Опросники и проективные методики

Любой личностный опросник, как правило, содержит определен­ный перечень вопросов, на которые испытуемый должен дать ответ.

Эти ответы он либо формулирует сам (открытый вариант), либо вы­бирает один из предлагаемых ответов (закрытый вариант).Наиболее известным примером личностного опросника яв­ляется Многостадийный личностный опросник штата Минне­сота (MMPI).Этот тест не только один из самых употребляемых личностных опросников, но и источник обширного потока исследова­ний. На сегодняшний день по MMPI опубликовано свыше- 3500 работ, значительная часть которых посвящена факторному анализу шкал MMPI и влиянию стиля ответов на тестовые показатели.

Содержание заданий (вопросов) опросника MMPI широко охватыва­ет такие области, как здоровье, сексуальные, религиозные, политиче­ские и социальные отношения, вопросы образования, работы, семьи и брака, а также наиболее известные невротические и психотические ти­пы поведения, такие, как маниакальные состояния, галлюцинации, фо­бии, а также садистские и мазохистские наклонности.

MMPI состоит из 550 утвердительных высказываний, на которые испытуемый дает ответ «верно», «неверно» или «не могу сказать».

При индивидуальном проведении теста эти высказывания предъ­являются на отдельных карточках, и испытуемый распределяет их соответственно трем типам ответов. Позднее была создана форма опросника для группового тестирования, высказывания стали предъявляться в тестовой тетради, а испытуемые стали записывать ответы на специальном бланке.

Наборы заданий опросника распределяются по восьми шкалам. Первоначально шкалы MMPI предназначались для различения нор­мы (здоровых испытуемых) и некоторых обычных психических за­болеваний. Но при последующем использовании шкалы все больше трактовались как линейные меры свойств личности. Эти свойства обозначаются в соответствии с определяющими чертами изучаемой выборки испытуемых.

Для ускорения анализа показателей, получаемых с помощью MMPI, были разработаны системы числового кодирования профилей личности. В таких видах последовательность и расположение номе­ров шкал сразу же показывает, по каким из шкал индивид имеет высокие, а по каким низкие результаты. К настоящему времени группами американских исследователей разработаны и широко при­меняются пособия для определения диагноза по профилям показа­телей MMPI: «Атлас клинического использования MMPI» (С. Хата-вей и П. Мил, 1951). Еще один «Атлас» с кодированными данными 4000 студентов разработан для психологов-консультантов (1959). Есть и «Атлас», предназначенный для использования при обследо­вании старшеклассников (1961). Составленный В. Далстромом справочник по MMPI (1971) дает всесторонний обзор интерпрета­ционных данных по основным структурам профилей.

Еще одним примером личностных опросников является самоактуализированный тест (CAT),разработанный М. Крозом под руководством Л.Я. Гозмана. В качестве ключевой категории при разработке теста предлагается категория самоактуализации лично­сти, которая, по мнению автора теста, «выступает операционным аналогом личностной зрелости». Данное личностное качество явля­ется обобщенной характеристикой психического здоровья личности. Низкая степень самоактуализации свидетельствует о существенных дефектах личностного развития, об искажении ряда базовых наибо­лее социально значимых потребностей личности, о склонности лич­ности к невротическим расстройствам, различным формам наркома­ний и т.п. В психолого-педагогическом плане низкая степень само­актуализации личности является следствием и причиной авторитар­ной практики обучения и воспитания, склонности к монологическим формам общения, манипулирования людьми с помощью жестких оценок и санкций, недоверия учителя к учащемуся и самому себе, ригидности поведения, низкой сензитивности к другим людям, низ­кой креативности, неразвитости познавательных потребностей.

CAT состоит из перечня, содержащего 126 пунктов, каждый из которых включает два альтернативных суждения ценностного или поведенческого характера, описывающих различные установки и особенности отношений человека к миру, другим людям и к самому себе. Задача испытуемого состоит в том, чтобы выбрать из двух суждений то, «которое в большей степени отвечает его представле­ниям или привычному способу поведения».

В ходе обработки полученных данных весь массив ответов рас­пределяется по 14 шкалам, описывающим следующие основные со­ставляющие личностной самоактуализации:

компетентность во времени,

поддержка,

ценностные ориентации,

гибкость поведения,

сензитивюсть (чувствительность) к себе,

спонтанность (способность к свободному выражению своих чувств и поведения),

самоуважение,

самопринятие,

представления о природе человека,

синергия (субъективная возможность сотрудничества с окру­жающим миром),

принятие собственной агрессии,

контактность,

познавательные потребности,

креативность.

Таким образом, каждый испытуемый, участвующий в обследова­нии, имеет в итоге 14 показателей самоактуализации личности.Данные показатели наносятся на специальный бланк, на котором они соотносятся с помощью масштабной сетки. Считается, что ис­пытуемый достиг оптимального уровня самоактуализации личности, если его данные попадают в зону специального графика, располо­женную в диапазоне 55—56%.

Любой диагностический метод, чтобы служить решению постав­ленной экспериментальной задачи, должен обеспечить достовер­ность получаемой информации, ее надежность и валидность. При конструировании и применении опросников исследователь и психо­лог-диагност нередко сталкиваются с определенными трудностями. Здесь можно выделить две проблемы: формирование вопросов и ин­терпретация ответов, каждый из которых должен быть логически связан с основной проблемой обследования. Формулировка вопро­сов существенно влияет на содержание ответов. Поэтому основное требование, предъявляемое к формулировке вопросов, — ясность и точность. Текст вопросов должен быть простым, понятным для всех опрашиваемых. Сложные и трудные для понимания слова, а также многозначные слова должны исключаться. Каждый вопрос должен содержать только одну мысль. Многозначная интерпретация вопро­са ведет к тому, что ответы будут содержать разноплановость по­нимания и не будут пригодны для анализа и однозначной оценки. Опасны наводящие вопросы, внушающие определенный ответ. Во­просы должны быть сформулированы так, чтобы их содержание бы­ло беспристрастным и, насколько это возможно, социально ней­тральным.

По форме вопросы могут быть двух видов: открытые и закрытые. Открытые вопросы предполагают ответ собственными словами ис­пытуемого. Но такая форма ответов трудна при обработке опросни­ка. Закрытые вопросы указывают возможные варианты ответов и бывают нескольких видов. Вопросы дихотомического типа предпола­гают два возможных варианта ответа. Альтернативный тип вопросов предполагает выбор одного ответа из нескольких вариантов. Кроме того, существуют опросники, организованные по принципу вынуж­денного выбора ответов испытуемым. Каждый отдельный пункт та­кого опросника включает в себя два или несколько утверждений, из которых испытуемый и вынужден выбрать один ответ, более всего соответствующий его точке зрения.

Другая проблема опросников — интерпретация ответов. Она проявляется в тенденции выбора испытуемым социально желатель­ной альтернативы при ответах на вопросы. Эта тенденция, по мне­нию одних исследователей, может указывать на то, что индивид не­достаточно хорошо знает себя, стремится выглядеть лучше (эффект фасада) и т.д.

Другие исследователи предполагают, что сила социально жела­тельного ответа связана с более общей потребностью индивида в самозащите, социальном согласии и одобрении, в желании избежать критики. С другой стороны, индивид, который выбирает неблаго­приятные ответы, может испытывать потребность в чьем-либо вни­мании, симпатии или помощи.

Перечисленные особенности личностных опросников как инстру­мента психологической диагностики необходимо учитывать и хоро­шо представлять их возможности, проблемы и ограничения.

Главная особенность проективных методик в том, что они пред­ставляют собой относительно неструктурированные задачи, т. е. за­дачи, допускающие почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия индивида могла проявляться сво­бодно, даются только краткие, общие инструкции. По этой же при­чине тестовые задания (стимулы) обычно расплывчаты и неодно­значны. Гипотеза, на которой строятся подобные задания, состоит в том, что способ восприятия и интерпретации индивидом тестового материала должен отражать фундаментальные аспекты функциони­рования его психики. Другими словами, предполагается, что тесто­вый материал должен сработать как некоторого рода экран, на ко­тором отвечающий «проецирует» характерные для него мыслитель­ные процессы, потребности, тревожность, конфликты и т.п.

Обычно проективные методики являются также методиками за­маскированного тестирования, поскольку обследуемый редко подоз­ревает о типе психологической интерпретации, которая будет дана его ответам. Для проективных методик характерен более общий (глобальный) подход к оценке личности. Внимание фокусируется на общей картине личности как таковой, а не на измерении отдель­ных ее свойств. Наконец, проективные методики рассматриваются их сторонниками как наиболее эффективные процедуры для обна­ружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности. Это следует из предположения, что чем менее однознач­ны и определенны стимулы, тем менее вероятно, что они вызовут у испытуемого защитные реакции.

Одна из самых популярных проективных методик исследо­вания личности связана с использованием чернильных пятен Роршаха.Разработанная швейцарским психиатром Германом Роршахом, эта методика впервые была описана в 1921 г. Хотя стандарти­зированные серии чернильных пятен использовались психологами и раньше для изучения воображения и других психических функций, Г. Роршах был первым, кто применил чернильные пятна для диаг­ностического исследования личности в целом. Развивая этот метод, Г. Роршах экспериментировал с большим количеством пятен, кото-рые он предъявлял различным группам психически больных. В ре­зультате подобных клинических наблюдений те характеристики от­ветов, которые можно было соотнести с различными психическими заболеваниями, постепенно объединялись в систему показателей. Методы определения показателей затем отрабатывались с помощью дополнительного тестирования умственно отсталых и нормальных людей, художников, ученых и других лиц с известными психологи­ческими характеристиками.

В тесте Роршаха используются 10 карточек, на каждой из кото­рых отпечатано двухстороннее симметричное пятно. Пять пятен вы­полнено только в серо-черных тонах, два содержат дополнительные штрихи ярко-красного цвета, а остальные три представляют собой сочетание цветов пастельных тонов. По мере того как испытуемому показывают каждое пятно, его просят рассказать, что он видит, что могло бы изображать пятно. Помимо дословной записи ответов ис­пытуемого по каждой карточке, экспериментатор отмечает время ответа, положение или положения, в которых держатся карточки, непроизвольные реплики, эмоциональные проявления и другие из­менения поведения испытуемого во время сеанса тестирования. По­сле предъявления всех 10 карточек экспериментатор по определен­ной системе опрашивает испытуемого относительно частей и осо­бенностей каждого из пятен, по которым возникли ассоциации. Во время этого опроса испытуемый может также уточнить или до­полнить прежние свои ответы.

Имеется несколько систем для подсчета и интерпретации показателей теста Роршаха.К числу наиболее общих включае­мых в показатели категорий можно отнести локализацию, детерми­нанты, содержание.

Локализацияуказывает на часть пятна, с которой испытуемый ассоциирует свой ответ: используется ли при ответах все пятно, ка­кая-то общая деталь, необычная деталь, белая часть карточки или какая-то комбинация белого и темного участков.

Детерминантыответа включают форму, цвет, оттенок и «движение». Хотя, конечно, в чернильном пятне самом по себе нет никакого движения, все же восприятие испытуемым пятна как дви­жущегося объекта относится к этой категории. Внутри этих катего­рий проводится более подробная дифференциация. Например, дви­жение человека, движение животного, а также абстрактное или не­одушевленное движение подсчитывается отдельно. Точно так же оттенок может восприниматься как представляющий глубину, тек­стуру, неопределенную форму, скажем, облако или серо-белое вос­произведение цвета.

Содержание.Трактовка содержания меняется в зависимости от системы определения показателей, но некоторые основные категории используются постоянно. Главными среди них являются чело­веческие фигуры и их детали (или фрагменты человеческого тела), фигуры животных и их детали, анатомическое строение. К другим широко применяемым категориям показателей можно отнести не­одушевленные объекты, растения, географические карты, облака, пятна крови, рентгеновские снимки, сексуальные объекты, символы. Показатель популярности часто определяется на основе относи­тельной частоты различных ответов среди людей вообще.

Основным фактором, затрудняющим интерпретацию показателей теста Роршаха, является суммарное число ответов, известное как продуктивность ответов. Эмпирически показано, что продуктивность ответов непосредственно связана с возрастом, интеллектуальным уровнем и образованием индивида. Хотя считается, что тест Рорша­ха применим к людям в возрасте от дошкольного до взрослого, нор­мативные данные изначально по большей части были получены в группах взрослых. Пытаясь расширить возрастные границы интер­претации теста Роршаха, Л. Эймс и его коллеги собрали и опубли­ковали нормы теста Роршаха для детей в возрасте от 2 до 10 лет, для подростков — от 10 до 16 лет, для пожилых людей — в возрас­те от 70 лет и выше. Наиболее полные и обобщенные сведения по опубликованным нормативным данным для детей и подростков под­готовлены Э. Левиттом и А. Труумаа.

Кроме теста чернильных пятен Г. Роршаха, тематического теста на апперцепцию ТАТ, который рассмотрен выше, большой раздел в проек­тивных методиках занимают методики вербальные, которые используют слова как в качестве стимульного материала, так и в ответах.

Методикой, предвосхитившей поток проективных тестов более чем на полвека, был Тест на словесные ассоциации. Методика была систематизирована Ф. Гальтоном. В. Вундт и Дж. Кеттелл впослед­ствии использовали этот тест в своих клинических психологических исследованиях, приспособив его для решения многих задач. Проце­дура проведения теста состоит в предъявлении испытуемому серии не связанных между собой слов, на каждое из которых он отвечает первым пришедшим в голову словом. Авторы при создании теста преследовали двоякую цель: получить средство для выявления на­рушений в мыслительных процессах и рассмотреть области значи­мых внутренних конфликтов. Обычно анализируется доля привыч­ных или распространенных ответов, время реакции, нарушение ас­социативных связей, ухудшение воспроизведения при повторном тестировании. Можно упомянуть об использовании методики сло­весных ассоциаций — «детектора лжи».

Еще одной вербальной проективной методикой является Тест на за­вершение предложений, широко применяемый как в исследователь­ской, так и в диагностической и клинической практиках. Обычно начальные слова, фрагменты или незаконченные предложения допускают почти неограниченное разнообразие возможных завершений, например: «Мое стремление...», «Женщины...», «Меня беспокоит...», «Моя ма­ма...». Незаконченные предложения часто формулируются так, чтобы спровоцировать испытуемого на ответы, относящиеся к исследуемым свойствам личности. Некоторые формы этой методики применяются для общей диагностики, но наибольшую популярность они снискали в сферах исследований и клинической практики.

Еще одна группа проективных методик — это методики изо­бразительные.В проективных методиках изобразительный мате­риал используется самым различным образом: применение картинок для стимуляции свободной игры воображения и провоцирования сложных вербальных ответов, как в ТАТ, использование условных рисунков для изучения фрустрации, как в тесте Розенцвейга, и дру­гие. Хотя в качестве диагностических средств были использованы почти все виды искусства, техники и другие типы человеческой деятельности, особое внимание было уделено рисованию человече­ской фигуры. В качестве примера можно назвать тест Маховера «Нарисуй человека». В этом тесте испытуемый получает карандаш и бумагу с заданием нарисовать человека. После того как испытуе­мый заканчивает рисунок, его просят нарисовать человека противо­положного пола. Пока индивид рисует, экспериментатор отмечает его реплики, последовательность, в которой рисуются различные части, и другие подробности процесса рисования. За рисованием может последовать беседа, в которой испытуемого просят приду­мать рассказ о каждом из нарисованных людей, «как если бы он был персонажем пьесы или романа». Испытуемому задается серия вопросов о возрасте, типе образования, профессии, семье и других фактах из жизни изображаемых персонажей. Имеются данные, что общие субъективные оценки более надежны и валидны, чем оценки по конкретным деталям рисунков. Однако общие изобразительные качества рисунка по большей части отражают индивидуальные раз­личия в способности к рисованию, чем во многом объясняется ва­риативность подобных общих оценок.

Большинство проективных методик весьма эффективны в качестве средства при первых контактах диагноста с испытуемым. Задача эта по-настоящему интересна и увлекательна. Ее цель — отвлечь внимание индивида от самого себя и тем самым снять его смущение и насторо­женность. И то, что предлагается индивиду, почти или совсем не заде­вает его самолюбия, поскольку любой даваемый ответ «правилен».

Некоторые проективные методики особенно полезны при работе с маленькими детьми, неграмотными людьми или людьми, страдаю­щими речевыми недостатками.

Проективные методики менее подвержены фальсификации, чем опросники, но в то же время большинство проективных методов не­достаточно стандартизированы и довольно сложны для интерпрета­ции, что требует особого опыта, высокой квалификации диагноста.

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ВОЗРАСТНОМ ПЛАНЕ

Изучение личности в возрастном плане определяется теми об­стоятельствами, что ее структура складывается постепенно, входя­щие в нее составляющие в большой мере определяют успехи и трудности ребенка в обучении, особенности его поведения. Так, ус­пехи ребенка в школе, в игре и других ситуациях помогают ему создавать адекватное представление о самом себе, что, в свою оче­редь, влияет на последующее выполнение им деятельности, реали­зацию своих потенциальных возможностей. В этом смысле пред­ставление о себе есть разновидность индивидуально осуществляю­щегося предсказания, которое прямо влияет на зону ближайшего развития ребенка.

Получить представление о специфике и причинах трудностей ученика в обучении чаще всего сегодня можно от учителя или школьного психолога. Пока школа у нас в стране по всем своим па­раметрам определялась государственными нормативными актами и партийной идеологией, потребность в разработке и применении в школе личностных диагностических методик не возникала. Вместе с тем в психолого-педагогической практике Америки и других стран личностное тестирование развито очень широко. В этой практике наработаны многочисленные подходы и приемы личностного тести­рования. Принципиальный поворот нашего общества к реалиям ры­ночной экономики с неизбежностью поставил вопрос о применении личностного тестирования к учащимся. Эта потребность чаще всего возникает при отборе детей в школы разной категории (гимназии, лицеи, частные и другие специальные школы), при отборе абитури­ентов в высшие, средние и специальные учебные заведения, при решении задач профориентации и профотбора. Можно с полной уверенностью предполагать, что потребность в изучении личност­ных особенностей и личностного развития в возрастном плане будет у нас в стране с каждым годом возрастать. Почти все типы сущест­вующих тестов, разработанных для взрослых, имеют свои аналоги для детей разных возрастных групп и активно используются в обра­зовании многих стран. Тесты интеллекта, умственных способностей, комплексные батареи способностей и личностные — это те тесты, которыми обычно пользуются консультанты по вопросам образова­ния и школьные психологи в таких странах, как Америка, Англия, Франция, Япония и другие. Уже сама готовность ребенка к обучению в школе означает, в сущности, не только владение им определенными знаниями и уме­ниями, но и наличие у него способностей к обучению, познаватель­ной мотивации и ряда других поведенческих и личностных характе­ристик, необходимых для оптимального освоения школьной программы. Это осознается сейчас и в нашем отечественном образовании.

Что же означает личностное тестирование ребенка, и так ли оно не­обходимо учителю, школьному психологу, родителю? При диагностике умственной сферы ребенка, школьника или его психофизиологических особенностей и анализе получаемых при этом количественных показа­телей исследователь, школьный психолог, учитель могут этим и огра­ничить сферу своего интереса. Но как только они обращаются к каче­ственному анализу полученных при обследовании интеллекта или спо­собностей данных или оказываются вынужденными решать задачу вы­явления причин трудностей ребенка в обучении, поведении, так с не­избежностью оказываются вынужденными обратиться к личностной сфере ученика и искать ответы в ее особенностях.

Рассмотрим некоторые опросники и тесты, которые чаще всего применяются для изучения личностных особенностей и личностного развития в возрастном плане. Обратим вни­мание, на выявление какой психической реальности на­правлены данные тесты и опросники.

Одним из примеров современного личностного опросника, актив­но применяемого в образовании, является «Контрольный пере­чень проблем» My ни.Он предназначен главным образом для оп­ределения проблем при групповом обсуждении или при индивиду­альном консультировании. Эта методика сформирована на основе анализа письменных изложений проблем почти 4000 старшекласс­ников, историй болезней, бесед при консультировании и других ис­точников. Методика имеет четыре формы, предназначенные соот­ветственно для учеников средних классов, старшеклассников, сту­дентов колледжей и взрослых. В формы для старшеклассников и студентов колледжей включены такие проблемы, как здоровье и физическое развитие, доходы и условия жизни, общественная дея­тельность и занятость, социально-психологические и личностные отношения, развлечения, ухаживание, секс, женитьба, дом, семья, мораль и религия, отношение к учебе в школе, будущее (работа или продолжение образования), программы занятий и методика обуче­ния. Опубликованные данные о результатах использования этой ме­тодики говорят об ее эффективности. Эти данные показывают, что с помощью этой методики удается выявить от ,20 до 30 проблем, яв­ляющихся причинами, источниками затруднений у учащихся в обу­чении и поведении.

Еще одним опросником такого типа, пригодным для ди­агностики школьников 9—11 классов, является контроль­ный перечень проблем школьной службы тестирования США.Он состоит из 167 заданий, которые сгруппированы в сле­дующие разделы: а) моя школа; б) после окончания школы; в) о се­бе; г) хорошие отношения с другими людьми; д) общие темы.

В опроснике использован интересный прием фиксации ответов: каж­дый ответ снабжен различной величины квадратами, размер которых соответствует степени значимости данной проблемы для испытуемого.

Каждое высказывание (например, «Хотел бы я знать, как лучше учиться» или «В общественных делах я не люблю быть на первом месте») заканчивается тремя квадратами и кружком, которые могут показать, как вы относитесь к утверждаемому.

Если вы рассматриваете его как одну из самых серьезных ваших проблем, отметьте большой квадрат.

Если вы рассматриваете его как важную для вас проблему, от­метьте средний квадрат.

Если вы рассматриваете его как незначительную для вас, случай­ную проблему, отметьте маленький квадрат.

Если вы считаете, что высказывание не имеет к вам никакого от­ношения, отметьте кружок.

По каждому из пяти разделов в руководстве к опроснику приво­дятся эквиваленты процентилей общего веса контрольных проблем, по которым может быть составлен индивидуальный профиль показа­телей учащихся.

Еще одной методикой, применяемой при психодиагностическом об­следовании детей школьного возраста, является уже упоминавшийся выше (в § 4) калифорнийский психологический опросник (CPI).

На основе факторных исследований Р. Кеттелла и его коллег создан ряд личностных опросников, из которых наиболее известен 16-факторный личностный опросник (16 PF).Варианты этого опросника были разработаны для школьников от 12 до 18 лет (личностный опросник для средних и старших клас­сов), от 8 до 12 лет (личностный опросник для начальной школы). Исходная форма этого опросника дает 16 показателей таких свойств личности, как замкнутость и открытость, скромность и самоуверен­ность, робость и предприимчивость, доверчивость и подозритель­ность.

В личностной области, пожалуй, самым сильным стимулом раз­работки специфического тестирования, наиболее адекватного для применения в народном образовании, стали методики, обозначаемые как «социальное научение», «терапия поведения», «модификация пове­дения».Можно привести здесь тесты исследований воспитания характе­ра. Эти тесты сначала разрабатывались как исследовательская ме­тодика, но затем были приспособлены и для практической психоди­агностики. В методиках этого типа используются знакомые детям обычные ситуации повседневной жизни школьников. Тесты могут проводиться в виде регулярно задаваемых контрольных работ, как часть домашнего задания ученикам, в ходе занятий физкультурой или в групповых играх. Тесты предназначаются для измерения та­ких поведенческих характеристик, как честность, самообладание и альтруизм. Большинство тестов СП, как оказалось, обладают хоро­шей различительной способностью, широким диапазоном индивиду­альных различий в показателях. Их надежность вполне удовлетво­рительна.

Столь же активно, как личностные опросники, в образовании ис­пользуются и проективные методики, например экспрессивная ме­тодика. Широкая и расплывчатая категория проективных методик включает в себя довольно много форм относительно свободного са­мовыражения. Считается, что благодаря полученной возможности выразить себя ребенок не только обнаруживает свои учебные, пове­денческие или эмоциональные затруднения, но также и освобожда­ется от них. В этих случаях чаще всего применяются рисование и театральное представление при помощи игрушек.

Примером еще одного подхода в возрастной психодиагностике явля­ется Тест мотивации достижений «Различение животных»,ориентированный на ситуацию обучения в школе. Тест «Различение животных» (названный авторами «объективной проективной мето­дикой» состоит из заданий, в каждом из которых представлена пара идентичных животных. Ребенку говорится, что у него есть живот­ное, которое он любит, и это животное любит и делает все то, что любит и делает сам ребенок. Затем экспериментатор по очереди указывает на каждую пару животных, описывая их поведение, и просит ребенка сказать, какое из животных принадлежит ему. Вы­полнение заданий не требует вербальных ответов. Ребенок или указы­вает на одно из двух животных (индивидуальное предъявление), или зачеркивает соответствующий кружочек (групповое предъявление).

Методика состоит из 60 заданий, по 12 для измерения каждого из следующих пяти компонентов, ориентированных на достижения в школьном поведении.

1. Удовольствие от обучения в школе: ребенок ждет приятных переживаний от успехов в школе.

2. Самонадеянность: ребенок видит себя как единственного, кто может успевать в школе.

3. Целеустремленность: ребенок может ставить себе цели и зада­чи и руководствоваться ими в своем поведении.

4. Орудийная деятельность: ребенок знает, как добиться этих це­лей, овладевая соответствующими средствами.

5. Самооценка: ребенок может оценить свою работу в школе. Хо­тя тест построен по типу вынужденного выбора из двух альтерна­тив, составные показатели не носят личностного характера, по­скольку спаренные ответы по каждому заданию относятся к одной и той же черте характера.

Процентильные нормы для детей из детского сада и первоклас­сников были получены на репрезентативной выборке, состоявшей из более 5000 детей. Полученные нормы дают выраженное отрица­тельное смещение в распределении показателей, особенно для вы­борок первоклассников, что заставляет предположить неадекват­ность потолочных значений показателей теста. В данном виде тест, по-видимому, больше пригоден для детей с низкой мотивацией. Раз­личение дошкольников, для которых тест первоначально и предна­значался, по всему диапазону показателей явно лучше. Надежность теста, вычисленная по формуле Кьюдера—Ричардсона, равна 0,90 для теста в целом, но колеблется от 0,69 до 0,92 для отдельных по­казателей.

Наши рекомендации