Краткая история психодиагностики
Разнообразные аналоги психодиагностической практики можно найти в древней истории. Примером может служить процедура приема человека на государственную службу в древнем Китае более 3000 лет назад, где претендента подвергали различным испытаниям, главным из которых было знание определенного количества иероглифов. Древние греки, например пифагорейцы, сочетали обучение в своей школе с проверкой полученных знаний. В средневековье в университетах для присвоения ученых званий и степеней необходимо было сдавать соответствующие экзамены. Однако следует заметить, что большинство описанных психодиагностических практик возможно соотнести лишь с критериальным тестированием, для которого характерно сопоставление достижений человека с четким внешним, объективным критерием.
Как самостоятельная наука психодиагностика основывалась на двух дисциплинах: психологии экспериментальной и
дифференциальной. Из экспериментальной психологии были заимствованы экспериментальные процедуры, позволяющие фиксировать те или иные психические особенности. Так, в конце прошлого века акцент в экспериментальных исследованиях, проводившихся, например в лаборатории В. Вундта в Лейпциге, делался на фиксации сенсорных феноменов и определении чувствительности различных анализаторов и времени простой сенсомоторной реакции. Это послужило основой для создания первых тестов, диагностирующих именно эти свойства. Следует отметить, что экспериментальное исследование всегда проводится в целях подтверждения (опровержения) некоторых теоретических положений, гипотез. При этом предполагается, что большинство испытуемых будут реагировать примерно одинаково. Наличие значительного, непредсказуемого разброса в результатах объясняется обычно действием неучтенных переменных, а сам эксперимент признается неудачным. То есть в экспериментальном исследовании всегда наблюдается тенденция к обобщению получаемых результатов и объяснению их через общие переменные. В психодиагностике прослеживается обратная тенденция: считается успешной именно та экспериментальная процедура, которая дает максимальный разброс результатов (дифференцирующая сила методики).
Несмотря на различие в ориентации исследований обшепсихологических, экспериментальных исследований и дифференциально-психологических, первые психологические эксперименты выявили необходимость строгого соблюдения условий их проведения. При этом была доказана важность наблюдений испытуемых в стандартных условиях, а стандартизация всей процедуры диагностики стала одним из отличительных признаков корректно разработанной психодиагностической методики.
Непосредственное начало психологическому тестированию положил английский биолог сэр Ф. Гальтон. Пытаясь выяснить степень сходства между родителями и их потомками, он обследовал боль-
шое количество учебных учреждений, где проводил измерения антропометрических, физических характеристик, остроты слуха и зрения, времени реакции и других простых сенсомоторных функций учащихся. Ученый разработал много простых тестов: линейка Гальтона для зрительного различения длины, свисток для определения высоты звука, серии разновесов для измерения кинестетического различения и др. Он полагал, что чем лучше человек выполняет простые сенсомоторные тесты, тем выше уровень его интеллекта. «Чем лучше наши органы улавливают различия, тем обширнее поле, на котором могут действовать наши интеллект и рассудок» [Gallon, 1883, р. 27]. Гальтон первым применил оценочные шкалы, анкетирование и технику свободных ассоциаций. Другой его заслугой стала разработка методов математической статистики. Его ученик Пирсон предложил свой способ оценки взаимосвязи между двумя измеряемыми переменными, известный сегодня как корреляция Пирсона.
В 1890 г. Дж. Кеттел ввел понятие «умственный тест» для серии испытаний мышечной силы, скорости движений, чувствительности к боли и других простейших сенсомоторных реакций. Однако согласованность между успешностью выполнения «умственного теста» и академической успеваемостью или мнением учителей была минимальной.
Более сложные тесты были предложены немецкими психологами. Э. Крепе-лин разработал экспериментальные процедуры для определения интеллектуального утомления и отвлекаемости на материале элементарных арифметических действий. До сих пор используется его методика «Счет с наращиванием» для диагностики объема оперативной памяти.
Первым интеллектуальным тестом стала шкала Бине-Симона, разработанная в 1905 г. Тесты были рассчитаны на оценку широкого диапазона функций: при этом акцент делался на способности к суждению, пониманию и рассуждению, так как именно эти компоненты интеллекта А. Бине считал основными. А. Бине и Т. Си-
мон ввели понятие «умственный возраст» в качестве показателя развития интеллекта, соответствующего среднему уровню развития интеллекта для данной возрастной группы. Например, если по результатам выполнения теста «умственный возраст» ребенка составлял 6 лет, а на самом деле ему было 5,5 года, то это означало, что его интеллектуальное развитие опережает фактическое на 0,5 года. Позднее в Америке шкала Бине—Симона была адаптирована в Станфордском университете (шкала Станфорд-Бине); там же В. Штерн предложил использовать коэффициент интеллекта IQ, определяемый как отношение между умственным и фактическим возрастом, умноженное на 100%.
Другим направлением развития психодиагностики стала разработка личностной психодиагностики. Началом такого тестирования можно считать использование Э. Крепелиным и Р. Соммером методики свободных ассоциаций для обследования больных с психическими отклонениями (по: [Анастази, 1982]). Ассоциативный эксперимент стимулировал появление рада проективных методик типа «Незаконченные предложения». В 1928 г. А. Пейн впервые использовал ответы при «завершении предложений» для изучения личностных особенностей. Но самой популярной проективной психодиагностической методикой стал тест «Чернильные пятна» Г. Роршаха. Он предъявлял людям с различными психическими нарушениями чернильные пятна, оставленные на бумаге, и выяснял, какие ассоциации они вызывают. Обобщив полученные результаты, Роршах пришел к выводу, что существует связь между даваемыми ответами и характером психического заболевания.
Исходным вариантом личностных опросников можно считать листок личностных данных Р.С. Вудвортса, разработанный им в годы первой мировой войны и предназначенный для первичного выявления людей, страдающих неврозами и непригодных для несения военной службы. Впоследствии этот «листок» послужил основой для создания опросника по эмоциональной регуляции.
Методы психодиагностики
Подробно рассказать о всех методах и методиках психодиагностики или просто назвать их не представляется возможным, так как их количество в настоящее время превышает 2000. Однако среди них есть ограниченное число общеизвестных методик, определяющих в целом облик психодиагностики. Приведем некоторые из них и изложим основания для классификации психодиагностических методик (более широкий их перечень и краткое описание см.: [Бурлачук, Морозов, 1989]).
Наиболее естественным основанием для классификации психодиагностических методик является психологическое содержание измеряемого свойства. Однако определение понятия «свойства» достаточно проблематично. Можно назвать два аспекта этой проблемы: содержательный и психометрический.
Содержательный аспект данной проблемы предусматривает рассмотрение трех основных точек зрения на понятие психического свойства [Witzlack, 1977]. Первая — гипотеза идентичности — предполагает, что психические свойства — это свойства (особенности) поведения, всего лишь термин для обозначения параметров поведения; вторая — гипотеза абстракции — рассматривает психические свойства как генерализованную реакцию, как обобщение отдельных форм поведения; третья — гипотеза диспозиции — предлагает считать психические свойства диспозициями поведения, причинами, детерминирующими, направляющими и регулирующими поведение, возможно, имеющими свою физиологическую природу. Проблема усугубляется еще и тем, что поведение есть функция и личности, и ситуации.
Психометрический аспект предполагает рассмотрение различий между свойствами по характеру измерения их интенсивности. Так, точечные свойства обладают только качественной определенностью. Линейные свойства, или одномерные, имеют определенную интенсивность и могут изменяться лишь в направлении уменьшения или увеличения. В факторную те-
орию интеллекта (К. Спирмен, Л. Терстон, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк) вводятся понятия «общий интеллект», «креативность» и др.; при этом учитывается, что данные свойства являются линейными. Однако Ф. Гальтон и В. Вейс считали, что талант либо есть, либо его нет, т. е. они молчаливо признавали талант точечным свойством. По мнению К. Юнга, установка сознания может быть либо экстравертированной, либо ин-тровертированной (точечное свойство); Г. Айзенк же утверждает, что вполне можно определить уровень экстраверсии— интроверсии (линейное свойство). Многомерные свойства подвержены различным изменениям, поэтому их можно свести к совокупности одномерных. Одномерные свойства можно представить как совокупность точечных свойств.
По типу диагностируемых психологических свойств методики психодиагностики можно разделить на следующие группы: методики диагностики познавательных способностей (оценки особенностей восприятия, памяти, внимания, интеллекта, креативности); специальных способностей (музыкальных, актерских, технических, деловых качеств и т. д.); личностных черт; самосознания; индивидуального сознания; мотивационной сферы; межличностных отношений и др. [Общая психодиагностика, 1987; Анастази, 1982].
Другим критерием классификации психодиагностических методик является мера «объективности—субъективности». В случае объективных методик влияние психодиагноста на результаты минимально; при применении субъективных методик результаты обследования зависят от опыта и интуиции исполнителя.
Проведение обследований с использованием психодиагностических методик требует от психодиагноста выполнения различных технологических операций, что является еще одним основанием для классификации методик [Шмелев, 1996]. Так, выделяют аппаратурные методики диагностики психофизиологических показателей, аппаратурные поведенческие методики, тесты способностей, методики диагностики креативности, личностные
тесты-опросники, методики субъективного шкалирования, проективные методики, технику репертуарных решеток, структурированное интервью, клиническую беседу, ситуационное тестирование, различные интерактивные методики (тренинги, «ролевые игры», организаци-онно-деятельностные игры).
Аппаратурные методики диагностики психофизиологических показателей используют: частоту сердечных сокращений, электрокардиограмму, электроэнцефалограмму, функции дыхания, кожно-гальва-ническую реакцию, критическую частоту слияния мельканий, различные виды мио-граммы, плетизмограммы, вызванных потенциалов коры головного мозга и др. Такого типа методики часто применяют для диагностики функционального состояния наряду с субъективными отчетами испытуемого о своем состоянии [Леонова, 1984].
Аппаратурные поведенческие методики.Определение времени простых и сложных сенсомоторных реакций на различные стимулы, диагностика чувства равновесия и психомоторной координации, тремор, точность движений и др. Разновидностью аппаратурных методик являются тесты-тренажеры профессиональных умений: имитаторы полета на самолете, управления движением воздушным транспортом, езды на автомобиле и др. [Кулагин, 1984]. Тесты способностей — это батареи разнообразных заданий типа «меню»: с различными вариантами ответов или «открытые», без возможных вариантов ответов. Часто их называют объективными тестами, поскольку почти всегда известен правильный ответ на то или иное задание и можно объективно знать, правильно оно выполнено или нет. Наиболее известны следующие тесты: шкала умственного развития Станфорд-Бине (IQ), шкалы измерения интеллекта Векслера [Панасюк, 1973], тест структуры интеллекта Амтхауэра [Акимова идр.,. 1996], прогрессивные матрицы Раве-на [Лучшие психологические тесты, 1991], тест Вандерлика [Практикум по психодиагностике, 1992], свободный от культуры тест интеллекта Р.Кеттела, тест на концентрацию внимания KLT [Duker, Lienert,
1965], тест на вычеркивание D2 [Bricken-kamp, 1972], методика определения объема кратковременной памяти, «Счет с наращиванием» [Марищук, 1984], тест общих способностей GABT и др.
Особое место занимают методики диагностики креативности.В них априори отсутствует правильный ответ; оценка креативности, как правило, определяется по показателю статистической редкости ответа для выборки стандартизации. Наиболее известными являются: Южнокалифорнийский тест интеллекта, тест креативности Торренса [Аверина, Щелбанова, 1996; Воронин, 1994] и методика отдаленных ассоциаций Медника [Галкина, Алексеева, 1993; Воронин, Галкина, 1994].
Пожалуй, наибольшее распространение получили личностные тесты-опросники, которые представляют собой ряд вопросов или утверждений с возможными вариантами ответов (как правило, два или три). В отличие от тестов способностей в них отсутствуют объективно правильные или неправильные ответы, но ответ на каждый пункт опросника предопределяет степень выраженности той или иной черты. Под чертой обычно понимается некая переменная, фиксирующая интегральную диспозиционную стратегию поведения человека, складывающуюся под действием различных уровней регуляции: на уровне организма, на социально-нормативном уровне и на личностном уровне [Столин, 1983]. Традиционно выделяют три класса черт: конституциональные — обусловленные свойствами организма и задающими ограничения для максимально широких классов ситуаций; индивидные — обусловленные опытом жизнедеятельности в определенных социально-нормативных ситуациях; личностные, или рефлексивно-ситуационные, — обусловленные осознанием человеком собственного поведения и поведения других людей и проектированием своего поведения в зависимости от различных ситуаций в будущем. Многие эмпирически определенные черты в большей или меньшей степени обусловлены тремя факторами: конституцией, средой, личностью.
Психодиагностика конституциональных диспозиций (темперамента) проводится, как правило, с использованием опросника темперамента Стреляу [Марищук, 1984] и опросника структуры темперамента Русалова [Русалов, 1990]. Два базисных параметра индивидуальности, «экстраверсию—интроверсию» и «нейро-тизм—эмоциональную стабильность», диагностируют с помощью опросника Ай-зенка [Лучшие психологические тесты, 1991]. Другие базисные параметры диагностируют с помощью опросников Май-ерс—Бриге и Киерси [Овчинников и др., 1994], которые позволяют определять психологический тип человека по следующим основаниям: «экстраверсия— интровер-сия», «ощущения—интуиция», «мышление—эмоциональность», «планомерность, рассудительность—импульсивность». В какой-то степени вторичные факторы опросника 16PF также могут быть отнесены к указанной категории опросников. Уже упомянутые «эстраверсия» и «нейротизм» дополняются факторами «рациональность—эмоциональность», очевидно связанными с волевой регуляцией деятельности, и фактором «конформизм».
Наиболее широко признанной является методика «Большая пятерка» («Bigfive»), диагностирующая следующие черты: «самоуверенность—неуверенность», «дружелюбие—враждебность», «сознательность-импульсивность», «эмоциональную стабильность—тревожность» и «интеллектуальную гибкость—ригидность». Концепция этой методики разрабатывалась многими авторами [У. Норман, Л.Гольдберг, П. Коста, Р. Мак-Крей, Д. Дигман, Ф. Ос-тендорф, Б.де Раад, А. Шмелев, М. Бодунов, С. Бирюков и др.) на основе психолингвистического анализа и факторного анализа различных языковых обозначений личностных черт, принятых в разных культурах. Указанная «пятерка» факторов отражает общие черты личности, присущие различным языковым культурам. «Big five» является логичным продолжением работ Р. Кеттела, которые завершились созданием известного 16-факторного личностного опросника, использовавшего
факторный анализ для определения основных факторов, обусловливающих проявление самых разных черт личности и зафиксированных в терминах обыденного языка. Проблема, однако, заключается в том, что почти всегда, видоизменяя содержание пунктов опросника, можно получить шкалы (факторы семантического пространства), отличающиеся от первоначальных и представляющие собой комбинацию вновь полученных шкал [Шмелев, Похилько, 1985]. Другими словами, выбор той или иной системы шкал при психо-лингвйстическом подходе к конструированию опросников зависит от замысла разработчика и определяется исходным перечнем черт (особенностей поведения, переживаний, взаимодействия и т. п.). Вследствие этого релевантность шкал опросника должна определяться не прогно-стичностью, а теоретической моделью (например, личности вообще) или моделью взаимодействия руководителей среднего уровня и факторами, выявленными в ходе эмпирического исследования конкретной ситуации.
К такого рода опросникам можно отнести основную часть патохарактерологичес-ких опросников. Так, теория акцентуаций личности по К. Леонгардту послужила основой для создания личностного опросника Г. Шмишека. Другим вариантом методики диагностики акцентуаций характера подростков стал опросник ПДО, разработанный А.Е. Личко. Самый известный опросник MMPI [Березин и др. 1976, Собчик, 1990], предложенный С. Хатуэем и Дж. МакКинли в 1940 г., является реализацией типологического подхода к изучению личности и создан на основе психиатрических представлений того времени.
Заметим, однако, что опросники позволяют предсказывать лишь незначительную часть особенностей поведения человека в конкретных ситуациях, всего лишь 4—9% дисперсии экспериментальных данных. Максимальная доля дисперсии приходится на взаимодействие ситуационных и личностных факторов (по: [Шмелев, 1987]). Впрочем, для людей с акцентуациями характера эти показатели,
очевидно, выше, так как, согласно определению, они обладают некой социальной ригидностью и стереотипностью действия в различных социальных ситуациях.
Особо отметим опросники диагностики интересов. Изучение проблемы интересов получило заметное развитие в связи с расширением консультационной работы, касающейся вопросов образования и выбора профессии. С позиций и работника, и работодателя учет интересов индивида имеет практическое значение, поскольку реальные профессиональные достижения основываются как на способностях, так и на соответствующих интересах. Однако прямые вопросы по поводу будущей профессии и определенного образа жизни не вполне адекватны, так как мало кто хорошо осведомлен о различных видах деятельности (особенно молодежь) и информирование зачастую основано на стереотипах, навязанных масс-медиа. Проблема заключается в том, что человек в редких случаях может «проникнуться» к той или иной профессиональной деятельности без активного в ней участия. Поэтому большинство таких опросников базируется на косвенных признаках профессий, складывающихся в них отношениях между людьми и на их отношении к окружающему миру. Наиболее известным считается опросник профессиональных интересов Стронга—Кемпбелла, в котором 23 шкалы интересов представляют шесть типов профессий согласно модели Дж. Холланда (практические, исследовательские, художественные, социальные, предпринимательские, конвенциональные). Применяются опросники Кьюдера, основанные на эмпирических исследованиях предпочтений (общих интересов) молодежи. В нашей стране в целях профессионально ориентационной работы используется дифференциально-диагностический опросник и «Карта интересов» Е.А. Климова [Климов, 1990].
Одной из первых методик измерения ценностей человека можно считать опросник Э. Шпрангера, приведенный им в труде «Типы людей» в начале XX в. Этот опросник позволяет оценивать ценности по шести направлениям: экономические,
эстетические, социальные, политические, религиозные. Широко распространена методика диагностики локуса контроля Дж. Роттера [Лучшие психологические тесты, 1991]. С ее помощью дается обобщенная оценка интернальности—экстерналь-ности, однако последние варианты предполагают измерения экстернальности-ин-тернальности в области достижений, неудач, семейных, производственных, межличностных отношений, а также в отношении здоровья и болезни [Бажин и др., 1984]. Однако наиболее известным является тест М. Рокича, предназначенный для определения предпочтений человека в отношении терминальных и инструментальных ценностей [Лучшие психологические тесты, 1991].
Диагностика мотивации с помощью опросников основана на предпочтении испытуемых следовать тем или иным формам поведения, инициируемым различными типами мотивации, либо на предпочтении некоторых поведенческих и личностных особенностей, эмпирически связанных с различными типами мотивации. Основная проблема измерения мотивации с помощью опросников связана со снижением адекватности ответов из-за действия факторов социальной желательности и защитной мотивации. Однако при минимизации этих факторов опросники мотивации являются вполне надежными и валидными инструментами. Наиболее известны «Список личностных предпочтений» А. Эдвардса и «Форма по изучению личности» Д. Джексона, основанные на теоретических представлениях о мотивации Г. Мюррея. Опросники А. Мехраби-ана и Р. Нигара, Т. Гьесме позволяют диагностировать степень выраженности мотивов достижения успеха и избегания неудачи. Опросник для измерения аффеля-тивной тенденции и чувствительности к отвержению Мехрабиана измеряет два указанных в его названии мотива [Практикум по психодиагностике, 1992].
Методики субъективного шкалированияоснованы на отражении характеристик объекта путем установления их числовых отношений и упорядочивания в опреде-
ленную числовую систему При этом шкалы, по которым происходит упорядочивание эмпирических объектов, могут быть либо заданы извне, либо имплицитны, скрыты как для испытуемого, так и для исследователя. Наиболее очевидными методиками такого плана являются варианты общего семантического дифференциала Осгуда и разнообразные частные семантические дифференциалы, в основном применяемые для диагностики функционального состояния и особенностей Я-концеп-ции. Зачастую предпринимаются попытки использовать шкалы многофакторных личностных опросников в качестве шкал для субъективного шкалирования собственных личностных особенностей. Наибольшую известность приобрела рейтинг-форма опросника Кеттела 16PF, где каждая из 16 шкал представлена тремя шкалами для субъективного шкалирования в парадигме «свойства—способы .действия—ситуации». Однако основная проблема при использовании такого рода методик заключается в том, что не все люди способны легко и просто оценивать окружающих и самих себя. Известное разделение людей на два типа по оси «Judging—Perceiving» позволяет успешно применять подобные методики лишь для половины популяции (по: [Овчинников, 1994]). Прием субъективного шкалирования используется во многих традиционных методиках: «Свободная сортировка по Гарднеру», тест цветовых предпочтений М. Люшера, тест Л. Сонди, тест юмористических фраз [Практикум по психодиагностике, 1992].
При использовании различных шкал психодиагностами данный метод выступает как метод экспертных оценок и служит для структурирования эмпирического материала, полученного в ходе разного рода психодиагностических процедур (например, включенное наблюдение, ситуационный тест, «ролевая игра» и т. п.).
Особый класс составляют проективные методики. Основной феномен, лежащий в их основе, состоит в том, что косвенные воздействия на значимые области переживаний и поведения человека приводят к пертурбациям в нормальной экс-
периментальной деятельности. Известные проективные методики, такие, как тест словесных ассоциаций Юнга, тест чернильных пятен Роршаха, тематический апперцептивный тест Мюррея, тест выбора цветов Люшера, тест руки Вагнера, методика Розенцвейга, тест Сонди, активно используются сегодня в основном в практике психодиагностики клинической ориентации, что позволяет не столько выявлять аномалии личности, сколько прогнозировать индивидуальный стиль поведения, переживания и аффективного реагирования в значимых или конфликтных ситуациях, а также обнаруживать плохо осознаваемые и неосознаваемые аспекты личности. Основные проблемы работы с такими методиками связаны прежде всего с изменением интерпретационных схем и содержаний интерпретаций в соответствии с изменившимся культурным фоном и глобальными переменами в общественном сознании, приведшими к серьезной смене социальных норм поведения (сексуальная революция, атомизация семьи, приоритет мультикультурализма, изменение социальных ролей мужчины и женщины и многое другое).
Особое место занимает техника репертуарных решеток, позволяющая диагностировать особенности индивидуального сознания. Преодолевая парадигму номо-тетического подхода, характерную для большинства методик психодиагностики, техника репертуарных решеток, или тест личностных конструктов Р. Келли [Фран-селла, Банистер, 1987], в совокупности с другими идеографическими методиками позволяют описать закономерности внутреннего мира человека его собственными словами; тем самым обнаруживается уникальность каждой личности. Технику репертуарных решеток используют для самых разнообразных целей: выделение особенностей Я-концепции; выяснение представлений человека о значимых других и себе самом, о кризисной ситуации, в которой он оказался, и ее существенных элементах; выявление особенностей восприятия других людей, а также имплицитных теорий личности и способностей, прису-
щих различным социальным группам, и др. Данная методика направлена на реконструкцию индивидуального семантического пространства человека, выявление субъективных шкал, позволяющих ему дифференцировать объекты окружающего мира с помощью индивидуально значимых терминов (выявление конструктов). Техника репертуарных решеток является первым этапом работы по созданию частных семантических дифференциалов, которые все шире используются в социально-психологических и социологических исследованиях (например, восприятие рекламных видеороликов разными группами населения, определение оптимального стиля взаимодействия с покупателем при продаже разнообразных товаров, оценка различных видов рекламной продукции и т. п.). Большинство частных семантических дифференциалов входит в шкалы общего семантического дифференциала, позволяющие определить самое общее отношение человека к объекту, интересующему исследователя.
«Репертуарные решетки» используются либо как самостоятельный инструмент, если исследование проводится в парадигме личности Дж. Келли (основоположника этого метода), либо как вспомогательное средство для конкретизации проблемы и составления подробного плана психодиагностического обследования.
7.4.4. Дифференциальная психометрика
Методологической основой психодиагностики является дифференциальная психометрика, или наука о дифференциально-психологических измерениях. Она обосновывает требования, которым должны удовлетворять измерительные психодиагностические методы, а также процедуры их разработки и применения. В дифференциальной психометрике отсутствуют эталоны для измерений, поэтому числовые значения (ранги, категориальные шкальные значения и т. п.) «приписываются» самим людям. То есть в качестве эталона используется сама психодиагнос-
тическая методика и люди сравниваются между собой по результатам ее выполнения. При этом абсолютные значения, получаемые в ходе выполнения той или иной методики (например, испытуемый А дал 90% правильных ответов), мало что говорят о выраженности исследуемого качества и приобретают некоторый смысл только при сравнении с результатами других испытуемых — при сопоставлении с нормами выполнения теста на выборке стандартизации. Достоинства измерительных методов — объективный характер процедуры и возможность перепроверки полученных результатов. Однако эти достоинства являются следствием требований, предъявляемых к психодиагностическим методикам: репрезентативности (соответствие тестовых норм выборки, на которой проводилась стандартизация тестовым нормам обследуемой популяции), надежности (точности и устойчивости измерений), валидности (соответствие методики измеряемому концепту) (Анастази, 1982; Общая психодиагностика, 1987].
Построение обобщенной модели теста — одна из основных проблем тестирования. От ее решения зависит выбор метода конструирования теста, способ определения его измерительных качеств, выбор измерительной шкалы, методов обработки данных и т. д. Модель теста имеет важное значение и потому, что процедура тестирования относится к классу «измерений по определению». То есть мы определяем природу свойств человека, пропуская их через измерительную процедуру. Традиционными обобщенными измерительными моделями теста являются математические модели, описывающие взаимодействие измерительного инструмента (теста) и объекта (человека), обладающего психическими свойствами, которое организуется для оценки объекта измерения.
Большинство этих моделей относится к классу модел—признаки». Ответив на вопросы о том, какие свойства «приписываются» пунктам теста, какова предполагаемая измерительная природа свойства и как взаимодействуют между собой свойства и пункты (признаки), мы можем оп-
ределить модель теста. В зависимости от типа отношений (линейные, неопределенные, отношения эквивалентности) между свойствами и признаками существует несколько основных модификаций обобщенной модели теста: модель сходств, простая вероятностная модель Раша, модель латентного континуума Лазарсфель-да [Дружинин, 1990]. Согласно результатам анализа обобщенной модели, показатель мощности интерпретации и число заданий в тесте связаны между собой: чем больше мы стремимся к мощной интерпретации, тем большее количество индикаторов требуется для достижения заданного уровня достоверности измерения (валидности).
Переход от модели «испытуемый-тест» к модели «испытуемый—тест—экспериментатор» предполагает теоретическое рассмотрение процедуры и результатов тестирования в зависимости от типа взаимодействия испытуемого и экспериментатора и выдвигает требование оценки экологической валидности психодиагностической методики при ее соотнесении с научно-практической задачей.
В более широком смысле вся ситуация в целом может существенным образом влиять на результаты тестирования. Решающим фактором, определяющим ситуацию тестирования, является субъект принятия решения (сам испытуемый или другое лицо) при «входе» в ситуацию психодиагностического обследования и «выходе» из нее. Приведем описание четырех крайних вариантов психодиагностических ситуаций (научно-практических психодиагностических задач [Дружинин, Воронин, 1988]). Первый — «добровольное участие в эксперименте, самостоятельный выбор дальнейшего поведения»; в основном соответствует ситуации консультации, предполагающей добровольное обращение за консультационной помощью и самостоятельное принятие решения о своей дальнейшей судьбе. Второй — «принудительное участие, самостоятельный выбор поведения»; ситуация принудительного обследования. Третий — «добровольное участие в обследовании, выбор поведения после обследо-
вания навязан»; типичная ситуация отбора. Четвертый — «принудительное обследование, выбор поведения после обследования навязан»; ситуация аттестации. Общее влияние ситуации сводится к следующему: в ситуации добровольного обследования испытуемый проявляет «аффелятив-ный симптомокомплекс», а в ситуации принудительного обследования он уже выступает сторонником социальных норм. Данные изменения фиксируются с помощью личностных методик (например, опросника Кеттела 16PF).
Принудительное участие в обследовании ведет к усилению мотивации социального одобрения, что сказывается на блокаде высших интеллектуальных функций при неизменной продуктивности простейших интеллектуальных навыков (актуализация информации из памяти, запоминание, нахождение числовых закономерностей, решение простых арифметических задач и т. д.).
Можно констатировать, что наиболее адекватной ситуацией для тестирования способностей и личностных качеств является психологическая консультация при добровольном участии в ней обследуемого. В других диагностических ситуациях валидность большинства методик существенно снижается, и в пределе они перестают измерять то, для чего создавались [Дружинин, Воронин, 1988].
В существующем на сегодняшний день подходе к тестированию элиминируются различные стратегии и качественное своеобразие используемых решений, что не позволяет раскрыть специфику решений, характерных для некоторых групп испытуемых. Создание моделей тестирования, учитывающих эти факторы, является в настоящее время актуальной проблемой.
Традиционные модели тестирования способностей предполагают наличие определенного уровня развития того или иного свойства у испытуемого (одномерное измерение либо континиум), но не предполагают различных уровней «неспособности». Попытка перехода к биполярности интеллектуальных способностей и креативности позволит, в частности, объяснить различ-
ный уровень решения эквивалентных заданий одинаковой сложности.
Используемые сегодня модели ориентированы на результат, получаемый в ходе тестирования; при этом процесс тестирования и процедура проведения игнорируются (либо признаются неудовлетворительными, а результаты — недействительными). Реально же тестирование происходит во времени и постоянство уровня проявления способности по ходу всего тестирования сомнительно. Более того, на различных этапах тестирования выполнение эквивалентных заданий может основываться на разных способностях. Учет данного положения в моделях тестирования позволит содержательно интерпретировать протоколы испытаний с неудовлетворительными (с точки зрения традиционных моделей) результатами.
В заключение назовем некоторые актуальные направления исследований в области психодиагностики.
Первое из них связано с широким внедрением компьютеров. Можно сказать, что компьютерное тестирование сегодня является таким же распространенным, как и традиционное. Однако большинство компьютерных психодиагностических методик представляет собой лишь автоматизированную копию бумажных бланковых аналогов. Компьютер предъявляет стимульный материал, испытуемый вводит ответы, используя клавиатуру или «мышь», а далее в соответствии с процедурой подсчета тестового балла компьютер подсчитывает результат и «выдает» некую его интерпретацию.
Более интересный вариант компьютерного тестирования основан на адаптивных алгоритмах, предполагающих те или иные действия компьютера в зависимости от предыдущих действий испытуемого. Однако при этом возможен отход от кумулятивно-аддитивных моделей тестирования, предполагающих связь степени выраженности качества и частоты его проявления, и переход к уровневым моделям, связывающим степень выраженности кач<