Методика диагностики межличностных отношений т. лири
ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
СВОЙСТВ, ВЛИЯЮЩИХ НА
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Т. ЛИРИ
Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность.
Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь — соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.
Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.
Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.
Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, "социальное "Я", "реальное "Я"", "мои партнеры" и т.д.
Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.
В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального "ключа" к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.
ДОМИНИРОВАНИЕ
|
|
ПОДЧИНЕНИЕ
По специальным формулам определяются показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие.
Доминирование - (I — V) + 0,7 х (VIII + II — VI)
Дружелюбие - (VII — III) + 0,7 х (VIII — II — IV + VI)
Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей. СВ. Максимовым приведены индексы точности рефлексии, дифференцированности восприятия, степени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности.
Методический прием позволяет изучать проблему психологической совместимости и часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга.
Умеет настоять на своем
5)обладает чувством собственного достоинства;
6)независим;
7) способен сам позаботиться о себе;
8)может проявить безразличие к человеку;
9)способен быть суровым;
10) строг, но справедлив;
11) может быть искренним;
12) критичен по отношению к другим;
13) любит поплакаться;
14)часто бывает печален;
15)способен проявлять недоверие;
16) часто разочаровывается;
Ищет одобрения
25)способен к сотрудничеству;
Стремится ужиться с другими
27)доброжелателен;
28)внимателен и ласков;
29)деликатен;
30)способен ободрять;
31)всегда может откликнуться на призыв о помощи;
32)бескорыстен;
33)способен вызвать восхищение;
34)пользуется уважением;
35)обладает талантом руководителя;
36)любит брать на себя ответственность за общее дело;
37)уверен в себе;
38)самоуверен и напорист;
39)деловит, практичен;
40)всегда готов соперничать;
Строгий и крутой, где надо
42)неумолим, но беспристрастен;
43)раздражителен;
44)открыт и прямолинеен;
45)не терпит, чтобы им командовали;
46)скептичен (подвергает все сомнению);
47)не слишком впечатлителен;
48)обидчив, щепетилен;
49)легко смущается;
50)неуверен в себе;
51)уступчив;
52)скромен;
53)часто прибегает к помощи других;
54)признает авторитеты;
55)охотно принимает советы;
56)доверчив и стремится радовать других;
57)всегда любезен со всеми;
58)дорожит мнением окружающих;
59)общителен и уживчив;
60)добросердечен;
61)всегда со всеми добр и вселяет в людей уверенность;
62)нежен и мягкосердечен;
63)любит заботиться о других;
64)всегда щедр;
65)любит давать советы;
66)производит впечатление значительной личности;
67)начальственно-повелителен;
68)имеет властный характер;
69)хвастлив;
70)надменен и самодоволен;
71)думает только о себе;
72)умеет хитрить;
73)нетерпим к ошибкам других;
74)расчетлив;
75)откровенен;
76)часто недружелюбен;
77)озлоблен;
78)высказывает жалобы;
79)ревнив;
80)долго помнит обиды;
Склонен к самобичеванию
82)застенчив;
83)безынициативен;
84)кроток;
85)зависим, несамостоятелен;
Любит подчиняться
87)предоставляет другим принимать решения;
88)легко попадает впросак;
89)легко поддается влиянию друзей;
90)готов довериться любому;
91)благорасположен ко всем без разбора;
92)всем симпатизирует;
93)прощает все;
94)переполнен чрезмерным сочувствием;
95)великодушен и терпим к чужим недостаткам;
96)стремится помочь каждому;
97)стремится к успеху;
98)ожидает восхищения от. каждого;
99)распоряжается другими;
100)деспотичен;
101)относится к окружающим с чувством превосходства;
Тщеславен
103)эгоистичен;
104)всегда холодей, черств;
105)язвителен, насмешлив;
106)всегда зол, жесток;
Часто гневен
108)всегда бесчувствен, равнодушен;
109)злопамятен;
110)проникнут духом противоречия;
111)всегда упрям;
112)всегда недоверчив и подозрителен;
113)всегда робок;
114)всегда стыдлив;
115)всегда услужлив;
116)всегда мягкотел;
117)почти никому не возражает;
118)всегда навязчив;
119)любит, чтобы его опекали;
120)чрезмерно доверчив;
121)стремится снискать расположение каждого;
122)со всеми соглашается;
123)всегда со всеми дружелюбен;
124)всех любит;
125)слишком снисходителен к окружающим;
126)старается утешить каждого;
127)заботится о других в ущерб себе;
ТИПЫ ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩИМ
I. Авторитарный
13-16 — диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.
9-12 — доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.
0-8 — уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.
II. Эгоистичный
13-16 — стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.
0-12—эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.
Ш. Агрессивный
13-16 — жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.
9-12—требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.
0-8 — упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.
IV. Подозрительный
13-16 — отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недоволен (шизоидный тип характера).
9-12 — критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.
0-8 — критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.
V. Подчиняемый
13-16 — покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.
9-12—застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.
0-8 — скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.
VI. Зависимый
13-16 — резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.
9-12 — послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.
0-8 — конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.
VII. Дружелюбный
9-16 — дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).
0-8—склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам "хорошего тона" в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.
VIII. Альтруистический
9-16 — гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя "маска", скрывающая личность противоположного типа).
0-8 — ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.
12. Использовать таблицу оценок:
Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:
0-4 балла — низкая | |
5-8 баллов - умеренная | адаптивное поведение |
9-12 баллов - высокая | Высокая степень |
13-16 баллов - экстремальная | экстремальное |
ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
СВОЙСТВ, ВЛИЯЮЩИХ НА
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Т. ЛИРИ
Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность.
Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь — соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.
Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.
Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.
Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, "социальное "Я", "реальное "Я"", "мои партнеры" и т.д.
Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.
В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального "ключа" к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.
ДОМИНИРОВАНИЕ
|
|
ПОДЧИНЕНИЕ
По специальным формулам определяются показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие.
Доминирование - (I — V) + 0,7 х (VIII + II — VI)
Дружелюбие - (VII — III) + 0,7 х (VIII — II — IV + VI)
Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей. СВ. Максимовым приведены индексы точности рефлексии, дифференцированности восприятия, степени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности.
Методический прием позволяет изучать проблему психологической совместимости и часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга.