Уровни мотивации к достижению успеха и к избеганию неудач
Мотивация | Уровни | Возрастная категория | ||
До 30 лет | От 30 до 40 лет | Свыше 40 лет | ||
К достижению успеха | Средний | 65% | 38% | 38% |
Высокий | 35% | 62% | 38% | |
Очень высокий | - | - | 24% | |
К избеганию неудач | Средний | 95% | 38% | 14% |
Высокий | 5% | 12% | 62% | |
Очень высокий | - | 50% | 24% |
Высокий уровень мотивации достижения свидетельствует о том, что большинство респондентов имеют высокий уровень потребности в достижении успеха и добиваются его в соревновательных условиях. Они ставят перед собой трудные цели, стремятся к сложной и разнообразной работе, требующей большей самостоятельности, дорожат своей профессией и стремятся достичь определенных (высоких) результатов. С увеличением стажа работы это стремление растет, так как подкрепляется повышением квалификации, ростом компетентности и профессионализма.
Ключевыми факторами, определяющими силу потребности достижения успеха или избегания неудачи, являются личностные особенности человека и доминирующие у него установки.
Результаты полученного исследования в возрастном диапазоне представлены на диаграммах 2.10 и 2.11.
Диаграмма 2.10 Диаграмма 2.11
Из диаграммы 2.10 видно, что у большинства респондетов до 30 лет (65,0%) преобладает средний уровень мотивации к достижению успеха. Отсутствие у большинства этой возрастной группы показателей высокого уровня можно считать неблагоприятным, так как это свидетельствует о слабом стремлении молодежи к профессиональному и карьерному росту. Возможно, они не имеют четкого представления о своем будущем или планируют смену профессии. Аналогичную картину – почти полное отсутствие высокого уровня стремления к избеганию неудач (5,0%), мы видим из диаграммы 2.11, что является еще одним подтверждением высказанной гипотезы о безразличии или неуверенности молодых летчиков в своем будущем.
В возрастном диапазоне от 30 до 40 лет 38% опрашиваемых имеет средний уровень мотивации к достижению успеха, 62,0% респондентов имеет высокий уровень. Это указывает на тот факт, что в возрастном интервале от 30 до 40 лет, в отличие от группы до 30 лет, у военнослужащих определенно сформировано стремление к профессиональному росту и успеху. 38% респондентов этой возрастной группы имеют средний уровень потребности избегания неудач и 12 и 50 процентов соответственно имеют высокий и очень высокий уровень мотивации. Они среди всех возрастных категорий имеют самый высокий уровень стремления к избеганию неудач.
У тех респондентов, чей возраст свыше 40 лет только 14 % имеют средний уровень мотивации к избеганию неудач, а высокий и очень высокий уровни демонстрируют в сумме 86% опрошенных, что можно объяснить высоким уровнем профессионализма, должностного статуса, уверенности в себе. Очевидно, что к этому возрасту в профессии остаются только те, для кого она является призванием.
Эффективное управление, обеспечивающее высокую отдачу от подчиненных, базируется на целенаправленном и умелом воздействии на мотивацию сотрудников при помощи системы стимулирования труда. Применение мер стимулирования предполагает:
· правильный выбор методов стимулирования;
· четкую постановку целей и задач.
Распространенным является мнение, что мотивация возможна только при наличии денег, а если денег мало, то нет и мотивации. Многие годы существования социалистической системы стимулирования (доски почета, аллеи трудовой славы, социалистическое соревнование, вручение орденов, значков, грамот и т.п.), доказывают возможность успешного воздействия на мотивацию при комплексном подходе, когда использовался достаточно широкий набор различных методов, сочетающих материальное и моральное стимулирование.
Одним из средств повышения мотивационного потенциала являются правильная организация и содержание работы (разнообразие навыков, необходимых для выполнения работы; законченность, значимость, важность, ответственность работы; самостоятельность, предоставляемая исполнителю; наличие обратной связи). С помощью опросника [112, С.67] нами исследовано влияние «организации работы и ее содержания» как одного из средств воздействия на трудовую мотивацию.
1. Разнообразие работы.Насколько разнообразна ваша работа, в какой мере она связана с выполнением различных функций и задействует разнообразные навыки и способности? | ||
1-------------2--------------3---------------4---------------5--------------6--------------7 | ||
Малоразнообразна. Работа заключается в выполнении одних и тех же рутинных операций | Умеренно разнообразна | Очень разнообразна. Работа вынуждает меня выполнять много разных дел с использованием ряда навыков и способностей |
2. Целостность, законченность работы.Насколько целостной и законченной является ваша работа? | ||
1-------------2--------------3---------------4---------------5--------------6--------------7 | ||
Моя работа – лишь малая часть общего объема работ, и результаты моей деятельности нельзя выделить в конечном продукте или услуге | Моя работа – довольно весомый блок в общем объеме работ, и мой вклад можно увидеть в конечном продукте | Я обязан выполнять все задание целиком – от начала до конца. Результаты моей деятельности легко просматриваются в конечном продукте или услуге |
3. Значимость работы.Насколько важна ваша работа? | ||
1-------------2--------------3---------------4---------------5--------------6--------------7 | ||
Не очень важна. Результаты моей работы вряд ли окажут серьезное воздействие на других людей | Относительно важна | Очень важна. Ее результаты могут весьма серьезно повлиять на других людей |
4. Самостоятельность. Насколько самостоятельны вы в выполнении своей работы? | ||
1-------------2--------------3---------------4---------------5--------------6--------------7 | ||
Малосамостоятелен. Работа почти не дает мне права принятия решений, когда и как ее выполнять | Достаточно самостоятелен. Многие элементы находятся вне моего контроля, но некоторые решения я могу принимать самостоятельно | Очень самостоятелен. Я могу принимать решения, когда и как выполнять работу |
5. Обратная связь.В какой степени сама работа предоставляет вам информацию об эффективности вашей трудовой деятельности? Дает ли работа информацию о том, насколько она вам удается, независимо от обратной связи со стороны коллег или руководства? | ||
1-------------2--------------3---------------4---------------5--------------6--------------7 | ||
В очень малой степени. Работа организована так, что я могу работать долго, не зная, как у меня идут дела иногда нет | В достаточной степени. Иногда выполнение работы дает мне обратную связь | В ходе работы я почти постоянно имею сведения о том, как идут дела |
Мотивационный потенциал работы сотрудника вычислялся по формуле:
|
Усредненным значением мотивационного потенциала для разных видов работ является 130 единиц. Сравним результаты, полученные в ходе опроса летчиков ВТА, с этим значением (табл. 2.5).
Таблица 2.5