Принципы и методы диагностики межличностных отношений

Сфера межличностных отношений охватывает практически весь диапазон существования человека. Можно утверждать, что человек, даже будучи в совершенном одиночестве, продолжает опираться в своих действиях и мыслях на свои представления об оценках, зна­чимых для других. Не случайно были созданы и до сих пор показы­вают свою теоретическую и практическую ценность такие психоло­гические теории, в которых важнейшее значение для всех личност­ных составляющих приписывается межличностным отношениям (В.Н. Мясищев, 1969; Н. Sullivan, 1953).

Межличностные отношения проявляются в большом разнообра­зии сфер человеческого бытия, которые существенно отличаются друг от друга и в которых действуют различные психологические факторы. В настоящее время в психологии существует огромное ко­личество конкретных методических приемов исследования межлич­ностных отношений, и даже беглый обзор их не уместился бы в объеме целой книги. Поэтому мы ограничимся рассмотрением лишь некоторых, наиболее распространенных, кратко перечислив и дру­гие, реже применяемые в этой области.

Систематика методик психодиагностической оценки меж­личностных отношений возможна на различных основаниях:

а) на основании объекта (диагностика отношений между группа­ми, внутригрупповых процессов, диадных отношений и т.д.);

б) на основании задач, решаемых обследованием (выявление групповой сплоченности, совместимости и т.д.);

в) на основании особенностей используемых методик (опросники, проективные методики, социометрия и т.д.);

г) на основании исходной точки отсчета диагностики межличност­ных отношений (методики субъективных предпочтений, методики вы­явления субъективного отражения межличностных отношений и т.д.).

Возможны и другие критерии систематизации методик.

Одна из самых известных методик психологической диагностики межличностных отношений принадлежит Р. Бейлсу (R. Bales, 1970), который разработал схему, позволяющую по единому плану регист­рировать различные виды интеракции (взаимодействия) в группе. По этой схеме обученный наблюдатель может анализировать каж­дое взаимодействие в любой малой группе по 12 показателям, кото­рые объединены в четыре более общие категории: область позитив­ных эмоций, область решения проблем, область постановки проблем и область негативных эмоций. Благодаря такой формализованной процедуре наблюдения можно определить разные уровни групповой динамики, статус и роль участников взаимодействия и т.д. Например, человек, получивший высокий балл при решении проблем, рассмат­ривался как деловой лидер, а в области позитивных эмоций — как эмоциональный лидер. Схема Р. Бейлса и ее критика описаны в отечественной литературе (В.Б. Ольшанский, 1981; Г.М. Андреева, 1980).

Перспективным направлением в психологической диагностике межличностных отношений является наблюдение за игровым ими­тированием определенной жизненной ситуации. Наблюдение за по­ведением человека в ситуационном тесте позволяет хорошо диагно­стировать его в межличностных отношениях, предвидеть их разви­тие в реальной жизненной ситуации. Так, специально сконструиро­ванные настольные игры используются для оценки совместимости, лидерства, конкуренции и кооперации в диаде, больших по числен­ности группах взаимодействия.

Диагностика индивидуальных свойств человека, влияю­щих на межличностные отношения.Для диагностики межлич­ностных отношений бывает чрезвычайно важно выделить те инди­видуальные личностные свойства участников взаимодействия, кото­рые проявляются и влияют на процессы общения. С этой целью созданы тесты и шкалы для измерения таких свойств, как стиль ли­дерства, авторитарность, совместимость, тревожность, личностные Ценности и т.д. Существуют попытки объединить разные шкалы в обширные психологические опросники, составить специальные ба­тареи тестов для изучения межличностных отношений. Примерами таких попыток являются Калифорнийский психологический опрос­ник личности (CPI). Он был разработан по принципу MMPI (под­робнее об этой методике см. в § 6) в конце 60-х гг. американским психологом Дж. Гоухом. Цель или назначение этого опросника — «предвидеть, что люди скажут или сделают в определенной ситуа­ции, а также предсказать, что другие скажут о них». В отличие от ММР1 CPI предназначен для здоровых людей и выявляет социаль­но-психологические характеристики личности. Опросник состоит из 480 утверждений, на которые испытуемому надо ответить «да» или «нет», «верно» или «неверно». Большинство вопросов касаются типичного поведения, повседневных чувств, мнений и установок испытуемого. Подсчитанные ответы переносят­ся на листы со стандартными нормами, по 18 шкалам опросника строится профиль личности. Шкалы опросника при интерпретации объединяются в четыре группы.

Шесть шкал, входящих в первую группу, измеряют уравновешен­ность, самоуверенность и адекватность в межличностных отноше­ниях. Это шкалы доминирования, способностей приобрести соци­альный статус, социальности, общительности, самовосприятия и чувства благополучия.

Вторая группа шкал выявляет зрелость и социализацию лично­сти, ее ответственность и межличностные ценности. В нее включе­ны также 6 шкал — ответственности, достигнутой социализации, самоконтроля, толерантности (терпимости к другим мнениям, веро­ваниям, поведению), благоприятного впечатления и обычности.

Третья группа шкал измеряет потенциал достижений и развития человека, его интеллектуальную эффективность. Шкалы достиже­ния включают конформность, отстаивание своей независимости, ин­теллектуальной эффективности.

В четвертую группу входят три шкалы: психологичность, гиб­кость, женственность.

Несмотря на слабые места (аналогичные тем, которые есть в MMPI), CPI является, по мнению ведущих психологов Запада, на сегодняшний день лучшим опросником такого типа, направленным на диагностику личностных свойств, влияющих на межличностные отношения. Интерпретация результатов теста CPI производится на языке здравого смысла, а не на специальном психологическом жар­гоне, что позволяет использовать получаемые результаты в психо­логической практике.

Его методическая разработанность — одна из самых высоких. Исследования с CPI проводятся для прогнозирования таких крите­риев, как: а) успеваемость в старших классах и колледже; б) веро­ятность ухода из школы; в) детская преступность; г) последствия условного досрочного освобождения. Обширное обследование про­фессиональных групп показало высокую адекватность этой методи­ки и для предсказания успешности овладения многими сферами профессиональной деятельности, что. имеет большое практическое значение для профессионального самоопределения школьников в старших классах.

Межличностные отношения имеют сложную структуру, они ин­тегрируют в себе многие психологические свойства личности и пронизывают разные уровни организации личности. Поэтому вряд ли можно полностью раскрыть человеческие отношения, используя один, даже очень хорошо разработанный тест. Часть методик, на­правленных на диагностику межличностных отношений, в частно­сти, такой составляющей, как статус личности в межличностных отношениях, будет рассмотрена в специальном параграфе позднее.

Для понимания межличностного поведения индивида недостаточ­но детально знать внешнюю ситуацию и мотивацию индивида. Лич­ность активна, и ее отношение к действительности требует осмыс­ления, преобразования, выхода за пределы заданного, постановки и решения в той или иной форме новых творческих задач. На психо­логическую диагностику субъективного отражения межличностных отношений и направлены методики, среди которых особое место за­нимает методика тематической апперцепции. Методики исследова­ния субъективного отражения межличностных отношений возникли главным образом как ответ на запросы прикладных областей психо­логии — индивидуальной и семейной психологических консульта­ций, в которых для достижения практических целей необходимо позна­ние субъективного мира человека. Большинство этих методик — про­ективные. Примером такой методики является FPI — методика ис­следования межличностных отношений в семье (J. Howells, J. Lickowish, 1967), которую можно использовать для исследования как взрослых, так и детей. Полный вариант теста составляет 40 сцен из семейной жизни. Возраст изображенных в этих сценах детей — 7— 12 лет. 16 картинок подходят для исследования семей, в которых есть мальчик или девочка, 8 подходят для семей обеих категорий. Таким образом, комплект из 24 картинок может быть использован для родителей и детей любой семьи. Если в семье есть и мальчик и девочка, используется комплект из 40 картинок. Дается такая инст­рукция: «Тут у меня несколько картинок, на которых изображены что-то делающие люди. Некоторые из них — мальчики и девочки, другие — взрослые. Я хочу, чтобы ты посмотрел на эти картинки и подумал, что бы ты мог по ним рассказать. Расскажи, что они делают (по твоему мнению), что говорят».

Рассказы по каждой картинке анализируются по их синтаксической и грамматической структуре. Ответы разделяются на главные, дополнительные предложения, восклицания. Эти синтаксические единицы отделяются друг от друга черточками. В последующем каждая из них анализируется как единица информации, принадлежащая одной из ука­занных категорий: К-1 — описание картинки; К-2 — взаимодействие людей; К-3 — характеристика личности; К-4 — разное.

После заполнения матриц (см. табл. 1) на каждую картинку делает­ся общая интерпретация семейных отношений, как они отражаются в психике отдельного члена семьи. Если этой методикой обследованы все члены семьи, то она позволяет получить и более сложную и глубокою информацию о межличностных отношениях в семье.

принципы и методы диагностики межличностных отношений - student2.ru

Наши рекомендации