Исследование потребностей и мотивов профессиональной

Исследование потребностей и мотивов профессиональной

Деятельности летного состава в свете теорий мотивации

Проводимое нами исследование имеет целью изучение природы мотивации деятельности военных летчиков в свете содержательных и процессуальных теорий мотивации.

В исследовании принимали участие 120 респондентов – летчиков ВТА нескольких военных частей Тверского региона. Половозрастной состав респондентов представлен следующим образом: до 29 лет (мужчины) – 20 человек; от 30 до 39 лет (мужчины) – 50 человек; от 40 до 47 лет (мужчины) – 50 человек.

Поскольку мотивация неразрывно связана с потребностями человека, труд с высокой самоотдачей, преодоление препятствий тогда значимы, когда получаемое в результате вознаграждение, позволяет удовлетворять имеющиеся потребности. Весь круг потребностей, лежащих в основе трудовой мотивации, можно разделить на:

· Физиологические – потребности, удовлетворение которых необходимо для обеспечения существования человека как биологического организма (еда, воздух, вода, одежда, крыша над головой и т.п.). В связи с тем, что труд летчика требует определенных энергетических, интеллектуальных и моральных затрат, голодный или больной летчик вряд ли сможет с должным напряжением сил выполнять поставленные задачи. Здоровье и хорошая физическая форма военнослужащего являются для организации такими же важными ресурсами, как его квалификация и опыт.

· Потребность в безопасности– защита от физической или психологической опасности заключается в гарантии занятости, уверенности в завтрашнем дне. Удовлетворение потребности в безопасности в труде военного летчика во многом зависит от его профессионализма, а также квалификации специалистов, обслуживающих летную технику и полет.

· Потребность в принадлежности к социальной группе– наличие социальных контактов, которые установлены с сослуживцами, командирами и подчиненными, являются важным фактором, оказывающим положительное влияние на трудовую мотивацию.

· Потребность в справедливой оценке и уважении– стремление занять определенное место в обществе и подчеркнуть это положение определенными символами статуса (форма, выправка, уважительное отношение гражданских лиц и т.п.). Также сюда можно отнести потребность в самоуважении, желание иметь престижную и уважаемую другими работу, к которой, без сомнения, относится работа военного летчика.

· Потребность в самоактуализации- желание максимально реализовать свой профессиональный и личностный потенциал. Летчик с высокой потребностью в самоактуализации стремится работать на пределе возможностей, что делает его самым ценным резервом не только организации, но и страны.

· Власть и оказание влияния– стремление человека оказывать влияние на других людей, но и в желании осуществлять контроль за своей рабочей ситуацией, в стремлении к большей самостоятельности.

· Потребность в достижении результата (успеха), в профессиональном росте – желание преуспеть, определяющее рабочее поведение человека: сотрудники с высокой потребностью в достижении успеха принимают ответственность на себя, стремятся к труднодостижимым целям, сложной, разнообразной, самостоятельной работе; сотрудники с низкой потребностью предпочитают стабильные, надежные, предсказуемые ситуации.

Для выявления ведущих потребностей летного состава ВТА нами осуществлено анкетирование, проведенного по адаптированной нами с учетом особенностей профессиональной деятельности летчиков, методике В.В. Травина, М.И. Магуры, М.Б. Курбатовой [112, С. 11-12].

Таблица 2.1

Мотивы, компенсирующие действие демотиваторов

Факторы, снижающие трудовую мотивацию (демотиваторы)

Недостаточный уровень оплаты труда

Исследование потребностей и мотивов профессиональной - student2.ru

Диаграмма 2.3

Компенсирующие их мотивы (количество выборов)

- полный соцпакет, льготы (79)

- ни что (34);

- общая цель, желание увидеть результат своей деятельности (6);

- предоставление жилья (5);

- смена работы (4);

- признание незаменимости конкретного работника на данном участке деятельности (3)

В возрастном диапазоне

Исследование потребностей и мотивов профессиональной - student2.ru

1 – разнообразие; 2 – целостность; 3 – значимость;

4 – самостоятельность; 5 – обратная связь

Диаграмма 2.12

Средние показатели характеристик работы говорят о том, что летчики в возрасте до 30 лет выше других возрастных категорий оценивают разнообразие (5,3), значимость (6,3) и самостоятельность (5,3) своей работы. А по показателю «обратная связь» (5) оценивают свой труд ниже других. По показателю «обратная связь» наивысшая оценка дана военнослужащими в возрасте свыше 40 лет (5,4), при том, что в плане «разнообразия» (4,4) они оценивают свою работу ниже других возрастных категорий. Проанализировав полученные данные можно сделать следующий вывод – имеется обратно пропорциональная зависимость величины мотивационного потенциала и возраста военнослужащих (летчиков ВТА): чем старше сотрудник, тем ниже значение мотивационного потенциала. Возможно, это объясняется тем, что в подавляющем большинстве после 40 лет военнослужащие готовятся к увольнению в запас и занимаются поиском подходящего поприща для дальнейшей трудовой деятельности, а к летному труду относятся с меньшим энтузиазмом.

Командирам воинских частей необходимо задуматься над созданием условий, повышающих мотивационный потенциал подчиненных. К таким условиям можно отнести следующие:

· выполнение боевых задач должно вносить заметный вклад в достижение целей подразделения и части в целом, и этот вклад должен быть понятен сотруднику;

· поставленные задачи должны дополнять друг друга и создавать целостную деятельность;

· профессиональная деятельность должна допускать возможность разных способов выполнения заданий;

· для военнослужащего должна быть обеспечена обратная связь;

· летная деятельность должна допускать определенную степень проявления самостоятельности и инициативы исполнителей (четкое осознание пределов своей самостоятельности);

· летчик должен быть наделен достаточным полномочиями, обеспечивающими полную ответственность за выполнение задания;

· процесс выполнения боевой задачи должен приносить военнослужащему удовлетворение.

Еще одной составляющей нематериального подхода к стимулированию сотрудников является использование различных льгот, которые позволяют удовлетворять широкий круг потребностей военнослужащих, не связанных с действием системы материального стимулирования. Для изучения наиболее значимых для респондентов льгот, им был предложен перечень [112, С. 72-73], в котором льготы подразделяются на пять групп:

· обеспечение питания;

· символы статуса;

· подарки;

· организация работы;

· компенсация расходов работников.

Выводы

1. Выявление ведущих потребностей летчиков ВТА в свете теории трудовой мотивации А. Маслоу, показало, что:

▪ материальное обеспечение военных летчиков не позволяет большинству из них удовлетворить первичные потребности. Это, в свою очередь, не дает им возможности подняться на следующую ступень иерархии потребностей, не говоря уже о достижении уровня высших потребностей – в оценке, уважении, самореализации;

▪ ни один респондент возрастной категории от 30 до 40 лет не имеет высокого уровня потребностей в уважении и самореализации, что говорит о необходимости изыскания методов и средств для развития творческих возможностей и сохранения этого наиболее перспективного и работоспособного кадрового потенциала.

2. Одним из способов компенсации недостаточной силы некоторых мотивов может стать применение компенсаторных механизмов (мотивов), наиболее эффективными среди которых летчики ВТА назвали: материальные мотивы (достойное финансовое и социальное обеспечение, льготы); нематериальные мотивы (интересная работа, возможность совершенствования, достижение цели, поддержка рудового коллектива).

3. Вместе с тем, респондентами были названы демотиваторы профессиональной деятельности (отсутствие взаимопонимания с высшим руководством; плохое обеспечение важнейшими ресурсами), которые компенсировать трудно.

4. Анализ полученных нами экспериментальных данных в свете теории Герцберга позволил сформулировать рекомендации по формированию у сотрудников удовлетворенности работой.

5. Результаты исследования трудовой мотивации по методике Т. Элерса показывают тенденцию возрастания уровня мотивации к достижению успеха от среднего к высокому и очень высокому с увеличением трудового стажа.

6. Опрос военных летчиков с целью определения значений мотивационного потенциала позволил сформулировать условия, создание которых обеспечит его повышение за счет средств нематериального стимулирования.

7. Диагностика мотивационной структуры личности летчиков ВТА по методике В.Э. Мильмана выявила неблагоприятную тенденцию снижения показателей «рабочей направленности» личности и, в частности, таких ее составляющих как: «творческая активность» и «социальная полезность».

8. Сравнив стимулы профессиональной деятельности, названные летчиками и стимулы,которые применяют командиры, при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена установлена положительная корреляция применяемых в настоящее время поощрений и отсутствие корреляции между выборами летчиков и командиров относительно видов поощрений, которые следовало бы использовать чаще.

9. Основными причинами, препятствующими более широкому применению командирами поощрений, являются: недостаточность материальных ресурсов; особенности политики руководства – нежелание поощрять, дабы не приближать и т.п.; недостаточная информированность руководства об имеющихся в их распоряжении способах поощрения, низкая компетентность руководства; увлеченность руководства только своими проблемами при отсутствии заинтересованности в решении проблем подчиненных; особенности личностных качеств руководителя; плохая организация службы, что не позволяет профессионалу проявить себя; отсутствие настоящих «героических» поступков, достойных поощрения со стороны подчиненных.

10. Сформулировав причины, препятствующие совершенствованию мер поощрения, эксперты определили направления повышения удовлетворенности подчиненных системой стимулирования.

Заключение

Полученные результаты позволили подтвердить выдвинутую гипотезу о том, что удовлетворенность потребностей и мотивов профессиональной деятельности летчиков ВТА в значительной степени определяется применяемыми командованием механизмами стимулирования:

- выявление мотивов труда личного состава ВТА позволило определить оптимальные пути стимулирования их профессиональной деятельности;

- исследование экспектаций командиров подразделений ВТА относительно мотивов профессиональной деятельности подчиненных способствует гармонизации применяемых методов стимулирования летчиков и обеспечит оптимально эффективную, с психологической точки зрения, профессиональную деятельность.

В заключение диссертации представлены аргументы, подтверждающие положения, выносимые на защиту, а также сформулированы выводы:

1. Проведен теоретический анализ и обобщена научно-психологическая литература по основам, содержанию и структуре потребностей и мотивов профессиональной деятельности личного состава подразделений ВТА.

2. Изучены психологические особенности служебной и боевой деятельности личного состава, выявлена специфика основных методов стимулирования и определены направления их совершенствования.

3. Особенностью проведенного исследование является то, что аспекты служебной и боевой деятельности летчиков ВТА (мотивационно-потребностная сфера) рассмотрены в свете современных положений менеджмента.

4. Эмпирически определены компенсаторные механизмы нейтрализации демотивирующих факторов профессиональной деятельности летчиков ВТА, основными из которых являются: достаточное финансовое и социальное обеспечение, наличие интереса к работе, общей цели, взаимопонимания и поддержки в коллективе.

5. С целью повышения уровня «рабочей направленности» личности летчиков ВТА, которая имеет тенденцию к снижению с увеличением продолжительности службы, сформулированы условия, обеспечивающие повышение творческой активности сотрудников.

6. Исследованы и систематизированы причины, препятствующие более широкому применению командирами поощрений нематериального характера. Разработаны рекомендации по устранению причин, затрудняющих применение средств поощрений.

7. В связи с выявленными несоответствиями мнений летчиков и экспектаций командиров относительно способов мотивации, которые следует применять, принципиальное значение имеет совершенствование механизмов мотивации за счет внедрения в деятельность ВТА эффективных мер поощрения.

Практические рекомендации:

1. Наши исследования показали, что работу по мотивации летчиков ВТА следует начинать с повышения уровня информированности командиров об имеющихся в их распоряжении методах поощрения, которые могут реально удовлетворять потребности подчиненных.

2. Разработку систем стимулирования летчиков ВТА следует осуществлять на основе изучения потребностей военнослужащих и в соответствие с наиболее значимыми для них видами поощрений.

3. В целях морально-психологического обеспечения войск ВТА первоочередной задачей, стоящей перед командованием, должно стать изыскание методов и средств для повышения значимости высших потребностей (уважение, оценка, самореализация).

4. Ряд проблем, поднятых в диссертационной работе, требует дальнейших исследований с целью применения разработанных теоретических основ формирования мотивации в русле экспектаций командиров к другим категориям летного состава (истребительной и бомбардировочной авиации) с учетом специфики их профессиональной деятельности и местных условий.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной ус­тойчивости человека.- Казань: Казанск. ун-т, 1987.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М., 1980.
3. Абульханова-Славская К.А. Типологический подход к лично­сти профессионала. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А. Бод­рова. - М, 1991.
4. Айламазьян A.M. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение // Вопросы психологии. - 1990. №1, С.19-35.
5. Ананьев Б.Г. К методологии профессиоведения // На психотех­ническом фронте. - Л., 1931. - Вып. 2.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб., 2002.
7. Анастази А. Психологическое тестирование. - М., 1982. - В 2 кн.
8. Анцупов А.Я. Социально-психологические основы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. Автореф. дисс. … д-ра психол. наук. М., 1993 – 45 с.
9. Анцыферова Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни // Психологические исследо­вания проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А. Бодрова.- М., 1991.
10. Архангельский С.Н. Очерки по психологии труда. - М., 1958.
11. Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений. - М., 1993.
12. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990.
13. Бадоев Т.Л. Динамика структуры мотивов трудовой деятельности. - Ярославль, 1988
14. Баканов Е.Н., Иванников В.А. О природе побуждения // Вопросы психологии. - 1983. №4, С. 17 -18.
15. Бибрих P.P. Из истории проблемы детерминизма в психологии мотивации // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1978. №2, С. 102-135.
16. Блонский П.П. Психология желания. // Вопросы психологии. - М, 1965. №5, С. 13-27.
17. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006
18. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2006
19. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – С-Пб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006
20. Вайзер Г.А. Профессионал: смысл жизни и акме // Общество и безопасность. - 2001.
21. Вайсман Р.С. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе // - М, Вопросы психологии. - 1973. №6, С.31 -44.
22. Васильев И.А., Магомед-Эминов М.Щ. Мотивация и контроль за действием. - М., 1991.
23. Васильков A.M., Иванов С.С. Динамика мотивационных установок к профессии военного врача в процессе обучения в военно-медицинском вузе // Ананьевские чтения - 97: Тезисы научно-практической конференции. -СПб., 1997, С. 11-121.
24. Венда В.Ф. Методологические принципы исследования психо­логических факторов решения оперативных задач // Методо­логия инженерной психологии, психология труда и управле­ния. - М., 1981.
25. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. - М., 1986
26. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека, - М., 1990
27. Виноградов М.И. Физиология трудовых процессов. - М., 1966.
28. Военная психология: Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2005. – 464 с.
29. Вопросы профессиоведения / Под ред. В.Е. Гаврилова - М., 1982.
30. Галкина О.И. Об изучении профессии в свете психологии тру­да // Научно-методический сборник. - Л., 1969.
31. Гербачевский В.К. Мотивация и уровень притязаний личности: Психодиагностические методы. - Л., 1976
32. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение. - Киев, 1988
33. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. - М., 1970.
34. Деревянко Е.А. и др. К определению психофизиологических резервов летчика на фоне основной деятельности // Воен.-мед. журн. - 1955. - № 7. Добрынин Н.Ф. Труд и внимание // Вопросы психологии труда, трудового обучения и воспитания. - Ярославль, 1965.
35. Деревянко Е.А. К вопросу о количественной (постадийной) оценке утомления летного состава // Авиационная и косми­ческая медицина. - М., 1963.
36. Дикая Л.Г. Системная детерминация саморегуляции психичес­кого состояния человека // Труды института психологии РАН. - М., 1997.- Т. 2.
37. Дикая Л.Г., Шкопоров Н.Б., Аллахвердова О.В. К вопросу о психологических механизмах регуляции внутригруппового поведения в особых условиях // Социальная психология и об­щественная практика / Под ред. Е.В. Шороховой, В.П. Левкович. - М., 1985.
38. Дилигенский Г.Г. Проблемы теории человеческих потребностей // Вопросы философии. - М. 1984. №4, С. 9 - 25.
39. Дмитриева М.А. Психологический анализ деятельности авиа­диспетчера // Проблемы общей и инженерной психологии. - Л., 1964.
40. Додонов Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. - 1984. №4, С.30-35.
41. Дымерский В.Я. Системный подход и психологический анализ водительской деятельности // Исследование структуры и фор­мирования навыков управления движущимися машинами. - М., 1978.- Вып. 2.
42. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Психологические проблемы готовности к деятельности, - Минск, 1976
43. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь. - справочник. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001
44. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006
45. Ерошина Н.Р. Социологический аспект теории мотивации: Молодежь, образование, воспитание, профессиональная деятельность. - Л., 1973
46. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов – М.: Академический проект, 2005
47. Железняк Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера. М.: ВПА, 1979. – 142 с.
48. Журавлев В.И. Педагогические проблемы профессионального самоопределения выпускников средней школы: Автореф. дис....д-ра наук. - Л., 1983
49. Журавлев А.Л. Социально-психологическая динамика в усло­виях экономических изменений в обществе // Труды институ­та психологии РАН. - М., 1997. - Вып. 2.
50. Забродин Ю.М., Сосновский Б.А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека // Вопросы психологии. - М., 1989. №6, С.41 -64.
51. Замфир К. Удовлетворенность трудом. - М., 1983
52. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». – М.: Флинта: МПСИ, 2002
53. Зараковский Г.М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. - М., 1966.
54. Зараковский Г.М., Медведев В.И. Психофизиологическое содер­жание деятельности оператора // Инженерная психология. - М., 1977.
55. Згурский B.C. Человек и профессия. - М., 1972.
56. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М., 1986
57. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003.
58. Зеличенко А.И., Шмелев А.Г. К вопросу о классификации мотивационных факторов трудовой деятельности и профес­сионального выбора // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. - 1987. - № 4.
59. Зерниченко А.Н., Гончаров Н.В. Мотивационный процесс, структура личности и трансформация энергии потребностей // Вопросы психологии. - М., 1989. №2, С. 19-29.
60. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. - М., 2006.
61. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М., ВШ, 1991
62. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2003.
63. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. -1995. №2, С. 18-27.
64. Ильясов Ф.Н. Удовлетворенность трудом. - Ашхабад, 1988
65. Каверин СБ. Мотивация труда. - М., 1998
66. Караяни А.Г. Прикладная военная психология. – СПб.: Питер, 2006
67. Карпов А.В. Психологический анализ трудовой деятельности: Учебное пособие. - Ярославль, 1988.
68. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003.
69. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник. – М.: Издательство Московского университета; Издательский центр «Академия», 2004
70. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.; Воронеж, 1996.
71. Ковалев А.Г. Психология личности. - М., 1969
72. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М., 1988
73. Королев Л.М. Психологическое обеспечение профессионального становления молодого летного состава бомбардировочной авиации [Электронный ресурс] : Дис. ... канд. психол. наук, Монино, 1998. - 260 с. РГБ ОД, 61:98-19/156-0
74. Котик М.А., Емельянов A.M. Природа ошибок человека-опе­ратора. - М., 1993.
75. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд-е 2-е. - М.: Политиздат, 1977
76. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. - М., 1971
77. Магомед-Эминов М.Ш. Психодиагностика мотивации - М., 1987
78. Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Автореф.дис....канд. - М., 1987.79. Маклаков А.Г. Военная психология-Питер, 2007
79. Марищук В.Л. Психологичсекие основы формирования профессионально значимых качеств: Дисс. на соиск. степени д-ра психол. Наук. Л.: ЛГУ,1982
80. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996
81. Меркулова О.С. Психология труда (конспект лекций). – М.: Приор-издат, 2006
82. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуаль­ности. - М., 1986.
83. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992
84. Мильиан В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1987.- №5, С. 5-15.
85. Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности: Тематический сборник научных работ. - М., 1988
86. Мотивация личности. Феноменология. Закономерности и механизмы формирования: Сборник научных трудов / Под. ред.А.А.Бодалева. - М., 1982
87. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирова­ния профессиональной деятельности. - М., 1988.
88. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004
89. Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология / Под.ред. П.Фресса и Ж.Пиаже. Вып.5.-М., 1975
90. Орлов А.Б. Развитие теоретических схем и понятийных систем в психологии мотивации // Вопросы психологии. - М., 1989. - №5, С. 8-17.
91. Орлов А.Б. Склонность и профессия. - М., 1981
92. Ошанин Д.А., Конопкин О.А. О психологическом подходе к изучению деятельности человека-оператора. Психологические вопросы регуляции деятельности. - М., 1973.
93. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. - М., 1970.
94. Платонов К.К. Авиационная психология. – М.: ВПА, 1963
95. Пономаренко В.А. Психология жизни и труда летчика. М.: Воениздат, 1992. – 224 с.
96. Пономаренко В.А. Страна Авиация – черное и белое. М. Наука, 1995. – 288 с.
97. Пономаренко В.А. Алешин С.В., Ворона А.А. Психологический образ в практике профессионального обучения // Психол. журн., 1986, №3, С. 16-28
98. Пономаренко В.А., Завалова Н.Д. Авиационная психология. М.: ИаиКМ, 1992
99. Практическая психодиагностика. Под.ред. Райгородского, Самара, 2000
100. Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003
101. Психология и педагогика. Военная психология: Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2005
102. Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: ВЛАДС-ПРЕСС, 2003
103. Соломанидина Т.О., Соломанидин В.Г. Управление мотивацией персонала (в таблицах, схемах, тестах, кейсах). – М.: ООО «Журнал «Управоение персоналом», 2005 – 128 с.
104. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2004
105. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб., 2001
106. Сидоренко Е.В. Мотивационный тренинг. - СПб., 2001
107. Симонов П.В. Мотивированный мозг. - М., 1987
108. Словарь практического психолога. Составитель СЮ. Головин, Минск. 1998
109. Столяренко А.Н. Общая и профессиональная психология. - М., 2003
110. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. - М., 2005
111. Стрелков Ю.К. Психологическое содержание операторского труда. - М., 1999.
112. Травин В.В., Магура М.И., Курбатова М.Б. Мотивационный менеджмент: Модуль III: Учеб.-практич. пособие. – М.: Дело, 2005
113. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006
114. Узнадзе Д.Н. Психологические мотивации поведения человека. - М., 1969
115. Файзуллаев А.А. Принятие мотива личностью // Психол. журнал. - 1985. №4, С. 38 -56.
116. Феблес М. Теории мотивации в зарубежной и советской психологии: Автореф.дис....канд.- М., 1977
117. Чугунова Э.С. Социально-психологические особенности профессиональной мотивации в инженерной деятельности и проблемы творческой активности // Психол. журн. –1985. - № 4
118. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. Т.1 - 2, - М., 1987
119. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М., 1995.
120. Шапиро С.А. Мотивация и стимулирование персонала. – М.: ГроссМедиа, 2006
121. Шаховой В.А., Шапиро С.А. Мотивация трудовой деятельности. Учебное пособие. - М.: ООО «Вершина», 2003
122. Шикун А.Ф. Проблемы психологической подготовки командных кадров войск ПВО страны в процессе обучения в ВУЗе. Дис.док.психол.наук, Калинин, 1985.
123. Ядов В.А., Здравомыслов А.Г. Человек и его работа: социологическое исследование. - М., 1967
124. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М.: «Просвещение», 1969
125. Amabile T.M., DeJong W., Lepper M.R. Effects of externally im­posed deadlines on subsequent intrinsic motivation // J. Pers. Soc. Psychol. - 1976. - V. 34.
126. Barnes R.M. Motion and time study. Design and measurement of work // J. Wiley & Sons, INC. - N.Y.; London, 1964.
127. Child I.L. Humanistic psychology and the research tradition. Their several virtues. - N.Y., 1973.
128. Fleishman E.A. Some new frontiers in personnel selection re­search // Personnel Psychology. - 1988. - Vol. 41.
129. Giorgi A. Status of qualitative research in the human sciences // J. for Human Science. - 1986. - V. 1.
130. Gormly A.V., Brondzinsky D.M. Lifespan human development. - Fort Worth, 1995.
131. Grandjean E. Fitting the Task to the man. An ergonomic ap­proach. - London, 1969.
132. May R. Psychology and human dilemma. - N.Y., 1991.
133. Rybash J. W., Roodin P.A., Santrock J. W. Adult development and aging. -Wm. С Brown Publishers, 1985.
134. Sigelman C.K., Shaffer D.R. Lifespan human development. - Grove, 1989.
135. Thorndike P., Hagen E. Measurement and evaluation in psychol­ogy and education. - N.Y., 1977.

[1] в настоящее время престижность профессии летчика, и вообще военного, ниже, чем, например, не менее важная, но более «раскрученная» профессия спасателя

Исследование потребностей и мотивов профессиональной

Наши рекомендации