Методика диагностики межличностных отношений т. лири

ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

СВОЙСТВ, ВЛИЯЮЩИХ НА

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Т. ЛИРИ

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в ма­лых группах. С помощью данной методики выявляется преобла­дающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений наиболее ча­сто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дру­желюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при ана­лизе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследо­вании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум перемен­ным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелю­бие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность.

Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секто­ры. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозна­чены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелю­бие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь — соответственно более частным отношениям. Для еще бо­лее тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще исполь­зуются октанты, определенным образом ориентированные отно­сительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каж­дой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикаль­ная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от цент­ра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каж­дом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суж­дения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработ­ке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблю­даемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для опи­сания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагно­стики меняется инструкция для ответа.

Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, "социальное "Я", "реальное "Я"", "мои партнеры" и т.д.

Методика может быть представлена респонденту либо спис­ком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые со­ответствуют его представлению о себе, относятся к другому че­ловеку или его идеалу.

В результате производится подсчет баллов по каждой октан­те с помощью специального "ключа" к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от цент­ра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный про­филь.

ДОМИНИРОВАНИЕ

 
 
АГРЕССИВНОСТЬ

методика диагностики межличностных отношений т. лири - student2.ru

 
 
Д РУЖЕЛЮИЕ

ПОДЧИНЕНИЕ

По специальным формулам определяются показатели по ос­новным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование - (I — V) + 0,7 х (VIII + II — VI)

Дружелюбие - (VII — III) + 0,7 х (VIII — II — IV + VI)

Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представ­лениями разных людей. СВ. Максимовым приведены индексы точ­ности рефлексии, дифференцированности восприятия, степени бла­гополучности положения личности в группе, степени осознания лич­ностью мнения группы, значимости группы для личности.

Методический прием позволяет изучать проблему психоло­гической совместимости и часто используется в практике семей­ной консультации, групповой психотерапии и социально-психо­логического тренинга.

Умеет настоять на своем

5)обладает чувством собственного достоинства;

6)независим;

7) способен сам позаботиться о себе;

8)может проявить безразличие к человеку;

9)способен быть суровым;

10) строг, но справедлив;

11) может быть искренним;

12) критичен по отношению к другим;

13) любит поплакаться;

14)часто бывает печален;

15)способен проявлять недоверие;

16) часто разочаровывается;

Ищет одобрения

25)способен к сотрудничеству;

Стремится ужиться с другими

27)доброжелателен;

28)внимателен и ласков;

29)деликатен;

30)способен ободрять;

31)всегда может откликнуться на призыв о помощи;

32)бескорыстен;

33)способен вызвать восхищение;

34)пользуется уважением;

35)обладает талантом руководителя;

36)любит брать на себя ответственность за общее дело;

37)уверен в себе;

38)самоуверен и напорист;

39)деловит, практичен;

40)всегда готов соперничать;

Строгий и крутой, где надо

42)неумолим, но беспристрастен;

43)раздражителен;

44)открыт и прямолинеен;

45)не терпит, чтобы им командовали;

46)скептичен (подвергает все сомнению);

47)не слишком впечатлителен;

48)обидчив, щепетилен;

49)легко смущается;

50)неуверен в себе;

51)уступчив;

52)скромен;

53)часто прибегает к помощи других;

54)признает авторитеты;

55)охотно принимает советы;

56)доверчив и стремится радовать других;

57)всегда любезен со всеми;

58)дорожит мнением окружающих;

59)общителен и уживчив;

60)добросердечен;

61)всегда со всеми добр и вселяет в людей уверенность;

62)нежен и мягкосердечен;

63)любит заботиться о других;

64)всегда щедр;

65)любит давать советы;

66)производит впечатление значительной личности;

67)начальственно-повелителен;

68)имеет властный характер;

69)хвастлив;

70)надменен и самодоволен;

71)думает только о себе;

72)умеет хитрить;

73)нетерпим к ошибкам других;

74)расчетлив;

75)откровенен;

76)часто недружелюбен;

77)озлоблен;

78)высказывает жалобы;

79)ревнив;

80)долго помнит обиды;

Склонен к самобичеванию

82)застенчив;

83)безынициативен;

84)кроток;

85)зависим, несамостоятелен;

Любит подчиняться

87)предоставляет другим принимать решения;

88)легко попадает впросак;

89)легко поддается влиянию друзей;

90)готов довериться любому;

91)благорасположен ко всем без разбора;

92)всем симпатизирует;

93)прощает все;

94)переполнен чрезмерным сочувствием;

95)великодушен и терпим к чужим недостаткам;

96)стремится помочь каждому;

97)стремится к успеху;

98)ожидает восхищения от. каждого;

99)распоряжается другими;

100)деспотичен;

101)относится к окружающим с чувством превосходства;

Тщеславен

103)эгоистичен;

104)всегда холодей, черств;

105)язвителен, насмешлив;

106)всегда зол, жесток;

Часто гневен

108)всегда бесчувствен, равнодушен;

109)злопамятен;

110)проникнут духом противоречия;

111)всегда упрям;

112)всегда недоверчив и подозрителен;

113)всегда робок;

114)всегда стыдлив;

115)всегда услужлив;

116)всегда мягкотел;

117)почти никому не возражает;

118)всегда навязчив;

119)любит, чтобы его опекали;

120)чрезмерно доверчив;

121)стремится снискать расположение каждого;

122)со всеми соглашается;

123)всегда со всеми дружелюбен;

124)всех любит;

125)слишком снисходителен к окружающим;

126)старается утешить каждого;

127)заботится о других в ущерб себе;

ТИПЫ ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩИМ

I. Авторитарный

13-16 — диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах группо­вой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.

9-12 — доминантный, энергичный, компетентный, автори­тетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения.

0-8 — уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.

II. Эгоистичный

13-16 — стремится быть над всеми, но одновременно в сторо­не от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.

0-12—эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству.

Ш. Агрессивный

13-16 — жесткий и враждебный по отношению к окружаю­щим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоци­ального поведения.

9-12—требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обви­нять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.

0-8 — упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.

IV. Подозрительный

13-16 — отчужденный по отношению к враждебному и злоб­ному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недово­лен (шизоидный тип характера).

9-12 — критичный, необщительный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за неуверенности в себе, по­дозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скеп­тичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм про­являет в вербальной агрессии.

0-8 — критичный по отношению ко всем социальным явле­ниям и окружающим людям.

V. Подчиняемый

13-16 — покорный, склонный к самоунижению, слабоволь­ный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пас­сивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

9-12—застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен под­чиняться более сильному без учета ситуации.

0-8 — скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдер­жанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.

VI. Зависимый

13-16 — резко неуверенный в себе, имеет навязчивые стра­хи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.

9-12 — послушный, боязливый, беспомощный, не умеет про­явить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

0-8 — конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, до­верчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.

VII. Дружелюбный

9-16 — дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требо­вания всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогрупп имеет развитые механизмы вытеснения и по­давления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).

0-8—склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и ком­промиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам "хо­рошего тона" в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общитель­ный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

VIII. Альтруистический

9-16 — гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в сво­ей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя "маска", скрывающая личность противоположного типа).

0-8 — ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успо­коить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

12. Использовать таблицу оценок:

Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

0-4 балла — низкая  
5-8 баллов - умеренная адаптивное поведение
9-12 баллов - высокая Высокая степень
13-16 баллов - экстремальная экстремальное

ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

СВОЙСТВ, ВЛИЯЮЩИХ НА

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Т. ЛИРИ

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в ма­лых группах. С помощью данной методики выявляется преобла­дающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений наиболее ча­сто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дру­желюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при ана­лизе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгуда: оценка и сила. В многолетнем исследо­вании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум перемен­ным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями: доминирование-подчинение, дружелю­бие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность.

Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секто­ры. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозна­чены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелю­бие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь — соответственно более частным отношениям. Для еще бо­лее тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще исполь­зуются октанты, определенным образом ориентированные отно­сительно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каж­дой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикаль­ная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от цент­ра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каж­дом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суж­дения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработ­ке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблю­даемого поведения людей, т.е. поведения в оценке окружающих ("со стороны"), для самооценки, оценки близких людей, для опи­сания идеального "Я". В соответствии с этими уровнями диагно­стики меняется инструкция для ответа.

Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, "социальное "Я", "реальное "Я"", "мои партнеры" и т.д.

Методика может быть представлена респонденту либо спис­ком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утверждения, которые со­ответствуют его представлению о себе, относятся к другому че­ловеку или его идеалу.

В результате производится подсчет баллов по каждой октан­те с помощью специального "ключа" к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от цент­ра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный про­филь.

ДОМИНИРОВАНИЕ

 
 
АГРЕССИВНОСТЬ

методика диагностики межличностных отношений т. лири - student2.ru

 
 
Д РУЖЕЛЮИЕ

ПОДЧИНЕНИЕ

По специальным формулам определяются показатели по ос­новным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование - (I — V) + 0,7 х (VIII + II — VI)

Дружелюбие - (VII — III) + 0,7 х (VIII — II — IV + VI)

Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представ­лениями разных людей. СВ. Максимовым приведены индексы точ­ности рефлексии, дифференцированности восприятия, степени бла­гополучности положения личности в группе, степени осознания лич­ностью мнения группы, значимости группы для личности.

Методический прием позволяет изучать проблему психоло­гической совместимости и часто используется в практике семей­ной консультации, групповой психотерапии и социально-психо­логического тренинга.

Наши рекомендации