Моделирование психических процессов и поведения
Математические моделив психологии. В математической психологии принято выделять два направления:- математические модели и- математические методы. Мы нарушили эту традицию, так как считаем, что нет необходимости выделять отдельно методы анализа данных психологического эксперимента. Они являются средством построения моделей: классификации, латентных структур, семантических пространств и др.
Для моделирования взаимодействий субъекта и среды используется аппарат исследования операций.Исследование операций (ИО) — одна из дисциплин, способствующих развитию общей теории систем в смысле построения когнитивных моделей механизмов функционирования этих систем. Поэтому в основе нашей типологии моделей лежат методы ИО, используемые для из разработки.
Математические модели в психологии по методам исследования операций в основном можно разделить на:
• детерминированные— теория графов, геометрическое моделирование, логико-математическое моделирование;
• стохастические— вероятностные, теории игр, теории полезности, динамическое программирование.
Детерминированные модели
Логико-математическое моделирование Модели рефлексии. Единственной к настоящему времени удачной общей моделью рефлексивного поведения является «формула человека» В. Лефевра [19911. Модель обладает большой прогностической силой. В теории рефлексивных процессов Лефевра предполагается, что субъект живет в мире, в котором существуют два полюса: позитивный и негативный. Субъекту соответствуют четыре переменные: значения Х,,х2, х3, х, [0,1].х, — это мера давления мира, склоняющего субъекта выбрать
положительный полюс; х, — субъективная оценка давления мира в сторону позитивного полюса; х3 — мера интенции субъекта выбрать положительный полюс; X! — мера готовности субъекта выбрать положительный полюс. Если X, = 1, то субъект готов выбрать положительный полюс, если X, = 0, — то отрицательный.
Теоретической моделью субъекта является формальный оператор X, =f(xr x^, х3). Чтобы определить конкретный вид функции, Лефевр формулирует три аксиомы.
1. Аксиома свободы воли означает, что если мир плох (х, = 0) и воспринимается субъектом как таковой (х2 = 0), то любая субъективная интенция превращается в объективную готовность:
2. Аксиома незлонамеренности утверждает, что если мир подталкивает субъекта к совершению хорошего поступка (х, = 1), то тот всегда совершает хороший поступок: X, = 1 при любых х2 и х3.
3. Аксиома доверчивости утверждает, что если субъект видит мир идеальным (х2 = 1), то он готов совершить действие по требованию мира.
Если функция Дхр х2, х3) линейна по каждой из переменных и выполнены все аксиомы, то
Модель Лефевра позволяет выявить роль «золотого сечения» в задачах выбора, объяснить различие в результатах психофизических опытов с категориальной и магнитудной стимуляцией.
Модель В. Лефевра стала основой создания классической модели выбора Брэдли—Терри— Льюса. При некоторых дополнительных предположениях модель Лефевра объясняет естественную генерацию музыкальных интервалов и ряд других результатов.
В. Крылов (1994), анализируя проблему единственности, формулирует некоторые аксиомы, приводящие к появлению других
механизмов рефлексивного поведения человека, позволяющих моделировать феномены, описанные Э.Берном (1992): исключительность родителя, взрослого, ребенка, предрассудки, бредовые идеи и т. д.
Модели теории графов и геометрическое моделирование К данному типу относится моделирование психологических структур и процессов. Например, восприятие можно моделировать с помощью построения субъективных пространств; при разработке теории личности используются модели классификации и реконструируются семантические пространства и т. д. Эти модели строятся на основе применения методов многомерного шкалирования и кластерного анализа. Входными данными в эти методы являются матрицы близостей.
Для подсчета матрицы расстояния необходимо выбрать метрику или метод вычисления расстояния между объектами в многомерном пространстве. Наиболее часто используются следующие метрики: Евклида:
Исходный этап для применения МШ (многомерное шкалирование) и КА (кластерный анализ) — это вычисление расстояний между строками или столбцами.
Наиболее распространенной считает-
ся обычная евклидова метрика. Ее обобщение — метрика Минковского, частным случаем которой является манхэттеновс-кая метрика, или метрика сити-блок. Нормализованные евклидовы расстояния в большей степени подходят для переменных, измеренных в различных единицах или значительно отличающихся по величине. Манхэттеновская метрика, как правило, применяется для номинальных или качественных переменных.
Расстояния, вычисляемые на основе коэффициента корреляции отражают согласованность колебаний оценок в отличие от метрики Евклида, которая определяет в среднем сходные показатели.
Кластерный анализ (КА). КА позволяет строить систему классификации исследованных объектов и переменных в виде «дерева» (дендрограммы) или же осуществлять разбиение объектов на заданное число удаленных друг от друга классов.
Методы КА можно расклассифицировать на: внутренние (признаки классификации равнозначны); внешние (существует один главный признак, который определяют по остальным). Внутренние методы можно разделить на: иерархические (процедура классификации имеет древовидную структуру); неиерархические.
Иерархические подразделяются на: агломеративные (объединяющие); дивизивные (разъединяющие). В психологии наиболее распространен иерархический дивизивный метод. Он позволяет строить «дерево» классификации п объектов посредством их иерархического объединения в группы или кластеры на основе заданного критерия — минимума расстояния в пространстве т переменных, описывающих объекты. Кроме того, с его помощью осуществляется разбиение некоторого множества объектов на естественное число кластеров (заранее это число неизвестно). Графическое представление результатов дается в виде «дерева» иерархической кластеризации. По оси X — объекты, подлежащие классификации (на одинаковом расстоянии друг от друга). По оси Y — расстояния, на которых происходит объединение объектов в кластеры. Для опре-деления естественного числа кластеров вводится оценка разбиения на классы, которую вычисляют по величине отношения средних внутрикластерных расстояний к межкластерным (А. Дрынков, Т. Савченко, 1980). Глобальный минимум оценки характеризует естественное число классов, а локальные — под- и над-структуры. Методы иерархического КА различаются по стратегии объединения, т. е. пересчета расстояний. Выделяются стратегии ближайшего соседа. При объединении /-го иу-го классов в класс к расстояние между новым классом к и любым другим классом h пересчитывается следующим образом:
где ni, nj, nk — число объектов в классах i и к.
Первые две стратегии, за исключением последней, изменяют пространство (сужают и растягивают). Поэтому если не удается получить достаточно хорошего разбиения на классы с помощью третьей стратегии, то используются первые две. При этом первая стратегия объединяет классы по близким границам, а вторая — по дальним.
Помимо разбиения на классы необходимо установить также объекты, через которые классы связаны друг с другом (например, социальной психологии при исследовании взаимоотношений в коллективах). Это делается с помощью дендритного КА, который часто применяется совместно с иерархическим [Плюта, 1981]. Главная роль в нем принадлежит дендриту — ломаной линии, которая не содержит замкнутых ломаных и в то же время соединяет любые два элемента. Предполагается по-
строение дендрита, у которого сумма длин связей минимальна. Сначала для каждого объекта находится ближайший, при этом образуются скопления первого порядка, которые затем также объединяются по величине минимального расстояния до тех пор, пока не будет построен дендрит. Группы объектов считаются вполне отделимыми, если длина дуги между ними dik > Ср, где Ср = Сср + S; Сср — средняя длина дуги; S — стандартное отклонение.
Дендриты могут иметь форму розетки, амебообразного следа, цепочки. При совместном использовании иерархического и дендритного КА распределение элементов по классам осуществляется по первому методу, а взаимосвязи между ними анализируются с помощью дендрита.
Наиболее эффективным является совместное использование иерархического КА и метода К-средних. В методе К-сред-них необходимо задать количество классов, на которые предполагается множество объектов. В алгоритме реализована итерационная процедура разбиения на классы. Первоначально выделяется К центров будущих классов, затем все оставшиеся объекты распределяются по этим классам с постоянным накапливанием веса класса и изменением его центра при присоединении к нему нового объекта. Процесс считается завершенным, если при построении новых центров структура классификации не изменяется. В методе реализована также возможность построения усредненных профилей классов и выявления значимых различий между переменными для различных классов.
Многомерное шкалирование (МШ). Одним из количественных методов изучения психических явлений и процессов, адекватно отражающих их системный характер, признан метод МШ. С его помощью анализируются попарные различия D^ между элементами i и j, в результате чего строится геометрический образ системы. Элементы системы изображаются точками моделирующего пространства, а связям между элементами соответствуют расстояниям dr между i и j. Метод МШ разрабатывался в работах У. Торгерсона, Р. Шепарда, К. Кумбса, Д. Краскала, Ф. Янга, В. Крылова и др.
Модели МШ можно расклассифицировать по двум основаниям.
По типу данных, полученных в эксперименте: прямое субъективное шкалирование (задана одна матрица близостей D.); модель предпочтений (задана матрица близостей Dr и матрица предпочтений); модель индивидуального шкалирования (задано несколько матриц близостей). По процедуре реализации метода: метрическое шкалирование (расстояния в реконструированном пространстве &} пропорциональны различиям Dif полученным в эксперименте); неметрическое шкалирование (данные Dr монотонно связаны с расстояниями dfj в пространстве Минковского).
Метод Шепарда-Краскала позволяет вычислять показатель стресса, т. е. невязку между исходными и вычисленными различиями между объектами:
где <L — расстояния между объектами, вычисленные в процедуре МШ; D~— исходные различия.
Шкалирование в псевдоевклидовом пространстве (не выполняется аксиома неравенства треугольника). В методе Крылова величина расстояния между объектами определяется по формуле
где Е принимает значение 1 для евкли-дового пространства и —1 — для псевдо-евклидового. Функция стресса для этих пространств вычисляется и выбирается наименьшая.
Нечеткое шкалирование (данные описаны «нечеткими» психолингвистическими шкалами) (Крылов, Головина):
Совместное использование МШ и КА позволяет провести анализ данных, более адекватный, чем дает применение каждого метода в отдельности. При больших выборках необходимо сначала выделить подгруппы с помощью КА, а затем с помощью МШ реконструировать пространство всей группы и каждой подгруппы в отдельности (при необходимости). На основании обобщенного опыта было обнаружено, что при КА маленькие классы адекватны данным, часто являясь осмысленными группами, а большие — нет. И наоборот, небольшие изменения в данных могут стать причиной существенных изменений в локальном взаимном расположении точек, полученных с помощью М Ш. В то же время общее расположение точек внутри конфигурации является содержательным (см. работы Граева, Суппеса).
Стохастические модели .Вероятностные модели
Модели с латентными переменными. Модели с латентными переменными являются важным классом вероятностных моделей. Они основаны на предположении о том, что наблюдаемые, измеряемые тестами переменные могут быть объяснены с помощью так называемых латентных, более глубинных переменных, которые невозможно измерить непосредственно, однако можно оценить их значение косвенно. К методам латентных переменных относятся конфирматорный и эксплора-торный факторный анализ, регрессионный анализ, од-нофакторный анализ, методы латентных структур. МакДоналд предложил обобщенную модель латентных структур.
Цель создания моделей с латентными переменными — объяснение наблюдаемых переменных и взаимосвязей между ними с помощью латентных переменных. При заданном значении наблюдаемых переменных требуется сконструировать множество латентных переменных и функцию, которая достаточно хорошо аппроксимировала бы наблюдаемые переменные, а в конечном счете — плот-
ность вероятности наблюдаемой переменной.
В факторном анализе основной акцент делается на моделировании значений наблюдаемых переменных, их корреляциях, ковариациях, а в методах латентно-структурного анализа — на моделировании распределения вероятности наблюдаемых переменных.
Модели факторного анализа (ФА). Работа Пирсона (1901) — первая, которая была посвящена методу главных компонент. Большой вклад при разработке теста на интеллект внесли К. Спирмен (1927, 1946), Л. Терстон (1947, 1951), а при разработке теории личности — Р. Кеттел (1947,1951)иГ.Айзенк.
Входные данные, обрабатываемые методом ФА, — это корреляционная или ковариационная матрицы. Коэффициент корреляции — мера взаимодействия между двумя переменными х и у. В зависимости от типа шкал можно выделить следующие коэффициенты корреляции.
Если х, у измерены в шкале отношений, то используется коэффициент корреляции Пирсона:
где х, у — средние выборочные по переменным х и у соответственно.
Если х, у — дихотомическая шкала, то используется коэффициент сопряженности ф:
где рх — относительное число, 1 по х и у; рх — относительное число, 1 по х; qx — относительное число, 0 по х; ру — относительное число, 1 по у; qy — относительное число, 0 по у.
Если х, у — шкала порядка (ранги), то используется коэффициент корреляции Спирмена:
где х; и у. — ранги i-ro объекта характеристик х и у.
Основная цель методов — выявление интегральных латентных факторов по наблюдаемым переменным, что означает построение для данной корреляционной матрицы К соответствующей матрицы нагрузок А. Матрица А определяется численными методами, при этом количество факторов не должно превышать количество наблюдаемых переменных. То есть соотношения между п наблюдаемыми переменными должны объясняться возможно меньшим числом латентных факторов. Первый принцип, лежащий в основе классической модели ФА, — постулат о линейной независимости между латентными характеристиками; второй — наблюдаемые переменные могут быть представлены как линейная комбинация некоторых латентных факторов. Ряд этих факторов является общим для нескольких переменных, другие — специфические, связанные в основном только с одной переменной.
В 1960-е гг. в связи с быстрым развитием методов ФА появилось огромное число различных методов. В дальнейшем проявляется тенденция к обобщениям: возникает нелинейный ФА, построение обобщающей модели с латентными переменными, возникновение и развитие конфирматорного ФА.
Обобщенная математическая модель ФА в матричном виде — это К = AFA1 + L2, где А — матрица нагрузок, К — корреляционная матрица, L — матрица ошибок, F — единичная матрица факторов.
Основные этапы ФА: 1) сбор эмпирических данных и подготовка корреляционной (ковариационной) матрицы; 2) выделение первоначальных (ортогональных) факторов; 3) вращение факторной структуры и содержательная интерпретация результатов ФА.
Второй этап — это прежде всего вы-бор метода ФА. Назовем наиболее используемые из них в психологии.
Метод главных компонент. Его модель имеет вид K-L2=AAT=VCVT' где V — матрица собственных векторов, С — диагональная матрица собственных значений. То есть в данном методе поиск решения идет в направлении вычисления собственных векторов (факторов), а собственные значения характеризуют дисперсию (разброс) по факторам.
Метод главных факторов. Для определения числа факторов используются различные статистические критерии, при помощи которых проверяется гипотеза о незначительности матрицы корреляционных остатков.
Метод максимального правдоподобия (Д. Лоли), в отличие от предыдущего, основывается не на предварительной оценке общностей, а на априорном определении числа общих факторов и в случае большой выборки позволяет получить статистический критерий значимости полученного факторного решения.
Метод минимальных остатков (Г. Харман) основан на минимизации внедиаго-нальных элементов остаточной корреляционной матрицы; проводится предварительный выбор числа факторов.
Альфа-факторный анализ был разработан специально для изучения психологических данных; выводы носят в основном психометрический, а не статистический характер; минимальное количество общих факторов оценивается по собственным значениям и коэффициентам общности. Факторизация образов, в отличие от классического ФА, предполагает, что общность каждой переменной определяется как линейная регрессия всех остальных переменных. Перечисленные методы отличаются по способу поиска решения основного уравнения ФА. Выбор метода требует большого опыта работы. Однако некоторые исследователи используют сразу несколько методов, выделенные же во всех методах факторы считают наиболее устойчивыми.
Третий этап — это «поворот» факторов в пространстве для достижения простой структуры, в которой каждая переменная характеризуется преобладающим влиянием какого-то одного фактора. Выделяются два класса вращения: ортогональное и косоугольное. К ортогональным методам относятся методы «Varymax» (Kaiser, 1958) — максимизируется разброс квадратов факторных нагрузок по каждому фактору в отдельности, что приводит к увеличению больших нагрузок и уменьшению— маленьких. «Quartymax» — простая структура; в отличие от предыдущего метода формируется для всех факторов одновременно. В некоторых случаях важнее получить простую структуру, чем сохранить ортогональность факторов. Для достижения этого используются аналогичные методы косоугольного поворота: «Oblymin» и «Oblymax». Все описанные выше модели ФА относятся к эксплораторному (поисковому) ФА. Настоящим переворотом в ФА было изобретение конфирматорного (подтверждающего) КФА. Основной принцип КФА: в качестве гипотезы формируется структура ожидаемой матрицы факторных нагрузок (весов), которая затем накладывается на заданную корреляционную матрицу. Гипотеза подвергается статистической проверке, и постепенно исследователь приходит к соответствующим экспериментальным данным матрице нагрузок, не прибегая к вращению факторов. Однако гипотеза должна основываться на серьезном анализе природы изучаемых переменных и лежащих в их основе факторов. Часто для этого проводится предварительно эксплораторный ФА. В качестве математического аппарата в данной модели используется моделирование с помощью линейных структурных уравнений.
Данный подход предполагает априорное формулирование гипотез относительно количества латентных и измеряемых переменных, а также их взаимосвязи. Можно выделить следующие этапы: • составляется диаграмма путей, представляющая собой графы, в которых присутствуют измеряемые и латент-ные переменные, соединенные
стрелками (направлены в сторону влияний);
• строятся системы уравнений мно-жественой регрессии; их количество соответствует количеству зависимых переменных;
• проверяется соответствие предложенной модели (системы уравнений) эмпирическим данным;
• осуществляется перебор моделей на данных одной выборки.
Метод КФА позволяет оценить валид-ность тестов (конструктную, дискрими-нантную, конвергентную). Использование множества индикаторов для каждого латентного конструкта дает возможность представить степень, с которой каждая переменная объясняет латентную переменную. Остаточная дисперсия обусловлена случайными флуктуациями. С помощью параметров измерительной модели определяется внутренняя согласованность теста, по которой можно говорить об уровне надежности измерения. В программе LISREL надежность измеряемых переменных представляется в виде множественных корреляций этих переменных с латентными конструктами (P. Bent-ler, 1982,1992; D. Cole, 1987). Моделирование с помощью латентно-структурных уравнений позволяет также проводить анализ данных лонгитюдного исследования с множественными индикаторами (K.Joreskog, 1979, 1988).
Модель латентных классов. Все модели латентных структур предполагают локальную независимость характеристик. То есть для данной латентной характеристики наблюдаемые переменные независимы в смысле теории вероятностей.
В основе модели лежит формула Бэй-еса, которая связывает априорную вероятность с апостериорной.
Общая методология сводится к введению в модель (в качестве исходных данных) априорной плотности распределения параметров и последующему нахождению по формуле Бэйеса (с учетом экспериментальных данных) их апостериорной плотности распределения. Априорно задаются две латентные характеристики:
25 психология XXI века
количество классов (К) и соответствующее им относительное число испытуемых в классе — Р(к), а также параметр, позволяющий устанавливать степень вероятности определенного ответа на i-й вопрос при условии, что испытуемый относится к k-му классу — r(k). Априорное задание этих латентных характеристик соответствует гипотезе исследователя либо задается стандартными способами.
Вероятность появления i-ro профиля
По формуле Бэйеса вычисляется апостериорная (с учетом реальных профилей ответов испытуемых на вопросы теста) вероятность принадлежности к классу к при условии, что испытуемый имеет i-й паттерн ответов:
Для каждого класса строится наиболее вероятный профиль ответов его представителей.
Данный метод полезен при адаптации существующих новых опросников и их разработке, а также для анализа результатов исследования (J. Rost, 1988; Т. Савченко, 1995). При адаптации опросников метод латентно-структурного анализа (LSA) позволяет выделить вопросы теста, которые не соответствуют предложенной модели и подлежат замене или переформулированию. Метод LSA используется также для проведения типологизации по множественному критерию.
Модели научения. Вероятностные модели представляют самый широкий класс моделей в психологии. Модели такого типа существуют почти во всех ее разделах. Многие модели описаны в соответствующих разделах данного руководства, здесь же приведены отдельные, наиболее характерные примеры.
Так, в моделях научения есть класс вероятностных моделей. Примером общей вероятностной модели процесса научения является модель, имеющая два подмножества гипотез (К. Chow, J. Cotton, 1983; Ch. Brainerd, 1982). Согласно этим моделям, испытуемый выдвигает гипотезу из одного подмножества; в случае верного решения в следующем испытании гипотеза выдвигается из этого же множества, а в случае неудачи — с вероятностью р происходит выбор одного из двух подмножеств. Однако модели, имеющие три подмножества гипотез, более адекватно отражают процесс идентификации понятий.
В качестве примера автоматной вероятностной модели можно привести разра-ботаннную А. Дрынковым (1985) модель, описывающую кривые научения и представляющую собой автомат-подкрепления со счетным множеством состояний.
Модели принятия решений
Теория принятия решений представляет собой набор понятий и семантических методов, позволяющих всесторонне анализировать проблемы принятия решений в условиях неопределенности.
Можно выделить три основных подхода к построению моделей процесса принятия решения: теорию статистических решений, теорию полезности и теорию игр. Эти теории нашли применение в психологической практике. Теория принятия решений моделирует поведение людей, которые, принимая решение, действуют в соответствии с некоторыми аксиомами. В основе теории принятия решений лежит предположение о том, что выбор альтернатив должен определяться двумя факторами: 1) представлениями лица, принимающего решение о вероятностях различных возможных исходов, которые могут иметь место при выборе того или иного варианта решения; 2) предпочтениями, отдаваемыми различным исходам. Первое — субъективная вероятность, второе — ожидаемая полезность.
Теория полезности. Основы современной теории полезности были заложены А. Крамером и Д. Бернулли (1738), которые предположили, что для многих людей полезность богатства увеличивается с убывающей скоростью по мере его роста. Лишь в 1931 г. философ и математик Ф. Рамсей построил систему аксиом для субъектив-
но ожидаемой полезности. Опираясь на его результаты, Л. Сэвидж (1964) ввел строгую систему аксиом для субъективно ожидаемой полезности, которая формируется из аксиом предпочтения. Теория предпочтений основывается на отношении нестрогого < «у не предпочтительнее, чем х» или строгого предпочтения < «х предпочтительнее, чем у» (G. Fishburn, 1972). В последних работах чаще используется строгое предпочтение. Функция U называется функцией полезности для отношения предпочтения > на X, если и(х) > и(у) для любых х и у, таких, что х > у.
В настоящее время модель Сэвиджа для субъективно ожидаемой полезности получила наибольшее признание среди теорий принятия решений с риском: SEU = Р* U, где SEU — субъективно ожидаемая полезность исхода; U — полезность наступившего исхода; Р* — субъективная вероятность наступившего исхода. Субъективная вероятность — число, выражающее степень возможности данного события (по мнению субъекта).
С. Стивене и Е. Галантер (1957) получили линейную функцию субъективной вероятности с искажениями на концах шкалы. Позже А. Тверски и Д. Канеман (1974) показали, что люди недооценивают низкие вероятности и переоценивают средние и высокие.
В теории максимизации принимаются аксиомы, комбинирующие субъективную вероятность и полезность.
В теории принятия решений оценки вероятностей, полученные на основе суждения одного лица, входят в сумму I (E) = 1, где Е| (i = 1,2... п) — полный набор взаимоисключающих событий, и если она не равна единице, то меняются рассматриваемые оценки [Кеепеу, 1974]. Для оценки распределения вероятностей величин, имеющих большое количество значений, берется несколько точек функции распределения этой величины и находится кривая, оптимально проходящая через эти точки.
Если необходимо использовать уже имеющиеся данные совместно с экспертными оценками, то теорема Бэйеса дает возможность уточнить вероятностные
25*
оценки с учетом полученной дополнительной информации. Для дискретного случая теорема имеет вид
P(E|S) = P(S|E) P(E)/I(S|E) P(E),
где S — данные, P(E/S) — вероятность события Е при данном S, a P(S|E) — вероятность S при данном Е. Функции Р(Е) и P(E|S) означают соответственно априорную и апостериорную вероятности для дискретного случая.
Достаточно широкий диапазон суждений можно выразить посредством функций одного класса. Функции внутри класса можно изменять, используя теорему Бэйеса.
Существуют четыре важных этапа процесса принятия решений: 1) определение альтернативных способов действия; 2) описание вероятностей возможных исходов; 3) ранжирование предпочтений возможных исходов через их полезность; 4) рациональный синтез информации, полученной на первых трех этапах.
Теория игр
Теория игр является «теорией математических моделей принятия оптимальных решений в условиях конфликта» (Ю. Гер-мейер, 1972). Она используется для моделирования поведения в конфликтной ситуации. Под конфликтом понимается явление, применительно к которому можно указать, какие стороны и как в нем участвуют, какие возможны исходы, кто и как в них заинтересован. Понятие игры в теории игр аналогично понятию конфликта в психологии.
Понятие оптимальности поведения сторон представляет наиболее важный элемент теоретико-игрового подхода к изучению конфликтов, так как выбор принципа оптимальности фактически равнозначен формализации представлений исследователя о модели принятия решений в подобных ситуациях. Одним из наиболее распространенных является принцип максимально гарантированного результата, заключающийся в том, что сторона, принимающая решения, всегда выбирает действие, дающее максимально гарантированный эффект независимо от действий других участников конфликта. Родоначальником теории игр является Дж. фон Нейман. В России — это Ю. Гермейер, Г. Поспелов. Теория игр, так же как и теория принятия решений, — самостоятельное направление в исследованиях операций; она используется во многих науках в качестве аппарата моделирования и аппарата представления. Различаются игры: позиционные и в нормальной форме; антагонистические и с непротивоположными интересами; двух лиц и п лиц. Игра считается полностью заданной, если известно количество участников, их стратегии и матрицы возможных исходов. В конечной игре существуют гарантированные стратегии, обеспечивающие участнику выигрыш, не меньший, чем гарантированный.
Л. Сэвидж ввел понятие риска. Он работал с матрицей риска, дополняющей матрицу полезности. Иначе говоря, выбирается действие, приводящее к минимизации максимально возможного риска.
Ю. Гермейер ввел аналогичный критерий для игр с непротивоположными интересами. Модели, разработанные на основе теории игр, дают хороший прогноз, однако при моделировании вводится достаточно много ограничений, а также не учитываются личностные характеристики участников, поэтому, несмотря на усовершенствование математической теории игр, она обладает существенными ограничениями. В связи с этим актуальной задачей математической психологии в данном направлении можно считать создание формальных математических моделей поведения человека в зависимости от его субъективного опыта, личностных характеристик и мотивации (Т. Савченко, 1990). Важным приложением аппарата теории игр является его использование в экспериментальной психологии в качестве экспериментальной методики изучения поведения в ситуации с непротивоположными интересами (А. Раппопорт, К. Терхьн, М. Пилмак, А. Лебедев, Т. Савченко).