно ли его показать другим?
Какие преобладают цвета?
Выражено ли какое-то чувство? Какое? (Какие?) Не чувствуете ли вы, что что-то скрыли?
На изображении вы находитесь в покое или в действии? Получилась ли у вас одинокая фигура или же она изображена на каком-то фоне?
Глядя в зеркало
Вот еще одно упражнение на самовосприятие. Встаньте перед зеркалом и смотритесь в него не менее 10 минут. Внимательно рассмотрите все части вашего тела. Что вы увидели? Что в вас самое лучшее? Как бы вы описали себя незнакомому человеку, которому предстоит, например, встретить вас на вокзале?
Представьте, что вы себя видите впервые. Каково ваше первое впечатление?
Что нужно для того, чтобы это впечатление было лучше? Какова ваша самая неприятная внешняя особенность? Представьте, что эта черта сильна до безобразия. А теперь рассмейтесь над получившимся образом как над отражением в кривом зеркале.
Если вы не против, рассмотрите себя обнаженным. Сначала – в зеркале, а потом рассмотрите непосредственно свое тело. Какие части тела вас удовлетворяют? Какие нуждаются в усовершенствовании? От каких внешних черт вы бы отказались? Что бы вы хотели взамен?
Фильм о своей жизни
Это упражнение поможет вам пристальнее вглядеться в то, чем является ваша жизнь. Расслабьтесь и закройте глаза. Представьте, что вы смотрите полнометражный кинофильм о своей жизни. Где происходит действие фильма? Каков основной сюжет? Кто главные герои? Кто является второстепенным персонажем? Кто постановщик картины? Что делают зрители, когда смотрят этот фильм? В чем заключается кульминация сюжета? Каков конец? Какие выводы можно сделать из фильма? Что чувствуют зрители, когда кончается фильм?
Откажитесь от самоунижения
Отметьте все негативные моменты вашей жизни на протяжении последних двух недель, заставившие вас думать о себе плохо. Что, по-вашему, постоянно вызывает приступы самоунижения?
Серьезно разберитесь в самообвинениях. Каждый раз, стоит вам начать бичевать себя, говорите «Стоп». Делайте это до тех пор, пока совсем не отвыкнете от самоунижения.
Отметьте, сколько раз в течение дня вам удалось удержаться от подобных мыслей. Вознаградите себя за это.
Контраргументы
Составьте список слабых сторон. Разместите его на левой половине листа бумаги. На правой против каждого пункта укажите то положительное, что этому можно противопоставить. Например:
Ни одному из тех, кто меня знает, я не нравлюсь.
Во мне почти нет привлекательных черт.
Те, кто действительно меня знает, относятся ко мне хорошо.
Во мне масса привлекательных черт.
Разверните и обоснуйте контраргументы. Найдите им подходящие примеры. Начните думать о себе в терминах правой колонки, а не левой.