Краткая история исследований в области психологии профессиональной
Деятельности
Истоками наших знаний оместе и роли труда в жизни человека являются мифы, легенды, обряды, сказки, песни, пословицы и поговорки, в которых в образной форме отражаются психологические особенности человека труда, его способности и личностные характеристики, поведение в трудовых ситуациях, пути и способы достижения больших и благородных целей. Эти страницы истории зарождения психологических взглядов на трудовую деятельность достаточно полно изложены в книге Е.А.Климова и О.Г.Носко-вой «История психологии труда в России» [Климов, Носкова, 1992].
Однако только к концу XIX в. наметилось оформление психологии профессиональной деятельности как самостоятельной отрасли. Этому способствовало развитие воздухоплавания, морского, железнодорожного и городского (автомобили, трамвай) транспорта, появление авиации, внедрение техники в горнорудное дело, промышленность и сельское хозяйство. Технический прогресс сопровождался ростом аварийности и травматизма, поиском путей повышения производительности труда, в том числе на основе
26*
научных знаний об индивидуальных особенностях и возможностях человека.
В этот период И.М.Сеченов проводит цикл исследований трудовой деятельности, в результате которых обосновывает рекомендации по продолжительности рабочего дня (1897), изучает биомеханические особенности рабочих движений человека (1899) и организацию движений в пространстве и времени (1901), разрабатывает принципы чередования нагрузок, организации перерывов в работе и «активного отдыха» как способа повышения продуктивности труда (1895— 1901). Им начато изучение природы утомления (1903— 1904), роль «чувствования» в регуляции движений, сформирована идея о взаимодействии органов чувств и общее представление о роли психики, что позволило создать учение об автоматизации движений и формировании навыка. В трудах Сеченова выдвинута идея двигательного опыта как основы психического отражения. Широкую известность получают его работы «Физиологические критерии для установки длины рабочего дня» (1897), «Участие нервной системы в рабочих движениях человека» (1900), «Очерк рабочих движений человека» (1901).
Его последователи И.П.Павлов и В.М.Бехтерев раскрыли информационную функцию сигнала и образа ситуации, подчеркнули значение мотива в деятельности, обусловленность внутренней динамики нервных процессов внешними воздействиями.
Велика роль выдающегося педагога К.Д.Ушинского в исследовании проблем психологии труда. В своей статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» (1860) он раскрывает высокую нравственную силу свободного труда, его роль в школьном и семейном воспитании, развивающее значение труда.
Идея о приспособлении человека к машине высказывалась Д.И.Менделеевым (1880) и Н.ААрендтом (1888) в связи с развитием воздухоплавания. В 1915 г. Е.В.Руднев обосновал необходимость разработки стандартной кабины самолета с учетом антропометрических и психофизиологических особенностей человека.
Всвязи с развитием железнодорожного транспорта и возникновением проблемы обеспечения безопасности движения начались исследования иллюзорных явлений, особенностей восприятия и оценки движения, а также обоснование рекомендаций к сигнальным системам, к органам управления и т.д. И.И.Рихтером в 1895 г. была подготовлена серия статей под общим названием «Железнодорожная психология», в которых обсуждались вопросы безопасности работы персонала.
Изучение особых состояний в экстремальных ситуациях проведено Г.Е.Шум-ковым, который описал особенности чувства тревоги у солдат в период русско-японской войны (1904), а в 1912 г. издал книгу «Психофизическое состояние воздухоплавателей во время полета».
К этому периоду следует отнести и работы гигиениста Ф.Ф.Эрисмана. Он одним из первых поставил вопросы изучения и классификации профессий с учетом их психосоматических факторов («труд должен обеспечивать нормальные отправления умственных способностей»). Под его руководством составлена одна из первых классификаций профессий, основанная на учете характеристик физического и умственного труда. В 1913 г. С.М.Богословский издал книгу «Система профессиональной классификации».
Создание сложной техники (авиация, железнодорожный транспорт и т.д.) способствовало развитию идей оценки и прогнозирования профессиональной пригодности учеников и профессионалов. Существование связи индивидуальных психологических и физических особенностей человека, его возраста, профессиональной подготовленности и других характеристик с производительностью и безопасностью труда обусловливало актуальность проблемы профессионального отбора специалистов, основные направления ее изучения и в первую очередь — разработку методик проведения отбора. Уже в 1895 г. было проведено первое освидетельствование персонала паровых машин, но особенно интенсивно это направление стало развиваться с зарождением авиации и поста-
новкой задачи специального подбора в летные школы, оценки у курсантов состояния психоэмоциональной сферы. Однако А.Ф.Лазурский считал процедуру отбора недостаточно гуманной, а более оправданной идею подбора человеку соответствующей его возможностям работы. В 1897 г. в Москве было создано первое «Городское посредническое бюро» для содействия в трудоустройстве.
Наиболее интенсивные исследования трудовой деятельности человека начались в начале XX в. В Институте по изучению мозга и психической деятельности, руководимом В.М.Бехтеревым, в 1919 г. были организованы лаборатории рефлексологии труда, психологии профессиональных групп и др. В 1920 г. создан Центральный институт труда, затем организованы Лаборатория промышленной психотехники НКТ, Всеукраинский институт труда, Казанский институт НОТ, Институт охраны труда. Формируются разнообразные исследовательские коллективы по изучению конкретных видов труда: Центральная психофизиологическая лаборатория ГВФ, Психофизиологическая лаборатория на железнодорожном транспорте и на Горь-ковском автомобильном заводе и др.
В начале 1921 г. в Москве собирается I Всероссийская инициативная конференция по научной организации труда и производства. В.М.Бехтерев и В.Н.Мяси-щев предложили начать комплексную разработку психологических, физиологических, медицинских аспектов организации труда. Начал выходить журнал «Организация труда». Этот период истории развития психологии профессиональной деятельности неразрывно связан с именами таких видных ученых, как А.П.Нечаев, С.Е.Минц, И.Н. Шпильрейн, С.Г.Геллер-штейн, Н.Д. Левитов, А.К.Гастев и др.
Дальнейшее развитие исследований в области психологии профессиональной деятельности шло в рамках направления, получившего название «психотехника». Термин «психотехника» был предложен в 1903 г. немецким психологом В.Штерном. Наиболее подробно задачи и методы психотехники как прикладной психологии
описал Г.Мюнстерберг в книгах «Психология и эффективность производства» (1913) и «Основы психотехники» (1914). Он разработал систему тестов для профотбора телефонистов, вагоновожатых, морских штурманов, а также обосновал принципы и методы профессиографии.
В последующих исследованиях, проведенных в США, Германии, СССР, было предложено изучение профессионально важных качеств водителей городского и железнодорожного транспорта, влияния на безопасность движения стажа работы, возраста, состояния здоровья, а также разработка методических приемов их оценки в целях профессионального отбора.
Наиболее интенсивно проводилось изучение вопросов безопасности летного труда. Одними из первых в этой области были работы английского врача В.Андерсена и немецкого психолога О.Зельца. Они разработали метод расследования причин летных происшествий, основанный на изучении докладов их участников и очевидцев. Главный акцент в этих расследованиях делался на установлении связи происшествия с личностными качествами пилотов, в частности на выявлении тех качеств, которые непосредственно связаны с происшествием.
К изучению индивидуальной склонности к авариям следует подходить с исторической точки зрения в связи с модными в психологии в первые десятилетия прошлого века стремлениями к дифференциально-психологическим методам и к психодиагностике в психологии вообще. О.Зельц обратил внимание на постоянно высокий процент личностно обусловленных аварий. Оставалось проверить, не являются ли аварии причиной ошибочных действий определенных людей.
В работе К.Марбе (1926) получила отражение крайняя точка зрения на роль личного фактора в аварийности. Корень неудач и ошибочных действий он видел в том, что некоторые люди оказываются предрасположенными к инертным формам поведения и трудно приспосабливаются к неожиданно изменившейся обстановке. Так возникла идея фатальных не-
удачников, предрасположенных к аварии. В 1928 г. К. Рипп предложил ввести понятие «аварийная личность» для характеристики летчиков, неоднократно допускавших ошибки в полете. Исследователи разработали специальные описания типов личности, неизбежно склонных к аварии, предприняли попытку связать склонность к авариям с образом поведения человека, с укладом его жизни.
Типу «аварийщиков» противопоставляется тип «надежного» человека. Оба типа понимаются как полюсы комплексного закрепления признака «склонности» к аварии. Согласно этой концепции, цель исследования аварий должна заключаться в отработке методики, позволяющей сделать отбор людей, подверженных авариям, и таким образом предотвратить их. Эта концепция постулирует также ряд других положений: «...1) существование «склонности» к ошибочным действиям впоследствии приводит к авариям; 2) сущность этой «склонности» следует рассматривать как предрасположенность; 3) практические действия по предупреждению аварий заключаются в предотвращении ошибок преимущественно не за счет эффективной техники безопасности, а за счет повышения требований к предпосылкам человеческих возможностей» [Хаккер, 1985, с. 304].
В последующих исследованиях получили развитие положения о влиянии индивидуально-психологических и, в частности, конституциональных особенностей человека на успешность освоения летной деятельности и обеспечение ее надежности. Однако концепция о врожденной предрасположенности к авариям не получила подтверждения.
Уже первый опыт применения авиации в военных целях (итало-турецкая война 1911—1912 гг.) выявил наличие взаимосвязи летных происшествий с индивидуально-психологическими особенностями летчика, что полностью подтвердилось в период первой мировой войны. Это обстоятельство в нашей литературе было отмечено С.Е.Минцем (1920). Установление указанной взаимосвязи явилось весьма прогностичным в отношении последую-
щей значимости «психологического компонента» в формировании авариалогии.
В 1920—30-е годы значительное внимание в исследованиях уделялось проблемам согласования рабочего места с психологическими и физиологическими возможностями человека, совершенствованию методов психологического отбора, регламентации трудовой деятельности, а также теории и методам изучения роли индивидуальных особенностей человека в обеспечении безопасности труда, анализе причин ошибочных действий. Значительный вклад в решение перечисленных проблем внесли Н.В.Зимкин, Н.А.Эпле, С.Г.Геллерштейн, К.К.Платонов.
В работах известного авиационного психолога С.Г.Геллерштейна была обоснована концепция роли личного фактора в причинах аварийности, дана классификация методов изучения летного происшествия. В отличие от зарубежных специалистов в области авиационной медицины и психологии, которые понятие «личный фактор» отождествляли либо с отклонениями в нервно-психической сфере летчика, либо с фатальной предрасположенностью некоторых лиц к авариям вообще, по определению Геллер-штейна личный фактор охватывает сферу эмоциональных и волевых качеств, черты характера и темперамента, задатки и способности, склонности и интересы, общую и социальную подготовку, состояние здоровья. В дальнейшем его идеи получили развитие в работах К.К.Платонова, А.Г.Шишова, А.М.Пиковского.
В 1939—1945 гг. обширные исследования по психологии обучения пилотов проведены К.К.Платоновым. В последующие годы в сфере его научных интересов были проблемы профессиональных способностей и психологического отбора, конструирования и использования пилотажных тренажеров, регламентации деятельности авиационных специалистов, психологического анализа аварийности и многие другие. Результаты исследований обобщены им в ряде монографий: «Человек в полете» (1957); «Психология летного труда» (1960); «Вопросы психологии труда» (1970) и др.
В 1957 г. в Институте общей и педагогической психологии создана лаборатория индустриальной психологии (руководитель— проф. Д.А.Ошанин) и проведена первая конференция по психологии труда. Систематические исследования в СССР в области инженерной психологии начаты в 1959 г., когда в Ленинградском государственном университете Б.Ф.Ломовым была создана первая кафедра и лаборатория инженерной психологии. С 1964 г. под его руководством регулярно проводились Всесоюзные конференции по инженерной психологии.
В 1960 г. по инициативе Б.Ф.Ломова организована группа инженерной психологии в ЦНИИ комплексной автоматизации (г. Москва), Д.Ю.Пановым и В.Д.Не-былицыным на базе Института общей и педагогической психологии АПН СССР создана лаборатория инженерной психологии, а в 1961 г. — кафедра и лаборатория инженерной психологии в МГУ (руководитель — проф. В.П.Зинченко). В 1963 г. аналогичная лаборатория появилась в составе ВНИИ технической эстетики (руководитель — проф. В.Ф.Венда).
Значительная активизация исследований, проводимых в различных аспектах проблемы психологии профессиональной деятельности, связана с открытием факультетов психологии при Московском, Ленинградском, Ярославском, Саратовском и других университетах и созданием кафедр и лабораторий психологии труда, инженерной психологии, эргономики и других смежных направлений. Начиная со II Всесоюзного съезда Общества психологов и на всех последующих научных форумах работали специальные секции и симпозиумы по различным проблемам и направлениям психологии профессиональной деятельности.
В Академии наук СССР эта отрасль психологии начала развиваться в русле исследований по кибернетике и системам управления в начале 1960-х годов в Институте автоматики и телемеханики, а затем в Институте кибернетики АН УССР. С момента создания в 1971 г. Института психологии АН СССР в нем была организована
лаборатория психологии труда, а в 1973 г. по инициативе Б.Ф.Ломова и В.Ф.Рубахи-на открыта лаборатория инженерной психологии.
7.5.3. Современное состояние исследований
7.5.3.1. Направления исследований
Исследования психологических проблем профессиональной деятельности человека на современном этапе (начиная с 60-х годов прошлого века) развития данной отрасли психологии осуществлялись в четырех основных направлениях.
В психофизиологических экспериментах изучались свойства человека, имеющие наибольшее значение в обеспечении работоспособности. Исследовались процессы психической регуляции деятельности, функциональные состояния человека, методы их контроля и управления, зависимость работоспособности от уровня функциональных резервов, значение влияния индивидуально-психологических различий на эффективность и качество деятельности, механизмы адаптации к условиям деятельности.
Системотехническое направление было связано с изучением инженерно-психологических вопросов построения систем «человек—машина». Сюда входило инженерно-психологическое обоснование построения систем, разработка принципов проектирования деятельности оператора с учетом психологических особенностей обеспечения надежности, создание методов инженерно-психологической экспертизы элементов системы, исследование эффективности деятельности при автоматизации управления, решение задач распределения функций между оператором и автоматикой, исследование влияния особенностей компоновки оборудования на обеспечение надежной работы системы, разработка методов и показатели качественной и количественной оценки надежности и многое другое.
Эксплуатационное направление ис-
следований заключалось в проведении практического анализа нарушений надежности систем управления (их происхождения, проявления и последствий) и решении задач оптимизации режимов и форм организации труда, нормирования рабочей нагрузки, разработки рекомендаций по технической документации, методам и организации контроля за функциональным состоянием операторов и т.д.
К психолого-педагогическому направлению относились работы по созданию системы психологического отбора специалистов и комплектования рабочих групп, а также по обоснованию принципов, форм и методов подготовки, анализу алгоритмических основ учебной подготовки, оптимизации потоков учебной информации, разработке математических моделей обучения и тренировки, критериев уровня подготовленности, обоснованию требований к адаптивным тренажерам на базе широкого применения ЭВМ.
В этот период была разработана теоретико-методологическая основа исследований проблемы профессиональной деятельности человека, которая включает: антропоцентрический подход к анализу и оптимизации систем человек—машина (Б.Ф.Ломов, 1966); системный подход к решению инженерно-психологических проблем (Б.ФЛомов, 1975); эргономические основы проектирования и эксплуатации техники (В.П.Зинченко, 1974); принцип «включения» оператора (А.А.Крылов, 1972); структурно-эвристическую концепцию послойной переработки информации оператором (В.Ф.Рубахин, 1974); функционально-алгоритмический подход к анализу деятельности (Г.М.Зараковский, 1966); структурно-психологическую концепцию анализа и многоуровневой взаимной адаптации человека и машины (В.Ф.Венда, 1975); концепцию генезиса психологической системы деятельности (В.Д.Шадриков, 1982); структурно-алгоритмический подход к анализу и проектированию деятельности (Г.В.Суходольский, 1976); концепцию идеализированных структур деятельности (А.И.Галактионов, 1978); обобщенный структурный метод (А.И.Губинский, 1966);
концепцию психологической структуры совмещенной деятельности и структурно-динамический подход к профессиональному отбору операторов (В.А.Бодров, 1981, 1984); концепцию учета «человеческого фактора» при создании техники (В.А.По-номаренко, Н.Д.Завалова, 1975); принцип активного оператора и концепцию психического образа (Н.Д.Завалова, Б.Ф.Ломов, В.А.Пономаренко, 1971, 1986); теоретические положения системы саморегуляции функциональных состояний (Л.Г. Дикая, 2001).
7.5.3.2. Методы исследований
Изменения характера деятельности человека в условиях технического прогресса потребовало развитие способов и методов изучения и описания трудового процесса. В 1960-е годы начались активные поиски единого языка описания и анализа отдельных элементов человеко-машинных комплексов и всей системы в целом. Совершенствуются и внедряются в практику психологических экспериментов алгоритмические и расчетно-информационные методы. Определенный, заранее заданный алгоритм предполагается на уровне либо отдельных операций (Г.М.Зараковский, А.И.Галактионов), либо блочной структуры деятельности (А.И.Губинский), либо передаточных функций человека-оператора (А.П.Чернышев, В.Г.Зазыкин, В.А.Денисов). Делается акцент на оценке жесткой обусловленности, четкой предсказуемости поведения человека в системах управления.
Важное достоинство этих методов — описание взаимодействия человека и техники на едином языке. Однако языки алгоритмических, стохастических и разнообразных динамических моделей подчеркивали в основном общность между поведением человека и функционированием машины, специфика же человека как особого активного звена системы при этом выявлялась недостаточно.
Получившие преимущественное развитие в психологии 1950—60-х годов качественные методы анализа деятельности были направлены на поиски специфичес-
ких черт в поведении человека, отличающих его от функционирующей машины. Основное внимание уделялось процессам целеобразования, мотивации, эмоционально-волевым аспектам, психическим состояниям. На этом пути между субъектом, с одной стороны, средствами и процессом деятельности — с другой, усугублялся разрыв их взаимосвязи.
Выход из этой кризисной ситуации был найден на основе развития и применения системного подхода в психологии. Системная методология, предложенная Б.Ф.Ломовым, предполагает выделение и исследование системообразующих факторов взаимодействия субъекта со средствами деятельности, отражающих соответствующие изучаемые ее структуры, влияние на них совокупности внутренних и внешних условий. Выявление много-структурности деятельности, несводимость ее ни к одной «универсальной» схеме, в том числе и схеме «операции—действие—деятельность», стало одним из важнейших теоретических результатов применения системного подхода к психологическим исследованиям.
Переход от внешних (технических) к внутренним (психологическим) факторам сложности деятельности позволил отбирать ограниченное число действительно релевантных факторов, системно отражающих влияние внешних и внутренних условий труда и тесно связанных с критериями сложности, которые являются показателями эффективности, надежности и напряженности деятельности.
Развитие методов исследования профессиональной деятельности шло также в направлении создания полунатурных стендов изучения конкретных видов деятельности; разработки приемов психологического моделирования структуры и условий деятельности, психических состояний; совершенствования приемов исследования трудовых процессов в реальном масштабе времени в нормальных и экстремальных условиях; поиска адекватных методов изучения личностной детерминации поведения субъекта в необычных, опасных ситуациях и т.д.
7.5.3.3. Вклад отечественных ученых в развитие психологии профессиональной
деятельности
К наиболее существенным достижениям в области психологии профессиональной деятельности за последние три десятилетия можно отнести результаты исследований ведущих отечественных ученых в следующих основных направлениях:
• обоснование системной методологии психологического анализа, моделирования и проектирования деятельности (Б.ФЛомов, В.Ф.Рубахин, А.А. Крылов, В.А.Пономаренко, В.Ф.Венда, В.А.Вавилов, Г.В.Суходольский, Г.М.Зараковский, В.Д.Шадриков, А.В.Карпов, П.Я.Шлаен, В.П.Зинченко, В.М.Муни-пов);
• инженерно-психологическое проектирование и оценка средств отображения информации, систем автоматизированного управления, распределения функций между человеком и автоматикой, компоновки рабочего места оператора (Г.М.Зараковский, В.П.Зинченко, А.И.Галактионов, Н.Д.Завалова, В.А.Пономаренко, И.И.Литвак, Т.П.Зинченко);
• исследование функциональных состояний человека в деятельности, разработка методов их оценки и коррекции (Ф.Д.Горбов, Л.П.Гримак, Л.Г.Дикая, В.И.Медведев, А.Б Леонова, Л.Д. Чай-нова);
• изучение психологических особенностей трудовой деятельности специалистов в нормальных и экстремальных условиях и разработка рекомендаций по регламентации труда, нормированию его условий и ускоренной адаптации к нему (ВАБодров, Л.ГДикая, Л.С.Хачатурь-янц, ВЛ.Марищук, В.И.Медведев);
• обоснование теории, методологии и практических рекомендаций по профессиональной ориентации, отбору и подготовке специалистов (В.А.Бодров, Т.Т. Джамгаров, К.К.Платонов, Е.А.Климов, В.Н.Дружинин, В.Д.Шадриков, А.И. Нафтульев, В.А. Пухов, Б.Л. Покровский, В.Ф. Венда, А.И. Галактионов);
• исследование профессиональной и функциональной надежности человека-оператора (В.А. Бодров, А.И.Губинский, Б.Ф.Ломов, В.М.Небылицин, Г.С.Никифоров, В.А.Пономаренко, М.А.Котик, Ю.Г.Фокин). Многообразно влияние работ в области психологии профессиональной деятельности на развитие других отраслей психологической науки.
Общепсихологическое значение имеет разработка принципов алгоритмизации мыслительной деятельности человека (Г.М.Зараковский, В.Н.Пушкин), исследование глазодвигательного поведения при решении мыслительных оперативных задач (Н.Д.Завалова, М.М.Власова, В.А. Барабанщиков, А.А.Митькин), анализ психологических факторов сложности деятельности (В.Ф.Венда, Ю.Я.Голиков, А.Н.Костин), изучение процессов профессионализации, развития личности в период профессионального становления (В.А.Бодров, Е.А.Климов, Т.В.Кудрявцев, Ю.П.Поваренков).
Исследования образных компонентов восприятия и мышления (В.П Зинченко, В.А. Барабанщиков, Д.Н. Завалишина, Т.П. Зинченко, Н.Д. Завлова) в связи с задачами инженерно-психологической практики внесли существенный вклад в разработку проблем константности восприятия, механизмов информационного поиска, обнаружения и опознание сигналов, изучение вербальных компонентов мышления. Разработаны принципы образного представления информации. Исследования проблемы оптимального кодирования информации позволили более полно представить восприятие как активный процесс, в основе которого лежит свойство преобразования опознавательных знаков, сокращения их числа путем синтезирования в новые оперативные единицы.
Развитие и применение методов системного анализа и организации взаимодействия человека и ЭВМ (В.Ф. Венда, O.K. Тихомиров, Г.Л. Смолян, П.С. Тур-зин) позволило выделить и изучить проблемы соотношения творческих и детерминированных компонентов в процессах реше-
ния интеллектуальных задач с помощью ЭВМ, психологические критерии и факторы сложности решения и их оптимизации, многоуровневую взаимную адаптацию человека и ЭВМ, перспективы создания новых интеллектуальных систем типа «гибридного интеллекта» и т.д. Установлено, что, опосредуя психический образ, концептуальную модель интегральными характеристиками — например, психологическими факторами сложности задачи, — можно измерять ее как целостную систему.
Исследование детерминации процессов решения технических задач с помощью специальных программ и информационных систем ЭВМ представляет интерес при изучении закономерностей познания. Традиционно процесс принятия решения психологи пытались разложить на составляющие (процессы, операции, блоки, функции и т.п.). Каждое из этих описаний методологически основано на допущении аддитивности составляющих процессов решения. В то же время, опосредствуя психический образ, концептуальную модель интегральными характеристиками — психологическими факторами сложности (В.Ф.Венда) вместо попытки раскладывать модель на составляющие, можно измерить ее как целостную систему. Эта система является: а) вторичной по отношению к реальному объекту в системе отображения информации; б) исторически обусловленной развитием техники, обучением, т.е. априорными стратегиями решения, отраженными в структурах и программах ЭВМ; в) целеустремленной — цели системного решения определены социально через профессию человека, ее общественные функции; г) обусловленной онтогенетически индивидуальными особенностями человека; д) стохастической — подверженной случайным воздействиям.
Ряд других направлений исследований в области психологии профессиональной деятельности (например, профессионализация личности, механизмы регуляции психических состояний, личностная детерминация поведения в экстремальных условиях и др.) имеет столь же высокое значение для развития других отраслей психологии.
Научные школы (центры)
Развитие исследований в области психологии профессиональной деятельности неразрывно связано с формированием научных школ и коллективов ученых, разрабатывающих различные проблемы психологии труда и управления, инженерной психологии и эргономики. Эти коллективы сложились прежде всего в Московском, Санкт-Петербургском (Ленинградском), Ярославском университетах, в ГосНИИ авиационной и космической медицины (г. Москва), Институте психологии РАН. Ряд известных специалистов продуктивно работают в этой отрасли психологии в других высших учебных заведениях, академических и отраслевых институтах.
В Московском государственном университете им. М.ВЛомоносова становление школы психологов труда и инженерных психологов связано с именами А.Н. Леонтьева, В.П.Зинченко, Е.А.Климова, а также с деятельностью Ю.К.Стрелкова, А.Б.Леоновой, О.Г.Носковой, Е.М.Ивановой, О.Н.Чернышевой и других специалистов. Основные направления исследований по психологии профессиональной деятельности включают методологические вопросы анализа деятельности; формирования концептуальной и информационной модели; когнитивные закономерности операторской деятельности; психологические проблемы самоопределения личности; изучение механизмов регуляции функциональных состояний и др. Работы Е.А. Климова в области психологии профессий позволили создать наиболее универсальную их классификацию. Разработке теоретико-методологических проблем инженерной психологии и эргономики и, в частности, их социально-предметного статуса, дисциплинарной организации и концептуального строя, исторической схематизации посвящены исследования А.А. Пископпеля, Л.П. Щедровицкого и др. Одним из основателей отечественной инженерной психологии и эргономики является В.П.Зинченко.
Санкт-Петербургский университет вошел в историю психологической науки
как родоначальник отечественной инженерной психологии. Развитию этой отрасли психологии способствовала прежде всего деятельность Б.Г.Ананьева, его ученика Б.Ф.Ломова, а также их последователей: А.А.Крылова, Г.В.Суходольского, Г.С.Никифорова, Т.П.Зинченко, М.К.Ту-тушкиной, А.И.Нафтульева, В.Л.Мари-щука и др. Широкую известность и неоценимое влияние на становление этой научной дисциплины оказало издание в 1963 г. (2-е изд. — 1966 г.) книги Б.ФЛомова «Человек и техника».
В стенах ЛГУ работами Б.ФЛомова положено начало развитию идей системного подхода применительно к задачам психологической науки. Одним из путей реализации системного подхода в инженерной психологии стала разработанная А.А.Крыловым концепция включения человека в информационный процесс. Ведущими проблемами инженерно-психологических исследований ученых университета явились: 1) проектирование деятельности оператора на основе ее декомпозиции, алгоритмизации, синтеза алгоритмических моделей, компоновки информационных моделей и рабочих мест; 2) изучение психологических аспектов профессиональной надежности человека, в частности механизмов ее психической регуляции, самоконтроля и т.д.; 3) исследование процессов приема и переработки информации оператором, кодирования информации и декодирования сообщений; 4) изучение макро- и микроструктурных процессов опознания сигналов и интегральных изображений; 5) теоретико-экспериментальные исследования проблем психологического отбора и подготовки специалистов, в частности вопросов диагностики и развития профессионально важных качеств личности [Никифоров, Суходольский, 1989].
Факультет психологии СПбУ активно развивает новые формы подготовки психологических кадров по вопросам трудовой деятельности и систематически проводит республиканские научные конференции по инженерной психологии и эргономике. Научная школа психологов Ярославского государственного университета сформи-
ровалась под влиянием идей и активной деятельности В.Д.Шадрикова и его учеников: В.Н.Дружинина, А.В.Карпова, Ю.П. Поваренкова, В.А.Шкаликова, Р.В.Шрей-дера и др. Ведущим направлением работ представителей этой школы явились систе-могенетические исследования профессиональной деятельности, а также вопросы профессиональных способностей и их психодиагностики, психологического анализа деятельности, закономерностей процесса трудового обучения и регламентации деятельности, изучения процессов принятия решений, профессионализации личности и др. Существенное влияние на развитие ряда направлений психологии труда оказала монография В.Д.Шадрикова «Проблемы системогенеза профессиональной деятельности» (1982).
В ГНИИИ авиационной и космической медицины работы по психологическому изучению профессиональной деятельности связаны с именами К.К.Платонова, ЮА.Петрова, П.К.Исакова, Н.Д.За-валовой, В.А.Пономаренко, В.А.Бодрова, Г.М.Зараковского, Б.Л.Покровского, В.А.Попова, Л.С. Хачатурянца и многих других специалистов. Работы авиационных психологов и медиков проводились совместно с ведущими учеными других организаций, такими как Ю.П.Добролен-ский, А.А.Красовский, М.И.Бобнева, В.П.Зинченко, Ю.М.Забродин, В.Ф.Руба-хин, Д.Н.Завалишина и др.
К основным достижениям авиакосмической психологии следует отнести разработку теоретических и методических вопросов профессионального психологического отбора авиационных специалистов и его внедрение в 1964 г. в практику комплектования высших учебных заведений ВВС.
Применение методологии системного подхода к изучению проблемы безопасности полетов и надежности деятельности летчиков привело к разработке концепции о «личном» и «человеческом» факторах в авиационной аварийности [Лапа, Поно-маренко, Разумов, 1993]. Под «личным» фактором понимается совокупность индивидуальных особенностей конкретного человека (профессиональных, физиологи-
ческих, психологических), которые могут стать причиной возникновения ошибок или же способствовать их возникновению. В понятие «человеческий» фактор включается совокупность свойств и качеств человека, характерных для летного контингента в целом, неучет которых в конструкции авиационной техники, в условиях и организации летной деятельности может приводить к ошибочным действиям.
Опираясь на теорию психического отражения, на результаты системного инженерно-психологического изучения деятельности летчика, Н.Д.Завалова, Б.Ф.Ломов и ВА.Пономаренко разработали оригинальную концептуальную схему понятия «образ полета» [Завалова, Ломов, По-номаренко, 1986]. Представления о его структуре и функциях имеют продуктивное значение для авиационной инженерной психологии, являясь теоретической основой для решения практических задач инженерно-психологического проектирования деятельности летчика, его обучения и тренировки, оптимизации информационной модели полета.
Обобщение экспериментального материала по изучению закономерностей психической регуляции действий летчика в автоматизированных системах позволило обосновать в качестве определяющего принципа при решении практических задач распределения функций между человеком и автоматическими устройствами принцип активного оператора, предполагающий актуализацию техническими средствами психофизиологических возможностей человека, поддержание его базовых характеристик, прежде всего — уровня активности мыслительных процессов и готовности к двигательным действиям [Пономаренко, Завалова, 1992].
К числу других направлений исследований авиационных психологов следует отнести совершенствование методов обучения летчиков на основе применения концепции образной регуляции действий и сознательного построения их внутренних механизмов, использования речевого общения для формирования (или поддержания) целостного образа полетной ситуации; раз-
работку концепции создания адаптивных систем индикации (изменение характеристик средств отображения информации (СОИ) в зависимости от условий среды и состояния летчика); обоснование принципов, методов и средств медико-психологической реабилитации летчиков с функциональными нарушениями вследствие хронических профессиональных неудач и т.д. (В.А. Бодров, А.А. Ворона, В.В. Лапа, Ю.А. Кукушкин, А.А. Обознов, А.Н. Разумов, В.А. Пономренко, П.С. Турз<